Секрет позитивного мышления
Лучший способ заставить ваш мозг работать эффективно (для вас, а не против вас) состоит в применении позитивного мышления. Негативное мышление заставляет ваш мозг работать против самого себя. Но часто позитивное мышление не дает ожидаемый результат. Причина заключается в слишком сложном строении мозга. Поэтому самопрограммирование требует большой осторожности. Если вы делаете установку на позитивное с помощью негативного, то вы постоянно, хотя и не отдавая себе отчета, программируете негативное. Основное в этом типе мышления — программировать позитивное с помощью позитивного. Подсознание не понимает «не». Так что никогда не программируйте себя на то, чтобы не стать больным, а только на то, чтобы быть здоровым. Каждая мысль создает что-то для вас и для других, будьте бдительны!
Бдительность не означает, что вы должны думать о хорошем. Нет. Потому что, когда вы думаете о хорошем, вы одновременно думаете о плохом. Как хорошее может существовать без плохого? Если вы думаете о любви, рядом, позади нее скрывается ненависть. Как можно думать о любви, не думая о ненависти? Может быть, вы не делаете это сознательно, сознательно вы размышляете о любви. Но ненависть спрятана в бессознательном — они идут вместе. Когда вы думаете о сострадании, вы думаете и о жестокости. Разве можно думать о сострадании, не думая о жестокости? Можно ли думать о ненасилии, не думая о насилии? В самом слове «ненасилие» содержится понятие «насилие». Можно ли думать о безбрачии, не думая о сексе? Это невозможно. Что означало бы безбрачие без мысли о сексе? И, если обет безбрачия основывается на мысли о сексе, то что это за безбрачие? Основная проблема всех, кто занимается практикой позитивного мышления, состоит в том, что, думая о позитивном, они думают и о негативном. Программируя себя на успех, они закладывают семена неудачи. Мышление вообще-то редко бывает положительным. Положительное и созидательное находится за пределами мышления. Состояние «недумания» — это качественно другое состояние бытия: ни плохое, ни хорошее, просто состояние недумания. Вы просто наблюдаете, остаетесь сознательным, но вы не думаете. А если какая-то мысль приходит... она придет потому, что мысли не ваши, они просто плавают в воздухе.
Вокруг вас находится ноосфера, сфера мысли. Подобно воздуху, мысли окружают вас повсюду. Если вы становитесь все более и более сознательным, мысль просто исчезает, она тает, потому что осознание — это более могучая энергия, чем мысль. Осознание — как огонь для мысли. Когда в доме горит лампа, темнота не может туда проникнуть; вы гасите свет — отовсюду проникает темнота; на это не нужно ни мгновения. Когда в доме горит свет, темнота не может проникнуть. Мысли подобны темноте: они приходят только тогда, когда внутри нет света. Осознание — это огонь: чем более вы сознательны, тем меньше и меньше приходят мысли.
Когда вы становитесь целостным в своем сознании, мысли не проникают в вас; вы превращаетесь в неприступную цитадель, ничто не может проникнуть в вас, но это не значит, что вы закрыты; помните — вы абсолютно открыты; дело в том, что сама энергия осознания становится вашей цитаделью. И, когда мысли не могут проникнуть в вас, они придут и обойдут вас стороной. Вы будете видеть, как они приходят, но когда они достигнут вас, они отклонятся, уйдут. Тогда вы можете идти куда угодно, даже в ад, ничто не повлияет на вас. Вот что называется просветлением.
УПРАЖНЕНИЕ «ВЗГЛЯД ПРОСВЕТЛЕНИЯ»
Если, глядя в пространство, вы не видите ничего, если своим сознанием вы наблюдаете за умом, тогда разрушаются препятствия и достигается природа Будды. Это — метод: смотреть в пространство, в небо, не видя; смотреть пустым взглядом. Смотреть, но не искать ничего: просто пустой взгляд.
Смотрите на небо, ничего не ища, потому что, если вы ищете что-либо, неизбежно появится облако;«что-либо» — значит облако, «ничего» — означает бескрайнее голубое небо. Не ищите никакого объекта. Если вы ищете объект, само усилие создаст его: придет туча, и тогда вы будете смотреть на тучу. Даже если есть тучи, не смотрите на них, просто смотрите; пусть они плывут, они там. Вдруг наступает момент, когда вы становитесь созвучны этому взгляду «без гляденья», — тучи исчезают для вас, остается только бескрайнее небо. Это трудно, поскольку ваши глаза сфокусированы и настроены на то, чтобы глядеть на конкретный предмет. уильям Блейк писал в «Бракосочетании Рая и Ада»: «Одно и то же дерево глупец и мудрец видят по-разному».
Посмотрите на младенца в день его рождения. У него такие же глаза, как у мудреца. Его глаза свободны и подвижны. Он может свести оба глаза к центру; он может позволить им разойтись в стороны — они еще не фиксированы. Все в его организме текуче, его нервная система еще не стала структурой, все подвижно. Поэтому ребенок смотрит, не глядя на предметы, — это безумный взгляд. Понаблюдайте за ребенком — вам тоже необходим такой взгляд, потому что вы должны достичь второго детства. Наблюдайте, а потом попытайтесь расфокусировать свои глаза.
ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ИСКАЖЕНИЙ
Ученые Гарварда проводили один эксперимент. Результаты эксперимента были невероятны, в них трудно было поверить. Попытались выяснить, является ли мир таким, каким мы его видим, или нет. Эксперимент проводили на молодом человеке: ему дали очки с искажающими линзами, и он должен был носить их в течение семи дней. В течение первых трех дней он находился в состоянии дискомфорта, потому что все было искажено, весь мир вокруг него был искажен. У него появились жестокие головные боли, и он не мог спать. Даже когда глаза его были закрыты, он видел искаженные фигуры, искаженные лица, перекошенные деревья и дороги. Он даже не мог ходить, потому что не понимал, что же было реально, а что было проекцией искажающих очков. Но случилось чудо! На четвертый день он адаптировался к этому, и искажение исчезло.
Линзы остались те же, искажающие, но он стал смотреть на мир прежним образом. В течение недели все было в порядке: не болела голова, не было никаких проблем, и ученые были просто потрясены, они не могли понять, как это произошло. В зрительном восприятии произошел сдвиг, слов- и не было очков. Но очки были, и они иска-<али, однако глаза видели мир таким, каким они привыкли его видеть. Никто не знает, существует и то что вы видите или нет. Может быть, оно существует; может быть, оно существует в иной форме. Цвета, которые вы видите, формы, которые вы видите,— все проецируется глазами. Когда вы смотрите, руководствуясь своими старыми представлениями, вы видите предмет согласно своим собственным программам.
Вот почему у просветленного такой текучий отсутствующий взгляд, одновременно смотрящий и не смотрящий. Это прекрасный взгляд, он является одной из величайших техник внутренней алхимии. Если, глядя в пространство, вы не видите ничего... Не видьте, просто смотрите. В течение первых нескольких дней вы будете продолжать видеть по старой привычке. Мы слышим по старой привычке, мы видим предметы по старой привычке, мы понимаем вещи по старой привычке.
Потому что ваше слышание обусловлено вами, ваше видение обусловлено вами; потому что у вас есть установившийся образец видения и слышания. Надо расстаться с такими трафаретами, которые вы накладываете на воспринимаемое. Чтобы знать бытие, нужно сбросить все установившиеся отношения. Ваши глаза должны стать окнами, а не проекторами представлений! Ваши уши должны быть просто дверьми, а не проекторами!
Никто никого не слушает. Вы слышите то, что ожидаете услышать. Ожидание — это ваши очки, ваши линзы. Ваши глаза должны быть окнами — в этом состоит техника. Ничто не должно исходить из ваших глаз, потому что, если что-нибудь исходит из них, создается облако. Тогда вы видите то, чего нет, вы имеете утонченную галлюцинацию. Пусть ваши глаза и уши будут кристально чисты; все ваши чувства должны быть ясны, ваше восприятие чисто, не замутнено — только тогда существование может открыться вам. А когда вы знаете существование, тогда вы знаете, что вы божественны, потому что в бытии все божественно. Прежде всего, смотрите в небо; ложитесь на землю и просто смотрите в небо, только попытайтесь сделать вот что: не смотрите ни на что.
Сначала вам это не будет удаваться, вы будете все время забывать об этом; вы не будете в состоянии все время помнить об этом, но не отчаивайтесь, это естественно из-за вашей долгой привычки. Как только вы вспомните об этом, расфокуируйте взгляд, расслабьте глаза и просто смотрите в небо — ничего не делайте, просто смотрите. Вскоре настанет время, когда вы сможете смотреть в небо, не пытаясь ничего увидеть в нем. Тогда попытайтесь сделать то же с вашим внутренним небом. Закройте глаза и посмотрите внутрь себя, ничего не ища, таким же отсутствующим взглядом. Проплывают мысли, но вы не ищете их, не смотрите на них — вы просто наблюдаете. Если они приходят, хорошо, если они не приходят, тоже хорошо. Тогда вы сможете увидеть промежутки: проходит одна мысль, вторая, а потом промежуток. И потом постепенно вы увидите, что мысли становятся прозрачными; если проплывает мысль, вы продолжаете видеть промежуток, продолжаете видеть скрытое небо за облаками. И чем больше вы освоитесь с этим видением, тем больше мыслей исчезнет, они будут приходить все реже, реже, реже.
Промежутки будут становиться все шире: в течение минут не будут приходить никакие мысли, все так тихо и спокойно внутри — впервые в жизни вы целостны. Никакого волнения, все абсолютно блаженно. И если такой взгляд станет для вас естественным, а он таким станет, это одна из самых естественных вещей, нужно только расфокусироваться, «разобусловиться», тогда... вы достигните просветления.
Различия — это нечто заученное. Различия не существуют в природе. Различия проецируются вами. Различия привносятся вами в мир — их там нет. Это обман ваших глаз, они вводят вас в заблуждение. Облака, проплывающие по небу, не имеют ни корней, ни дома... — то же относится к вашим мыслям и вашему внутреннему небу; ваши мысли не имеют корней, у них нет дома; они блуждают так же, как и облака. Не нужно бороться с ними, не нужно противиться им, не нужно даже пытаться остановить мысль. Это все должны глубоко прочувствовать, потому что, когда человек начинает интересоваться медитацией, он пытается остановить мышление. А если вы попытаетесь перестать думать, все равно процесс этот не прекратится, потому что сама попытка остановить мысль уже есть мысль. А как можно остановить мысль другой мыслью? Как можно остановить ум, создавая другой ум?
И это будет продолжаться и продолжаться до бесконечности, и этому не будет конца. Не боритесь, потому что: кто будет бороться? Кто — вы? Не превращайте же себя в арену, на которой одна мысль борется с другой. Просто будьте свидетелем и наблюдайте, как проплывают мысли. Они прекращаются, но не вы прекращаете их. Они прекращаются, когда вы становитесь более сознательным, и не нужны усилия с вашей стороны, чтобы остановить их. Нет, при усилии они не исчезают, они противятся. Попытайтесь, и вы это сами обнаружите; попытайтесь остановить мысль, и она станет сопротивляться. Мысли очень упрямы и стойки, они всегда сопротивляются.
Вы выбрасываете их, и они возвращаются миллионы и один раз. Вы устанете, а они нет. Однажды некий человек пришел к Будде, он хотел достичь просветления. Он сказал: «Я бы хотел остановить свои мысли». Будда сказал: «Это очень просто. Я укажу тебе способ, технику. Следуй ей: просто сиди и не думай об обезьянах, этого будет достаточно». Человек сказал: «Так легко? Просто не думать об обезьянах? Но я никогда не думал о них». Будда сказал: «И теперь не думай, и завтра утром придешь и расскажешь». Вы можете представить, что случилось с этим несчастным... вокруг него были обезьяны, только обезьяны.
Ночью он не мог заснуть, он открывал глаза, — обезьяны сидят вокруг, он закрывал глаза, они все равно сидели тут же и строили ему рожи. Он был очень удивлен: «Почему этот человек дал мне такую технику, ведь если все дело в обезьянах, то они раньше никогда не волновали меня. Это случается впервые!» Но он старался и утром опять старался. Но ничего нельзя было сделать: обезьяны его не покидали. Он пришел вечером почти безумный, потому что обезьяны следовали за ним, и он разговаривал с ними. Он пришел и сказал: «Спасите меня, мне этого не нужно, я был нормальным, я не хочу никаких медитаций, я не хочу вашего просветления — спасите меня от этих обезьян».
Если вы думаете об обезьянах, возможно, они к вам и не придут. Но если вы хотите, чтобы они не приходили, тогда они будут преследовать вас. Будда, конечно, шутил — этим он говорил, что, если вы пытаетесь остановить мысль, вы не сможете это сделать. Наоборот, само усилие остановить ее придает ей энергию, само усилие избежать ее превращается в силу внимания. Когда вы хотите избежать чего-либо, вы обращаете на это слишком много внимания. Если вы хотите не думать о чем-то, вы уже об этом думаете. Запомните это, иначе вы окажетесь в том же положении, что и несчастный, которого преследовали обезьяны, потому что он хотел о них не думать. Нет необходимости останавливать ум. Мысли не имеют истоков, они бездомные бродяги, незачем беспокоиться о них. Просто наблюдайте, наблюдайте, не глядя на них, просто смотрите. Если мысли приходят, пусть будет так, не чувствуйте себя плохо. Потому что достаточно даже легкой мысли, что это плохо, чтобы в вас началась борьба. Помните: все нормально, все естественно; мысли приходят в ум точно так же, как листья появляются на деревьях. Так и должно быть. Прекрасно, если они не появляются. Просто оставайтесь безучастным наблюдателем, ни за, ни против, ни одобряющим, ни осуждающим — без всяких оценок. Просто углубитесь в себя и созерцайте, смотрите, не глядя на них. И происходит так, что чем больше вы смотрите, тем больше мыслей исчезает, растворяется. Как только вы поймете это — вы обретете ключ.
ХАОС МИРА - ПРОЕКЦИЯ УМА
Почему вы постоянно проецируете на реальность нечто, принадлежащее вашему уму? Потому что вы боитесь реальности. Существует глубокий страх реальности. Это может быть нечто, что вам не нравится. Это может быть нечто, что против вас, вашего ума. Потому что реальность естественна; она не беспокоится о том, кто вы есть. Вы боитесь. Реальность может не быть исполнением ваших желаний, поэтому лучше ее не видеть; продолжайте видеть то, чего вы желаете. Именно так вы упустили много жизней — обманываясь. И вы не обманываете кого-то еще, вы обманываете самих себя, потому что посредством ваших интерпретаций и проекций реальность не может быть изменена. Вы зря страдаете.
Вы думаете, что здесь есть дверь, но здесь нет двери; это стена, и вы пытаетесь через нее пройти. Тогда вы страдаете, вы шокированы. До тех пор пока вы не увидите реальность, вы никогда не сможете найти выхода из тюрьмы, в которой находитесь. Дверь существует, но реальная дверь не может перемещаться по стене согласно вашим желаниям. Дверь существует; если вы отбросите свои желания, вы сможете ее увидеть. И в этом проблема: вы продолжаете удовлетворять свои желания; вы просто продолжаете верить в проекции, и каждый раз ожидания не оправдываются, проекции разрушаются. Потому что это случалось много раз, потому что ваши мечты не могут удовлетворить реальность.
Всегда, когда ваши мечты рушатся, радуга исчезает, желания умирают, и вы страдаете. Но тот час же начинаете создавать другое желание, другую радугу своих желаний. Вы снова начинаете строить новый радужный мост между вами и реальностью. Этот мир есть только то, что он есть. Вы можете продолжать грезить; это не поможет. Перестаньте грезить и смотрите. Этот мир есть только то, что он есть. Но он превосходит самые смелые мечты миллионов людей. Не тратьте свою жизнь, время и энергию без необходимости в попытках увидеть что-то, чего здесь нет. Перестаньте галлюцинировать и посмотрите на реальность. В этом значение неомраченного прозрения. Это просто чистый взгляд. Вы не размышляете об этом, вы просто смотрите на него. Вы не делаете ничего относительно чего-либо, вы просто позволяете этому быть здесь и проникнуть в вас.
Мир никогда не находился в хаосе и беспорядке — только ум. Мир пребывает в абсолютном порядке. Это не хаос, лишь ум всегда пребывает в хаосе и всегда будет находиться в нем. Вот что вы должны понять: самой природе ума свойственно пребывать в состоянии хаоса, потому что это промежуточная стадия. ум — это просто переходная фаза между естественностью и сверхъестественностью. Никакая промежуточная стадия не может пребывать в порядке. Как она может пребывать в порядке? Когда вы движетесь от одной стадии к другой, промежуток должен пребывать в хаосе. ум невозможно привести в порядок. Он не является тем, с чем можно жить. Это как мост: его нужно пересечь, нужно достичь другого берега. И вы должны построить дом на берегу. Вы начали жить на мосту. Вы привязались к уму. Вы пойманы в ловушку, потому что находитесь в нигде. А как вы можете успокоиться и обосноваться в нигде?
Прошлое будет постоянно приглашать вас: «Вернись, вернись на тот берег, который ты покинул». Но это возвращение невозможно, потому что вы не можете передвигаться назад во времени. Вы можете двигаться только в одном направлении, вперед, прямо. Прошлое постоянно оказывает на вас сильное воздействие, потому что вы находитесь на мосту, и даже оставаться в прошлом кажется вам лучше, чем быть на мосту. Даже маленькая хижина лучше, чем зыбкий мост. По крайней мере, это дом; вы же на перепутье. Прошлое человека постоянно зовет его. Оно говорит: «Вернись назад». Оно говорит: «Не нужно убегать». Животное внутри вас постоянно зовет: «Вернись». И оно должно звать, потому что по сравнению с мостом это лучше. Но вы не можете вернуться назад. Если вы сделали шаг, вы не можете отменить его. Если вы ушли вперед, возможности вернуться назад нет.
Вы можете лелеять мечту и напрасно тратить свою энергию, ту же самую энергию, которая могла бы вести вас вперед. Но вам нет пути назад. Как может юноша снова стать ребенком? И как может старик снова стать юношей? Это невозможно даже биологически. ...Впрочем, однажды это может стать возможным, наука поможет вашему телу сохранить молодость. Это возможно, потому что человек очень хитер, и он может обмануть клетки тела. Он может задать им новую программу и вернуться в прежнее состояние, но ваш ум останется старым. Ваше тело может стать молодым, но как вы можете стать молодыми? Все то, что вы пережили, будет с вами. Оно не может быть отброшено. Вы не можете вернуться назад. Берег, который вы оставили, оставлен навсегда. Вы не можете снова стать животным. Лучше отбросить этот призыв и слепое влечение вернуться назад.
Чем скорее вы отбросите это, тем лучше. Человеку нравится то, что дает ему почувствовать прошлое, то состояние, когда он был животным. Вот почему секс стал таким привлекательным. Вот почему люди склонны к перееданию, они постоянно поглощают пищу, одержимы едой. Вот почему жадность, злость, зависть, ненависть проявляются: они принадлежат животному царству. Это берег, который вы оставили, берег животного царства, но есть и другой берег, которого вы еще не достигли даже в своих мечтах — царство Бога. И между ними двумя вы остановились в уме. Вы не можете вернуться назад. Вам трудно двигаться вперед, потому что прошлое продолжает тянуть вас, а будущее остается неизвестным, неясным, словно туман.
ум не может идти назад и не может понять, куда ему идти вперед. Он остается в хаосе, всегда неукорененный, всегда движущийся, не зная куда, всегда в пути. ум пребывает в поиске. Когда цель достигнута, только тогда поиск исчезает. Помните: посмотрите на мир, это — космос. Солнце восходит каждое утро безошибочно, непогрешимо. И ночь сменяет день, и вновь день сменяет ночь. И в ночном небе миллионы и миллионы звезд движутся по своим путям. Времена года сменяют друг друга. Если человека здесь нет, где хаос? Все так, как должно быть: океан будет продолжать реветь, облака вновь и вновь будут затмевать звезды, и прольется дождь, и зима, и и все движется по совершенному кругу. Ни чем, кроме вас, не существует никакого хаоса, потому что природа пребывает в порядке, какую бы ее часть вы не взяли.
ум ищет, он бредет впотьмах — ищет чего-то. Но чем больше вы работаете, тем больше и больше разочаровываетесь, тем больше и больше раздражаетесь. Что с вами случилось? Вы попали в колею. Это будет продолжаться до тех пор, пока вы не научитесь чему-то, что сможет вывести вас за пределы ума, что сможет опустошить ум. Именно для этого и существует медитация. Медитация — это способ вывести ваше бытие за пределы ума, отбросить ум, сойти с моста, уйти в неизвестное, предпринять прыжок в загадочное. Вот почему духовный поиск не происходит шаг за шагом; духовный поиск это внезапный прыжок. Это мужество, не расчет.
Если вы начали работать над достижением не-ума, только тогда, постепенно, в вас воцарится покой. Постепенно опустится тишина, и вы услышите музыку — музыку неизвестного, музыку невыраженного. Тогда все снова будет в порядке. Это переходное состояние ума, так и должно быть, потому что вы отбросили прошлое, где был порядок, где вы были укоренены, и движетесь в просветление, изобилие, в счастье. Но человек находится в середине. Человек это не бытие, человек — это переход. Человек это не что-то; человек — это только путешествие, веревка, натянутая между естественностью и сверхъестественностью. Вот почему он напряжен. Если вы остаетесь человеком, вы будете оставаться в напряжении. Либо вы должны опуститься на уровень ниже человеческого, либо вы должны возвести себя на уровень, превышающий человеческое. Только человечество находится в хаосе. Посмотрите на природу — мычащая корова, чирикающие воробьи — и все совершенно. В природе нет проблем. Проблемы приходят в существование вместе с человеческим умом и исчезают тогда, когда исчезает человеческий ум. Поэтому не пытайтесь разрешить проблему жизни с помощью самого ума. Это не может быть сделано. Это самое глупое, что только вы можете сделать.
Поймите, что ум — это мост. Наблюдайте его. Он не вечен, он преходящ. Представьте, как вы меняете дом: старый дом был обустроен, все было на своих местах. Затем вы меняете дом, затем мебель, затем одежду, а затем то, что... Все то, что было на своих местах, пришло в беспорядок, и вы переезжаете в другой дом. Внутренняя обстановка погружена в хаос. Вы должны снова все расставить на свои места. Если вы переезжаете в другой дом, возникает ситуация, когда один дом вы покинули навсегда, а другого дома еще не достигли; вы просто в пути в грузовике со всем своим багажом. Вот что такое ум: это не дом, это просто переезд, который нужно преодолеть. И если вы поняли это, в вас проникло нечто запредельное. Понимание приходит из запредельного; оно не принадлежит уму. Знание принадлежит уму. Понимание уму не принадлежит. Наблюдайте, почему вы погружены в хаос, и понимание начнет зарождаться в вас.