Тема 8. Управление организационными конфликтами.
Понятие конфликта. Типы конфликтов. Причины конфликтов. Признаки конфликтной ситуации на производстве. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Приемы преодоления конфликтов (Разъяснение требований, решение проблемы). Типология конфликтов в организации. Методы управления организационными конфликтами. Управление межличностными и межгрупповыми отношениями.
Тема 9. Управление организационным поведением в условия нововведений
Стили проведения организационных изменений Типы и формы сопротивления изменениям и методы преодоления сопротивления. Персональное развитие в организации, его связь с развитием организации. Развитие работника как субъекта труда, как личности и как индивидуальности. Социализация в организации и управление карьерой.
Тема 10. Организационное поведение в системе международного бизнеса.
Межкультурные различия и их проявления в организационном поведении. Взаимодействие личностей, групп и организаций в условиях глобализации. Преодоление барьеров культурной адаптации. Стратегии управления культурными различиями. Глобализация и новые требования к поведению менеджера.
Теории поведения человека в организации
Доктрина человеческих отношений Э. Мейо,
Группа работников рассматривается как социальная система; эффективность организации м.б. повышена за счет повышения эффективности использования человеческих ресурсов. Внимание к личности вызывает у работников «эффект сопричастности», способствует росту уверенности в том, что они являются партнерами руководителя.
Теория потребностей А. Маслоу,
1. Мотивами поступков людей являются их потребности, которые лишь частично или косвенно могут быть удовлетворены при помощи денег
2. Человеческие потребности имеют иерархическую структуру.
3. Чем выше уровень мотива, тем меньшее значение имеют материальные потребности.
4. Пока не удовлетворены в определенной степени потребности низших уровней, более высокие потребности остаются неактуальными.
5. С ростом потребностей повышается активность человека по их удовлетворению.
Теория Х и теория У Д. Мак Грегора,
Теория Х | Теория У |
- Типичный индивид негативно относится к труду и старается избежать участия в работе - Не склонен принимать на себя ответственность, неамбициозен и нуждается прежде всего в безопасности - Участвует в процессе труда только под принуждением и контролем менеджмента | - Труд естественен для человека - Человек не является прирожденным лентяем, а может стать им под влиянием среды. Работники могут самостоятельно регулировать свой трудовой процесс при решении поставленных задач - Человек способен (и склонен) принимать на себя ответственность - Человек обладает творческими способностями, которые могут быть использованы в трудовом процессе |
Основная роль менеджмента состоит в принуждении к труду и контроле действий работников | Основная роль менеджмента – в развитии потенциальных способностей работников и оказании им помощи в их применении для решения поставленных задач |
Принцип «поддерживающих взаимоотношений» Р. Лайкерта,
Менеджер может добиться больших успехов, если создаст такую обстановку, в которой работники видят его заинтересованность в них и чувствуют себя значимыми. Задача менеджера – помогать работнику справляться с его задачами, стараться создавать высокоэффективные группы, перед которыми ставились бы достаточно высокие цели. В таких условиях работники могут удовлетворить свои потребности в самоуважении, а возможно и в самореализации в случае отождествления своих целей с целями группы.