РАЗДЕЛ 2 психические процессы 5 страница

Мозговой штурм - впервые использовался А. Осборном. Участвуют две группы: 1-я группа - 7-10 человек специалистов среднего уровня из разных областей знания, 2-я группа генерации - ведущие специалисты в данной области знания. Сначала работает первая группа в условиях физического комфорта (удобное помещение) и социального (запрет на критику, полное равенство). Им объявляется проблема. Участники «набрасывают» гипотезы (возможны и самые невероятные). Все гипо­тезы тут же записываются на магнитофон. На этом их роль заканчива­ется. Затем вступает вторая группа. Участники прослушивают все гипо­тезы и «вычерпывают» подходящие. Так в США за 300 заседаний было выдвинуто более 15 тысяч идей, из них 1,5 тысячи - реализовано.

Синектика - технология совместного решения задач, проблем (У. Гордон). Начало синектике положил мозговой штурм. Синекти­ка - это метод диалога (сократовская маевка).

Здесь используются определенные принципы:

1) свободный обмен мнениями (все равноправны);

2) возбуждение самосознания посредством целевых вопросов;

3) шутка как способ активизации мышления.

Процесс совместного решения обычно проходит четыре этапа:

1) подумайте, как решить задачу, похожую на эту;

2) попробуйте войти в образ объекта, рассуждайте с его точки зрения;

3) дайте в двух словах определение сути задачи;

4) подумайте, как решил бы эту задачу сказочный волшебник.

В практической психологии используются специфические виды мышления.

Мышление реалистическое - мышление, направленное на внешний мир, регулируемое логическими законами.

Мышление аутическое - мышление, связанное с реализацией жела­ний, желаемое выдается за действительное.

Аутизм - нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств. Уход человека от реаль­ности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме обнаружива­ется у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией. Тер­мин введен врачом-психиатром Е. Блейлером.

Мышление саногенное- основанное на философии обыденной жиз­ни (Ю.М. Орлов)

Мышление патогенное - ошибочное, используется в психотерапии (Ю.М. Орлов).

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

В современной науке существуют различные подходы к понима­нию онтогенезе развития мышления. Наиболее известны две кон­цепции - Ж. Пиаже и П.Я. Гальперина. В операциональной теории Пиаже выделяет четыре стадии развития мышления:

1) сенсомоторного интеллекта (1-2 года). Стадия развития спо­собности воспринимать предметы реального мира, окружающие ребенка, познавать и осмысливать их свойства и признаки. К кон­цу стадии ребенок начинает выделять себя из окружающего мира и познавать себя;

2) операционального мышления (2-7 лет). Здесь происходит раз­витие речи и наглядных представлений. В этой стадии появляется ряд особенностей мышления: ошибочные классификации предме­тов по случайным и второстепенным признакам, трудности приня­тия позиции другого человека (эгоцентризм) и др.

Эгоцентризм (лат. ego и centrum - центр круга) - черта личности, проявляющаяся в преувеличенном подчеркивании своего «Я», край­

нем эгоизме, неспособность индивида изменить свою позицию по отношению к чужому мнению, встать на чужую точку зрения даже перед лицом противоречащей его мнению информации. Эта черта свойственна детям на определенном этапе развития мышления (2-7 лет);

3) конкретных операций (7-8 - 11-12 лет). Умственные опера­ции становятся обратимыми. Дети теперь могут логически объяс­нять свои действия и суждения, переходить с одной точки зрения на другую, интуитивно понимать основные логические законы (если: А = В и В=С, то А=С; иА+В = В+А). Здесь появляется способность объединять предметы в классы и выделять подклассы, а также спо­собности ранжировать предметы по какому-либо измеряемому при­знаку (сериация).

Сериация - объединение объектов в ряд в последовательном по­рядке.

4) формальных операций (11-12 - 14-15 лет). Формируются спо­собности выполнять операции в уме, рассуждать.

В основе идей П.Я. Гальперина лежит мысль о генетической связи интеллектуальных операций с практическими, предметными дейс­твиями. Он теоретически и экспериментально показал, что мыш­ление формируется поэтапно, в процессе превращения внешнего действия во внутреннее. Интериоризация включает пять этапов:

1-й этап - формирование ориентировочной основы будущего действия;

2-й этап - предметного действия;

3-й этап - перенос действия из внешнего плана во внутренний с помощью внешней речи;

4-й этап - отказ от внешней речи и освоение действий при опоре на внутреннюю речь;

5-й этап - действия во внутреннем плане.

Каждое действие в ходе прохождения этапов преобразуется ка­чественно, изменяются мера обобщенности, полнота операций, ме­ра освоенности, уровень выполнения.

НАРУШЕНИЯ

Б.В. Зейгарник делит все нарушения мышления на четыре груп­пы: 1) нарушение операционной стороны мышления (снижение уровня обобщения - оперирование общими признаками заменяется конкретными и пр.); 2) нарушение личностного компонента мышле­ния (снижение критичности, целенаправленности и др.); 3) наруше­

ние динамики мыслительного процесса (лабильность и инертность мышления); 4) нарушение саморегуляции познавательной деятель­ности (невозможность организации мышления).

Клинические исследования указывают на большое разнообразие патологических нарушений мышления (см. Аутизм).

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Индивидуальные особенности мышления выделены З.И. Калмы­ковой.

Быстрота - скорость принятия решения и решения задачи.

Гибкость - умение находить пути решения задачи, видеть объект под новым углом зрения, его новые, скрытые стороны (свойства).

Глубина- способность анализировать, сравнивать, находить су­щественное

Доказательность - умение обоснованно, аргументированно мыс­лить, вскрывая причины явлений, объяснять их с научной точки зрения.

Критичность - объективная оценка других и себя.

Логичность - умение соблюдать логический порядок в рассмотре­нии вопроса, логическую обоснованность рассуждений, строгую ло­гику мышления.

Пытливость (любознательность) - потребность всегда искать на­илучшее решение.

Салюстоятельность - умение использовать общественный опыт, I независимость от мнения других, явлениями и выражающаяся в предложениях, в которых что-либо утверждается или отрицается.

В зависимости от преобладающей функции левого или правого полушария люди делятся на два типа:

тип интуитивный - характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.

тип мыслительный - ему свойственны рациональность и преобла-дание левого полушария мозга над правым, примат логики над инту­ицией и чувством.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЕ Экспериментальные Фрагмент эксперимента Ж. Пиаже.

Цель. Определить сохранность дискретных величин у детей. Испытуемые. Дети 7-8 лет.

Процедура. Перед ребенком ставят вазы и просят подобрать столь­ко цветов, чтобы на каждую вазу приходилось по одному цветку. Пос­ле того как ребенок ставит по цветку в каждую вазу, цветы собирают в один букет и спрашивают, чего больше - ваз или цветов.

Результат. Дети считают, что после того, как цветы собираются в один букет, их число не равно числу ваз.

Вывод. В возрасте 7-8 лет сохранение дискретных величин еще отсутствует.

Диагностические

К диагностическим методам изучения мышления относятся пре­жде всего многообразные тесты. Они предназначены для выявле­ния уже сформировавшихся у испытуемого (клиента) особеннос­тей мышления. Существуют тесты для выявления уровня развития отдельных операций, видов, особенностей и т.п. Многие же тесты предназначены для диагностики интеллекта, но их можно исполь­зовать и для диагностики мышления (Айзенк, Векслер, Амтхауэр, КОТ, ШТУРидр.).

Некоторые ученые (Н.Ф. Талызина) утверждают, что уровень развития мышления можно диагностировать по степени обобщен­ности знаний.

Однако проблема качественной диагностики мышления все еще стоит перед психологической наукой.

ТЕМА 11 • РЕЧЬ

ПОНЯТИЕ

Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Многозначность речи выражается в неоднозначности ее определе­ний. Речь возникла как средство общения, а затем и как средство мышления в практической деятельности человека Речь можно оп­ределить как процесс пользования специальной системой знаков -языком (естественным).

Речь - 1) исторически сложившаяся форма общения людей с по­мощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла воз­можность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также полу­чать ее из прошлого и передавать в будущее; 2) это специфически че-

ловеческий способ формирования и формулирования мыслей с по­мощью языковых средств; 3) процесс общения людей посредством языка; 4) система используемых человеком звуковых сигналов, пись­менных знаков и символов для представления, переработки, хране­ния и передачи информации; 5) это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значе­ние, что и соответствующая им система письменных знаков; 6) про­цесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности; 7) процесс пользования естественным языком.

Общение- взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Язык - система условных символов, относительно независимых от индивида, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык можно понимать как систему, в которой кодировано восприятие мира, как культуру данного народа. Речевой язык (естественный - русский, ан­глийский и пр.)- это средство общения и интеллектуальной деятель­ности человека.

Знак - материальный, чувственно воспринимаемый предмет, яв­ление или действие, выступающие в процессе познания и общения в качестве другого предмета или явления и используемые для получе­ния, хранения, преобразования и передачи информации.

Знаковая система - набор знаков, объединенных общими прави­лами их взаимосвязи и практического использования.

Семиотика - наука, исследующая свойства знаков и знаковых сис­тем, замещающих реальные объекты в процессе познания.

Психосемиотика - наука, изучающая процесс создания и использо­вания знаков человеком.

Коммуникация (в психологии) - передача информации при помо­щи языка и других знаковых средств.

Слово - единица речи.

Значение слова— предметное содержание слова, содержание со­общения слова. Слово как единица языка имеет две стороны - вне­шнюю звуковую (фонетическая) и внутреннюю смысловую (семан­тическую). Слово является носителем информации, оно всегда соот­носится с обозначаемыми им определенными предметами и явлени­ями действительности. Эта информация и есть значение слова.

Семантика - значение единиц языка (слова» предложения, текста).

ФУНКЦИИ

Речь выполняет ряд важных для человека функций: 1) комму­никативную (осуществляет прием и передачу информации между людьми). Эта функция речи является интегральной, обобщающей, поскольку речь вообще имеет смысл только в общении; 2) мнести-ческую (с помощью речи информация переводится в кратковремен­ную и долговременную память); 3) экспрессивную, отражающую отношение человека к событиям действительности, оценку этих со­бытий и собственное эмоциональное состояние; 4) интеллектуаль­ную, которая дает возможность осуществить главнейшее назначе­ние речи - быть орудием мышления; 5) регулятивную (участвует в регуляции психических процессов, поведения и деятельности).

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Речевой процесс базируется на работе первой и второй сигналь­ных систем (И.П. Павлов).

Если первая сигнальная система условно-рефлекторно реагирует на раздражители через непосредственное восприятие условных раз­дражителей, то вторая сигнальная система обеспечивает реагирова­ние на сигнальное значение при замене конкретного раздражителя словом, обозначающим его. Управляющие речью отделы сосредото­чены в левом полушарии головного мозга, которое иногда называ­ют речевым. При различных поражениях левого полушария чело­век теряет возможность говорить, читать, писать и пр.

В левом полушарии находятся специальные зоны, ответствен­ные за: моторные функции речи - центр французского хирурга Бро-ка; сенсорные функции - центр немецкого нейрохирурга Вернике; исполнительные (артикуляционный отдел). Речь человека возникла и развилась на основе слуховой системы. При отсутствии слуха чело­век становится немым.

ТЕОРИИ РЕЧИ

Вплоть до XX в. исследования речи носили глобальный характер, ставились вопросы общего свойства: происхождение языка, его при­роды, связи с рациональной и эмоциональной сторонами психики.

В начале XX в. появились исследования конкретно-эмпирического характера, главным методом при этом было наблюдение. Появились описания детской речи (онтогенез, факты ошибок речи, нарушений и пр.). Видное место в этот период занимает идея И.П. Павлова о вто­рой сигнальной системе. Он утверждал, что слово несет на себе фун-

кцию особого рода сигнала, действующего в сфере высшей, нервной деятельности. Тем самым вся нервная деятельность человека преоб­разуется, поскольку возникает основа для отвлеченного мышления, а в конечном счете для научного познания. В последующих исследова­ниях отечественных и зарубежных ученых был выявлен условно-реф­лекторный характер связей между словами, что эта связь вырабатыва­ется в жизненном опыте и является достаточно стабильной.

В бихевиоризме детально разрабатывалась идея о том, что речь представляет собой одну из форм поведения. Люди приучаются упот­реблять определенную речевую форму в некоторых повторяющихся ситуациях. По сути, происходит выработка обусловленной вербаль­ной реакции. Она подкрепляется взаимным пониманием людей и их адекватными действиями, а повторное возникновение данной ситу­ации автоматически вызывает ту же вербальную реакцию в скрытой или явной форме.

Следующий период ознаменовался появлением психолингвистики (1953, Ч. Осгуд, Н. Хомский, Н.И. Жинкин). Одной из главных задач ее является изучение природы речевой способности: связи языка и речи с другими психическими функциями, развитие языка и речи в онто- и филогенезе, их функционирование в социуме.

Было установлено (Ч. Осгуд), что система грамматики языка (Н. Хомский) является вторичной по отношению к общей семанти­ческой системе психики человека. В исследованиях Н.И. Жинкина были выделены два принципиальных механизма, действующие при произнесении: один из них управляет дискретными структурами (артикуляторными), другой образует непрерывность, плавность го­ворения (слогообразование).

Широко известна концепция внутренней речи, предложенная Л.С. Выготским. По мысли автора, внутренняя речь происходит из эгоцентрической речи ребенка.

В рамках деятельностного подхода разработана теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев). Порождение речи, согласно этой те­ории, проходит несколько этапов: внутреннее программирование высказывания, грамматико-семантическая реализация внутренней программы.

В настоящее время разрабатываются многочисленные пробле­мы психолингвистики: функционирование ментального лексикона; проблема языка и сознания; речевые механизмы говорящего чело­века; психологические аспекты текста; природные корни речевой способности детей (младенцев) и др.

Лингвистика - наука о языке (языкознание).

Психолингвистика- научное направление, которое изучает при­роду и функционирование языка и речи, используя данные и подхо­ды двух наук - психологии и лингвистики.

Артикуляция - работа органов речи при произнесении звука (в языкознании).

Дискретный- разделенный, состоящий из отдельных частей.

Ментальный - относящийся к уму, к умственной деятельности.

Лексикон - запас слов.

Текст - 1) всякая записанная речь (сочинение, документ, письмо и т. д.); 2) в лингвистике: внутренне организованная последователь­ность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению.

РЕЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Видовая классификация речевых процессов связана с их модаль­ностью и степенью активности информанта.

РАЗДЕЛ 2 психические процессы 5 страница - student2.ru

Слушание. Длительное вслушивание в сменяющие друг друга звуковые обозначения приводит к умению дифференцировать их между собой, узнавать, соотносить с ними объекты и явления ми­ра. Конечная цель слушания - это понимание речи даже в услови­ях помех. Для хорошего понимания речи очень важна собственная позиция слушателя: внимание, заинтересованность и пр. Экспери­ментально подсчитано, что потери информации составляют 70-80%.

Говорение. Говорение занимает 30% речевого времени и вмес­те с аудированием на 3/4 закрывает собой все речевые процессы. Речь - продукт социального развития. Человек научается говорить точно, правильно, логически связно, выразительно и т.д.

Аудирование. Ведущим видом речи является аудирование. В нем заметно проявляется эмоциональное состояние и отношение к теме разговора. Через акустический речевой канал идет большой поток информации, зачастую более ценной, чем через зрительный.

Бывает гораздо важнее не то, что сказано, а как сказано, каким тоном голоса, с каким акцентом и паузами.

Письмо. Письменная речь слабее всего представлена в общей структуре речевых процессов, так как обилие технических уст­ройств типа клавиатурного ввода информации или электронных приспособлений делает сам графический процесс трудоемким, ста­ромодным и непопулярным. Тем не менее по письму можно многое узнать о пишущем, особенно когда навыки письменной речи уже сформировались. Психологическими показателями могут быть рас­положение текста на странице, наличие полей, размер букв, их кон­фигурация, наклон букв, степень нажима, тщательность выполне­ния мелких деталей, относительные размеры прописных и строч­ных букв, характер соединения букв между собой. Психографичес­кие свойства, как и говорение, очень подвержены разнообразным эмоциональным изменениям.

Чтение. Из зрительных модальностей речи более распростране­на ее пассивная форма - чтение. Эта форма относится к поздней и не во всех странах достаточно развита, Направленность чтения может быть самой разнообразной - от поверхностного просмотра текстов до углубленного многократного изучения. Читабельность (легкость усвоения и понимание текста) зависит от длины предложений, слов, частоты их встречаемости, степени абстрактности и пр. Существу­ет некоторый диапазон скоростей чтения: низкая - 200 слов в мин., средняя - 250-300, высокая - 300-450 слов в мин. Существуют при­емы, ускоряющие чтение

Аудирование - слушание, слуховое восприятие.

РАЗДЕЛ 2 психические процессы 5 страница - student2.ru

Речь внешняя - речь, связанная с процессом общения, обмена ин­формацией. Это устная и письменная речь.

Речь внутренняя - особый вид человеческой речевой деятельнос­ти, непосредственно связанный с бессознательными, автоматичес­ки протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно. Это речь, прежде всего связанная с обеспечением процесса мыш­ления. Внутренняя речь - это процесс преобразования мыслей до оформления их в устной и письменной форме. Эта речь сильно со­кращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепен­ных членов предложения.

Речь эгоцентрическая - речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представ­ляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней. Иногда при ослабленном самоконтроле этот феномен свойствен и взрослым, особенно пожилым людям.

Речь монологическая - речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют (доклад, лекция, выступление на собрании и т. п.). Эта речь более развернута и организованна (обычно заранее спланирована), в ней мало используется внеязыковая информация, которая возникает в разговорной ситуации.

Речь диалогическая - речь двух или нескольких собеседников, ко­торые меняются ролями, то есть переменно бывают относительно активными или пассивными собеседниками. Эта речь недостаточ­но организована грамматически и синтаксически, поскольку осу­

ществляется при помощи простых языковых конструкций, которые обусловлены контекстом, предыдущими высказываниями.

Речъустная-звуковая речь, которая воспринимается другими на

слух.

Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Это разновидность монологической речи. Письменная речь осуществляется без непосредственного контакта с собеседником, из ее содержания исключаются интонации, мимика и жесты и т.д., а потому и содержание, и свое отношение к нему нуж­но выражать на бумаге в словесной форме в развернутом виде. От­сюда эта речь всегда более сложная по сравнению с устной.

Речь жестовая - способ общения людей, лишенных слуха, при по­мощи системы жестов.

Речь сенсорная - это понимание смысла речи на основе сенсорной информации.

Экспрессия - выразительность; сила проявления чувств. Речь экспрессивная - эмоционально окрашенная речь.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Речь не существует вне языка.

Речь рассматривается и как языковая деятельность. С ее помо­щью можно обеспечить общение, решение мнемических, мысли­тельных, учебных и других задач.

РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Развитие речи ребенка подчинено определенным закономер­ностям. Сензитивным периодом развития речи являются первые три года. По истечении этого периода процесс слухо-речевого раз­вития и обучения замедляется и требует больших усилий. Ребенок проходит три этапа становления речи: подготовительный (фонем­ный) - от рождения до 1,5-2 лет, этап самостоятельной речи - от 1,5-2 до 7 лет и этап систематического обучения и развития речи -школьный период.

Сензитивные периоды развития (лат. sensus - чувство, ощущение) -периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода вли­яниям окружающей действительности. Сензитивный период - это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон пси­хики - процессов и свойств. Эти периоды не следует смешивать с критическими (переломными) периодами развития.

НАРУШЕНИЯ

Расстройства речи, возникающие при ранениях, опухолях и дру­гих нарушениях мозга, называют афазиями. Известный отечествен­ный психолог А.Р. Лурия выделил несколько видов афазий: 1) дина­мическую, связанную с нарушением возможности строить фразы, хотя больной не ощущает трудности при повторе слов, назывании предметов, в понимании языка; 2) сенсорную - утрату фонематично­го слуха, то есть потеря связи между звуковым составом и значени­ем слова; 3) семантическую - трудность находить слово и понимать семантические отношения между словами (понимает слова «отец» и «брат», но не может понять, что означает «брат отца»); 4) эфферент­ную, моторную - разрушение структуры высказывания при сохран­ности отдельных слов (нарушен принцип сукцессивности - последо­вательности). Известны в клинической психологии и другие нару­шения речи.

Афазия (а + греч. phasis - речь) - нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга доминантного полушария. Системное расстройство различных видов речевой де­ятельности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В зависимости от возраста, характера деятельности, среды оби­тания человек приобретает определенные особенности, несмот­ря на то что люди говорят на одном языке. Каждому человеку при­сущи индивидуальный стиль речи, отличия в артикуляции звуков, интонации, логической выразительности. Одни люди говорливы, другие отличаются определенной сдержанностью, замкнутостью. Индивидуальные особенности речи проявляются также в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности и образности выска­зывания мыслей.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальные

В качестве примера экспериментального изучения речи опишем эксперимент Л.С. Выготского по изучению эгоцентрической речи.

Гипотеза состояла в том, что эгоцентрическая речь с развитием ребенка не отмирает, как утверждал Ж. Пиаже, а развивается в на­правлении внутренней речи.

Испытуемые - дети семи лет.

Процедура. Дети должны были свободно рисовать. В отличие от Пиаже были введены затруднения в поведение ребенка, а именно - в нужную минуту у ребенка не оказалось под рукой необходимого ему цветного карандаша, бумаги, краски и т.д.

Результаты. Оказалось, что коэффициент эгоцентрической ре­чи быстро возрастает почти вдвое по сравнению с нормальным ко­эффициентом Пиаже и для ситуации без затруднений. Ребенок, на­толкнувшись на затруднение, пытался осмыслить положение: «Где карандаш, теперь мне нужен синий карандаш; ничего, я вместо этого нари­сую красным и смочу водой, это потемнее и будет, как синее». Все эти рас­суждения с самим собой и есть эгоцентрическая речь.

Вывод. Эгоцентрическая речь не только сопровождает детскую активность, но и очень легко становится средством мышления, то есть начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, развивается в направлении к внутренней речи.

Диагностические

В большинстве своем диагностика развития речи осуществляет­ся в детском возрасте при обучении, выявлении патологии развития или в клинической психологии для диагноза нарушений психичес­ких функций при травмах и различных заболеваниях.

В психологии существуют различные методы и отдельные мето­дики для изучения речи.

Определяются в основном: понимание речи, запаса слов, владение звуковой стороной речи, связность речи, связь с мышлением и т.д.

В качестве заданий используются беседа, рассказ по картинке, пересказ, сочинение, различные тестовые задания и пр. Использу­ются также вербальные субтесты, которые содержатся в интеллек­туальных тестах (Векслер, ЩТУР и др.).

Субтесты - небольшие тесты, входящие в состав основного.

ТЕМА 12 • ВООБРАЖЕНИЕ

ПОНЯТИЕ

Воображение (фантазия) — это психический процесс, который за­ключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать. Воображение отражает реальный мир, но в но­

вых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Оно отлича­ется от образной памяти (представления), так как это принципиаль­но новый образ, динамичный, и акт запоминания и сохранения при этом отсутствует. Воображение отличается от мышления, так как протекает в образной форме, а мышление в понятиях. Оно связа­но с мышлением, так как возникает в проблемной ситуации и пред­ставляет собой аналитико-синтетическую деятельность мозга (рас­членяются старые объекты на части и объединяются в новый образ, например «русалка»).

Если исходные данные деятельности, задачи известны, то вступа­ет мышление, а если данные с трудом поддаются анализу, то вступает воображение. Однако пути решения проблем с помощью воображе­ния недостаточно точны, строги и в этом его ограниченность. Вооб­ражение следует отличать от галлюцинаций.

Галлюцинации (лат. hallutinatio - бред, видения) - расстройства восприятия, при которых кажущиеся образы возникают без реаль­ных объектов, что, однако, не исключает возможность непроизволь­ного, опосредованного отражения в галлюцинации прежнего, жиз­ненного опыта больного. Галлюцинации считаются классическими показателями психического расстройства.

ФУНКЦИИ

Воображение выполняет прежде познавательную функцию.

Благодаря воображению происходит концентрация внимания, па­мяти, мышления и окружающий мир познается глубже. Вторая функ­ция - регулятивная. Она выражается: 1) в организации таких форм поведения, которых не было в опыте (вообразить прошлое, буду­щее); 2) в планировании и регуляции деятельности, предвосхище­нии (антиципации) результата труда до его начала, «перепрыгивая» через этап мышления и принятии решения при отсутствии полно­ты знаний; 3) в замещении деятельности; 4) в регуляции познава­тельных процессов. Третья функция - аффективная. Воображение участвует в регуляции эмоциональных состояний (усиливает эмоци­ональный тонус, повышает настроение, снимает напряжение), мо­жет «замещать» неудовлетворенные потребности.

Антиципация (лат. anticipatio - предугадывание событий). Спо­собность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»), готовность к предстоящим событиям на основе пре­жнего жизненного опыта.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Воображение, как и все психические процессы, является функ­цией коры больших полушарий, причем обоих. Это сложная анали-тико-синтетическая деятельность мозга. Старые связи распадаются и объединяются в новые системы.

ТЕОРИИ

Воображение - наименее исследованная область психологии. Главные проблемы, которые встают перед учеными, - это сущность и механизмы воображения; его отличие от других психических фун­кций, особенно мышления; связь с творчеством и др.

Ассоативная психология (В. Вундт, Т. Рибо) пыталась свести во­ображение к другим психическим процессам, например к памяти (воспроизводящее воображение). Возникновение новых творчес­ких образов (воссоздающее воображение) ассоциативная психоло­гия объясняла случайными своеобразными комбинациями элемен­тов. Не смогли объяснить воображение и последующие направле­ния в психологии. Идеализм, например, утверждал, что творческое воображение изначально присуще нашему сознанию.

Наши рекомендации