Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии 8 страница
степень нарушения социального и профессионального функционирования клиента;
характер имеющихся у него поведенческих нарушений;
способы его психологической защиты;
выраженность интраспективных черт личности.
Все это позволяет преодолеть недоверие клиента и помогает ему справиться с имеющейся тревогой и перейти к изобразительной работе.
Проведенные в последние годы систематические наблюдения за ходом арт-терапевтического процесса с использованием «вовлеченного независимого наблюдателя» (Болл, 2001) свидетельствуют о том, что для начального этапа арт-тера-певтического процесса характерна преимущественная фокусировка внимания клиента и психотерапевта на их отношениях, что связано с их «настройкой» друг на друга, стремлением понять особенности личности и реагирования другого, а также с необходимостью преодоления возможного конфликта между взаимными ожиданиями. При этом внимание клиента и психотерапевта, в отличие от вербальной психотерапии, многократно в течение одной сессии может переходить с их отношений на изобразительную работу. И даже когда их внимание сфокусировано на художественной экспрессии, она нередко отражает отношение клиента к психотерапевту.
Во многих случаях, однако, психотерапевту приходится прилагать определенные усилия для того, чтобы вовлечь клиента в изобразительную работу. Он может, в частности, еще раз продемонстрировать имеющиеся в арт-терапевтическом кабинете изобразительные материалы. У многих клиентов на начальном этапе арт-терапевтического процесса имеется внутреннее сопротивление изобразительной деятельности. Тем не менее дополнительное разъяснение психотерапевтом особенностей художественной экспрессии в арт-терапии, ее отличий от профессиональных или любительских занятий изобразительным творчеством, направленных на
76 Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
создание «эстетической продукции*, и подчеркивание им допустимости любых форм экспрессивного, связанного с художественной деятельностью поведения, способно во многих случаях помочь клиенту справиться с этим внутренним сопротивлением.
Наблюдения за ходом сессий на начальном этапе арт-терапевтического процесса также свидетельствуют о том, что при переходе клиента к изобразительной работе очень часто имеет место непосредственное отреагирование им своих чувств, потребностей и фантазий посредством различных манипуляций с изобразительными материалами и в его поведении. В своей изобразительной деятельности и поведении клиент может вновь и вновь переживать связанные с перенесенными им психическими травмами или имеющимися у него внутрипсихическими конфликтами разнообразные сложные чувства, не находя какой-либо возможности для их разрешения. Экспрессивное поведение клиента и его изобразительная деятельность при этом часто носят хаотический или деструктивный характер, причем деструктивные тенденции и отрицательные аффекты могут направляться клиентом как на изобразительные материалы и продукцию, так и на самого себя или психотерапевта. Кроме того, в процессе работы с изобразительными материалами клиент часто еще не ощущает себя достаточно «защищенным* и уверенным в своих силах, что вызывает у него сильную тревогу.
С учетом этого имеется необходимость в структурирующем воздействии на поведение и художественную экспрессию клиента со стороны психотерапевта, а также фасилитации им выражения клиентом своих чувств и потребностей. Это достигается за счет «эмоционального присоединениям, к клиенту, включения психотерапевта в изобразительный процесс и разные виды совместной с клиентом игровой деятельности, когда он выступает главным образом в качестве «ведомого», а также за счет привлечения внимания клиента к изобразительной работе и в случае необходимости оказания ему «технической* помощи. В тех же случаях, когда аффекты клиента «выплескиваются» в деструктивных реакциях или неоднократном повторном отреагировании в хаотичном поведении связанных с перенесенными психическими травмами или внутрипсихическими конфликтами переживаний, психотерапевт использует те или иные приемы «ограничения* клиента (в частности, путем напоминания ему об основных правилах поведения, ограничения формата бумаги или количества используемых клиентом материалов, задавая ему вопросы, направленные на выяснение мотивов и целей действий клиента, и т. д.).
В качестве иллюстрации начального этапа арт-терапевтического процесса можно привести следующий эпизод, отражающий один из моментов третьей сессии. Данный эпизод приводится в статье Б. Болл (2001, все права защищены; публикуется с разрешения автора).
Дверь арт-терапевтического кабинета открывается. Шейла — семилетняя девочка аф-роамериканского происхождения — входит в него, следуя за арт-терапевтом по имени Энн. Шейла с минуту пребывает в нерешительности, но затем направляется к большому столу. Энн садится па стул с зеленой обивкой рядом со столом...
Шейла. Я хочу сегодня резать бумагу.
В голосе Шейлы звучит решительность. В этот же момент она берет со стола большие ножницы и показывает, будто что-то режет. Тем самым она демонстрирует Энн и мне,
Глава 4, Apm-терапевтический процесс и его системное описание 77
что ей хочется делать. Она размахивает ножницами, которые выглядит в ее руках крупными и угрожающими. Ш е Й л а. Резать, я люблю резать. Энн. Что ты хочешь резать? Бумагу?
Энн встает, для того чтобы взять бумагу из расположенной у окна стопки. Она берет довольно много листов, но протягивает Шейле всего один лист. Остальную бумагу она кладет себе на колени.
Шейла разрезает бумагу па четырехугольники, которые, в свою очередь, разрезает на более мелкие фрагменты. В комнате царит тишина. Вскоре стол оказывается усеян кусочками бумаги. Шейла поворачивается к Энн. Шейла. Мне нужна еще бумага. Энн продолжает держать бумагу на коленях. Энн. Что ты хочешь делать с бумагой, которую ты разрезала? Ты ее собираешься
как-то использовать?
Шейла (обращаясь к Эпн). Мне нужна еще бумага. В ее голосе звучит раздражение.
Энн. Используй сначала ту бумагу, которую ты нарезала, Шейла. Вы начальница, а я — гений. В ее голосе звучит еще больше злости. Э н н. Я начальница?
Шейла. Вы начальница, и вы меня пе слышите.
В течение оставшегося времени сессии Шейла ведет себя по отношению к Энн как своенравная начальница, а Энн — как ее секретарша, которая безропотно выполняет ее приказы и записывает то, что та диктует. Шейла часто строго отчитывает арт-терапевт а. На примере данного описания видно, что на начальном этапе арт-терапевтиче-ского процесса девочка испытывает определенные затруднения в переходе к изобразительной деятельности и отреагирует свои чувства в деструктивном манипулировании с ножницами и бумагой. При этом арт-терапевт использует различные приемы «ограничения» деструктивных проявлений и структурирования поведения девочки, задавая ей вопросы, направленные на выяснение целей ее действий, и ограничивая количество бумаги. Кроме того, стремясь «присоединиться» к девочке и оказать ей эмоциональную поддержку, она вступает с ней в ролевую игру и играет роль «ведомого» (секретарши). На этом этапе сессии внимание девочки и психотерапевта сфокусировано на их отношениях. Связанные с ними чувства девочки, а также те, которые отражают перенесенный его травматичный опыт, проявляются в основном в ее ролевом взаимодействии с психотерапевтом.
Таким образом, основные задачи психотерапевта на данном этапе арт-терапев-тического процесса заключаются в следующем:
в поддержании атмосферы терпимости, защищенности и безопасности, что достигается за счет высокой эмпатии и недирективной позиции психотерапевта, формулирования четких пространственно-временных границ арт-терапевтической работы;
в структурировании и организации поведения и изобразительной деятельности клиента путем обозначения правил его поведения, привлечения его
7о Часть 1. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
внимания к изобразительной работе, регулирования количества и качества используемых клиентом изобразительных материалов и другими способами;
в фасилитации эмоциональной экспрессия путем «присоединения» к нему в ходе его изобразительной работы и участия в совместных играх, а также за счет предоставления ему необходимых материалов и средств работы;
в установлении и усилении эмоционального резонанса (раппорта) и обмене с клиентом чувствами, фантазиями, образами и идеями.
Помимо решения всех этих задач, в значительной мере связанных с особыми условиями арт-терапевтической работы, на данном этапе арт-терапевтического процесса специалист делает то, что делают большинство специалистов, использующих вербальные формы психотерапии, а именно — строит диагностические гипотезы, позволяющие объяснить поведение клиента, а также причины и механизмы имеющихся у него эмоциональных и поведенческих расстройств. Взаимодействуя с клиентом, психотерапевт пытается проверить правильность этих гипотез и в случае необходимости их скорректировать или вовсе от них отказаться. Большое значение при этом принадлежит способности и желанию психотерапевта видеть в поведении и высказываниях клиента как можно больше и обращать внимание на самые разные аспекты его психической феноменологии — а не только то, что он «хочет* в клиенте видеть или то, что соответствует тем или иным жестким теоретическим конструктам.
Используя системные определения, можно считать, что на данном этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее:
формирование системы психотерапевтических отношений, включающей в себя клиента, психотерапевта и изобразительные материалы/продукцию, с установлением между ними каналов двухстороннего энергоинформационного обмена (что связано с формированием эмоционального резонанса и взаимного обмена клиента и психотерапевта своими чувствами, мыслями и фантазиями — как напрямую, так к посредством художественной экспрессии);
структурно-функциональная организация системы с укреплением ее внешних и внутренних границ и началом ее функционирования, направленногона достижение пели (что связано с поддержанием пространственно-временных границ арт-терапевтической работы и правил поведения ее участников; структурированием поведения и изобразительной деятельности клиента; фасилитацией психотерапевтом его эмоциональной экспрессии; выдвижением и проверкой правильности диагностических гипотез, а также постепенным расширением диапазона экспрессивного, в том числе связанного с художественной деятельностью поведения клиента и форм его интеракции с психотерапевтом);
формирование системы динамического равновесия, являющегося предпосылкой роста и развития системы и ее адаптации к изменяющимся внутренним и внешним условиям и проявляющегося в наличии в ней определенного напряжения (что связано с установлением эмоционального резонанса между клиентом и психотерапевтом; расширением спектра разных форм
Глава 4. Арт-терапевтический процесс и его системное описание 79
психотерапевтического взаимодействия между ними и высокой степенью их взаимной открытости для исследования самых разных аспектов психической феноменологии и поведения и характерной для арт-терапии работы «посредством* сложных переживаний, а не ев обход» их, а также с методологической «воздержанностью!- психотерапевта и недирективностью его позиции).
Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента
Данный этап арт-терапевтического процесса связан с укреплением психотерапевтических отношений, консолидацией личности клиента и его постепенным перс-ходом от хаотичного поведения и изобразительной деятельности к созданию более сложной изобразительной продукции с осознаванием ее психологического содержания и связи со своим опытом и системой отношений.
Достигнутое на предыдущем этапе ощущение безопасности и доверия к психотерапевту и структурирование его деятельности и поведения в рамках определенных правил и форм художественной экспрессии дает клиенту достаточную свободу самовыражения, благодаря чему он начинает более активно выражать свои чувства, мысли, потребности и фантазии в изобразительной работе и общении с психотерапевтом. В процессе его изобразительной работы происходит актуализация переживаний, отражающих различные аспекты как более раннего, так и текущего опыта клиента, которые так или иначе запечатлеваются в создаваемой им художественной продукции. Конфронтация с этими переживаниями может быть для клиента порой весьма болезненной. Кроме того, углубление и развитие его отношений с психотерапевтом могут служить одним из факторов провокации таких связанных с переносом чувств, как, например, чувства гнева, вины, утраты и др. Однако надежные границы психотерапевтического пространства, доверие к психотерапевту и возросшая структурированность поведения и художественной деятельности клиента являются факторами «удерживания» всех этих переживаний и предупреждения их «выплескивания» в импульсивных или хаотичных действиях. Кроме того, поскольку на данном этапе клиент переходит к созданию более сложных, так называемых символических образов, они также выступают в качестве одного из факторов «удерживания». «Удерживающая» функция художественного образа наиболее ярко проявляется в тех случаях, когда речь идет о слишком сложных и непонятных для клиента чувствах. Работая над созданием серии связанных друг с другом образов или. вновь и вновь возвращаясь к одной и той же теме или изображению, он проецирует на них эти переживания, которые «накапливаются» в изобразительной продукции словно в «контейнере* и находятся в ней до тех пор, пока эти чувства не начнут осмысляться клиентом и не будут включены им в более сложную систему значений, отражающую внутренний мир клиента и систему
80 Часть I. Основные понятия, Концепция системной арт-терапии
его отношений. Осознание содержания изобразительной продукции и ее связи с внутренним миром и системой отношений иногда происходит благодаря самостоятельной работе клиента с образом и взаимодействию с ним (инсайт), независимо от интервенций психотерапевта, однако чаще всего это происходит благодаря интерпретации и вербальной обратной связи.
Используемые психотерапевтом на данном этапе арт-терапевтического процесса приемы работы могут быть различными. Он, в частности, может применять разные виды обсуждений, направленные на «прояснение» скрытого смысла изобразительной продукции, а также высказываний и поведения клиента. Воздерживаясь, как правило, от собственных оценок, психотерапевт использует вопросы, амплификации и метафоры для того, чтобы помочь клиенту как можно более полно раскрыть этот смысл. Некоторые вопросы могут быть направлены на «прояснение» смысла эмоциональных реакций или действий клиента, вызванных его взаимодействием с психотерапевтом, и осознание клиентом их связи с его отношениями с близкими ему людьми в прошлом и настоящем. Параллельно с этим психотерапевт внимательно анализирует свои собственные реакции и переживания, связанные с его отношениями с клиентом и его изобразительной продукцией, поскольку, с одной стороны, они могут быть тонким индикатором происходящих в клиенте изменений, а с другой стороны — отражать собственные эмоциональные проблемы психотерапевта.
На данном этапе работы могут также применяться различные виды игровой деятельности, художественные описания изобразительной продукции, элементы драматерапевтической работы, движение и танец, работа с голосом, построение ролевых диалогов, а также различные виды обсуждений, направленные на «декон-струирование» привычных ассоциативных связей и связанной с образом системы значений, направленные на преодоление культурных стереотипов и привычных форм самоидентификации клиента. При этом психотерапевт стремится предоставить клиенту новую информацию, идеи и образы, помогая ему тем самым по-иному описать и осмыслить свой опыт. Все эти виды работы можно назвать «направленными на смыслообраэование интервенциями» (Ball, 2000).
В зависимости от особенностей клиента, конкретной ситуации и задач работы, а также от своих теоретических предпочтений и опыта на данном этапе арт-тера-певтического процесса психотерапевт может использовать иные формы интервенций и виды работы, в том числе убеждения, советы или рекомендации; коррекцию неверных мыслительных процессов, помощь в преодолении клиентом чувств вины и стыда, поддержку более адаптивных защитных механизмов и способов поведения, помощь клиенту в установлении и регулировании его социальных связей, конфронтации и собственные интерпретации действий клиента, различные системные интервенции, связанные с привлечением к арт-терапевтической работе членов семьи клиента и другие приемы (Фицджеральд, 2001).
Большинство арт-терапевтов, в особенности использующих недирективный подход, предпочитают не давать клиенту готовых «рецептов» для решения им своих проблем. Они воздерживаются от излишнего структурирования деятельности клиента и, стараясь настроиться на его индивидуальные потребности, стиль и темп работы, гибко следуют за динамикой происходящих в его внутреннем мире и по-
Глава 4, Арт-терапевтический процесс и его системное описание 61
ведении изменений. Многие арт-терапевты действуют «посредством» сложных чувств клиента, а не «в обход» них: «сопровождая» клиента в моменты переживания им чувств фрустрации, тревоги, гнева, вины и т. д. и не пытаясь искусственно заменить их чувствами оптимизма, комфорта и удовлетворения, они тем не менее помогают ему «принять» в себе эти чувства и осмыслить их связь со своим внутренним миром и системой отношений. Негативные переживания клиента не проявляются и не предаются забвению, но выражаются посредством художественной экспрессии и, постепенно осознаваясь, становятся одним из элементов новых форм опыта клиента.
По мере происходяших в клиенте изменений и его конфронтации со сложными переживаниями имеют место изменения в его отношениях с психотерапевтом. Они, в частности, становятся «ареной» проявления самых разных переживаний и фантазий клиента, как положительных, так и отрицательных. В то же время происходят их постепенная интеграция и осознание клиентом их связи не только с личностью психотерапевта, но и с различными событиями своей жизни и аспектами своего социального и культурного опыта, что ведет к постепенному увеличению межличностной дистанции между психотерапевтом и клиентом и достижению последним большей самодостаточности. Этому во многом способствует изобразительная деятельность клиента, являющаяся одним из факторов укрепления его личных границ и развития его психологических защит.
Весьма важным показателем происходящих в клиенте изменений являются изменения в фокусировке его внимания. Как было отмечено в предыдущем разделе, для второго этапа арт-терапевтического процесса характерна фокусировка внимания клиента на его взаимоотношениях с психотерапевтом, что чередуется с периодами непродолжительной фокусировки на изобразительной деятельности. На третьей стадии происходит увеличение фокусировки клиента на изобразительной деятельности и уже созданных им работах. Взаимоотношения с психотерапевтом, сохраняя свою значимость, нередко отступают на второй план. Обучаясь самостоятельно справляться с неприятными переживаниями и регулировать свое поведение, клиент уже не в такой степени, как раньше, нуждается в поддерживающем, фа-силитирующем и структурирующем воздействии со стороны психотерапевта. Все больше погружаясь в изобразительную работу и связанные с ней чувства, ассоциации и образы, клиент начинает больше фокусироваться на своем «Я» и внутреннем мире и более широкой системе отношений.
Данные изменения находят отражение в динамике изобразительной работы и характере создаваемых клиентом образов. Вовсе не обязательно, что его изобразительная продукция приобретет более значительное эстетическое наполнение, хотя переживания клиентом «прекрасного» нередко имеют место и могут отражать определенный поворот в настроении клиента и его отношении к окружающему миру (Кейэ, 1998).
Клиент начинает ощущать определенное «сродство» со своими работами. Они наполняются для него ценностью и смыслом. Это отчасти можно связать с созданием так называемых «воплощенных» образов (Schaverien, 1992), предполагающим различные виды прямого взаимодействия и «диалога» клиента с ними.
82 Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
Развивается способность клиента к различению и осознаванию особенностей создаваемой им художественной продукции, ее формы и содержания и уяснению се связи с содержаниями своего внутреннего мира и системой отношений. Клиенты нередко способны при этом испытывать чувство глубокого внутреннего удовлетворения и радости от процесса художественной экспрессии и ее результатов, но не потому, что созданные ими работы кажутся им «красивыми» или могут кому-то понравиться (хотя это также может быть иногда немаловажно), а потому что они «открывают* для себя в их форме и содержании нечто важное и становятся более спонтанными, искренними и аутентичными в выражении посредством художественной экспрессии своих чувств, мыслей и потребностей.
Изобразительная продукция является для многих клиентов «воплощением» пережитого ими нового опыта и свидетельством открытых ими в себе новых возможностей. Они начинают более свободно использовать различные материалы и средства творческого самовыражения. Более емким и убедительным становится их изобразительный «язык*, который, дополняясь иными формами творческой экспрессии, превращается в один из элементов «синкретического» отражения внутренней и внешней реальности и средством передачи создаваемой клиентом в арт-терапевтическом процессе «мифопоэтической картины мира».
Одной из примет происходящих в клиенте изменений является также более частое использование им так называемых «символических образов». В данном случае речь идет ие о стереотипных «псевдосимволических» изображениях, имеющих широкое хождение в конвенциональной культуре и иногда называемых «архети-пическими образами*, а о тех работах, которые обладают глубиной и богатством смысла и «феноменологической убедительностью», органично выражая не то, что клиент «придумал» о себе и мире, а то, что он действительно смог в себе и окружающем мире «открыть».
Многие приверженные психодинамической теории психотерапевты, воспринимающие создаваемую клиентом изобразительную продукцию через призму фи-гуративности и иконографии, порой не могут увидеть разницы между этими двумя типами образов (символами и «псевдосимволами»). Более того, вырывая изображения из культурного и социального контекста, они тем самым выхолащивают их содержание. Увлекаясь созданием собственных метафор на основе изобразительной продукции клиентов, они интерпретируют ее таким образом, что их интерпретации отражают лишь их собственное видение реальности или теоретические взгляды, а отнюдь не переживания и взгляды клиента. Это дало основание Дж. Хснэеллу (Henzell, 1995) называть используемую в арт-терапии психодинамическую модель интерпретаций редуктивной. Столь же редуктивными автору этой книги представляются попытки использовать с целью оценки происходящих в клиенте и его изобразительной продукции изменений какую-либо одну догматическую систему взглядов.
Обольщение некоторых психотерапевтов «псевдосимволическими» и мифологическими образами и их склонность во всем видеть «архетипы» может дезориентировать и привести к ошибочной оценке наблюдаемых в арт-терапевтическом процессе феноменов. Ограничиваясь оценкой одних лишь символических репрезентаций внутренних качеств и переживаний клиента, психотерапевт неизбежно
Глава 4. Арт-терапевтический процесс и ем системное описание ОЗ
использует художественную экспрессию лишь в качестве «паллиативного средства» — весьма слабого утешения для того клиента, чьи проблемы и страдания связаны, например, с расовой или этнической дискриминацией, неравенством полов или гомофобией. По поводу иллюзорности попыток «освободить» женщину «мифологическими» средствами А. Картер (Carter, 1979), например, пишет: «Все мифологические изображения женщин, начиная с мифа о спасительной чистоте Девы и заканчивая образами исцеляющей и всепримиряющей матери, — не что иное, как утешительный нонсенс... Мифы являются ложными обобщениями, создаваемыми для того, чтобы заглушить боль, вызванную реальными обстоятельствами» (р. 5).
Все это свидетельствует об ограниченности фигуративных, основанных на жестких теоретических «конструктах* подходов к анализу создаваемой на разных этапах арт-терапевтического процесса изобразительной продукции клиента и необходимости использования более широкой системы взглядов, позволяющей учитывать контекстуальные факторы арт-терапевтического процессам отношения создаваемых клиентом образов с «интертекстуальным» (или «гипертекстуальным») пространством. В связи с этим одной из форм работы на данном этапе арт-терапевтического процесса могут быть различные способы «деконструирования», осуществляемого психотерапевтом посредством обсуждения с клиентом его изобразительной продукции в контексте культурных, идеологических, институциональных и иных влияний, а также тех форм культурной репрезентации, которые опосредуют представления клиента о себе самом и окружающем мире. С учетом всего этого наиболее оправданным при анализе и обсуждении художественной продукции клиента на разных этапах арт-терапевтического процесса нам представляется использование системного подхода, позволяющего рассматривать эту продукцию в качестве одного из элементов открытой динамической системы психотерапевтических отношений, опосредующего взаимодействие клиента с психотерапевтом, содержаниями своего внутреннего мира и внешней средой. Поэтому автор книги предлагает рассматривать изобразительную продукцию клиента на трех основных уровнях — внутриличностном, межличностном и социальном.
Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что на третьем этане арт-терапевтического процесса в состоянии и поведении клиента происходят следующие основные изменения:
исчезновение импульсивного, хаотичного поведения, связанного с «выплескиванием» чувств, и переход клиента к изобразительной деятельности, связанной с созданием визуальных образов;
развитие у клиента способности видеть заключенный в создаваемой им изобразительной продукции смысл и ее связь с содержанием своего внутреннего мира и системой отношений;
получение клиентом удовлетворения от изобразительной деятельности и создаваемых им художественных образов, а также от дальнейшего взаимодействия с ними посредством разных видов творческой работы, рефлексии и анализа;
в повышении самооценки клиента, развитии механизмов психологической защиты и новом восприятии им самого себя и собственных возможностей;
84 Часть 1, Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
в использовании им новых форм поведения, художественной практики и взаимоотношений с психотерапевтом и получении на основе всего этого нового опыта;
в укреплении личных границ клиента и его относительном дистанцировании от психотерапевта, что проявляется, в частности, в его меньшей фокусировке на психотерапевтических отношениях и в большей — на изобразительной деятельности, себе и системе своих отношений;
в усвоении им новой информации о себе и окружающем мире, в частности благодаря «деконструированию» используемых им ранее способов репрезентации своего опыта и использованию новых.
Происходящие в клиенте на данном этапе арт-терапевтического процесса изменения можно было бы в целом охарактеризовать как движение от бессмысленности — к смыслу, от слабости — к силе; от фрагментированности — к интеграции; от дефицитарности — к полноте; от зависимости — к самодостаточности.
Основные же задачи психотерапевта на этом этапе работы заключаются в следующем;
в поддержании атмосферы терпимости, защищенности и безопасности и четких пространственно-временных границ арт-терапевтической работы, необходимых для дальнейшего выражения клиентом различных чувств, потребностей и мыслей и освоения им новых возможностей и опыта;
в структурировании и организации в случае необходимости деятельности клиента и привлечении его внимания к новым материалам, средствам и формам творческой работы;
в фасилитации эмоциональной экспрессии клиента;
в активизации «диалога» с клиентом посредством использования разных видов интерпретации и вербальной обратной связи;
в дальнейшем обмене с ним чувствами, ассоциациями, образами, идеями;
в предоставлении ему новой информации и «деконструировании» прежних форм репрезентации им своего опыта, а также в создании совместно с ним новых форм репрезентаций;
в укреплении его личных границ и фокусировке его внимания на различных аспектах его системы отношений, включая отношение к самому себе.
Используя системные определения, можно заключить, что наданном этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее: