Обсуждение в условиях противоборства
1. Не ищите чисто выгодных решений – таких нет. Это диалектическое противоречие.
2. Ваша позиция – не единственная. Субъективизм – детская, незрелая позиция.
3. Отнеситесь к доводам оппонента серьезно, не отбрасывайте их. Ведь ни один человек не может видеть все грани проблемы.
4. Не ориентируйтесь на ближайшую победу. Учитывайте отдаленные последствия.
5. При неудаче надо быстрее забыть прошлое: 20% усилий следует тратить на поиск виновных, а 80% - на будущее решение.
6. Не следует вести «позиционную войну» («окопную»). Должна быть не борьба мнений, а поиск совместного решения, исходя из общих интересов. Сформулируйте общую платформу и развивайте именно ее.
7. Так как позиция партнера и ваше представление о ней никогда не совпадают, постарайтесь ее лучше понять, задавая больше вопросов.
8. Внимание коллег удержать довольно трудно. Поэтому сообщение не должно превышать 7 минут. Лучше строить его в форме «вопрос-ответ» с установкой на «да».
9. Убедить партнера почти невозможно. Он должен убедиться сам. Поэтому встраивайте свои аргументы в логику оппонента, говорите с его позиций (что ему принесут ваши предложения). Используйте приемы «да, но..», «нога в дверь».
10. Используйте немного аргументов, самых ярких, принятых оппонентом, но не надо излишней убедительности («эффект бумеранга»).
11. Не путайте людей и дело; факты и мнения.
12. Эмоционально поддерживайте людей: продемонстрируйте готовность понять их позицию. Тогда захотят понять и вашу.
13. Берите максимально ответственность на себя. При перекладывании ее на других вы не развиваетесь. Выделяйте в проблеме то, что для вас управляемо.
14. Помогите людям самоутвердиться («сохранить лицо»). Не надо иронии и сарказма.
15. При поражении не надо ни агрессии, ни уступок. Следует придерживаться позиции «Это я не смог раскрыть им важность своих доводов». Не сжигайте мосты позади себя, сохраните шанс вернуться к проблеме.
Вопросы к экзамену
1. Общая характеристика общения. Виды общения.
2. Общая характеристика факторов, влияющих на эффективность делового общения.
3. Общая характеристика сведений, которые необходимо знать о субъектах общения.
4. Репрезентативная система как характеристика субъекта общения.
5. Темперамент как характеристика субъекта общения.
6. Характер как особенность субъекта общения.
7. Особенно важные в процессе делового общения сведения о характере партнера.
8. Эмоциональное состояние и мотивы субъектов общения.
9. Роли и позиции (взаимодополняющие и невзаимодополняющие трансакции) партнеров в процессе общения.
10. Социальная ситуация, контекст, цели и содержание делового общения.
11. Общая характеристика потребностей в общении.
12. Потребность во взаимопонимании и способы ее удовлетворения.
13. Потребность в признании личностью и способы ее удовлетворения.
14. Потребности в эмоциональной поддержке и способы ее удовлетворения.
15. Правила комплимента и подчеркивания значимости партнера.
16. Правила улыбки и использования имени партнера.
17. Общая характеристика действий общения.
18. Общая характеристика взаимного восприятия и понимания партнеров по общению.
19. Механизмы восприятия незнакомых партнеров по общению.
20. Механизмы восприятия знакомых партнеров по общению.
21. Общая характеристика действия взаимообмена.
22. Механизмы обмена волей в различных ситуациях.
23. Общая характеристика взаимодействия в структуре делового общения.
24. Общая характеристика средств общения.
25. Проблемы использования вербальных средств общения.
26. Рекомендации для совершенствования умения слушать.
27. Приемы рефлексивного слушания.
28. Рекомендации для совершенствования умения говорить.
29. Проблемы использования невербальных средств общения.
30. Особенности телосложения как невербальные средства общения.
31. Рост и пол как невербальные средства общения.
32. Манера одеваться и украшения как невербальные средства общения.
33. Лицо, мимика и взгляд как невербальные средства общения.
34. Позы, жесты и походка как невербальные средства общения.
35. Динамические прикосновения как невербальные средства общения.
36. Дистанция общения как невербальное средство.
37. Характеристики голоса как средство общения.
38. Подготовка к публичному выступлению.
39. Технология выступления.
40. Рекомендации для избавления от боязни аудитории.
41. Деловая беседа и подготовка к ней.
42. Этап начала беседы.
43. Этап передачи информации в беседе.
44. Этап принятия решения и завершения беседы.
45. Этические правила поведения руководителя во время беседы.
46. Правила проведения собеседования.
47. Проблема деловых переговоров.
48. Этапы проведения переговоров.
49. Техника ведения переговоров.
50. Психологические механизмы подачи и обсуждения позиций.
51. Правила техники ведения переговоров и аргументирования.
52. Проблема совещания как коллективной мыслительной деятельности.
53. Действия по подготовке и управлению совещанием.
54. Люди и ситуации, блокирующие ход совещания.
55. Правила организации взаимодействия на совещании.
56. Психологические рекомендации для эффективного выступления на совещании.
Использованная литература
1. Дерябко С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – 3.е изд. – М.: Смысл, 2000. – 192 с.
2. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 424 с.
3. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. – М.: Эксмо, 2009. – 416 с.
Учебное пособие
ЛЫСЕНКО Екатерина Евгеньевна
НЕСТЕРОВА Ольга Сергеевна
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Редактор Г.А. Кунахович
План 2011, п. 78
Подписано к печати
Формат 60х84/16
Печать трафаретная
Уч.-изд
Усл.-печ
Заказ №
Цена
Тираж 100 экз.
Федеральное государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального
образования «Московский
государственный агроинженерный
университет имени В.П. Горячкина»
Отпечатано в издательском центре
ФГОУ ВПО МГАУ
127550, Москва, ул. Тимирязевская, 58