РАЗДЕЛ 2 психические процессы 5 страница
Мозговой штурм - впервые использовался А. Осборном. Участвуют две группы: 1-я группа - 7-10 человек специалистов среднего уровня из разных областей знания, 2-я группа генерации - ведущие специалисты в данной области знания. Сначала работает первая группа в условиях физического комфорта (удобное помещение) и социального (запрет на критику, полное равенство). Им объявляется проблема. Участники «набрасывают» гипотезы (возможны и самые невероятные). Все гипотезы тут же записываются на магнитофон. На этом их роль заканчивается. Затем вступает вторая группа. Участники прослушивают все гипотезы и «вычерпывают» подходящие. Так в США за 300 заседаний было выдвинуто более 15 тысяч идей, из них 1,5 тысячи - реализовано.
Синектика - технология совместного решения задач, проблем (У. Гордон). Начало синектике положил мозговой штурм. Синектика - это метод диалога (сократовская маевка).
Здесь используются определенные принципы:
1) свободный обмен мнениями (все равноправны);
2) возбуждение самосознания посредством целевых вопросов;
3) шутка как способ активизации мышления.
Процесс совместного решения обычно проходит четыре этапа:
1) подумайте, как решить задачу, похожую на эту;
2) попробуйте войти в образ объекта, рассуждайте с его точки зрения;
3) дайте в двух словах определение сути задачи;
4) подумайте, как решил бы эту задачу сказочный волшебник.
В практической психологии используются специфические виды мышления.
Мышление реалистическое - мышление, направленное на внешний мир, регулируемое логическими законами.
Мышление аутическое - мышление, связанное с реализацией желаний, желаемое выдается за действительное.
Аутизм - нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств. Уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией. Термин введен врачом-психиатром Е. Блейлером.
Мышление саногенное- основанное на философии обыденной жизни (Ю.М. Орлов)
Мышление патогенное - ошибочное, используется в психотерапии (Ю.М. Орлов).
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
В современной науке существуют различные подходы к пониманию онтогенезе развития мышления. Наиболее известны две концепции - Ж. Пиаже и П.Я. Гальперина. В операциональной теории Пиаже выделяет четыре стадии развития мышления:
1) сенсомоторного интеллекта (1-2 года). Стадия развития способности воспринимать предметы реального мира, окружающие ребенка, познавать и осмысливать их свойства и признаки. К концу стадии ребенок начинает выделять себя из окружающего мира и познавать себя;
2) операционального мышления (2-7 лет). Здесь происходит развитие речи и наглядных представлений. В этой стадии появляется ряд особенностей мышления: ошибочные классификации предметов по случайным и второстепенным признакам, трудности принятия позиции другого человека (эгоцентризм) и др.
Эгоцентризм (лат. ego и centrum - центр круга) - черта личности, проявляющаяся в преувеличенном подчеркивании своего «Я», край
нем эгоизме, неспособность индивида изменить свою позицию по отношению к чужому мнению, встать на чужую точку зрения даже перед лицом противоречащей его мнению информации. Эта черта свойственна детям на определенном этапе развития мышления (2-7 лет);
3) конкретных операций (7-8 - 11-12 лет). Умственные операции становятся обратимыми. Дети теперь могут логически объяснять свои действия и суждения, переходить с одной точки зрения на другую, интуитивно понимать основные логические законы (если: А = В и В=С, то А=С; иА+В = В+А). Здесь появляется способность объединять предметы в классы и выделять подклассы, а также способности ранжировать предметы по какому-либо измеряемому признаку (сериация).
Сериация - объединение объектов в ряд в последовательном порядке.
4) формальных операций (11-12 - 14-15 лет). Формируются способности выполнять операции в уме, рассуждать.
В основе идей П.Я. Гальперина лежит мысль о генетической связи интеллектуальных операций с практическими, предметными действиями. Он теоретически и экспериментально показал, что мышление формируется поэтапно, в процессе превращения внешнего действия во внутреннее. Интериоризация включает пять этапов:
1-й этап - формирование ориентировочной основы будущего действия;
2-й этап - предметного действия;
3-й этап - перенос действия из внешнего плана во внутренний с помощью внешней речи;
4-й этап - отказ от внешней речи и освоение действий при опоре на внутреннюю речь;
5-й этап - действия во внутреннем плане.
Каждое действие в ходе прохождения этапов преобразуется качественно, изменяются мера обобщенности, полнота операций, мера освоенности, уровень выполнения.
НАРУШЕНИЯ
Б.В. Зейгарник делит все нарушения мышления на четыре группы: 1) нарушение операционной стороны мышления (снижение уровня обобщения - оперирование общими признаками заменяется конкретными и пр.); 2) нарушение личностного компонента мышления (снижение критичности, целенаправленности и др.); 3) наруше
ние динамики мыслительного процесса (лабильность и инертность мышления); 4) нарушение саморегуляции познавательной деятельности (невозможность организации мышления).
Клинические исследования указывают на большое разнообразие патологических нарушений мышления (см. Аутизм).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Индивидуальные особенности мышления выделены З.И. Калмыковой.
Быстрота - скорость принятия решения и решения задачи.
Гибкость - умение находить пути решения задачи, видеть объект под новым углом зрения, его новые, скрытые стороны (свойства).
Глубина- способность анализировать, сравнивать, находить существенное
Доказательность - умение обоснованно, аргументированно мыслить, вскрывая причины явлений, объяснять их с научной точки зрения.
Критичность - объективная оценка других и себя.
Логичность - умение соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений, строгую логику мышления.
Пытливость (любознательность) - потребность всегда искать наилучшее решение.
Салюстоятельность - умение использовать общественный опыт, I независимость от мнения других, явлениями и выражающаяся в предложениях, в которых что-либо утверждается или отрицается.
В зависимости от преобладающей функции левого или правого полушария люди делятся на два типа:
тип интуитивный - характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.
тип мыслительный - ему свойственны рациональность и преобла-дание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЕ Экспериментальные Фрагмент эксперимента Ж. Пиаже.
Цель. Определить сохранность дискретных величин у детей. Испытуемые. Дети 7-8 лет.
Процедура. Перед ребенком ставят вазы и просят подобрать столько цветов, чтобы на каждую вазу приходилось по одному цветку. После того как ребенок ставит по цветку в каждую вазу, цветы собирают в один букет и спрашивают, чего больше - ваз или цветов.
Результат. Дети считают, что после того, как цветы собираются в один букет, их число не равно числу ваз.
Вывод. В возрасте 7-8 лет сохранение дискретных величин еще отсутствует.
Диагностические
К диагностическим методам изучения мышления относятся прежде всего многообразные тесты. Они предназначены для выявления уже сформировавшихся у испытуемого (клиента) особенностей мышления. Существуют тесты для выявления уровня развития отдельных операций, видов, особенностей и т.п. Многие же тесты предназначены для диагностики интеллекта, но их можно использовать и для диагностики мышления (Айзенк, Векслер, Амтхауэр, КОТ, ШТУРидр.).
Некоторые ученые (Н.Ф. Талызина) утверждают, что уровень развития мышления можно диагностировать по степени обобщенности знаний.
Однако проблема качественной диагностики мышления все еще стоит перед психологической наукой.
ТЕМА 11 • РЕЧЬ
ПОНЯТИЕ
Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Многозначность речи выражается в неоднозначности ее определений. Речь возникла как средство общения, а затем и как средство мышления в практической деятельности человека Речь можно определить как процесс пользования специальной системой знаков -языком (естественным).
Речь - 1) исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать ее из прошлого и передавать в будущее; 2) это специфически че-
ловеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств; 3) процесс общения людей посредством языка; 4) система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации; 5) это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков; 6) процесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности; 7) процесс пользования естественным языком.
Общение- взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Язык - система условных символов, относительно независимых от индивида, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык можно понимать как систему, в которой кодировано восприятие мира, как культуру данного народа. Речевой язык (естественный - русский, английский и пр.)- это средство общения и интеллектуальной деятельности человека.
Знак - материальный, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, выступающие в процессе познания и общения в качестве другого предмета или явления и используемые для получения, хранения, преобразования и передачи информации.
Знаковая система - набор знаков, объединенных общими правилами их взаимосвязи и практического использования.
Семиотика - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, замещающих реальные объекты в процессе познания.
Психосемиотика - наука, изучающая процесс создания и использования знаков человеком.
Коммуникация (в психологии) - передача информации при помощи языка и других знаковых средств.
Слово - единица речи.
Значение слова— предметное содержание слова, содержание сообщения слова. Слово как единица языка имеет две стороны - внешнюю звуковую (фонетическая) и внутреннюю смысловую (семантическую). Слово является носителем информации, оно всегда соотносится с обозначаемыми им определенными предметами и явлениями действительности. Эта информация и есть значение слова.
Семантика - значение единиц языка (слова» предложения, текста).
ФУНКЦИИ
Речь выполняет ряд важных для человека функций: 1) коммуникативную (осуществляет прием и передачу информации между людьми). Эта функция речи является интегральной, обобщающей, поскольку речь вообще имеет смысл только в общении; 2) мнести-ческую (с помощью речи информация переводится в кратковременную и долговременную память); 3) экспрессивную, отражающую отношение человека к событиям действительности, оценку этих событий и собственное эмоциональное состояние; 4) интеллектуальную, которая дает возможность осуществить главнейшее назначение речи - быть орудием мышления; 5) регулятивную (участвует в регуляции психических процессов, поведения и деятельности).
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
Речевой процесс базируется на работе первой и второй сигнальных систем (И.П. Павлов).
Если первая сигнальная система условно-рефлекторно реагирует на раздражители через непосредственное восприятие условных раздражителей, то вторая сигнальная система обеспечивает реагирование на сигнальное значение при замене конкретного раздражителя словом, обозначающим его. Управляющие речью отделы сосредоточены в левом полушарии головного мозга, которое иногда называют речевым. При различных поражениях левого полушария человек теряет возможность говорить, читать, писать и пр.
В левом полушарии находятся специальные зоны, ответственные за: моторные функции речи - центр французского хирурга Бро-ка; сенсорные функции - центр немецкого нейрохирурга Вернике; исполнительные (артикуляционный отдел). Речь человека возникла и развилась на основе слуховой системы. При отсутствии слуха человек становится немым.
ТЕОРИИ РЕЧИ
Вплоть до XX в. исследования речи носили глобальный характер, ставились вопросы общего свойства: происхождение языка, его природы, связи с рациональной и эмоциональной сторонами психики.
В начале XX в. появились исследования конкретно-эмпирического характера, главным методом при этом было наблюдение. Появились описания детской речи (онтогенез, факты ошибок речи, нарушений и пр.). Видное место в этот период занимает идея И.П. Павлова о второй сигнальной системе. Он утверждал, что слово несет на себе фун-
кцию особого рода сигнала, действующего в сфере высшей, нервной деятельности. Тем самым вся нервная деятельность человека преобразуется, поскольку возникает основа для отвлеченного мышления, а в конечном счете для научного познания. В последующих исследованиях отечественных и зарубежных ученых был выявлен условно-рефлекторный характер связей между словами, что эта связь вырабатывается в жизненном опыте и является достаточно стабильной.
В бихевиоризме детально разрабатывалась идея о том, что речь представляет собой одну из форм поведения. Люди приучаются употреблять определенную речевую форму в некоторых повторяющихся ситуациях. По сути, происходит выработка обусловленной вербальной реакции. Она подкрепляется взаимным пониманием людей и их адекватными действиями, а повторное возникновение данной ситуации автоматически вызывает ту же вербальную реакцию в скрытой или явной форме.
Следующий период ознаменовался появлением психолингвистики (1953, Ч. Осгуд, Н. Хомский, Н.И. Жинкин). Одной из главных задач ее является изучение природы речевой способности: связи языка и речи с другими психическими функциями, развитие языка и речи в онто- и филогенезе, их функционирование в социуме.
Было установлено (Ч. Осгуд), что система грамматики языка (Н. Хомский) является вторичной по отношению к общей семантической системе психики человека. В исследованиях Н.И. Жинкина были выделены два принципиальных механизма, действующие при произнесении: один из них управляет дискретными структурами (артикуляторными), другой образует непрерывность, плавность говорения (слогообразование).
Широко известна концепция внутренней речи, предложенная Л.С. Выготским. По мысли автора, внутренняя речь происходит из эгоцентрической речи ребенка.
В рамках деятельностного подхода разработана теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев). Порождение речи, согласно этой теории, проходит несколько этапов: внутреннее программирование высказывания, грамматико-семантическая реализация внутренней программы.
В настоящее время разрабатываются многочисленные проблемы психолингвистики: функционирование ментального лексикона; проблема языка и сознания; речевые механизмы говорящего человека; психологические аспекты текста; природные корни речевой способности детей (младенцев) и др.
Лингвистика - наука о языке (языкознание).
Психолингвистика- научное направление, которое изучает природу и функционирование языка и речи, используя данные и подходы двух наук - психологии и лингвистики.
Артикуляция - работа органов речи при произнесении звука (в языкознании).
Дискретный- разделенный, состоящий из отдельных частей.
Ментальный - относящийся к уму, к умственной деятельности.
Лексикон - запас слов.
Текст - 1) всякая записанная речь (сочинение, документ, письмо и т. д.); 2) в лингвистике: внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению.
РЕЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ
Видовая классификация речевых процессов связана с их модальностью и степенью активности информанта.
Слушание. Длительное вслушивание в сменяющие друг друга звуковые обозначения приводит к умению дифференцировать их между собой, узнавать, соотносить с ними объекты и явления мира. Конечная цель слушания - это понимание речи даже в условиях помех. Для хорошего понимания речи очень важна собственная позиция слушателя: внимание, заинтересованность и пр. Экспериментально подсчитано, что потери информации составляют 70-80%.
Говорение. Говорение занимает 30% речевого времени и вместе с аудированием на 3/4 закрывает собой все речевые процессы. Речь - продукт социального развития. Человек научается говорить точно, правильно, логически связно, выразительно и т.д.
Аудирование. Ведущим видом речи является аудирование. В нем заметно проявляется эмоциональное состояние и отношение к теме разговора. Через акустический речевой канал идет большой поток информации, зачастую более ценной, чем через зрительный.
Бывает гораздо важнее не то, что сказано, а как сказано, каким тоном голоса, с каким акцентом и паузами.
Письмо. Письменная речь слабее всего представлена в общей структуре речевых процессов, так как обилие технических устройств типа клавиатурного ввода информации или электронных приспособлений делает сам графический процесс трудоемким, старомодным и непопулярным. Тем не менее по письму можно многое узнать о пишущем, особенно когда навыки письменной речи уже сформировались. Психологическими показателями могут быть расположение текста на странице, наличие полей, размер букв, их конфигурация, наклон букв, степень нажима, тщательность выполнения мелких деталей, относительные размеры прописных и строчных букв, характер соединения букв между собой. Психографические свойства, как и говорение, очень подвержены разнообразным эмоциональным изменениям.
Чтение. Из зрительных модальностей речи более распространена ее пассивная форма - чтение. Эта форма относится к поздней и не во всех странах достаточно развита, Направленность чтения может быть самой разнообразной - от поверхностного просмотра текстов до углубленного многократного изучения. Читабельность (легкость усвоения и понимание текста) зависит от длины предложений, слов, частоты их встречаемости, степени абстрактности и пр. Существует некоторый диапазон скоростей чтения: низкая - 200 слов в мин., средняя - 250-300, высокая - 300-450 слов в мин. Существуют приемы, ускоряющие чтение
Аудирование - слушание, слуховое восприятие.
Речь внешняя - речь, связанная с процессом общения, обмена информацией. Это устная и письменная речь.
Речь внутренняя - особый вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно. Это речь, прежде всего связанная с обеспечением процесса мышления. Внутренняя речь - это процесс преобразования мыслей до оформления их в устной и письменной форме. Эта речь сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения.
Речь эгоцентрическая - речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней. Иногда при ослабленном самоконтроле этот феномен свойствен и взрослым, особенно пожилым людям.
Речь монологическая - речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют (доклад, лекция, выступление на собрании и т. п.). Эта речь более развернута и организованна (обычно заранее спланирована), в ней мало используется внеязыковая информация, которая возникает в разговорной ситуации.
Речь диалогическая - речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть переменно бывают относительно активными или пассивными собеседниками. Эта речь недостаточно организована грамматически и синтаксически, поскольку осу
ществляется при помощи простых языковых конструкций, которые обусловлены контекстом, предыдущими высказываниями.
Речъустная-звуковая речь, которая воспринимается другими на
слух.
Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Это разновидность монологической речи. Письменная речь осуществляется без непосредственного контакта с собеседником, из ее содержания исключаются интонации, мимика и жесты и т.д., а потому и содержание, и свое отношение к нему нужно выражать на бумаге в словесной форме в развернутом виде. Отсюда эта речь всегда более сложная по сравнению с устной.
Речь жестовая - способ общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов.
Речь сенсорная - это понимание смысла речи на основе сенсорной информации.
Экспрессия - выразительность; сила проявления чувств. Речь экспрессивная - эмоционально окрашенная речь.
СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Речь не существует вне языка.
Речь рассматривается и как языковая деятельность. С ее помощью можно обеспечить общение, решение мнемических, мыслительных, учебных и других задач.
РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Развитие речи ребенка подчинено определенным закономерностям. Сензитивным периодом развития речи являются первые три года. По истечении этого периода процесс слухо-речевого развития и обучения замедляется и требует больших усилий. Ребенок проходит три этапа становления речи: подготовительный (фонемный) - от рождения до 1,5-2 лет, этап самостоятельной речи - от 1,5-2 до 7 лет и этап систематического обучения и развития речи -школьный период.
Сензитивные периоды развития (лат. sensus - чувство, ощущение) -периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Сензитивный период - это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики - процессов и свойств. Эти периоды не следует смешивать с критическими (переломными) периодами развития.
НАРУШЕНИЯ
Расстройства речи, возникающие при ранениях, опухолях и других нарушениях мозга, называют афазиями. Известный отечественный психолог А.Р. Лурия выделил несколько видов афазий: 1) динамическую, связанную с нарушением возможности строить фразы, хотя больной не ощущает трудности при повторе слов, назывании предметов, в понимании языка; 2) сенсорную - утрату фонематичного слуха, то есть потеря связи между звуковым составом и значением слова; 3) семантическую - трудность находить слово и понимать семантические отношения между словами (понимает слова «отец» и «брат», но не может понять, что означает «брат отца»); 4) эфферентную, моторную - разрушение структуры высказывания при сохранности отдельных слов (нарушен принцип сукцессивности - последовательности). Известны в клинической психологии и другие нарушения речи.
Афазия (а + греч. phasis - речь) - нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга доминантного полушария. Системное расстройство различных видов речевой деятельности.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
В зависимости от возраста, характера деятельности, среды обитания человек приобретает определенные особенности, несмотря на то что люди говорят на одном языке. Каждому человеку присущи индивидуальный стиль речи, отличия в артикуляции звуков, интонации, логической выразительности. Одни люди говорливы, другие отличаются определенной сдержанностью, замкнутостью. Индивидуальные особенности речи проявляются также в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности и образности высказывания мыслей.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальные
В качестве примера экспериментального изучения речи опишем эксперимент Л.С. Выготского по изучению эгоцентрической речи.
Гипотеза состояла в том, что эгоцентрическая речь с развитием ребенка не отмирает, как утверждал Ж. Пиаже, а развивается в направлении внутренней речи.
Испытуемые - дети семи лет.
Процедура. Дети должны были свободно рисовать. В отличие от Пиаже были введены затруднения в поведение ребенка, а именно - в нужную минуту у ребенка не оказалось под рукой необходимого ему цветного карандаша, бумаги, краски и т.д.
Результаты. Оказалось, что коэффициент эгоцентрической речи быстро возрастает почти вдвое по сравнению с нормальным коэффициентом Пиаже и для ситуации без затруднений. Ребенок, натолкнувшись на затруднение, пытался осмыслить положение: «Где карандаш, теперь мне нужен синий карандаш; ничего, я вместо этого нарисую красным и смочу водой, это потемнее и будет, как синее». Все эти рассуждения с самим собой и есть эгоцентрическая речь.
Вывод. Эгоцентрическая речь не только сопровождает детскую активность, но и очень легко становится средством мышления, то есть начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, развивается в направлении к внутренней речи.
Диагностические
В большинстве своем диагностика развития речи осуществляется в детском возрасте при обучении, выявлении патологии развития или в клинической психологии для диагноза нарушений психических функций при травмах и различных заболеваниях.
В психологии существуют различные методы и отдельные методики для изучения речи.
Определяются в основном: понимание речи, запаса слов, владение звуковой стороной речи, связность речи, связь с мышлением и т.д.
В качестве заданий используются беседа, рассказ по картинке, пересказ, сочинение, различные тестовые задания и пр. Используются также вербальные субтесты, которые содержатся в интеллектуальных тестах (Векслер, ЩТУР и др.).
Субтесты - небольшие тесты, входящие в состав основного.
ТЕМА 12 • ВООБРАЖЕНИЕ
ПОНЯТИЕ
Воображение (фантазия) — это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать. Воображение отражает реальный мир, но в но
вых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Оно отличается от образной памяти (представления), так как это принципиально новый образ, динамичный, и акт запоминания и сохранения при этом отсутствует. Воображение отличается от мышления, так как протекает в образной форме, а мышление в понятиях. Оно связано с мышлением, так как возникает в проблемной ситуации и представляет собой аналитико-синтетическую деятельность мозга (расчленяются старые объекты на части и объединяются в новый образ, например «русалка»).
Если исходные данные деятельности, задачи известны, то вступает мышление, а если данные с трудом поддаются анализу, то вступает воображение. Однако пути решения проблем с помощью воображения недостаточно точны, строги и в этом его ограниченность. Воображение следует отличать от галлюцинаций.
Галлюцинации (лат. hallutinatio - бред, видения) - расстройства восприятия, при которых кажущиеся образы возникают без реальных объектов, что, однако, не исключает возможность непроизвольного, опосредованного отражения в галлюцинации прежнего, жизненного опыта больного. Галлюцинации считаются классическими показателями психического расстройства.
ФУНКЦИИ
Воображение выполняет прежде познавательную функцию.
Благодаря воображению происходит концентрация внимания, памяти, мышления и окружающий мир познается глубже. Вторая функция - регулятивная. Она выражается: 1) в организации таких форм поведения, которых не было в опыте (вообразить прошлое, будущее); 2) в планировании и регуляции деятельности, предвосхищении (антиципации) результата труда до его начала, «перепрыгивая» через этап мышления и принятии решения при отсутствии полноты знаний; 3) в замещении деятельности; 4) в регуляции познавательных процессов. Третья функция - аффективная. Воображение участвует в регуляции эмоциональных состояний (усиливает эмоциональный тонус, повышает настроение, снимает напряжение), может «замещать» неудовлетворенные потребности.
Антиципация (лат. anticipatio - предугадывание событий). Способность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»), готовность к предстоящим событиям на основе прежнего жизненного опыта.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Воображение, как и все психические процессы, является функцией коры больших полушарий, причем обоих. Это сложная анали-тико-синтетическая деятельность мозга. Старые связи распадаются и объединяются в новые системы.
ТЕОРИИ
Воображение - наименее исследованная область психологии. Главные проблемы, которые встают перед учеными, - это сущность и механизмы воображения; его отличие от других психических функций, особенно мышления; связь с творчеством и др.
Ассоативная психология (В. Вундт, Т. Рибо) пыталась свести воображение к другим психическим процессам, например к памяти (воспроизводящее воображение). Возникновение новых творческих образов (воссоздающее воображение) ассоциативная психология объясняла случайными своеобразными комбинациями элементов. Не смогли объяснить воображение и последующие направления в психологии. Идеализм, например, утверждал, что творческое воображение изначально присуще нашему сознанию.