Тема 2. Законы, закономерности и принципы менеджмента
СЛОВНИК
з дисципліни „Менеджмент”
Тема 1. Сущность, роль и основные определения менеджмента
Менеджмент – это управление, заведование и организация производства, совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Разновидности определений менеджмента:
менеджмент – способ и манера общения с работниками;
менеджмент – власть и искусство управления;
менеджмент – особого рода умение и административные навыки;
менеджмент – органы управления, административные единицы.
Менеджер – это наемный работник, занимающий определенную должность в данной организации.
Бизнесмен – это собственник, применяющий свой или заемный капитал в целях получения прибыли.
Пирамида управления включает три уровня (технический, управленческий, институциональный), демонстрируя взаимосвязь уровней управления и численность руководителей на каждом уровне.
Предмет менеджмента как науки управления охватывает исследования законов и закономерностей жизнедеятельности организаций и отношений между работниками в процессе управления.
Управление – процесс воздействия на работников в интересах достижения поставленных целей.
Объект менеджмента – процесс управления производственно-хозяйственной деятельностью организаций.
Субъект менеджмента – работники управляющей и управляемой систем организаций, их профессиональный и квалификационный уровни, степень выполнения полномочий, объемы ответственности.
В основе метода менеджмента лежит диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии.
Тема 2. Законы, закономерности и принципы менеджмента
Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.
Закономерность в менеджменте – это отражение отдельных существенных объективных отношений в реальном управлении экономикой и производством.
Принципы – это руководящие правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются в любом виде деятельности, в том числе и в менеджменте.
Тема 3. Развитие менеджмента как науки
Учение Тейлора об управлении называют школой научного управления, которая призвана решать задачи повышения производительности труда с помощью разделения и специализации труда, элементов нормирования и дифференциации оплаты труда.
В практике менеджмента понятие «бюрократия» (школа рациональной бюрократии) – это чаще всего необходимый набор действий управленческих структур для обеспечения порядка, точности, скорости и предсказуемости действий персонала.
М.Вебер считал, что основанная на рациональной властиорганизация отличается более высокой эффективностью и гибкостью, поскольку она в меньшей степени зависит от воли и желаний конкретных людей.
Управленческая деятельность в каждой организации индивидуальна, в то же время она обязательно должна включать в себя все пять функций: планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль (школа административного управления).
Школа человеческих отношений рассматривает вопросы взаимоотношений работников и требует отношения к человеку на работе как к личности с ее социально-психологическими качествами и чертами.
Дуглас Мак-Грегор (поведенческая школа) разработал теорию двух типов поведения на работе: теория «Х» основывается на идеях классического менеджмента, а теория «У» соответствует концепции движения за человеческие отношения.
Сущность ситуационного подхода состоит в том, что одни и те же функции управления, реализуются по-разному, не шаблонно, а на основе всестороннего анализа взаимосвязанных факторов внутреннего и внешнего порядка.
Процессный подход является основой менеджмента, поскольку рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных действий (функций).
Системный подход рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Обучающаяся организация – это такая организация, в которой каждый сотрудник занимается выявлением и решением проблем, обеспечивая организации, возможность непрерывных экспериментов, изменений и усовершенствований, что благоприятствует ее росту, обучению и достижению целей.
Тема 4. Организации как объекты управления
Организация – это систематизированное, сознательное объединение людей, преследующее достижение определенных целей.
Жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов:
- получение сырья или ресурсов из внешнего мира;
- изготовление продукта;
- передача продукта во внешнюю среду.
Жизнь любой организации состоит из следующих периодов:
· рождение организации; главная задача – выход на рынок;
· детство и юность; основная задача – укрепление и захват части рынка;
· зрелость; основная задача – завоевание рынка;
· старение организации; основная задача – остаться на завоеванных позициях;
· возрождение; главная цель – обеспечение роста.
Формальные организации – группы работников, деятельность которых сознательно планируется, мотивируется, контролируется и регулируется для достижения определенной цели.
Неформальные организации – группы работников, которые возникают и функционируют спонтанно и на добровольной основе.
К факторам внутренней среды организации относятся факторы, которые формируют организацию изнутри и в основном поддаются контролю и регулированию.
Цель – это конечное состояние или желаемый результат, который стремится добиться трудовой коллектив.
Внешняя среда – это все условия и факторы, возникающие в окружающей организацию среде независимо от деятельности конкретной организации, и/или могущие оказать воздействие на ее функционирование.
Тема 5. Функции и технология менеджмента
Функции организации – комплекс действий и операций, которые осуществляет организация как единое целое во внутренней и внешней среде с целью своего функционирования и развития.
Функции менеджмента – совокупность действий и операций, которые осуществляет менеджмент организации с целью согласования совместной деятельности ее работников в процессе достижения целей организации.
К общим функциям менеджмента относятся: планирование, организация, мотивация и контроль.
В процессе планирования менеджер определяет цели и задачи фирмы, необходимые для их достижения материальные, финансовые, трудовые и др. ресурсы, устанавливает сроки выполнения, ответственных за их исполнение и самих исполнителей.
Вторая функция менеджмента – организационная, когда спланированные действия необходимо воплотить на практике и организовать их выполнение.
Цель мотивации (третья функция менеджмента) – активизировать людей и побудить их эффективно трудиться для достижения поставленных целей.
Контролькак функция менеджмента позволяет вовремя обнаружить«узкие»места, несоответствие норм и нормативов действительности и вносить соответствующие коррективы.
Любая конкретная функция менеджментареализуется с помощью общих функций.
Под понятием «процесс менеджмента» понимается деятельность субъекта управления, объединяющая совместный труд персонала организации для достижения его целей, который состоит из трех составляющих: содержания, организации и технологии осуществления.
Содержание процесса менеджмента – это целенаправленное влияние на все элементы, из которых состоит система «организация».
Организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели. Среди компонентов успеха выделяют: выживание, результативность и эффективность, производительность, практическая реализация.