Самоконтроль по ситуационным задачам. 1. Жил однажды один очень вспыльчивый мальчик
1. Жил однажды один очень вспыльчивый мальчик. Как-то раз его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал вбивать в изгородь сада гвоздь каждый раз, когда он теряет терпение или ссорится с кем-нибудь. В первый день мальчик забил 37 гвоздей в забор. В последующие недели он научился контролировать себя, и число забитых гвоздей в заборе уменьшалось день ото дня - он обнаружил, что легче контролировать себя, чем забивать гвозди!
Наконец, настал день, в течение которого мальчик не забил ни одного гвоздя в забор. Радостный, он пошел к отцу и сказал ему, что в этот день не забил ни одного гвоздя! Тогда отец велел ему доставать гвоздь из забора всякий день, когда он не потерял терпения и не поссорился с кем-либо. Проходили дни и, наконец, мальчик смог сказать отцу, что он достал все гвозди из забора.
Тогда отец привел мальчика к забору и говорит ему:
- Сын мой, ты вел себя хорошо, но смотри, сколько дырок теперь в заборе. Изгородь теперь уже не такая, как прежде. Когда ты ссоришься с кем-либо и говоришь что-нибудь плохое, ты оставляешь такую же рану, как эти. Ты можешь всадить нож в человека, и можешь достать его, но всегда остается рана.
Не важно, сколько раз ты извиняешься, рана остается. Рана словесная причиняет такую же боль, как и физическая.
1) Определите темперамент главного героя.
2) Может ли эта история быть адаптирована для реальной жизни?
3) Какие техники и методики вы посоветуйте человеку с таким темпераментом для более гармоничной жизни в социуме?
Ответ:
1) Доминирующий тип темперамента – холерик.
2) Да. Хоть эмоциональная неустойчивость холериков является врожденный, возможность контролировать и сдерживать свои реакции обладатель этого типа темперамента может, после освоения некоторых методик.
3) «Дайте волю своим чувствам». Если вам нужно выразить свои эмоции - сделайте это (естественно, не причиняя вреда себе или окружающим). Возьмите подушку и начните боксировать по ней, напишите письмо ненависти и сожгите его, закройтесь в машине и покричите во все горло.
2.Основываясь на характеристиках типов темперамента, распределите перечисленные профессии так, чтобы они удовлетворяли все особенности человека с тем или иным темпераментом:
Радиомеханик, предприниматель, хирург, летчик, астроном, психолог, воспитатель, организатор, продавец, математик, ветеринарный врач, геолог, специалист по машинописи, автослесарь, повар, следователь, инженер, водитель.
Ответ:Холерик - предприниматель, хирург, летчик, повар, следователь,
Сангвиник - психолог, воспитатель, организатор, продавец,
Флегматик - астроном, математик, инженер, водитель,
Меланхолик - радиомеханик, ветеринарный врач, геолог, специалист по машинописи, автослесарь.
Перечень практических умений по изучаемой теме.
Умение использовать знание теоретических позиций для решения практических задач; владение теоретическими знаниями и практическими умениями для реализации определения типов темперамента.
Рекомендации по выполнению НИРС.
1. Темпераменты известных личностей (Бонапарта, Жириновского, Пушкина)
2. Индивидуальный стиль деятельности.
3. Темперамент и поведение в конфликтных ситуациях.
4. Доминирующие инстинкты как система типов темперамента человека.
Рекомендованная литература по теме занятия
основная:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.
2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
дополнительная:
1.Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
1. Тема №14 «Характер»
2. Формы работы:
- Подготовка к практическим занятиям.
Подготовка с использованием лекции и основной литературы.
Анализ литературных источников по теме «Характер»
- Подготовка материалов по НИРС.
Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.
3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия.
1. Что такое характер?
2. Какие типы характера вы знаете?
3. Какие свойства характера вы знаете?
4. От чего, на Ваш взгляд, зависит характер?
5. Изменяется ли характер в течении жизни? Ваше мнение.