Разрешение внутригрупповых противоречий.

Ответы на повросы с 6-по8 с книги

Прежде всего отметим, что в работах А. С. Макаренко отчет-ливо реализуются важнейшие методологические принципы исследо-вания социалъной группы, в частности:

♦ принцип развития (им была очерчена динамика становления коллектива — «путь от диктаторского требования организатора до требования каждой личности от себя на фоне требований коллек-тива» [Макаренко, 1977. С. 298], выделены стадии его развития, намечены перспективные линии жизни коллектива).

♦ принцип системности ( коллектив рассматривался как «соци-альный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость...» [Макаренко, 1977. С. 56]);

♦ принцип деятельности (в практике А. С. Макаренко именно специально заданная общественно полезная, становящаяся затем и личностно значимой, совместная деятельность являлась фунда-ментом строительства коллектива, а последний рассматривался как субъект деятельности, управления, воспитания);

Вопрос

Соотношение теоретико-эксперементального и прикладного исследования

Г 20 век

Первый подход- критикуется лаборат. Исследованиями МГ относительно их низкой внешней и экологической валиндности

Переменные величины Гр в практике Гр в лабор. эксперементе
Размер гр От 3 до 20 3 редко 4 или больше
Участники гр Все слои студенты
Развитие гр Все фазы Никакой или нач. период.
задача Скорее комплексная Скорее простая
Опред.проблемы Часто не полное но оформлено Полно, заявленно
Отношение к др задачам образное Слабо, незначительно
Опыт с задачей Наличествующий или способствующий Никакой или малый
Значения для личности Скорее высокое Скорее незначительное
Сочитание индивид. И групповых форм работы правило Абсолютное искл
Соц внедрение Соц контроль Эксперемент контрол. Соц ваукум

Вопрос

Соотношение теоретико-эксперементального и прикладного исследования

Второй подход – критика теоретико-эксперементальных исследований расценивается как беспредметная , т.к. существует независимость обоих направлений исследования.

Параметры условий Прикладное исследование Фундаментальное
Исходные позиции Заданная цель Заказчик Субьективная оценка процессов т.к эксперементальная вариация невазможна . Концентрация на нормативных процессах а исследовании. Конативная проблема Теоретическая гипотеза Исходная теоретич.позиция исследователя Эксперементальный контроль и изоляция личностных и внешне обусловленных переменных величин Концентрация на информационных процессах в исследовании Когнитивная проблема
пути Разнообразные методы достижения цели. Комбинация концептуальных идей, методов программ и конкретных условий исследования И сходящие из теории методы Изоляция отдельных переменных величин и спецификация эксперементальных условий
цели Эффективность Интеграция и Комбинизация Взаимодействующие эффекты Прозрачность-Обьяснения Дифференциация и анализ Основные эффекты

Вопрос

Групповая динамика это-это дисциплина , исследующая положительные и отрицательные силы, дейсвующие в данной группе.

Групповая динамика — процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее эти процессы научное направление, основателем которого считается Курт Левин .

Вопрос Механизмы групповой динамики

- разрешение внутригрупповых противоречий;
- «идиосинкразический кредит»;
- психологический обмен.

Разрешение внутригрупповых противоречий.

Исследователи группового развития отмечают наличие нескольких типов внутригрупповых противоречий. Так, изучая динамику коллективообразования во временных юношеских группах (работа осуществлялась в рамках параметрического подхода Л. И. Уманского), А. Г. Кирпичник обратил внимание на противоречия, во-первых, между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью и, во-вторых, между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, интеграции ее с группой.

Идиосинкразический кредит. В еще большей степени с анализом поведения лидера связано выделение нами другого механизма развития группы, получившего в работах известнейшего исследователя лидерства Е. Холландера название феномена «идиосинкразического кредита». Правда, сам Е. Холландер указанный феномен с развитем группы не связывал и рассматривал его в ракурсе иной проблемы — проблемы соотношения уровня нормативного поведения (в более узком смысле — конформности) и величины статуса индивида в группе (т.е. фактически — лидерства). Хотя традиционно считалось, что между этими переменными имеет место чуть ли не линейная зависимость, предложенная Е. Холландером, модель намечает альтернативный подход к проблеме.

Психологический обмен.

В психологии (особенно в социальной ее ветви) понятие «обмен» пользуется большой популярностью, равно, впрочем, как и в некоторых других обществоведческих дисциплинах (например, в философии, социологии). В нашу задачу не входит, однако, специальный анализ этимологии данного понятия в контексте социально-психологической проблематики: вопрос этот довольно подробно уже освещался в литературе. Обратим только внимание на тот факт, что, возникнув в недрах классической политэкономии, оно было перенесено затем в социальную антропологию, а оттуда — в социологию и ряд областей психологии. Учитывая данное обстоятельство, мы решили использовать не просто понятие «обмен», но «психологический обмен», дабы отдифференцировать последний от обмена, совершающегося в системе экономических отношений людей и являющегося исходным, базисным в ряду других возможных проявлений человеческого обмена. Чтобы лучше объяснить суть психологического обмена, обратимся к одной из его разновидностей — так называемому ценностному обмену, в качестве механизма межличностного взаимодействия в малой социальной группе теоретически и эмпирически изучаемому одним из нас.

Вопрос

Наши рекомендации