Беседа восьмая. чтение и память

Что такое память?

Современная наука определяет память как систему запоминания, хране­ния и воспроизведения информации.

Уже в древнейшие времена делались попытки объяснить механизм за­поминания. Древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н. э.) предпо­лагал, что при восприятии испускаемые изучаемым объектом материальные частицы проникают в голову и оставляют отпечаток на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

Несмотря на длительную историю изучения памяти, вплоть до начала XX в. отсутствовали сколько-нибудь строгие объяснения этого явления. Научно обоснованные данные о закономерностях памяти — важнейшей функции голов­ного мозга — получены лишь в последние десятилетия. Существует несколько гипотез механизмов запоминания информации в человеческом мозге. Неко­торые из них получили экспериментальное подтверждение.

Одна из гипотез возникла под влиянием величайшего открытия нашего времени в области биохимии — выявления уникальной роли нуклеиновых кислот в хранении и реализации генетической информации. Согласно этой ги­потезе, тайна запоминания связана с кодированием поступающей в мозг информации с помощью молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК), т. е. с изменением последовательности укладки входящих в состав этих молекул «кирпичиков» — нуклеотидов.

Другая гипотеза связывает запоминание с возрастным разрастанием нерв­ной ткани—отростков нервных клеток (нейронов) —и образованием в мозге многонейронных сетей памяти. Эта гипотеза также придает исключительное значение процессам синтеза РНК и белка в нервных клетках, но не потому что в них кодируются следы памяти. По мнению ученых, дело в том, что интенсивная деятельность нервных клеток, как и других клеток организма сопровождается энергетическим расходованием белков и их восполнением в процессе биосинтеза. При определенных условиях синтез белков начинает пре­обладать над их распадом, клетка начинает расти. Подобная для всех живых клеток закономерность в нервных клетках проявляется в виде роста отрост­ков нейронов и их тончайших разветвлений, вступающих в связь с отростка­ми других нервных клеток.

Этот процесс и лежит в основе образования следов памяти в только что образовавшейся молодой нервной сети. Понятно, что подавление или уси­ление синтеза РНК и белка должно ухудшать или улучшать возрастную память в той мере, в какой эти воздействия замедляют или ускоряют рост отростков нейронов.

Успехи биологической кибернетики в разгадке работы механизмов мозга приводят к новым открытиям и гипотезам, объясняющим древнейшую и все еще не разрешенную до конца загадку природы. Однако стройной и единой теории, объясняющей механизм этого сложного явления, пока нет. В книге профессора А. Р. Лурии «Нейропсихология памяти», вышедшей в 1974 г. и обобщающей основные современные взгляды на природу памяти, говорится, что «память человека надо рассматривать как сложную функциональную си­стему, активную по своему характеру, развертывающуюся во времени, разби­вающуюся на ряд энергетических потенциальных звеньев и организованную на ряд иерархических уровней».

Если память—процесс динамический, то, очевидно, степенью активности психической деятельности человека и определяются ее качественные и коли­чественные показатели. Известный английский физиолог Грей Уолтер в своей книге «Живой мозг» дал такое определение памяти: «Память—это не бро­шенная на стол монета, а постоянно горящая свеча». Если говорить еще более кратко, можно сказать: «Память—это процесс». Процесс, который на­чинается с момента рождения человека и длится всю его жизнь.

Вместе с тем из этого определения следует, что именно активизация всех потенциальных процессов обеспечивает и высокое качество памяти. В самом деле, если человек активно и много читает, думает, творчески решает стоя­щие перед ним задачи, его память горит ярким костром, освещая все закоул­ки мозга, куда поступает и закрепляется нужная ему информация. И наобо­рот, если человек ленивый, ничего не читает и не утруждает себя размыш­лениями, его память тлеет тусклым угольком и ничего, что человек видит. чувствует, воспринимает, не запечатлевается в лабиринтах его мозга. Именно о Таких людях говорят обычно: в одно ухо вошло, в другое вышло.Несмотря на большое количество разработанных упражнений по трени­ровке памяти, по мнению психологов, все эти упражнения неэффективны, так как до сих пор неясна сама природа процессов запоминания. И все же нам удалось найти упражнение, блестяще решающее задачу тренировки памяти. Вот оно: запомните: вы забудете, что значит забывать, если будете его выполнять: «Читать ежедневно как можно больше и как можно быстрее».

Механизмы памяти

Обучение человека, да и любого другого существа, осуществляется бла­годаря памяти, которая, по словам «отца русской физиологии» И. М. Се­ченова, является «краеугольным камнем психического развития». И. М. Се­ченову принадлежит и другое крылатое выражение, имеющее прямое отно­шение к мнемотехнике, т. е. к технике запоминания: «Учение о коренных условиях памяти есть учение о силе, сплачивающей, склеивающей всякое предыдущее со всяким последующим. Таким образом, деятельность памяти охватывает собой все психические рефлексы».

На рис. 35 показана морфологическая структура памяти. Практически все части коры больших полушарий мозга принимают участие в процессах памяти. Обращаем ваше внимание на значительную роль в процессах памяти подсознательной деятельности мозга. На рис. 36 показан условный алгоритм памяти, т. е. последовательность процессов, обеспечивающих процедуру за­поминания.

Как следует из алгоритма, память представляет собой способность нерв­ной системы, точнее головного мозга, воспринимать окружающую нас дейст­вительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые све­дения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроиз­водить или называть нужное точь-в-точь или своими словами.

Получилась, как видим, довольно сложная система. Однако без всех че­тырех указанных блоков алгоритма памяти как таковой быть не может.

По своей природе память многообразна: осознаваемая, неосознаваемая, кратковременная, долговременная, эмоциональная, зрительная, слуховая, сло-весно-логическая, двигательная. У разных людей превалируют различные ви­ды памяти. Обычно у художников хорошо развита зрительная форма памяти, а у музыкантов — слуховая. У спортсменов, как правило, доминирует дви­гательная память, а у философов, политиков, дипломатов—словесно-логи-ческая. Общепринятым в психологии и физиологии считается выделение ви­дов памяти на основе длительности хранения информации. В зрительной памяти (а для нас она наиболее важная) различают три типа: иконическую, кратковременную и долговременную. В целом мы и будем работать с этой сложной системой. По норме продолжительность времени хранения дан­ных в иконической памяти всего несколько сотен миллисекунд. Если по истечении этого времени мы не сумели использовать полученную информа­цию, т. е. не передали ее дальше, то она теряется безвозвратно. Удержа­ние сигналов, поступивших в кратковременную память, осуществляется в бо­лее длительном интервале времени—около 15—30 сек. Время здесь опреде­ляется типом входной информации. Содержимое этой памяти вне интервала времени хранения также необратимо исчезает, при необходимости распозна­вания воспринятой информации и запоминания ее на длительный срок уже функционирует долговременная память, данные в которой могут храниться фактически без потерь.

 
  беседа восьмая. чтение и память - student2.ru

Рис. 35. Морфологическая структура памяти

 
  беседа восьмая. чтение и память - student2.ru

Рис. 36. Алгоритм памяти

Вероятно, сказанного выше достаточно, чтобы понять, как в общих чертах работает механизм памяти, и теперь можно сделать первый шаг к улучше­нию работы памяти. Начнем с проверки вашей памяти и для этого выполним очередное задание. Задание. Проверка памяти по четырем параметрам:

1. Объем смысловой памяти:

а) внимательно прочтите один раз приведенный ниже текст:

ГИПОТЕЗА О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЕГИПЕТСКИХ ПИРАМИД

Согласно гипотезе, выдвинутой американскими учеными, египетские пирамиды строились из каменных блоков, которые изготавливались непо­средственно на месте строительства.

Это противоречит гипотезе, согласно которой тысячи людей перетаски­вали огромные камни на расстояние 80 км.

Ученые расшифровали иероглифический текст, который гласит, что еги­петские боги подсказали фараону, руководившему строительством первой пирамиды в 2750 г. до н. э., делать искусственные камни.

Теперь закройте текст и постарайтесь воспроизвести его (допускается из­ложение своими словами). В этом тексте содержится 6 значимых для по­нимания сути смысловых единиц. Так, вот, если вам удалось вспомнить и не упустить все 6 смысловых единиц, то по первому параметру — по объему смысловой памяти—поставьте себе отметку «отлично»; если 5—7 смысловых единиц — оцените себя на «хорошо»; если 3 — «удовлетворительно»; ниже — «плохо». Оценку же качественных результатов проводите по количеству пра­вильно воспроизведенных смысловых единиц: более 3 смысловых единиц — «отлично», 3— «хорошо», 2— «удовлетворительно», ниже — «плохо»;

б) прочитайте внимательно еще один текст:

СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ И ВИТАМИН D

Солнечные лучи опасны для кожи, так как могут вызывать развитие рака кожи, но, отмечают исследователи Иллинойского университета, чрез­мерная защита от солнца тоже вредит здоровью.

Дело в том, что витамин D организм может вырабатывать только под воздействием солнечных лучей, а противосолнечная защита, например кре­мы, поглощают УФ-лучи, необходимые для синтеза витамина D.

Поскольку солнце является почти единственным источником образова­ния витамина О у пожилых людей (у молодых таким источником явля­ется также пища), то им излишнее употребление солнцезащитных средств противопоказано.

А этот текст постарайтесь воспроизвести через час-полтора. Оценку объема и качества смысловой памяти проведите так же, как и в первом случае.

2. Память на числа

Прочтите внимательно, но только один раз, и постарайтесь запомнить:

21 37 44 75 89 34 27 14 93.

Закройте числа. Теперь запишите те из них, которые запомнили. Количест­во запомненных чисел характеризует объем, а количество чисел, которые вы запомнили в нужном порядке, характеризует качество вашей памяти на циф­ры. По объему памяти за 8—10 чисел ставьте себе «отлично»; за 5—7— «хорошо»; за 4—«удовлетворительно»; ниже 4—«плохо». По качеству— за 5—7 чисел, названных по порядку, ставьте «отлично»; за 4—«хорошо»;

за 3— «удовлетворительно»; ниже 3— «плохо». Общая оценка находится пу­тем вычисления средней арифметической.
3. Память на слова

Прочтите один раз:

сад, река, город, лес, сарай, мед, клуб, голос, пожар, танк,.

Закройте слова. Запишите, что запомнили. Количество запомненных слов будет характеризовать объем вашей памяти на слова, а количество слов, запомненных по порядку,— качество вашей памяти на слова. Оценка произво­дится так же, как и в предыдущем случае.

4. Наглядно-образная память

Нарисуйте четыре квадрата по форме, указанной на рис. 37. Это будет наша рабочая матрица 4Х4. Обозначьте их соответственно «А», «Б», «В», «Г». Далее вы найдете такие же квадраты с вписанными фигурами. По­смотрите внимательно в течение 30 сек. на фигуры квадрата «А» (рис. 38), постарайтесь запомнить сами фигуры и их расположение. После этого воспро­изведите фигуры квадрата «А» на подготовленном вами бланке. Точно так же поступайте с квадратами «Б», «В», «Г».

Оценка ставится следующим образом. По каждому квадрату подсчиты­вается число зарисованных (включая ошибочные) знаков и записывается в числитель дроби. В знаменатель подписывается количество ошибок (по форме и месту расположения). Для выведения оценки все цифры (отдельно для числителя и отдельно для знаменателя) суммируются и полученный балл определяется по табл. 10 (с. 120) .в десятибалльной системе. При переводе в пя­тибалльную систему следует при 8—9 баллах поставить себе «отлично»; при 6—7 — «хорошо»; при 5 — «удовлетворительно»; ниже — «плохо».



беседа восьмая. чтение и память - student2.ru
Рис. 37. Рабочая матрица для про­верки наглядно-образной памяти

беседа восьмая. чтение и память - student2.ru

Рис. 38. Тестовые таблицы для проверки наглядно-образной памяти

Общая оценка памяти производится путем вычисления средней арифме­тической на основе пяти показателей (1—текст непосредственного восприя­тия; 2—текст отставленного восприятия; 3—воспроизведение чисел; 4—вос­произведение слов; 5— воспроизведение фигур).

Для определения итогов вашего личного эксперимента используется табл. 10.

Пример: результаты выполнения отдельных заданий были:

А—6/1; Б—7/2; В—5/0; Г—7/0. Результат после суммирования (6+7+5+7)/(1+1+0+0) =25/3.

Таблица 10

Наши рекомендации