Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
Не предусмотрено.
Приложение 1
Тест на определение уровня внимания «числовой квадрат»
Таблица № 1
Таблица № 2
Обработка и интерпретация результатов
Если вам удалось зачеркнуть менее 10 цифр, то объем распределения вашего внимания целесообразно развивать. Тренируйтесь, и вас ждет успех.
Задание сложное, и если вам удастся его выполнить, то есть зачеркнуть более 10 цифр, то объем распределения вашего внимания достаточно высок. Ваши способности помогают вам справляться с задачами, требующими оптимального распределения внимания.
Ключ
Отсутствующие цифры: 3, 4, 7, 10, 11, 15, 17, 18, 21, 22, 24, 29, 30, 35, 38.
Занятие № 25
Тема: «Свойства внимания»
2. Форма организации занятия: лабораторное занятие.
3. Значение изучения темы.Формирование представлений о психическом процессе внимания, знакомство с базовыми типологиями и фундаментальными свойствами, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов внимания.
4. Цели обучения:
- общая: обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями: способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
- учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие, широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность; уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека, осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние; владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.
5. План изучения темы:
5.1. Контроль исходного уровня знаний:
Не предусмотрен.
Основные понятия и положения темы.
1. Методика «Корректурная проба» Иванова-Смоленского.
Просматривая буквенную таблицу, необходимо вычеркивать букву «А», а букву «К» — подчеркивать.
Работать надо в течение 8 минут максимально быстро и внимательно. Через 4 минуты после начала работы исследователь говорит слово «черта». Обследуемый должен остановить работу и поставить вертикальную черту. Затем испытуемый должен продолжать работу, изменив способ: букву «А» — подчеркивать, а букву «К» — вычеркивать. Когда истекут 8 минут, исследователь произносит «черта — конец работы», обследуемый должен поставить вертикальную черту.
Оценка внимания, переключаемости внимания, работоспособности производится в баллах производительности по девятибалльной системе.
2. Методика «Расстановка чисел»
В течение 2 минут необходимо расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка.
Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя.
Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма — 22 числа и выше.
Примечание: Методика удобна при групповом обследовании.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
3. Проведение методики «Корректурная проба» Иванова-Смоленского (приложение 1).
4. Проведение методики «Расстановка чисел» (приложение 2).
5.4. Итоговый контроль знаний:
Не предусмотрено.
Домашнее задание для уяснения темы занятия.
Не предусмотрено.