Динамическая организация двигательного акта. Ловкость
Динамическая организация движения связана с переходом от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных или различающихся движений, составляющих единую «кинетическую мелодию».
Трудности выполнения моторных программ могут быть связаны с ограниченным объемом возможных движений. Базой для преодоления этой недостаточности являются упражнения из раздела 1. Здесь мы продолжаем развивать и автоматизировать усвоенные навыки на более высоком уровне. Следует еще раз подчеркнуть, что при освоении новых паттернов ребенок должен опираться не только на внешний образец и собственные ощущения (которых может быть недостаточно), но и на дополнительную зрительную афферентацию, для чего используются зеркала, в которые ребенок смотрит при выполнении движений. Содержанием отдельных паттернов (циклов, серий) могут быть различные движения, позы, определенное сочетание звуков (пачки ритмов), орнаментов, предметов или фигур.
96. И.п. — ноги на ширине плеч, руки опущены ладонями вперед.
На медленный вдох (притягивающее движение) руки плавно разво
дятся в стороны и вверх, на выдох (отталкивающее движение) — вы
тягиваются и опускаются вдоль тела ладонями вниз. Вернуться в И.п.
97.И.п. — то же. Перенести вес тела на правую ногу. Делая вдох,
поднять левую ногу и развернуть корпус на 90° назад влево; делая
выдох, опустить левую ногу и повернуть влево стопу правой ноги. Та
ким образом, все тело будет развернуто влево. Затем перенести вес
тела на левую ногу. Делая вдох, поднять правую ногу и развернуть
корпус на 90° назад вправо; делая выдох, опустить правую ногу, по
вернуть стопу левой ноги вправо и таким образом вернуться в И.п.
98.Ребенку предлагается ряд любых движений, описанных выше,
например, «хасты», которые он должен повторить в заданной после
довательности. В групповом варианте детям предлагается всем вместе
выполнить такое же задание, например, через одного — то присе
дать, то подпрыгивать (в быстром темпе), или выполнить упражне
ния, аналогичные описанным в §3 первого раздела этой части.
Одна из наиболее важных задач психомоторной коррекции — развитие ловкости, имеющее наибольшее число положительных корре-
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 177
ляций с развитием высших психических функций. Начало процесса здесь связано с акцентом на точность. Например, прилаживание ходьбы к неровностям почвы, ступенькам, подъемам и спускам; движений карандаша к обведению нарисованного контура и т.д. Это и прицельное внимание к точности попадания (меткости) броска, прикосновения; в более сложном случае — точности воспроизведения видимой формы, фигуры. Иными словами, это процессы, оцениваемые по финальной четкости.
Развитие ловкости неотделимо от быстрых (ограничение по времени), точных и согласованных движений в условиях сложной пространственной ориентировки. Составными компонентами такого рода занятий могут быть беговые, прыжковые упражнения, а также упражнения, включающие мелкие движения кистей и пальцев рук (с применением больших и малых мячей, гимнастической палки, колец и т.п.). При их освоении целесообразно дробление на этапы. Например, по мере того как дети в общих чертах усвоят координацию движений ног, подключаются движения рук и т.д.
99. «Классики». Упражнение представляет собой варианты обще
известной игры, состоящей из целевых прыжков, совершаемых в оп
ределенной последовательности и в условиях дефицита времени. Вы
полнение этого упражнения требует усиленного зрительного контро
ля, осмысления ситуации и предвосхищения своих действий хотя бы
на ход вперед. То же относится к различным играм: «Прыгалки», «Вы
шибалы» и т.п.
100.Встать у линии, проведенной на расстоянии 2,5 м от стены,
и сделать подряд 5 бросков мяча правой рукой снизу с ловлей отско
чившего мяча правой, а затем левой рукой. Основная трудность этого
упражнения заключается в точной дифференцировке мышечных уси
лий при броске и ловле мяча.
Варианты этого упражнения общеизвестны: бросок мяча из-за спины через голову; перепрыгивание через отскочивший от стены мяч; бросок из-под бедра, стоя спиной к стене и т.п.
Упражнения с мячом
101.Круговые движения с мячом вокруг туловища в горизонталь
ной плоскости (переложить мяч спереди в левую руку, а сзади — в
правую руку). Затем сменить направление. То же во фронтальной плос
кости (руки вверх — перекладываем мяч в левую руку; руки — вниз и
назад — перекладываем мяч в правую руку).
178 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
102.Наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно носом,
пальцами правой и левой руки, катить его вперед, вокруг стоп (по
кругу; описывая восьмерку — вправо, влево).
103.Подбрасывание мяча и его ловля правой рукой, левой рукой,
попеременно, перекидывая мяч с руки на руку — на месте и с про
движением; те же действия, но тыльной стороной кисти; с ловлей
мяча сначала двумя, а затем каждой рукой после поворота корпуса на
90°, на 180°.
104.Удары мяча (о стену и пол) одной и двумя руками, попере
менно правой и левой руками — на месте и с продвижением; то же с
двумя мячами; ведение мяча «змейкой», огибая ориентиры.
105.Ведение мяча вокруг себя поочередно правой и левой рука
ми — поворачиваясь вслед за мячом; не сдвигая ног.
106. Прыжки на одной ноге с одновременным ведением мяча од
ной рукой: сначала рука и нога одноименные, затем разноименные.
Можно варьировать это движение, подбрасывая и ловя мяч одной
или двумя руками.
107. «Передай мяч». Игра проводится в форме соревнования меж
ду командами. Дети стоят в затылок друг другу на расстоянии вытя
нутой руки. Первый передает мяч второму сверху над головой, второй
третьему — снизу между ногами и т.д. Другой вариант — передача мяча
сбоку с поворотом корпуса то вправо, то влево. Третий вариант — ком
бинированный. Если группа небольшая (до 10 человек), то когда мяч
оказывается у последнего ребенка, он перебегает вперед, становясь
первым, и начинает игру сначала.