Соотношение права и морали по Л. И. Петражицкому.

Л. И. Петражицкий, например, рассуждая о сходствах права и морали, утверждает: «Правовые переживания… по своему интеллектуальному составу ничем не отличаются от нравственных». То есть совершенно ясно, что как право, так и мораль, по Петражицкому, основываются изначально на «императивно-атрибутивных эмоциях» эмоциях, неких переживаниях – в этом их безусловное сходство.

Л.И. Петражицкий, представитель психологического подхода к пониманию сущности права, объединяя право и мораль одним понятием «этические эмоции» или «эмоционально-интеллектуальные сочетания и их проекции», выделяет ряд отличительных черт. Так, право представляет из себя обязанность «представляемая нам причитающимся другому как нечто ему должное, следующее ему от нас, так что он может притязать на соответствующее исполнение с нашей стороны», а мораль, напротив, - такой вид этического сознания, когда «то, к чему мы себя считаем обязанными, не представляется нам причитающимся другому как нечто ему должное» (например, милостыня). Долг человека в первом случае «представляется связанностью по отношению к другому» - мораль же этого не предполагает. С этой точки зрения автор подразделяет все обязанности на «свободные» (мораль) и «несвободные» (юридические и правовые нормы), первые из которых носят односторонний характер (право или обязанность одного человека соблюдать моральные нормы в отношении другого), а вторые – двухсторонний (если один обязан выполнить правовое предписание в отношении другого, то другой может требовать этого исполнения).

27. Соотношение права и морали как ценностно-мировоззренческих регуляторов общественных отношений в современном российском обществе.

28. Нравственные основы юриспруденции.

Профессия как определенный, относительно устойчивый вид общест­венно-трудовой деятельности представляет собой сложное социаль­но-психологическое и нравственно-правовое явление. В ней находят свое отражение цели и задачи профессионального труда, его содержа­ние, организация, условия осуществления и результаты.

Настоящий профессионал службы по под держанию правопорядка формируется только на основе нравственного совершенствования при сохранении преданности своему делу, чувства моральной удовлет­воренности от своей работы, при обязательном наличии морального «стержня» повседневного поведения.

Труд юристов отличается разнообразием и сложностью решаемых задач, поэтому каждая из них предъявляет к своим субъектам ряд ха­рактерных нравственных требований, постепенно накладывая на их нравственную культуру свой специфический отпечаток.

Нравственную сущность труда определяет прежде всего то, что он есть основное условие человеческого существования, главная сфера жизни общества. Поэтому общественная полезность труда юриста — это главный показатель его моральной ценности и источник нравст­венных отношений, которые складываются в процессе данной дея­тельности.

По своему профессиональному назначению сотрудники правоох­ранительных органов призваны прежде всего защищать жизнь, здо­ровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и личности от преступных и других противоправных посягательств. При этом они наделены правом применения вынужденных мер при­нуждения. Если юрист неграмотно пользуется этими мерами принуж­дения, использует незаконные средства (физический и психологиче­ский нажим, угрозы, шантаж и т. д.), то он сам преступает закон и его деятельность утрачивает свой нравственный и правовой характер. Нельзя нарушать закон, не нарушая морали. Нарушение закона вле­чет также нарушение моральных норм и принципов. Именно поэтому оценка личного состава правоохранительных органов, их служебной деятельности будет положительной тогда, когда эта деятельность бу­дет соответствовать духу национальных традиций, нормам нравствен­ности, укоренившимся в обществе.

29. Ответственность как этико-правовая категория.

Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.

Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Ответственность – в целом философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретические обоснования уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.

Наши рекомендации