Компетенции регионального консультанта по супервизии
1. Знания:
· Понимание целей супервизии.
· Ясность относительно границ супервизии.
· Понимание следующих элементов:
- организационного;
- образовательного;
- поддерживающего.
2. Навыки организации супервизии:
· Может объяснить цель супервизии.
· Может удерживать соответствующие границы отношений.
· В отношениях с группой руководствуется:
- доверительностью;
- конгруэнтностью;
- доверием;
- непосредственностью.
· Может сохранять баланс между образовательной и поддерживающей функцией.
· Знает об особенностях групповой динамики.
· Умеет работать со сложными участниками в группе.
· Может закончить сессию вовремя, выполнив все задачи.
3. Навыки супервизорской интервенции:
· Адекватно использует следующие типы интервенций:и
- информирование;
- конфронтация;
- катализирование;
- поддержка.
· Предоставляет обратную связь, которая характеризуется:
- ясностью;
- конкретностью;
- сбаланированностью.
· Может фокусироваться:
- на передаваемом содержании;
- на интервенциях супервизируемого;
- на отношениях между клиентом и супервизируемым;
- на контрпереносе супервизируемого;
- на отношениях в супервизии;
- на более широком контексте.
4. Отличительные особенности:
· Настроенность на роль супервизора.
· Адекватное использование власти, включенной в роль супервизора.
· Способность побуждать, вселять оптимизм.
· Понимание потребностей группы.
· Осознание и способность принятия индивидуальных особенностей участников, которые определяются:
- профессиональной подготовкой;
- уровнем культуры;
- личностью;
- сексуальной ориентацией.
· Чувство юмора.
5. Настрой на продолжение собственного развития:
· Осознание собственных ограничений и сильных сторон как супервизора.
· Развитие профессиональных навыков, в т.ч. супервизорских.
· Получение собственной супервизии.
· Получение регулярной обратной связи:
- от супервизируемых;
- от коллег;
- от своего супервизора.
“Подводные камни” супервизии:
- на прохождение процесса супервизии существенно влияет степень эмоциональной и личной близости супервизора и супервизируемого;
- чувство собственного достоинства супервизора и его клиента подвергаются неоднократным испытаниям в процессе супервизии;
- супервизор должен быть компетентен как в области супервизии, так и в сфере деятельности своего клиента;
- важно, чтобы оба участника процесса супервизии имели способность к размышлениям и переживаниям; и если эта способность ограничена, то это мешает как супервизору, так и супервизируемому;
- излишняя директивность и догматичность позиции супервизора, критика в адрес супервизируемого и отсутствие у последнего возможностей для выражения собственных взглядов приводят к тому, что мнение супервизора значительно ограничивает мнение его “подопечного” (консультанта);
- консультант может испытывать чувство стыда по отношению к своим действиям и по отношению к своим переживаниям; важно развивать и поддерживать в нем умение открыто обсуждать свои чувства, каковы бы они ни были;
- для процесса супервизии важна атмосфера безопасности и свободы самовыражения
Супервизия - это двусторонний процесс узнавания себя, предполагающий множество открытий, и в том числе - обнаружение сокровенных мыслей и чувств, поэтому супервизору рекомендуется начать свою работу таким образом, чтобы не возникало недоразумений и трудностей на пути к открытому обучению:
1. Супервизор стремится создать благоприятную атмосферу, в которой мог бы состояться содержательный диалог (а не интервью). Ход супервизорского процесса должна определять атмосфера совместного исследования и непрерывного диалога, где – в отличие от интервью – ни один из его участников не обязан признавать то, во что он не верит, или то, чего он не понимает.
2. Должна быть сформулирована четкая цель супервизии. Участникам сессии должно быть ясно, зачем проводится супервизия - вся в целом и каждая сессия в частности. (Например: приобретение способности терпимо относиться к…)
3. Сотрудничество супервизора и его “подопечного” - это творческий процесс. Для того, чтобы их со-творчество состоялось, необходимо соблюдение следующих условий:
- в процессе обучения супервизируемый должен уметь (или научиться) стойко переносить крушение своего субъективного мировосприятия и жить с ощущением собственной уязвимости, нередко сопутствующей новому познанию.
- он должен уметь организовать свои личные способности для получения новой информации о себе самом, при этом критически оценивая свой собственный потенциал. Помощь в этом сложном процессе оказывает супервизор.
4. Необходимо учитывать, что позиции участников супервизии - консультанта и его супервизора - неравные.
Важно осознавать:
o кто есть в данном процессе и что делает каждый участник, в частности - что именно делает супервизор: оценивает? передает опыт?
o идеализация супервизора сопровождается обеднением личности консультанта, в этом случае консультант придает значение не своим особенностям личности, а особенностям личности супервизора;
o достичь полной открытости участников супервизии невозможно, т.к. существует сопротивление консультанта, обусловленное чувством тревоги в связи с оцениванием, и это важное обстоятельство общения необходимо откровенно обсуждать с консультантом.
5. Консультант неизбежно раним, это необходимо признать и обсудить с ним. От супервизора требуется проявление эмпатии по отношению с супервизируемому. Взаимное признание ранимости и взаимное же проявление эмпатии сохраняют обоим чувство собственного достоинства, следовательно, создают и поддерживают атмосферу безопасности.
Особого внимания заслуживают чувства беспомощности и смятения консультанта, нередко сопровождающие начальный этап процесса бучения. “Супервизия, на которой не обсуждается причина
беспокойства учащегося, представляется абсурдной”.
Необходимо внимательно отнестись к опасениям консультанта и
предоставить ему достаточно времени для осознания этих опасений и для понимания им содержания супервизорского диалога.
6. Супервизор должен уметь распознавать чувства обоих - свои и консультанта, и на каждом этапе супервизии чувства должны открыто обсуждаться и высказываться (но не критиковаться). Для сохранения взаимного достоинства и профессионального роста супервизор и консультант должны терпимо относиться к чувствам друг друга. “Критике” и “улучшению” могут подвергаться только действия консультанта.
7. Существенное значение в супервизорском процессе придается тем сторонам работы консультанта, которые он сам считает нужным показать супервизору. Он будет терпимо относиться к замечаниям и вопросам своего супервизора только в том случае, если поймет, что его точка зрения, высказывания, сама деятельность как консультанта рассматриваются серьезно и оцениваются по достоинству.
8. Супервизия неизбежно вызовет ряд психологических изменений в консультанте. Хочет ли он этих изменений? Готов ли он к ним? В состоянии ли он принять эти изменения в самом себе? Или он испытывает страх по этому поводу? Все это необходимо осознавать, внимательно отслеживать и обсуждать с консультантом.
9. Необходимо строго отслеживать, насколько личным становится разворачивающийся процесс, и уточнять, насколько уместно, тактично и желательно для консультанта углубление в его личные проблемы. То есть степень самораскрытия консультанта должна быть приемлемой для обеих сторон с точки зрения учебной целесообразности.
10. Необходимо заранее оговорить критерии успешности супервизии: как мы узнаем, что цель супервизии достигнута? Какие факторы способствовали обучению?
Супервизорские «вмешательства»:
Существуют конкретные техники супервизорского вмешательства, которые может использовать супервизор независимо от своих теоретических пристрастий, т.к. в данном случае имеет значение сам способ передачи информации, а не ее содержание.
- Моделирование, т.е. демонстрация супервизором собственных способов мышления и действий на базе своей собственной практики (примеры, предложения моделей – и не более того!)
- Инструкции и рекомендации, подсказки, передача фактического материала - информирование с целью сообщить консультанту, как следует поступать в той или иной конкретной ситуации (директивный метод).
- Использование вопросов для активного обсуждения спорных ситуаций: в диалоге - происходит не просто передача знаний, а совместное открытие (сократический метод). Имеются в виду вопросы типа “Что если…?”, “Как вы думаете….?”. Принято считать, что целесообразнее использовать этот прием в работе с консультантами, уже имеющими некоторый опыт работы на ТД, т.к. новички обычно теряются.
- Поощрение - проявлять творческий подход, развивать свое творческое мышление, свой индивидуальный стиль работы.
- Разъяснения - прямые замечания относительно внешнего поведения, установок, способов реагирования, эмоций и т.д. Они основаны на наблюдениях за консультантом. Способствуют глубокому осознаванию консультантом себя.
- Интерпретация - интерпретация эмоций, защит консультанта – таких проявлений, которые консультантом обычно не осознаются. Интерпретация позволяет консультанту лучше понять свою внутреннюю жизнь, поэтому необходим большой объем точной информации о консультанте, чтобы интерпретация была правильной. Интерпретацию используют, когда другие техники не приносят ожидаемого результата.
Приемы работы супервизора
1. Поощрение высказываний консультанта о том, какие ассоциации вызывает у него та или иная ситуация. Это позволяет супервизору лучше, глубже понимать консультанта, дает возможность использования метафор в процессе супервизорской работы. Если способности консультанта к применению ассоциаций ограничены, супервизор может использовать прямой опрос, моделирование и другие техники для доказательства полезности такого вида мышления. Например, супервизор может задать вопрос: “Какой образ возник у вас, когда ваш клиент говорил о... ?” Или: “Позвольте мне рассказать вам, на какие мысли (образы, фантазии) это меня наводит...”
2. Поощрение и развитие гибкости позиции консультанта в работе с абонентом, оригинальности в работе, умения строить разные гипотезы, рассматривать разные впечатления, делать и высказывать, анализировать разные наблюдения и пр. Гибкость необходима и самому супервизору. Во время супервизорской сессии необходимо разбирать множество вариантов одного разговора или ситуации, имевших место в работе консультанта на ТД. Обучать консультанта умению синтезировать не связанные, на первый взгляд, между собой ассоциации и образы, комбинировать, экспериментировать с этим материалом и умению смотреть на все с разных точек зрения (в том числе и с точки зрения абонента). Таким образом, создается возможность обнаружить и развить творческое мышление консультанта и его способность осознанно действовать в особо сложных обстоятельствах.
3. Поощрение и постоянная практика консультанта в саморефлексии, т.е. в осознавании консультантом своей деятельности, ее смыслов и целей, а также в осознавании им самого себя, присущего ему способа мышления, осознание консультантом того, как он накапливает информацию о клиенте/абоненте и выбирает собственный подход к работе с ним в конкретной ситуации. Важен вопрос о типичных стратегиях, к которым консультант прибегает в своей обычной жизни и которые более или менее осознанно (или неосознанно) использует в своей работе с абонентами. Существуют различные приемы, позволяющие помочь консультанту осознать наличие этих стратегий: это разнообразные варианты упражнения “слепой и поводырь”, только при их выполнении оба участника держатся не друг за друга, а за концы одной палки (палка в данном случае - “инструмент” поводыря; это важно, поскольку имеет значение то, что консультант строит свое взаимодействие с абонентом, используя определенные техники и приемы, т.е. свой профессиональный инструментарий).
4. Обсуждение чувств консультанта в конкретной ситуации его работы с клиентом: “Что вы чувствуете, когда…?” Это способствует более полному осознаванию и принятию консультантом себя и развивает его способности в обсуждении чувств абонента при разговоре по ТД. Спрашивая собеседника: “Что заставляет ваше сердце петь?” или “Что мешает вам чувствовать себя счастливым?” – мы обращаемся к здоровой части его личности, открываем путь к его собственной позитивной мотивации. Это способствует преодолению в диалоге разнообразных помех, связанных с социальной обусловленностью, и перейти к открытому разговору о переживаниях, о чувствах.