Метод и результаты подтверждения конструктной

Валидности МИСС.

В основу валидизации МИСС положен тезис, очевидность которого не вызывает сомнения. Это тезис о том, что конструкты различаются вероятностью, с которой удается прогнозировать, какой из полюсов конструкта является наиболее привлекательным для испытуемого. Есть конструкты, в которых вероятность предпочтения того или иного полюса составит около 50%. (Женатый – Холостой). В то же время существуют конструкты, в которых в подавляющем большинстве случаев желанным оказывается только один полюс (Умный – Глупый). Утверждение «Я хочу быть умным» соответствует здравому смыслу, в то же время, высказывание «Я хочу быть глупым» звучит абсурдно почти для каждого.

На основании изложенного тезиса была сформулирована гипотеза: если алгоритм МИСС выявляет диспозиции модальностей Я случайным образом, то абсурдные диспозиции и диспозиции, согласующиеся со здравым смыслом, будут встречаться с одинаковой частотой.

Теоретически возможными являются четырнадцать типов диспозиций. Семь из них соответствуют здравому смыслу, другие семь - не соответствуют. Их схематические формулировки и частота ( f ) встречаемости приведены в таблице 1.2.

Проверка гипотезы осуществлялась на 36 тестах, содержавших конструкт«Умный глупый». Тесты принадлежали испытуемым, которые в разное время проходили тестирование у автора. Особенность проверки заключалась в том, что во всех тестах оценка идеального Я была намеренно изменена на противоположную, с «хочу быть умным» на «хочу быть глупым». Это было сделано с целью предотвратить возможные сомнения, связанные с тем, что тип диспозиции может однозначно определяться сырыми оценками в тесте.

Как видно из таблицы 1.2, из 36 выстрелов 36 попаданий. Гипотезу о равной частоте появления абсурдных и неабсурдных диспозиций можно отвергнуть без применения статистических критериев. Есть основания считать, что диспозиции модальностей Я выявляются в МИСС не случайным образом и, следовательно, методика валидна.

Возможно, приведенных результатов кому-то покажется мало. Но не следует забывать, что МИСС еще очень молода. В течение шести лет она проходила проверку в руках автора. Работа по развитию методики, ее теоретическому осмыслению, првязке к прикладным задачам и т. д., только начинается. Усилий одного человека для такой работы, конечно, недостаточно.

Для тех, кто все-таки сомневается в валидности МИСС, автор рекомендует один очень простой способ - проведите тест на себе. Обычно в таких случаях звучит примерно один и тот же отзыв: «Картинка - более, чем реалистична».

Таблица 1.2. Частоты типов диспозиций по конструкту

«Умный – глупый» на материале 36 тестов.

Тип диспозиции. Диспозиции, согласующиеся со здравым смыслом - идеальное Я склоняется к полюсу «Умный»   f Абсурдные диспозиции –идеальное Я склоняется к полюсу «Глупый»   f
Мечта 1. Я хочу стать умным, но не получается. 2. Я хочу стать глупым, но не получается.
Развитие 3. Я поумнел, хочу стать еще умнее 4. Я поглупел, хочу стать еще глупее.
Достижение 5. Я стал умным, каким хотел стать 6. Я стал глупым, каким хотел стать
Инерция 7. Я стал более умным, чем сам того хотел 8. Я стал более глупым, чем сам того хотел.
Ностальгия 9. Я поглупел, хочу быть умным, как в прошлом. 10. Я поумнел, хочу быть глупым, как в прошлом.
Конфликт 11. Хочу быть умным, но глупею 12. Хочу быть глупым, но умнею.
Ценность 13. Я был, есть и хочу оставаться умным 14. Я был, есть и хочу оставаться глупым
  Сумма:  

Заключение.

Теперь, в завершение теоретической части, настало время подвести итог и оценить, насколько главное понятие МИСС – диспозиция модальностей Я - соответствует предъявленным к нему требованиям.

Первое требование к диспозиции было сформулировано так: «Она должна включать когнитивный, аффективный и волевой компоненты». Этому вопросу посвящены два параграфа «Подход к самооценке: когнитивный и аффективный компоненты диспозиции» и «Регуляторно-волевой компонент диспозиции». Уже в этом коротком прикосновении к сложной теме видно, что диспозиция все три указанных компонента содержит в своей структуре.

Второму и третьему требованиям диспозиция также полностью соответствует. В ней, по определению, представлены все модальности Я, точнее – проекции модальностей на шкалу конструкта, а также социальное окружение, выступающее основой знания о себе и самоотношения.

Соответствию диспозиции четвертому требованию - о наличии неосознаваемых компонентов - уделено место в параграфе «Горизонтальные структуры диспозиций». Там показано, что каждая из модальностей Я в отдельности может осознаваться, но комбинация модальностей, которая собственно и отвечает за конкретные поступки, часто не осознается.

Пятое требование - о включенности в диспозицию аспекта «Мое» - полностью выполняется на уровне диспозиции. Элементы, включаемые в сферу «Мое» (ребенок, жена, профессия), ничем не отличаются от других элементов. Более того, если несколько расширить список этих персонажей, например, включив в него наряду с женой образ жены в прошлом и образ идеальной жены, то в результате можно получить типы диспозиций, аналогичные описанным выше («Мечта», «Ностальгия», «Достижение» и т. д). Для этого даже нет необходимости проводить тест дважды. Достаточно просмотреть по очереди два типа диспозиций. Нередко бывает, что в одной сфере у человека полный порядок, а в другой одни конфликты и ностальгии.

Шестому требованию об иерархичности диспозиция также соответствует. Этот вопрос обсуждается в параграфе «Вертикальные структуры диспозиций».

И, наконец, соответствию диспозиции седьмому требованию (к функциям) посвящен отдельный параграф «Функции диспозиций модальностей Я».

Таким образом, диспозиция соответствует всем требованиям к единице анализа «Я».

Раздел II. Экранные формы

и работа с программой.

Главное меню.

Главное меню обеспечивает доступ ко всем экранным формам программы. Оно состоит из пунктов «Файл», «База данных», «Ввод данных», «Анализ», «Справка».

Доступ к главному меню осуществляется при помощи клавиши «Alt».Перемещение между пунктами меню – горизонтальные и вертикальные стрелочки. Вход и выбор команд меню – клавиша «Enter».

Меню «Файл».

· Команда «Открыть» (Ctrl + О)

Метод и результаты подтверждения конструктной - student2.ru Вызывает диалоговое окно «Открытие файла». Доступными являются только файлы с расширением «*.nln». Это файлы, в которых сохраняются сведения о результатах тестирования: фамилии клиентов, их элементы и конструкты, координаты вершин графов и т. д.

После выполнения этой команды список базы данных заполняется фамилиями клиентов, сведения о которых хранятся в выбранном файле.

· Команда «Создать» (Ctrl + N).

Вызывает диалоговое окно «Создание базы данных». Вы можете создавать отдельные базы данных для того, чтобы сохранять в них сведения о разных группах клиентов. Например, данные о группах тренинга, профконсультирования, детях, предпринимателях и т. п.

· Команда «Выход» (Ctrl + Q).

Эта команда завершает работу с программой.

Меню «База данных».

 
  Метод и результаты подтверждения конструктной - student2.ru

· Команда «Просмотр» вызывает экранную форму «База данных».

· Команды «Все записи», «Фамилия», «Пол», «Возраст», «Дата», «Примечания».

Выбор любой из этих команд вызывает диалоговое окно «Выбор по шаблону».

Например, если вы выберите команду «Фамилия» и в появившемся диалоговом окне напечатаете несколько первых букв фамилии, то после щелчка по кнопке «ОК» список базы данных заполнится только теми фамилиями, которые начинаются с указанных букв. Таким способом удобно выводить данные одного и того же клиента, но полученные в разное время.

Команда «Все записи» заполняет список базы данных фамилиями всех клиентов.

Меню «Ввод данных».

Метод и результаты подтверждения конструктной - student2.ru Как правило, этот пункт меню выбирается при вводе данных нового теста. Он содержит три команды, вызывающие экранные формы с одноименными названиями: «Ввод элементов, «Ввод конструктов» и «Ввод оценок».

Последовательность ввода данных может быть любая. Кроме того, вы можете вызывать эти экранные формы для внесения исправлений в списки конструктов, элементов или оценок.

Меню «Анализ».

Метод и результаты подтверждения конструктной - student2.ru Этот пункт меню вызывает экранные формы, обеспечивающие анализ и просмотр результатов тестирования, подготовку печатной информации, сохранение результатов в графических (*.bmp) и текстовых (*.txt) файлах.

· Команда «Кластер конструктов».

Эта команда обеспечивает появление экранной формы для анализа кластера конструктов и диспозиций элементов на шкалах конструктов.

· Команда «Граф конструктов».

Вызывает форму, обеспечивающую построение и анализ корреляционного графа конструктов.

· Команда «Граф элементов».

Вызывает форму, обеспечивающую построение и анализ корреляционного графа элементов.

· Команда «Таблицы».

Обеспечивает доступ к матрицам корреляций конструктов и элементов, а также к таблице проекций элементов на шкалы конструктов.

· Команда «Сводные характеристики».

Показывает сводные статистические и содержательные характеристики конструктов.

· Команда «Установка диспозиций».

Выводит вспомогательное окно «Установка диспозиций». Это окно обеспечивает возможность автоматической интерпретации самооценочных диспозиций («Мечта», «Конфликт» и т. д.).

Меню справка.

В этом пункте вы найдете сведения о том, куда обращаться за помощью в случае возникновения проблем с эксплуатацией программы.

Экранная форма «База данных»

Назначение:

· Запись в базу данных формальных све­дений о новом клиенте (Ф.И.О. и т.п.) и задание размер­ности репертуарного теста (количество элементов и конст­руктов).

· Вызов для просмотра, анализа или редактирования резуль­татов ранее введенных тестов.

Метод и результаты подтверждения конструктной - student2.ru
Рисунок 2.1. Экранная форма «База данных».

1. Главное меню. 2. Список базы данных. 3. Название и путь к файлу базы данных. 4. Текстовые поля для ввода формальных сведений о клиенте. 5. Текстовые поля установки размерности репертуарного теста. 6. Полосы прокрутки. 7. Кнопка <Редактировать> 8. Кнопка <Добавить> 9. Кнопка <Отказ> 10. Кнопка <Удалить> 11. Кнопка <ОК> 12. Поле комментариев  

Наши рекомендации