Вы имеете в виду исторические параллели?

Наше время.

Владимир Мирзоев.

Интервью было записано в сентябре 2011 года.

Как вы воспринимаете атмосферу сегодняшнего дня?

-Я чувствую плотность этого воздуха, хоть топор вешай, настолько стало тяжело. И это не какая-то бытовая неустроенность. В девяностые реально было много проблем, но такого тяжелого ощущения не было. Возможно, потому что была надежда, многим казалось, что мы, как общество, из патологического состояния идем к чему-то более здоровому. И даже если это были прекраснодушные надежды, они создавали позитивную атмосферу. А сейчас очень тяжело.

С чем это связано?

-Мне кажется, что общая тревожность нарастает в связи с неопределенностью будущего нашей страны, нашего общества.

Ситуация парадоксальная. Казалось бы, все монополизируется в экономике и политике. "Единая Россия" фактически существует почти как КПСС. Очевидно, что нет никаких альтернатив, и в 2012 году будет избран либо Путин, либо Медведев, скорее всего Путин, а потом опять, видимо, Медведев - молодой же еще человек, почему не переизбраться опять? Казалось бы, все предсказуемо, понятно и в силу этого прекрасно. Но парадокс состоит в том, что чем больше говорят о стабильности завтрашнего дня, тем больше мы начинаем нервничать.

Как вам кажется, эта нервозность абстрактная или беспокоят вполне конкретные вещи?

-Вполне конкретные. Что произойдет, если вдруг нефть опять упадет на сорок долларов за баррель? Или что будет с нашей экономикой, которая и так еле выбирается из одного кризиса, а уже грядет волна следующего? Что, если наша сырьевая зависимость так и даст ей возможность развиваться?

Когда мы слышим, что криминал сращивается с милицией, а все они вместе сращиваются с церковью и властью, это тоже очень тревожно, потому что когда такие разные вещи оказываются в одном флаконе, это становится просто опасно для жизни. Для общества. Та же Кущевская показывает, насколько это может быть опасно. Все это очень тревожные вещи.

Как вам кажется, причины большинства наших проблем надо искать в нашем прошлом?

-Надо понимать, что общество, в котором мы живем, глубоко травмировано, и все эти травмы связаны с двадцатым столетием. Наивно думать, что произошедшее после революции семнадцатого года - гражданская война, голод, разорение страны, вытеснение в эмиграцию элиты, Вторая мировая Война, сталинские репрессии, концлагеря, ГУЛАГ - все это в одночасье развеялось, как утренний туман. Нет. Через родственников, через семью, через воздух страны все это связано с каждым из нас. Наше общество травмировано много раз подряд, и никто на самом деле по-настоящему это общество не лечил. Если только не закавычить слово "лечил" и не считать его жаргоном. Мозги-то пудрят постоянно, но реальной социальной терапии не происходит.

Скорее, наоборот…

-Да, если вы в том же Интернете заглянете на какие-нибудь фашистские сайты, вы увидите, что там пасутся массы молодых людей, которые явно инспирированы не просто что-то выкрикивать, а совершать акты насилия. Кем они инспирированы, с какой целью, кто и зачем их финансирует, все это вызывает массу вопросов. В любом случае, выращивать таких монстров, это реальная патология. А если этим занимаются государственные структуры, а на примере "Наших" мы может предполагать, что они этим занимаются, то это не просто кризис, это полный абзац. Потому что в таком случае люди поистине не ведают, что творят.

Возможно, они следуют наказам Макиавелли, который учил "разделяй и властвуй", в попытках себя, как класс, как слой, защитить и оградить. Но нужно помнить, что царская охранка, множа террористов и внедряя туда своих людей, по сути разжигала революцию. Необходимо понимать, что это все может очень плохо кончиться для всех.

Вы имеете в виду исторические параллели?

-Конечно. В семнадцатом году цивилизационный срыв был связан с тем, что правящий класс не желал признавать категорию общественного блага. Революция произошла не только потому, что были две войны, с Японией и с Германией, не только потому, что народ был измучен, а потому что в стране на 90% аграрной, крестьяне оказались ни с чем. Колоссальные латифундии были в руках людей, которые не желали продавать свои земли государству. Люди просто не могли работать на земле. Сейчас, отними у вас компьютер, что вы сделаете?

Возмущусь.

-Совершенно верно. Конечно, семнадцатый год случился по многим причинам, но одна из главных – эгоизм, алчность и недальновидность правящей элиты.

Наши рекомендации