Шаг 1. Разрешение руководства

Формирование, развитие и управление культурными представлениями может осуществляться только после получения согласия вышестоящих руководителей. В этом случае управление культурными ценностями может оказать существенное влияние на групповое лидерство. Речь идет прежде всего о степени соответствия культурных представлений группы тем или иным целям всей организации. Рассмотрение и анализ культурных ценностей безотносительно к проблемам и целям не имеет смысла. Более того, уже состав группы определяется неким заказчиком или клиентом. Отбираются те люди, которые вызывают доверие и соответствуют, может быть, некоторым специальным требованиям. Степень доверия и открытости являются аспектами культуры. Поэтому изначально руководство задает определенные рыночные условия развития групповой культуры.

Шаг 2. Проведение большого группового собрания

Такие собрания начинаются с определения представителям администрации (руководства) этой роли, которую играют культурные ценности данной группы.

Далее происходит представление стороннего лица (консультанта), призванного помочь группе сформировать рациональным образом ее культурные ценности.

Данный шаг включает следующие процедуры:

2а. Лекция, посвященная проблемам культуры, в частности, ценностным ориентация группы, коллективным базовым представлениям задач, стоящих пред группой.

2б. Дуальный менеджмент – тренинг с целью выявления индивидуальных представлений членов группы о стоящих задачах, а также индивидуальных предложений. Мы отвечаем на вопрос «Что здесь происходит?» «Где мое место?»

2в. Выявление провозглашает коллективных ценностей. Здесь обсуждается вопрос: «Почему мы поступаем именно так, а не иначе?». В результате составляется список основных ценностей группы.

2г. Формирование групповых ценностных ориентаций. Здесь происходит зарождение или первичное определение групповых базовых представлений. Фактически формируется миссия группы на период ее существования в образовавшемся составе.

Э. Шейн приводит такой пример:

Члены группы из Contempo Company очень много времени тратили на планирование своей работы, но эти планы входили в противоречие с сиюминутными нуждами и периодически случающимися кризисами. Они даже включили планирование в свой список ценностей и были удивлены, когда выяснили, что принимаемые планы играли незначительную роль. После этого они сформулировали в качестве одной из групповых ценностных ориентаций следующее базовое представление времени: «Имеет смысл только настоящее». Конечно, такая формула времени для других групп носит спорный характер, но это только пример определения базовых представлений.

Шаг 3. Выявление положительных и отрицательных влияний культуры на групповое лидерство.

Цель состоит в том, чтобы установить наиболее важные групповые ценности и выяснить, как они соотносятся с теми задачами, которые необходимо решать группе в сложившихся обстоятельствах. Необходим консенсус в определении реальных помех, действующих ограничений и установлении тех факторов успеха, которые обусловлены организационной культурой.

Практика успешных компаний показала, групповое лидерство на основе организационной культуры наиболее эффективно обеспечивается при участии внешнего консультанта, который анализирует ситуацию и разрабатывает модель или схему или исходную систему базовых культурных представлений группы.

Вопросы для закрепления знаний и самоконтроля

2.3

  1. Основные характеристики группы: приведите их описание и дайте анализ на примере студенческой группы?
  2. Как вы понимаете, что такое малая группа, каковы ее характерные признаки и основные особенности?
  3. Какие типы малых групп можно выделить?
  4. Какие социально-психологические роли могут играть люди в группе?
  5. В чем преимущества консенсуса в качестве основы группового лидерства?
  6. Характеристика функций управления внутригрупповой интеграцией?
  7. Как вы понимаете роль организационной культуры в обеспечении группового лидерства?
  8. В чем состоит адаптация группы к внешней среде?
  9. В чем отличия группового лидерства от группового мышления?
  10. Преимущества группового лидерства и проблемы их реализации на практике?

___________

Организационные изменения

и преобразующее лидерство.

Наши рекомендации