Объем дисциплины и виды учебной работы. Учебно-методический комплекс
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов очной и заочной форм обучения
(специальность 030501(65) Юриспруденция)
Воронеж
2012 г.
|
Автор:
Баева Н.А., к.ю.н., доцент кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП».
Учебно-методический комплекссоставлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 Юриспруденция.
Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 29.08.2012 г.)
Утвержден Учебно-методическим советом ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 3 от 05.10.2012 г.)
© ЦФ ФГБОУВПО «РАП», 2012
© Баева Н.А.,2012
СОДЕРЖАНИЕ
Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины…….……..4
Введение …………………………………………………………………………..5
Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………....7
Тематические планы…………………………………………………………........8
Программа курса……………….……………………………….………………..13
Планы семинарских занятий………………………………………...………….16
Методические рекомендации по изучению дисциплины…………….…..…...33
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы..…34
Примерный перечень вопросов для проведения рубежного контроля ……..35
Примеры тестовых заданий……………………………………………………..37
Вопросы для подготовки к зачету……………………………………………...43
Литература………………………………………….…………………………....45
Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины*
Предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая психология в системе научных отраслей знания. Понятие личности в психологии и правовой науке. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Ощущение, восприятие. Понятие и виды памяти. Мышление. Воображение и его виды. Внимание. Эмоции. Чувства. Состояния тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства). Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка и назначение, порядок проведения. Психология преступного поведения (Психология преступления. Психология личности преступника. Психология преступного поведения (психология преступной группы). Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Психология допроса. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Психологические особенности судопроизводства.
Введение
Учебный курс «Юридическая психология» относится к дисциплинам федерального компонента, которые составляют основу системы юридического образования. В нём изложены базовые теоретические концепции, а также ведущие тенденции и закономерности, объясняющие процессы, происходящие в общественной жизни, подчинённой действию права, психологические особенности поведения субъектов правоприменительной деятельности, также лиц, вовлеченных в сферу правоотношений, с позиций комплексного междисциплинарного системного подхода.
Основными задачами курса являются глубокое осмысление обучаемыми сущности процессов становления и развития демократического правового государства в России, а также социальной значимости профессии юриста в таком государстве; формирование у будущих работников судебной системы гражданской зрелости, общественной активности, высокого уровня правовой и общей культуры, профессиональной этики; выработка у студентов навыков исследования психологических аспектов правовых явлений, институтов и норм; усвоение студентами теоретических основ психологии, создание у обучаемых системы знаний о содержании юридической психологии как науки и её роли в укреплении законности и правопорядка, обеспечении соблюдения основных прав и свобод личности во всех сферах государственной и общественной жизни.
Данный учебный курс рассчитан на один семестр, по окончании которого студенты сдают зачёт. Основными формами изучения данной дисциплины являются лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Студенты, под руководством преподавателя, индивидуально и в группах выполняют некоторые виды научно-исследовательской работы. Предлагаемые планы семинарских занятий содержат перечень основных вопросов по темам, изучаемым в рамках данного учебного курса. Задания для самостоятельной работы студентов предназначены для закрепления и углубления полученных знаний, формирования и развития самостоятельности, общих и специальных, теоретических и практических, учебных и творческих, коммуникативных и иных способностей.
В результате изучения курса «Юридическая психология» студенты должны овладеть комплексом знаний, умений и навыков, соответствующим государственному образовательному стандарту по специальности.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Форма обучения | ||||
Очная | Заочная | ||||
на базе среднего (полного) общего образования | на базе среднего профессионального юридического образования | на базе среднего (полного) общего образования | на базе среднего профессионального юридического образования | на базе высшего профессионального образования | |
Общая трудоемкость | (56-переаттестация) | (56 – переаттестовано) | |||
Аудиторные занятия | |||||
Лекции | |||||
Семинарские занятия | |||||
Практические занятия | _ | _ | _ | ||
Самостоятельная работа | |||||
НИРС | |||||
Форма итогового контроля | зачет |
Тематические планы
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(разделы дисциплины и темы занятий)