Контроль исходного уровня знаний. 1. Раскройте содержание понятия «Человек».
1. Раскройте содержание понятия «Человек».
2. Раскройте содержание понятия «индивидуальность».
3. В чем состоят связь этих двух понятий?
4. Факторы, формирующие индивидуальность.
Основные понятия и положения темы
В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.
«Человек –это существо, которое воплощает высшую ступень эволюции бытия, это субъект культурно-социально-онтологическо-исторической деятельности, как продукт и субъект этой деятельности» (Современный словарь по психологии).
Индивид (от лат. individuum – неделимое) –это отдельное живое существо, представитель биологического рода Homo Sapiens (от лат. – человек разумный). носитель индивидуально своеобразных психофизических черт (тип ВНД, задатки и др.)
Любой человек, независимо от его психического или физического здоровья, является индивидом. В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека.
Индивидуальность человека складывается из трех начал. Во-первых, каждый человек в чем-то сходен со всеми остальными. Во-вторых, каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами. И наконец, в-третьих, каждый человек в чем-то не похож ни на кого. В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется индивидуальность каждого конкретного человека. При этом, как бы ни строилось это сочетание, нужно всегда помнить, что человек всегда одновременно имеет общее с остальными и не похож на остальных.
Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени, благодаря чему можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека.
Конкретный человек фиксируется окружением по его индивидуальности, так как индивидуальность человека обладает определенной устойчивостью, люди узнают друг друга и сохраняют определенное отношение друг к другу. В то же время следует отметить, что под влиянием опыта, общения с другими людьми, воспитания и образования происходит изменение индивидуальности человека, иногда очень существенное.
Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов. Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с близнецами, показывают, что наследственность может нести в себе и передачу некоторых поведенческих черт. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым для всех является общий синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.
Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружениячеловека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется семьей, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п. В-третьих, на индивидуальность человека оказывает сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событий и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека.
Третью группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют черты и особенности характера человека, его индивидуальность. То есть в данном случае ситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом: индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.
При всей глубине индивидуальности человека и ее разнообразии можно выделить некоторые направления ее характеристики, по которым может быть описана индивидуальность.
Понятие «личность» характеризует человека как общественное существо. Главным в характеристике личности является ее общественная сущность. Это устойчивая система социально значимых качеств индивида, сформированных в совместной деятельности и общении с другими людьми.
Личность –это социальное качество индивида, которое не может возникнуть вне общества. Личность – это человек как носитель сознания.
Процесс становления человека как личности в результате включенности его в различные общности (семью, школу и т. д.) называют социализацией личности.
Под индивидуальностью понимают личность данного человека в ее неповторимом сочетании своеобразных психологических особенностей (темперамента, характера, способностей, потребностей и интересов, познавательных и эмоционально-волевых качеств).
5.3. Самостоятельная работа по теме:
Подготовка само презентации «Я – индивидуальность» и выступление (2-3 минуты).
5.4. Итоговый контроль знаний:
1. Проведите анализ понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». В чем схожи? В чем различия?
2. Выступление студентов с самопрезентациями «Я – индивидуальность».
Домашнее задание для уяснения темы занятия
1.Становление индивидуальности – это:
1) присвоение социальных ролей.
2) процесс индивидуализации субъективной реальности.
3) освоение родовой сущности.
4) творческое проявление способностей.
2. Индивидуальность – это:
1) включенность индивида в систему общественных отношений.
2) интеграция общественно значимых отношений в собственную систему отношений с миром.
3) выделенность человека из общественно значимых отношений.
4) неповторимое сочетание своеобразных психологических особенностей.
3. Если личность – это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это:
1) определенность в отношениях с самим собой.
2) определение собственной позиции в жизни, определенность внутри самой своей жизни.
3) рефлексия собственной жизни.
4) выход в уникальную подлинность самого себя.
5) трансценденция собственного существования.
4. Самооценка – это:
1) оценка себя.
2) акцент на себе.
3) взгляд на себя.
4) осознаваемая оценка личностью самой себя, своих возможностей качеств, положения в обществе.
5.Процесс отнесения чего-либо к своему «Я», уподобление чему-либо называется:
1) самосознанием.
2) самоактуализациеи.
3) социологизацией.
4) идентификацией.
Задачи:
1. Ниже приведены высказывания писателей и ученых об индивидуальности. Можно ли сказать, что они непротиворечивы и взаимодополняют друг друга?
1) «Личность тем значительней, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее» (С.Л. Рубинштейн).
2) «Чем выше организовано общественное существо, тем более выражена в нем индивидуальность» (И.И.Мечников).
3) «В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него никто» (А.Моруа).
2. Попытайтесь соотнести между собой процессы формирования характера и развития способностей. Вероятно, в этих процессах обнаружится нечто общее?