Когнитивно-реструктурирующая терапия для аддиктивных клиентов
В соавторстве с Патрицией Гейлхар,
доктором психологических наук,
Сидней, Австралия
Принципы
Наше ответвление когнитивно-реструктурирующей терапии делает существенное различие между лечением злоупотребления наркотиками и алкоголем и лечением зависимости. Причины, когниции и методы лечения того и другого не только разные, но в некоторых случаях просто противоположные. С клиентами, злоупотребляющими наркотиками (мы считаем алкоголь тем же наркотиком), можно использовать стандартные когнитивные техники, представленные в этой и других книгах по когнитивной терапии, но с теми, у кого сформировалась серьезная физиологическая зависимость от них, требуется существенная корректировка терапии.
Злоупотребление наркотиками
У клиентов, которые злоупотребляют химическими веществами, типичной моделью является негативное подкрепление (см. рис. 12.2). Они испытывают такие негативные эмоции, как тревога, страх, депрессия или гнев, и потом обнаруживают, что эти чувства снижаются или устраняются наркотиками (обусловливание отстранения). После многократных повторений они научаются тому, что часто они не испытывают отрицательных эмоций, если сначала примут наркотик (обусловливание избегания). Злоупотребляющие клиенты часто прибегают к наркотикам в ответ на жизненные кризисы.
Негативная эмоция
=====================================================================
Избегание Уход от реальности
Употребление наркотиков
Рис. 12.2. Модель негативного подкрепления в случае злоупотребления наркотиками
Злоупотребление наркотиками может быть целиком выученным. Люди научаются чрезмерному употреблению, имитируя других людей из их раннего окружения, у кого наркотики были связаны с различными внешними стимулами. Злоупотребляющий наркотиками человек часто демонстрирует преморбидные психологические нарушения, такие, как антисоциальное поведение, генерализованная тревога или депрессия, нетерпимость к фрустрации, слабый контроль импульсов. Часто у них в прошлом была серия критических негативных событий (обычно сексуальное или физическое насилие), произошедших в детстве и подростковом возрасте.
Когнитивный компонент модели злоупотребления состоит из двух элементов. Во-первых, негативные эмоции могут вызываться исходными когнициями. Если терапевт изменит эти когни-ции, негативные эмоции не будут возникать или будут редуцированы. Следовательно, у клиентов будет меньше причин к отстранению и избеганию (Clarke & Saunders, 1988; Gallant, 1987). Во-вторых, когниции могут внедряться между стимулами (критическим внешним событием, А) и реакцией (употреблением наркотиков, Сь). Разные когнитивные терапевты выделяют различные ключевые когниции, имеющиеся у наркоманов. Эллис подчеркивает значение низкой толерантности к фрустрации: «Это невыносимо, когда я расстраиваюсь, и я должен немедленно избавиться от этих эмоций при помощи наркотиков» (Ellis, Mclnerney, DiGuiseppe & Yeager, 1988, и личное общение с Элли-сом, 10 августа, 1989). Аарон Бек выделяет нехватку навыков совладания: «Я не знаю, как справиться с этой проблемой. Если я приму наркотики, я смогу об этом забыть» (Beck, Wright, Newman & Liese, 1993).
Клиенты, злоупотребляющие наркотиками, выигрывают от когнитивной терапии (когнитивно-бихевиоральная, когнитивно-реструктурирующая терапия, РЭПТ). В противоположность зависимым клиентам они могут научиться выпивать только в обществе и стать кандидатами на программу контролируемого употребления.
Наркотическая зависимость
Наркотическая или алкогольная зависимость (рис. 12.3) — проблема совсем иного рода. Клиенты с серьезной химической зависимостью используют наркотики не только для того, чтобы справиться с негативными эмоциями или стрессогенными ситуациями, а для купирования абстинентного сидрома, который обусловлен их физиологической зависимостью.
В зависимости клиента есть сильный физиологический компонент.
Сначала их физиологическая система нейтрализует и элиминирует алкоголь и наркотики, так что они могут быстро восстановиться, но продолжительное их использование накладывает на системы их органов дополнительную нагрузку. Зависимые клиенты постоянно вводят алкоголь или наркотики в свой организм, и разные органы — особенно печень — затрачивают все больше времени на их нейтрализацию.
Когда их организм постепенно становится перегруженным, происходит важное событие. Системы органов перестают относиться к наркотикам как к чужеродной субстанции, и искусственные вещества начинают признаваться как естественная субстанция, необходимая для гомеостаза. Химически зависимые клиенты должны все больше и больше увеличивать дозу наркотика, чтобы чувствовать себя нормально. Когда уровень наличных наркотиков падает ниже уровня, требуемого их организму, им нужно увеличивать дозу, чтобы восстановить гомеостаз. Как сказал мне один наркоман: «Как будто мое тело перестало бороться. Если сначала оно говорило: "Убери наркотики. Я их не хочу", то потом оно начало просить: "Я сдаюсь! Хочешь наркотики — пожалуйста! Но теперь ты не только будешь их хотеть, ты будешь в них нуждаться!"»
Став физиологически зависимыми от наркотиков, аддикты никогда не смогут от этой зависимости избавиться. Зависимые клиенты не могут употреблять наркотики по случаю, они могут только полностью отказаться от них. Чтобы справиться со своим заболеванием, они должны полностью прекратить их употребление. Если они будут продолжать их использовать, то поймут, что им никогда не будет их достаточно. Их будет ломать все больше и больше, и они уже не смогут принимать наркотики для удовольствия, возбуждения или для избавления от негативных эмоций. Это станет физиологическим принуждением, идущим от надежды на то, что они смогут временно уменьшить все возрастающие симптомы абстиненции. Если они не остановятся, они будут пить и принимать наркотики, пока не умрут.
Когнитивно-реструктурирующая терапия в качестве оппозиции когнитивной терапии в целом выдвигает гипотезу о бимодальнем распределении в случае наркотических и алкогольных проблем (табл. 12.1 и рис. 12.4).
Таблица 12.1 Характеристики злоупотребления и зависимости
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТЬ
Преморбидная личность _________________________________ разнообразные преморбидные нарушения
Недостаток
соответствующей генетики ________________________________ Генетическая предрасположенность
Невротическая предыстория _________________________________ нет соответствующей
невротической предыстории
Антисоциальны ____________________________________________ антисоциальны
Перед употреблением после употреребления
Может научиться ____________________________________________ должен воздерживаться
контролировать употребление алкоголя
Слабые навыки совладания ______________________________________ . развитые навыки совладания
Низкая самооценка ___________________________________ грандиозная самооценка
Низкая толерантность _____________________________________________ различная толерантность
К фрустрации к ф рустрации
Употреблению предшествуют _________________________________________ различные УС
неприятные УС
Нет значимых прецедентов в семье ____________________________________ значимые прецеденты в семье
Низкая толерантность к наркотикам _____________________________________ высокая толерантность
Незначительное количество ________________________________ многочисленные симптомы абстиненции
симптомов абстиненции
Левая половина распределения представляет тех, кто злоупотребляет. Это чаще всего невротики, люди с преморбидными расстройствами, без генетической или семейной предыстории, с небольшими навыками совладания, низкой самооценкой и низкой толерантностью к фрустрации. Злоупотребляющие клиенты прибегают к наркотикам чаще всего для облегчения негативных эмоций, когда чувствуют, что не в силах с ними справиться.
Рис. 12.4. Двумерное распределение злоупотребления алкоголем и наркотиками и наркотической зависимости
Этих клиентов можно научить контролировать использование наркотиков, их можно подвергнуть когнитивной терапии и другим видам психотерапии, им можно помочь справляться со своими эмоциональными проблемами без наркотиков.
Правая сторона распределения демонстрирует наркотическую зависимость. Такие клиенты обнаруживают сильную генетическую предрасположенность, и у них обычно есть три и более родственников со схожей проблемой. У них представлено множество преморбидных личностей, навыки преодоления и толерантность к фрустрации. Зависимые клиенты прибегают к наркотикам в самых разных пусковых ситуациях, а не только в состоянии стресса; они демонстрируют грандиозное отрицание, у них могут наблюдаться симптомы абстиненции и высокая толерантность к выбранному наркотику. Обычно традиционные когнитивные техники не приводят у них ни к какому результату, вместо этого им требуется специализированная когнитивная терапия, которая предлагается ниже.
Если вышеизложенный анализ корректен, может показаться, что терапевт мало может помочь зависимому клиенту. Хотя такие клиенты никогда не смогут контролированно употреблять алкоголь и наркотики, они могут остановить прогрессирование своей зависимости. Несмотря на то что это им много раз не удавалось, с помощью терапевта и специализированной когнитивно-реструктурирующей терапии они могут его прекратить.
Поскольку лечение злоупотребления наркотиками описывается во многих замечательных публикациях (см. раздел Дополнительной информации), мы не будем здесь повторять всю процедуру. Вместо этого мы посвятим оставшуюся часть главы обсуждению уникального лечения, необходимого в случае химической зависимости. Подход называется «когнитивная конфронтация» и требует работы с совершенно иным списком ког-ниций, чем тот, к которому большинство терапевтов привыкли, консультируя злоупотребляющих наркотиками клиентов.