Занятие 11.1 ОЦЕНКА ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Вводные замечания. Изучение развития интеллектуальных функций позволяет раскрывать актуальные и потенциальные возможности учащегося и осуществлять психокоррекционную работу с детьми. Исследование уровня развития младшего школьника является чрезвычайно важным, так как в это время происходит переход от дошкольной обучения к систематическому обучению в школе, который и обеспечивав ускоренное развитие всех познавательных функций.

В возрастной психологии определение уровня развития различных характеристик интеллекта требует как сложной организации самого процесса их изучения, так и специфической обработки данных эксперимента. Сложность организации выражена в первую очередь в подборе групп испытуемых, различия между которыми классифицируются по какому-либо признаку (возраст, пол и др.). Второй особенностью организации экспериментов является то, что при наличии нескольких групп испытуемых необходимо соотнесение всех результатов экспериментального исследования между собой. Заметим, что с целью получения таких сопоставимьх результатов все исследования по изучению познавательных функций необходимо проводить поэтапно. На первом этапе требования по использование методических приемов изучения функциональных характеристик не отучаются от требований, предъявляемых к методам и процедуре их исследования в области общей и экспериментальной психологии. Второй этап исследования, имеющий целью определение уровня развития интеллектуальных функций, предполагает, что в результате специальной статистической обработки данных получают единый интегральный показатель, наиболее адекватно отражающий исследуемую психическую функцию и характеризующий ее уровень и продуктивность. На основе этого показателя возможно соотнесение полученных данных по разным группам испытуемых. Для получения единого, интегрального показателя необходимо провести первичную обработку данных, зафиксированных по каждой методике отдельно. Такая первичная обработка заключается в сведении абсолютных значений разных показателей, зарегистрированных в методике, в условные оценки - баллы, полученные путем обычного шкалирования. Наконец, на третьем этапе работы для решения задач, связанных с изучением интериндивидуальных особенностей интеллектуальных функций ребенка, необходима специальная математико-статистическая обработка экспериментальных данных, предполагающая получение сопоставимых между собой результатов исследования разномодальных характеристик путем перевода интегрального показателя успешности развития отдельных свойств функции в шкальные оценки. В результате такой обработки экспериментальных данных мы приобретаем возможность анализировать результаты исследования с точки зрения половозрастных и индивидуально-типических особенностей.

Опыт 1

Цель. Оценка устойчивости внимания.

Оснащение опыта. Стандартный бланк теста «Корректурная проба» (см.прил.11.1.1) и секундомер.

На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.

Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у испытуемого не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы» и суть задания разъясняет следующейинструкцией: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы "к" и "р" и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. По истечении 10 мин отмечается последняя просмотренная буква.

Обработка результатов

1. Экспериментатор сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой - ключом к тесту (см. прил. 11.1.2). 2. В протокол занятия (форма 43а) вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 43а

Учащийся ...........................................................................................……………………………………………………

Дата ...............................………. Возраст ..................……….. Пол ...........................…………………………………

Опыт 1. Оценка устойчивости внимания («корректурная проба»)

Показатель Результат
Количество просмотренных за 10 мин букв Количество правильно вычеркнутых букв Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть Точность выполнения задания, % Оценка точности, баллы Оценка продуктивности, баллы Оценка устойчивости внимания, баллы    

3. Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин, и точность (К), вычисленная по формуле

K= Занятие 11.1 ОЦЕНКА ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА - student2.ru

где т - количество правильно вычеркнутых за время работы букв; п - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

4. С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы, полученной путем обычного шкалирования (табл. 11.1.1).*

* При переводе точности в баллы следует учитывать, что верхняя граница интервала принадлежит следующему интервалу.

Таблица 11.1.1

Наши рекомендации