Объем и сроки изучения курса
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Цели и задачи учебного курса
Целью настоящего курса является освоение студентами методами формирования предметно-пространственной среды, обладающей высокой степенью комфортности и эстетической упорядоченностью, для различных процессов жизнедеятельности.
В соответствии с требованиями Госстандарта в данном курсе рассматриваются следующие темы: систематизация и классификация средовых объектов, общая типология видов и форм среды, факторы и компоненты её формирования и эксплуатации, классификация форм оборудования и наполнения средовых объектов и систем, художественные средства формирования предметно-пространственных средовых комплексов, этапы и задачи проектных действий. В процессе изучения курса ставится задача ознакомить студентов с особенностями проектирования отдельных видов среды – жилой, общественной, городской и специального назначения и сформировать комплексный подход к проектированию интерьеров.
1.2. Требования к знаниям и умениям, приобретенным при изучении курса
В соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к выпускнику специальности «Дизайн (дизайн среды)» объектами профессиональной деятельности его являются предметно-пространственные комплексы, внутренние пространства зданий и сооружений, открытые городские пространства, и парковые ансамбли, ландшафтные и декоративные формы и комплексы их оборудования и оснащения.
В результате изучения дисциплины студент должен ориентироваться в особенностях функциональных процессов зданий различного назначения, уметь грамотно организовать пространство под различные функциональные процессы, уметь внести в организованное пространство формально-эстетические качества и владеть методами формирования эмоционально-образной атмосферы на завершающих этапах создания конкретной предметно-пространственной среды. Хотя в задачи курса не входит овладение методологией дизайн-проектирования, тем не менее, студенты знакомятся с известными методами выработки дизайн-концепции. Овладение креативными методами проектного языка позволит студентам расширить возможности ассоциативного и логического творческого мышления, научит проявлять новаторство в проектировании объектов дизайна, повысит общую эрудицию и профессиональную квалификацию.
Для закрепления полученных знаний в рамках изучения дисциплины студентам предлагается выполнить курсовую работу.
Объем и сроки изучения курса
Курс «Типология форм архитектурной среды» относится к блоку специальных дисциплин и имеет общий объем 102 часа. Лекции составляют 34 часа, самостоятельная работа – 68 часов.
Самостоятельная работа предусматривает ознакомление студентов с нормативами на проектирование – строительными нормами и правилами и санитарными нормами проектирования на объекты того или иного назначения, просмотр аналогов по специализированным журналам или по Интернет-сайтам.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Общие представления о курсе, его разделах. Основные понятия: типология, архитектурная среда, функциональный процесс. Типы архитектурной среды: городской дизайн (общественные пространства города, жилая среда, объекты, принадлежащие инфраструктурным функциональным системам); интерьерный дизайн, включающий общественную и жилую среду; дизайн производственной среды. Специфика архитектурной и дизайнерской деятельности. Связь между особенностями процессов жизнедеятельности людей и организацией их материального окружения.
Тема 2. Типология интерьерных пространств. Три основных группы процессов жизнедеятельности: производство, обслуживание, проживание. Специфика их организации, Функциональный процесс как предпосылка объёмно-пространственного решения здания. Последовательность процесса проектирования: конкретизация пространства (система объёмно-пространственных построений среды в целом, как ответ на функциональные запросы потребителя); сознательное внесение в объёмно-пространственную основу композиционной структуры; «насыщение композиции деталями», осуществление всесторонней декоративно-пространственной целостности средового объекта.
Темы 3,4 Принципы пространственной организации общественных зданий: ячейковая, корридорная, анфиладная, зальная и смешанная схемы планировочного решения. Основные планировочные элементы общественных зданий: входная группа (тамбур, вестибюль, гардероб), группа подсобных и вспомогательных помещений (санузлы), горизонтальные и вертикальные коммуникации.
Тема 5. Здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Принципы их планировочной организации. Основные группы помещений. Особенности производственного процесса: предприятия, работающие на сырье, предприятия, работающие на полуфабрикатах; с самообслуживанием или с обслуживанием официантами. Примеры планировочного решения отдельных помещений. Расстановка оборудования в торговых залах.
Тема 6. Создание интерьеров ресторана как целостной эмоционально-образной атмосферы помещений для посетителей. Выбор цветового решения, отделочных материалов, мебели и оборудования (прорисовка конкретикой).
Тема 7. Принципы планировочной организации зданий для образования, воспитания и подготовки кадров. Детские сады и ясли. Основные помещения детских дошкольных учреждений. Особенности решений помещений детских дошкольных групп (раздевальные или приёмные, игровые, спальни, умывальные, туалеты, залы физкультурных и музыкальных занятий.
Тема 8. Общеобразовательные школы. Типы школ. Основные группы помещений. Особенности организации учебных секций секций. Типы классов. Характеристика их оборудования. Создание эмоционально-образной атмосферы школьных зданий.
Тема 9. Здания и сооружения для здравоохранения и отдыха (лечебные санатории, учреждения отдыха и туризма). Принципы проектирования больниц. Структура больниц: приёмный покой, специализированные отделения, лечебно-диагностические отделения и кабинеты, административно-хозяйственная часть. Основные составляющие стационара –палатные отделения для различных категорий больниц. Типы палат и их планировочная организация. Роль интерьера больницы в психологическом состоянии больных.
Тема 10. Санатории, профилактории, учреждения отдыха и туризма. Принципы их планировочной организации, оборудования и создания эмоционально-художественной целостности основных помещений.
Тема 11. Здания культурно-просветительских и зрелищных учреждений (библиотеки, музеи и выставки, клубы, театры, кинотеатры). Группы основных помещений. Помещения зрительского комплекса: кассовый вестибюль, входной вестибюль, фойе или распределительные кулуары, буфет, санузлы.
Тема12. Помещения демонстрационного комплекса. Особенности проектирования залов кинотеатров и театров. Обеспечение беспрепятственной видимости и требуемой акустики. Создание художественно-образной целостности среды зрительского и демонстрационного комплекса.
Тема 13. Жилая среда. Социально-бытовая обусловленность видов жилища. Основные процессы жизнедеятельности в квартире. Предметно-пространственные единицы формирования жилой среды, порядок их компоновки в жилые структуры. Номенклатура жилых зданий (индивидуальный дом, блокированный, секционный, корридорный, галерейный, секционно-коридорный).
Тема 14. Номенклатура жилых зданий для сложного рельефа (односекционный, каскадный, звеньевой, террасный, коммуникационный).
Квартира, её состав. Этапы развития планировочного решения квартиры. Принципы планировочной организации квартир 1, 2 и 3 поколения (1958-63, 1963-71, 1971-80).Проблемы композиции жлой среды. Подвижность композиционных построений в жилище. Тенденции развития жилой сферы.
Тема 15. Среда промышленных зданий и комплексов. Особенности производственных объектов и систем. Технологическое оборудование – ведущий фактор формирования промышленной среды. Роль оборудования, коммуникаций и сроков аммортизации в строении промсреды. Перспективы развития.
Тема 16. Городская среда. «Большие средовые» системы. Ориентиры масштабных построений. Особенности восприятия и проектирования «больших» систем. Тенденции развития городской среды.
Тема 17. Заключительное занятие. Композиция и гармонизация в средовом дизайне. Среда как объект проектирования. Исправление и преобразование схемы визуальной организации средового объекта. Формирование эмоционального климата среды.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА НА СРСП
3.1. Перечень и тематика самостоятельной работы студентов по курсу
По курсу для закрепления полученных знаний студентам предлагается выполнить курсовую работу «Проект небольшого одноэтажного общественного здания (кафе на 100 мест; офиса с кабинетом директора, помещением сотрудников и местом их отдыха; фрагмента школьного здания – учебной секции младших или старших классов с решением входной зоны школы).
В учебнике авторов С.Г. Змеула и Б.А. Махонько (1) даны основные сведения по вопросам архитектурной композиции и методике проектирования жилых, общественных и производственных зданий. Рассмотрены принципы объёмно-планировочных решений, показана связь функциональных, конструктивны и, эстетических задач, решаемых в процессе проектирования различных зданий.
В пособии В.Т. Шимко (2), опираясь на современные представления о дизайне как новом виде пространственного искусства, формулируются принципы и методы проектного синтеза архитектурных и дизайнерских слагаемых предметно-пространственной среды в функционально-художественную целостность, содержатся сведения о типологии видов и форм архитектурной среды, раскрывается технология процессов их проектирования.
В учебном пособии В.Т. Шимко (3) описываются предмет, категории и принципы проектной деятельности, связанные с задачами средового проектирования.
В учебнике М.И. Тосуновой приведены основные сведения по планировочной организации зданий различного назначения и даны примеры их планировочного решения.
3.3. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины
1. Понятие типологии.
2. Функциональный процесс и егороль в пространственной организации среды.
3. Принципы пространственной организации общественных зданий: ячейковая, коридорная, анфиладная, зальная, смешанная.
4. Решения входных групп общественных зданий.
5. Решения санузлов в общественных зданиях
6. Предприятия общественного питания, организация торговых залов с официантами и самообслуживанием.
7. Понятие интерьера как целостной эмоционально-образной среды.
8. Принципы композиционной организации интерьера.
9. Принципы планировочной организации детских садов и яслей.
10. Принципы планировочной организации общеобразовательных школ.
11. Принципы планировочной организации больниц и санаториев.
12. Принципы планировочной организации зрелищных зданий.
13. Обеспечение беспрепятственной видимости в зрительных залах.
14. Критерий оценки акустических свойств залов зрелищных зданий.
15. Выбор формы зала для обеспечения качественного звукового поля.
16. Жилая среда. Принципы её формирования и основные процессы жизнедеятельности.
17. Этапы развития жилищного строительства после 1958 года.
18. Квартира. Её состав. Принципы её пространственной организации.
19. Перспективы развития пространственной организации квартиры.
20. Номенклатура жилых зданий (индивидуальный жилой дом, блокированный, секционный, коридорный, галерейный, секционно-коридорный, секционно-галерейный).
21. Номенклатура жилых зданий для сложного рельефа.
22. Среда промышленных зданий и комплексов.
23. Понятие городской среды.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4.1. Основная литература
1. Змеул С.Г., Маханько Б.А. Архитектурная типология зданий и сооружений: Учеб. для студ. вузов спец. «Архитектура». – М.: Стройиздат, 2001. – 240 с.
2. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. – М.: ООО «СПЦ принт», 2003.
3. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое пректирование: Учеб. пособие – М.: Издательство «Архитектура-С», 2004. – 160 с.
4.2. Дополнительная литература
1. Ефимов В.А. и др. Дизайн городской среды: Учеб. для вузов / Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко и др. – М.: Архитектура.
2. Тосунова М.И. и др. Архитектурное проектирование: Учеб. для техникумов / М.И. Тосунова, М.М. Гаврилова, И.В. Полещук; Под. ред. М.И. Тосуновой. – М.: Высш. шк., 1988. – 288 с.
3. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб. для вузов / В.В. Адамович, Б.Г. Бархин, В.А. Варежкин и др.; Под. общ. ред. И.Е. Рожина, А.И. Урбаха. – М.: Стройиздат, 1984. – 543 с.
5. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
АРХИТЕКТОНИКА – художественно осмысленные и выраженные в форме изделия его конструктивная основа и характер работы материал
ДИЗАЙН СРЕДЫ – проектирование комплексных объектов с позиций широкого охвата проблемы взаимоотношений человека с природой, предметно-пространственным и социокультурным окружением в целях создания гармоничной среды.
комплексное формирование объектов и систем окружающей нас «второй природы» как гармоничного, художественно осмысленного единства всех её компонентов.
ИНТЕРЬЕР – внутреннее пространство архитектурного сооружения; искусственно созданная среда жизни человека, эстетически осмысленное пространство.
КОМПОЗИЦИЯ – строение (структура), соотношение и взаимное расположение частей, составляющих одно целое; сознательное выстраивание эстетических взаимосвязей между используемыми автором компонентами(частями) художественного целого.
ЛОДЖИЯ – перекрытое и огражденное в плане с трех сторон помещение, открытое во внешнее пространство.
ЛИФТОВЫЙ ХОЛЛ – помещение перед входами в лифты.
ОБРАЗ В ДИЗАЙНЕ – Проектный образ – идеальное представление об объекте, художественная модель, созданная воображением дизайнера, выражающая его отношение к действительности. Одновременно, уже на стадии замысла, это целостная и завершённая форма.
ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА – совокупность окружающих человека изделий и их комплексов, используемая им для организации функциональных процессов жизнедеятельности и удовлетворения материальных и духовных потребностей.
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА – непосредственное окружение, совокупность природных и искусственных пространств и их вещное наполнение, находящееся в постоянном взаимодействии с человеком и изменяемые в процессе его деятельности. Организация природно-пространственной среды с точки зрения оптимального обеспечения образа жизни и потребностей человека и общества – одна из основных задач архитектуры и дизайна. П.-п.с. и её элементы – важнейший объект дизайна, а структурирование п.-п.с. – его предмет. Главная характеристика предметно-пространственной среды – взаимодействие с субъектом. Субъект в процессе жизнедеятельности обустраивает, изменяет среду в соответствии со своим образом жизни и тем самым изнутри структурирует её.
СРЕДОВОЙ ПОДХОД – рассмотрение среды как результата освоения человеком его жизненного пространственного окружения. Соответственно деятельность и поведение человека принимаются как центр и определяющий фактор, связывающий отдельные элементы среды. Исходная позиция данного подхода в дизайне – целостный образ и функциональная организация среды.
СТИЛЬ – художественно-пластическая однородность предметной среды,выделяемая в процессе восприятия, которая складывается в ходе развития материальной и художественной культуры как единого целого, объединяющего разные области жизни. Характерный признак стиля – его сравнительное постоянство. В дизайне стилевое решение часто носит концептуальный характер, выражает творческую платформу (например, «хай-тек», «ретро», «кантри» и др.). Cтиль в искусстве интерьера – это исторически сложившаяся система принципов художественно-декоративного освоения архитектурного пространства, которая проявляется через единство средств и приёмов художественной выразительности.
ФОРМА – морфологическая и объёмно-пространственная структурная организация вещи, возникающая в результате содержательного преобразования материала;
внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческой деятельности – литературы, искусства, архитектуры и дизайна.
ТИПОЛОГИЯ – систематизация, ранжирование родственных объектов или явлений по какому-либо признаку (критерию), например, по функциональному процессу.
ТАМБУР – проходное пространство между дверями, служащее для защиты от проникновения холодного воздуха, дыма и запахов при входе в здание, лестничную клетку или другие помещения.
ТРИБУНА – сооружение с повышающими рядами мест для зрителей.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВНЕННОЙ СРЕДЫ – процесс проектирования и реализации предметно-пространственной среды с вычленением комплексного объекта (жилище, офис, предприятие и пр.) как средового образования, а также его результат. Предполагает определение функциональных зон, проектирование оборудования. Визуальных коммуникаций, обеспечивающих оптимальное протекание функций в среде, построение логически взаимосвязанной структуры среды, отражающей структуру жизнедеятельности. Задача создания единства и гармонии элементов среды даёт наиболее высокий качественный результат при средовом подходе.
ФОРЭСКИЗ – графическая фиксация спонтанной идеи, потенциально ведущая к оригинальным решениям, и альтернативные поисковые идеи – варианты, оттеняющие оптимальный вариант проектного решения, моделирование объёмно-пространственной структура, пластики и цветографики объекта.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗОНА – часть средового пространства, предназначенная для выполнения одного или группы функциональных процессов и оборудованная в соответствии с её назначением.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ – особое значение объекта, возникающее в процессе контакта с ним человека в ситуации эстетического восприятия и переживания. Эстетическая ценность носит объективный характер, но лишь в той мере, в какой эстетическая оценка объекта совпадает с общепринятыми эстетическими нормами. Создание эстетической ценности предметной среды является специфической задачей дизайнера.
ЭТАЖ МАНСАРДНЫЙ – этаж, размещаемый внутри чердачного пространства.
ЭТАЖ НАДЗЕМНЫЙ – этаж при отметке пола помещений не ниже планировочной отметки земли.
ЭТАЖ ПОДВАЛЬНЫЙ – этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.
ЭТАЖ ТЕХНИЧЕСКИЙ – этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций. Может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) или в средней части здания.
ЭТАЖ ЦОКОЛЬНЫЙ – этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений.