Секрет позитивного мышления

Лучший способ заставить ваш мозг работать эффективно (для вас, а не против вас) состоит в применении позитивного мышления. Негативное мышление заставляет ваш мозг работать против самого себя. Но часто позитивное мышление не дает ожидаемый результат. Причина заключает­ся в слишком сложном строении мозга. Поэтому самопрограммирование требует большой осто­рожности. Если вы делаете установку на позитив­ное с помощью негативного, то вы постоянно, хо­тя и не отдавая себе отчета, программируете негативное. Основное в этом типе мышления — программировать позитивное с помощью пози­тивного. Подсознание не понимает «не». Так что никогда не программируйте себя на то, чтобы не стать больным, а только на то, чтобы быть здо­ровым. Каждая мысль создает что-то для вас и для других, будьте бдительны!

Бдительность не означает, что вы должны ду­мать о хорошем. Нет. Потому что, когда вы ду­маете о хорошем, вы одновременно думаете о плохом. Как хорошее может существовать без плохого? Если вы думаете о любви, рядом, поза­ди нее скрывается ненависть. Как можно думать о любви, не думая о ненависти? Может быть, вы не делаете это сознательно, сознательно вы раз­мышляете о любви. Но ненависть спрятана в бессознательном — они идут вместе. Когда вы думае­те о сострадании, вы думаете и о жестокости. Разве можно думать о сострадании, не думая о жестокости? Можно ли думать о ненасилии, не думая о насилии? В самом слове «ненасилие» со­держится понятие «насилие». Можно ли думать о безбрачии, не думая о сексе? Это невозможно. Что означало бы безбрачие без мысли о сексе? И, если обет безбрачия основывается на мысли о сексе, то что это за безбрачие? Основная проблема всех, кто занимается прак­тикой позитивного мышления, состоит в том, что, думая о позитивном, они думают и о негатив­ном. Программируя себя на успех, они заклады­вают семена неудачи. Мышление вообще-то ред­ко бывает положительным. Положительное и со­зидательное находится за пределами мышления. Состояние «недумания» — это качественно дру­гое состояние бытия: ни плохое, ни хорошее, про­сто состояние недумания. Вы просто наблюдае­те, остаетесь сознательным, но вы не думаете. А если какая-то мысль приходит... она придет потому, что мысли не ваши, они просто плавают в воздухе.

Вокруг вас находится ноосфера, сфера мысли. Подобно воздуху, мысли окружают вас повсюду. Если вы становитесь все более и более сознатель­ным, мысль просто исчезает, она тает, потому что осознание — это более могучая энергия, чем мысль. Осознание — как огонь для мысли. Когда в доме горит лампа, темнота не может туда про­никнуть; вы гасите свет — отовсюду проникает темнота; на это не нужно ни мгновения. Когда в доме горит свет, темнота не может проникнуть. Мысли подобны темноте: они приходят только тогда, когда внутри нет света. Осознание — это огонь: чем более вы сознательны, тем меньше и меньше приходят мысли.

Когда вы становитесь целостным в своем соз­нании, мысли не проникают в вас; вы превращае­тесь в неприступную цитадель, ничто не может проникнуть в вас, но это не значит, что вы закры­ты; помните — вы абсолютно открыты; дело в том, что сама энергия осознания становится вашей ци­таделью. И, когда мысли не могут проникнуть в вас, они придут и обойдут вас стороной. Вы буде­те видеть, как они приходят, но когда они достиг­нут вас, они отклонятся, уйдут. Тогда вы можете идти куда угодно, даже в ад, ничто не повлияет на вас. Вот что называется просветлением.

УПРАЖНЕНИЕ «ВЗГЛЯД ПРОСВЕТЛЕНИЯ»

Если, глядя в пространство, вы не видите ничего, если своим сознанием вы наблюдаете за умом, то­гда разрушаются препятствия и достигается при­рода Будды. Это — метод: смотреть в пространство, в небо, не видя; смотреть пустым взглядом. Смот­реть, но не искать ничего: просто пустой взгляд.

Смотрите на небо, ничего не ища, потому что, если вы ищете что-либо, неизбежно появится облако;«что-либо» — значит облако, «ничего» — означает бескрайнее голубое небо. Не ищите ни­какого объекта. Если вы ищете объект, само уси­лие создаст его: придет туча, и тогда вы будете смотреть на тучу. Даже если есть тучи, не смот­рите на них, просто смотрите; пусть они плывут, они там. Вдруг наступает момент, когда вы стано­витесь созвучны этому взгляду «без гляденья», — тучи исчезают для вас, остается только бескрай­нее небо. Это трудно, поскольку ваши глаза сфо­кусированы и настроены на то, чтобы глядеть на конкретный предмет. уильям Блейк писал в «Бра­косочетании Рая и Ада»: «Одно и то же дерево глупец и мудрец видят по-разному».

Посмотрите на младенца в день его рождения. У него такие же глаза, как у мудреца. Его глаза свободны и подвижны. Он может свести оба гла­за к центру; он может позволить им разойтись в стороны — они еще не фиксированы. Все в его ор­ганизме текуче, его нервная система еще не ста­ла структурой, все подвижно. Поэтому ребенок смотрит, не глядя на предметы, — это безумный взгляд. Понаблюдайте за ребенком — вам тоже необходим такой взгляд, потому что вы должны достичь второго детства. Наблюдайте, а потом по­пытайтесь расфокусировать свои глаза.

ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ИСКАЖЕНИЙ

Ученые Гарварда проводили один эксперимент. Результаты эксперимента были невероятны, в них трудно было поверить. Попытались выяснить, яв­ляется ли мир таким, каким мы его видим, или нет. Эксперимент проводили на молодом челове­ке: ему дали очки с искажающими линзами, и он должен был носить их в течение семи дней. В те­чение первых трех дней он находился в состоянии дискомфорта, потому что все было искажено, весь мир вокруг него был искажен. У него появились жестокие головные боли, и он не мог спать. Да­же когда глаза его были закрыты, он видел иска­женные фигуры, искаженные лица, перекошен­ные деревья и дороги. Он даже не мог ходить, по­тому что не понимал, что же было реально, а что было проекцией искажающих очков. Но случи­лось чудо! На четвертый день он адаптировался к этому, и искажение исчезло.

Линзы остались те же, искажающие, но он стал смотреть на мир прежним образом. В течение не­дели все было в порядке: не болела голова, не бы­ло никаких проблем, и ученые были просто по­трясены, они не могли понять, как это произошло. В зрительном восприятии произошел сдвиг, слов- и не было очков. Но очки были, и они иска-<али, однако глаза видели мир таким, каким они привыкли его видеть. Никто не знает, существует и то что вы видите или нет. Может быть, оно существует; может быть, оно существует в иной форме. Цвета, которые вы видите, формы, ко­торые вы видите,— все проецируется глазами. Когда вы смотрите, руководствуясь своими стары­ми представлениями, вы видите предмет соглас­но своим собственным программам.

Вот почему у просветленного такой текучий отсутствующий взгляд, одновременно смотрящий и не смотрящий. Это прекрасный взгляд, он яв­ляется одной из величайших техник внутренней алхимии. Если, глядя в пространство, вы не ви­дите ничего... Не видьте, просто смотрите. В те­чение первых нескольких дней вы будете про­должать видеть по старой привычке. Мы слышим по старой привычке, мы видим предметы по ста­рой привычке, мы понимаем вещи по старой привычке.

Потому что ваше слышание обусловлено ва­ми, ваше видение обусловлено вами; потому что у вас есть установившийся образец видения и слышания. Надо расстаться с такими трафарета­ми, которые вы накладываете на воспринимаемое. Чтобы знать бытие, нужно сбросить все ус­тановившиеся отношения. Ваши глаза должны стать окнами, а не проекторами представлений! Ваши уши должны быть просто дверьми, а не проекторами!

Никто никого не слушает. Вы слышите то, что ожидаете услышать. Ожидание — это ваши очки, ваши линзы. Ваши глаза должны быть окнами — в этом состоит техника. Ничто не должно исхо­дить из ваших глаз, потому что, если что-нибудь исходит из них, создается облако. Тогда вы види­те то, чего нет, вы имеете утонченную галлюци­нацию. Пусть ваши глаза и уши будут кристаль­но чисты; все ваши чувства должны быть ясны, ваше восприятие чисто, не замутнено — только тогда существование может открыться вам. А ко­гда вы знаете существование, тогда вы знаете, что вы божественны, потому что в бытии все боже­ственно. Прежде всего, смотрите в небо; ложитесь на землю и просто смотрите в небо, только попы­тайтесь сделать вот что: не смотрите ни на что.

Сначала вам это не будет удаваться, вы будете все время забывать об этом; вы не будете в состоя­нии все время помнить об этом, но не отчаивай­тесь, это естественно из-за вашей долгой привыч­ки. Как только вы вспомните об этом, расфокуируйте взгляд, расслабьте глаза и просто смотри­те в небо — ничего не делайте, просто смотрите. Вскоре настанет время, когда вы сможете смот­реть в небо, не пытаясь ничего увидеть в нем. То­гда попытайтесь сделать то же с вашим внутрен­ним небом. Закройте глаза и посмотрите внутрь себя, ничего не ища, таким же отсутствующим взглядом. Проплывают мысли, но вы не ищете их, не смотрите на них — вы просто наблюдаете. Если они приходят, хорошо, если они не приходят, то­же хорошо. Тогда вы сможете увидеть промежут­ки: проходит одна мысль, вторая, а потом про­межуток. И потом постепенно вы увидите, что мысли становятся прозрачными; если проплывает мысль, вы продолжаете видеть промежуток, про­должаете видеть скрытое небо за облаками. И чем больше вы освоитесь с этим видением, тем боль­ше мыслей исчезнет, они будут приходить все ре­же, реже, реже.

Промежутки будут становиться все шире: в те­чение минут не будут приходить никакие мысли, все так тихо и спокойно внутри — впервые в жиз­ни вы целостны. Никакого волнения, все абсолют­но блаженно. И если такой взгляд станет для вас естественным, а он таким станет, это одна из са­мых естественных вещей, нужно только расфокусироваться, «разобусловиться», тогда... вы достиг­ните просветления.

Различия — это нечто заученное. Различия не существуют в природе. Различия проецируются вами. Различия привносятся вами в мир — их там нет. Это обман ваших глаз, они вводят вас в за­блуждение. Облака, проплывающие по небу, не имеют ни корней, ни дома... — то же относится к вашим мыслям и вашему внутреннему небу; ва­ши мысли не имеют корней, у них нет дома; они блуждают так же, как и облака. Не нужно бороть­ся с ними, не нужно противиться им, не нужно даже пытаться остановить мысль. Это все долж­ны глубоко прочувствовать, потому что, когда че­ловек начинает интересоваться медитацией, он пытается остановить мышление. А если вы попы­таетесь перестать думать, все равно процесс этот не прекратится, потому что сама попытка остано­вить мысль уже есть мысль. А как можно остано­вить мысль другой мыслью? Как можно остано­вить ум, создавая другой ум?

И это будет продолжаться и продолжаться до бесконечности, и этому не будет конца. Не бори­тесь, потому что: кто будет бороться? Кто — вы? Не превращайте же себя в арену, на которой од­на мысль борется с другой. Просто будьте свидетелем и наблюдайте, как проплывают мысли. Они прекращаются, но не вы прекращаете их. Они прекращаются, когда вы становитесь более созна­тельным, и не нужны усилия с вашей стороны, чтобы остановить их. Нет, при усилии они не ис­чезают, они противятся. Попытайтесь, и вы это са­ми обнаружите; попытайтесь остановить мысль, и она станет сопротивляться. Мысли очень упрямы и стойки, они всегда сопротивляются.

Вы выбрасываете их, и они возвращаются мил­лионы и один раз. Вы устанете, а они нет. Однаж­ды некий человек пришел к Будде, он хотел дос­тичь просветления. Он сказал: «Я бы хотел остано­вить свои мысли». Будда сказал: «Это очень просто. Я укажу тебе способ, технику. Следуй ей: просто сиди и не думай об обезьянах, этого будет достаточно». Человек сказал: «Так легко? Просто не думать об обезьянах? Но я никогда не думал о них». Будда сказал: «И теперь не думай, и завтра утром придешь и расскажешь». Вы можете пред­ставить, что случилось с этим несчастным... вокруг него были обезьяны, только обезьяны.

Ночью он не мог заснуть, он открывал глаза, — обезьяны сидят вокруг, он закрывал глаза, они все равно сидели тут же и строили ему рожи. Он был очень удивлен: «Почему этот человек дал мне такую технику, ведь если все дело в обезьянах, то они раньше никогда не волновали меня. Это слу­чается впервые!» Но он старался и утром опять старался. Но ничего нельзя было сделать: обезья­ны его не покидали. Он пришел вечером почти бе­зумный, потому что обезьяны следовали за ним, и он разговаривал с ними. Он пришел и сказал: «Спасите меня, мне этого не нужно, я был нор­мальным, я не хочу никаких медитаций, я не хо­чу вашего просветления — спасите меня от этих обезьян».

Если вы думаете об обезьянах, возможно, они к вам и не придут. Но если вы хотите, чтобы они не приходили, тогда они будут преследовать вас. Будда, конечно, шутил — этим он говорил, что, ес­ли вы пытаетесь остановить мысль, вы не сможе­те это сделать. Наоборот, само усилие остановить ее придает ей энергию, само усилие избежать ее превращается в силу внимания. Когда вы хотите избежать чего-либо, вы обращаете на это слиш­ком много внимания. Если вы хотите не думать о чем-то, вы уже об этом думаете. Запомните это, иначе вы окажетесь в том же положении, что и несчастный, которого преследовали обезьяны, по­тому что он хотел о них не думать. Нет необхо­димости останавливать ум. Мысли не имеют истоков, они бездомные бро­дяги, незачем беспокоиться о них. Просто наблю­дайте, наблюдайте, не глядя на них, просто смот­рите. Если мысли приходят, пусть будет так, не чувствуйте себя плохо. Потому что достаточно да­же легкой мысли, что это плохо, чтобы в вас на­чалась борьба. Помните: все нормально, все ес­тественно; мысли приходят в ум точно так же, как листья появляются на деревьях. Так и должно быть. Прекрасно, если они не появляются. Про­сто оставайтесь безучастным наблюдателем, ни за, ни против, ни одобряющим, ни осуждающим — без всяких оценок. Просто углубитесь в себя и со­зерцайте, смотрите, не глядя на них. И происхо­дит так, что чем больше вы смотрите, тем боль­ше мыслей исчезает, растворяется. Как только вы поймете это — вы обретете ключ.

ХАОС МИРА - ПРОЕКЦИЯ УМА

Почему вы постоянно проецируете на реаль­ность нечто, принадлежащее вашему уму? Пото­му что вы боитесь реальности. Существует глубо­кий страх реальности. Это может быть нечто, что вам не нравится. Это может быть нечто, что про­тив вас, вашего ума. Потому что реальность естественна; она не беспокоится о том, кто вы есть. Вы боитесь. Реальность может не быть исполне­нием ваших желаний, поэтому лучше ее не видеть; продолжайте видеть то, чего вы желаете. Именно так вы упустили много жизней — обманываясь. И вы не обманываете кого-то еще, вы обманы­ваете самих себя, потому что посредством ваших интерпретаций и проекций реальность не может быть изменена. Вы зря страдаете.

Вы думаете, что здесь есть дверь, но здесь нет двери; это стена, и вы пытаетесь через нее прой­ти. Тогда вы страдаете, вы шокированы. До тех пор пока вы не увидите реальность, вы никогда не сможете найти выхода из тюрьмы, в которой на­ходитесь. Дверь существует, но реальная дверь не может перемещаться по стене согласно вашим желаниям. Дверь существует; если вы отбросите свои желания, вы сможете ее увидеть. И в этом проблема: вы продолжаете удовлетворять свои желания; вы просто продолжаете верить в проек­ции, и каждый раз ожидания не оправдываются, проекции разрушаются. Потому что это случалось много раз, потому что ваши мечты не могут удов­летворить реальность.

Всегда, когда ваши мечты рушатся, радуга ис­чезает, желания умирают, и вы страдаете. Но тот час же начинаете создавать другое желание, дру­гую радугу своих желаний. Вы снова начинаете строить новый радужный мост между вами и ре­альностью. Этот мир есть только то, что он есть. Вы можете продолжать грезить; это не поможет. Перестаньте грезить и смотрите. Этот мир есть только то, что он есть. Но он превосходит самые смелые мечты миллионов людей. Не тратьте свою жизнь, время и энергию без необходимости в попытках увидеть что-то, чего здесь нет. Пере­станьте галлюцинировать и посмотрите на реаль­ность. В этом значение неомраченного прозрения. Это просто чистый взгляд. Вы не размышляете об этом, вы просто смотрите на него. Вы не делаете ничего относительно чего-либо, вы просто позво­ляете этому быть здесь и проникнуть в вас.

Мир никогда не находился в хаосе и беспоряд­ке — только ум. Мир пребывает в абсолютном по­рядке. Это не хаос, лишь ум всегда пребывает в хаосе и всегда будет находиться в нем. Вот что вы должны понять: самой природе ума свойственно пребывать в состоянии хаоса, потому что это про­межуточная стадия. ум — это просто переходная фаза между естественностью и сверхъестественно­стью. Никакая промежуточная стадия не может пребывать в порядке. Как она может пребывать в порядке? Когда вы движетесь от одной стадии к другой, промежуток должен пребывать в хаосе. ум невозможно привести в порядок. Он не явля­ется тем, с чем можно жить. Это как мост: его нужно пересечь, нужно достичь другого берега. И вы должны построить дом на берегу. Вы нача­ли жить на мосту. Вы привязались к уму. Вы пой­маны в ловушку, потому что находитесь в нигде. А как вы можете успокоиться и обосноваться в нигде?

Прошлое будет постоянно приглашать вас: «Вернись, вернись на тот берег, который ты по­кинул». Но это возвращение невозможно, пото­му что вы не можете передвигаться назад во вре­мени. Вы можете двигаться только в одном на­правлении, вперед, прямо. Прошлое постоянно оказывает на вас сильное воздействие, потому что вы находитесь на мосту, и даже оставаться в про­шлом кажется вам лучше, чем быть на мосту. Да­же маленькая хижина лучше, чем зыбкий мост. По крайней мере, это дом; вы же на перепутье. Прошлое человека постоянно зовет его. Оно го­ворит: «Вернись назад». Оно говорит: «Не нужно убегать». Животное внутри вас постоянно зовет: «Вернись». И оно должно звать, потому что по сравнению с мостом это лучше. Но вы не можете вернуться назад. Если вы сделали шаг, вы не можете отменить его. Если вы ушли вперед, воз­можности вернуться назад нет.

Вы можете лелеять мечту и напрасно тратить свою энергию, ту же самую энергию, которая могла бы вести вас вперед. Но вам нет пути на­зад. Как может юноша снова стать ребенком? И как может старик снова стать юношей? Это невозможно даже биологически. ...Впрочем, од­нажды это может стать возможным, наука по­может вашему телу сохранить молодость. Это возможно, потому что человек очень хитер, и он может обмануть клетки тела. Он может задать им новую программу и вернуться в прежнее со­стояние, но ваш ум останется старым. Ваше тело может стать молодым, но как вы можете стать молодыми? Все то, что вы пережили, будет с ва­ми. Оно не может быть отброшено. Вы не мо­жете вернуться назад. Берег, который вы остави­ли, оставлен навсегда. Вы не можете снова стать животным. Лучше отбросить этот призыв и сле­пое влечение вернуться назад.

Чем скорее вы отбросите это, тем лучше. Че­ловеку нравится то, что дает ему почувствовать прошлое, то состояние, когда он был животным. Вот почему секс стал таким привлекательным. Вот почему люди склонны к перееданию, они по­стоянно поглощают пищу, одержимы едой. Вот почему жадность, злость, зависть, ненависть про­являются: они принадлежат животному царству. Это берег, который вы оставили, берег животно­го царства, но есть и другой берег, которого вы еще не достигли даже в своих мечтах — царство Бога. И между ними двумя вы остановились в уме. Вы не можете вернуться назад. Вам трудно двигаться вперед, потому что прошлое продол­жает тянуть вас, а будущее остается неизвестным, неясным, словно туман.

ум не может идти назад и не может понять, куда ему идти вперед. Он остается в хаосе, все­гда неукорененный, всегда движущийся, не зная куда, всегда в пути. ум пребывает в поиске. Ко­гда цель достигнута, только тогда поиск исчезает. Помните: посмотрите на мир, это — космос. Солнце восходит каждое утро безошибочно, не­погрешимо. И ночь сменяет день, и вновь день сменяет ночь. И в ночном небе миллионы и мил­лионы звезд движутся по своим путям. Времена года сменяют друг друга. Если человека здесь нет, где хаос? Все так, как должно быть: океан будет продолжать реветь, облака вновь и вновь будут затмевать звезды, и прольется дождь, и зима, и и все движется по совершенному кругу. Ни чем, кроме вас, не существует никакого хаоса, потому что природа пребывает в порядке, какую бы ее часть вы не взяли.

ум ищет, он бредет впотьмах — ищет чего-то. Но чем больше вы работаете, тем больше и боль­ше разочаровываетесь, тем больше и больше раз­дражаетесь. Что с вами случилось? Вы попали в колею. Это будет продолжаться до тех пор, пока вы не научитесь чему-то, что сможет вывести вас за пределы ума, что сможет опустошить ум. Именно для этого и существует медитация. Медитация — это способ вывести ваше бытие за пределы ума, отбросить ум, сойти с моста, уйти в неизвестное, предпринять прыжок в загадочное. Вот почему духовный поиск не происходит шаг за шагом; духовный поиск это внезапный прыжок. Это мужество, не расчет.

Если вы начали работать над достижением не-ума, только тогда, постепенно, в вас воцарится по­кой. Постепенно опустится тишина, и вы услыши­те музыку — музыку неизвестного, музыку невы­раженного. Тогда все снова будет в порядке. Это переходное состояние ума, так и должно быть, по­тому что вы отбросили прошлое, где был порядок, где вы были укоренены, и движетесь в просветление, изобилие, в счастье. Но человек находится в середине. Человек это не бытие, человек — это переход. Человек это не что-то; человек — это только путешествие, веревка, натянутая между естественностью и сверхъестественностью. Вот по­чему он напряжен. Если вы остаетесь человеком, вы будете оставаться в напряжении. Либо вы должны опуститься на уровень ниже человеческо­го, либо вы должны возвести себя на уровень, пре­вышающий человеческое. Только человечество на­ходится в хаосе. Посмотрите на природу — мы­чащая корова, чирикающие воробьи — и все совершенно. В природе нет проблем. Проблемы приходят в существование вместе с человеческим умом и исчезают тогда, когда исчезает человече­ский ум. Поэтому не пытайтесь разрешить про­блему жизни с помощью самого ума. Это не мо­жет быть сделано. Это самое глупое, что только вы можете сделать.

Поймите, что ум — это мост. Наблюдайте его. Он не вечен, он преходящ. Представьте, как вы меняете дом: старый дом был обустроен, все бы­ло на своих местах. Затем вы меняете дом, затем мебель, затем одежду, а затем то, что... Все то, что было на своих местах, пришло в беспорядок, и вы переезжаете в другой дом. Внутренняя обстановка погружена в хаос. Вы должны снова все расста­вить на свои места. Если вы переезжаете в другой дом, возникает ситуация, когда один дом вы по­кинули навсегда, а другого дома еще не достигли; вы просто в пути в грузовике со всем своим бага­жом. Вот что такое ум: это не дом, это просто пе­реезд, который нужно преодолеть. И если вы по­няли это, в вас проникло нечто запредельное. По­нимание приходит из запредельного; оно не принадлежит уму. Знание принадлежит уму. По­нимание уму не принадлежит. Наблюдайте, поче­му вы погружены в хаос, и понимание начнет за­рождаться в вас.

Наши рекомендации