Наставлений эффективного слушания (по Киту Дэвису)
· Перестаньте говорить – невозможно слушать, разговаривая.
· Помогите говорящему раскрепоститься – создайте у человека ощущение свободы (т.е. разрешающей атмосферы).
· Покажите говорящему, что вы готовы слушать – необходимо выглядеть и действовать заинтересовано, не читайте почту, когда кто-либо говорит; слушая, старайтесь понять, а не искать поводов для возражений.
· Устраните раздражающие моменты – не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги.
· Сопереживайте говорящему – постарайтесь встать на место говорящего.
· Будьте терпеливы – не экономьте время, не прерывайте говорящего, не порывайтесь выйти, не делайте шагов в направлении двери.
· Сдерживайте свой характер – рассерженный человек придает словам неверный смысл.
· Не допускайте споров или критики – это заставляет говорящего занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться. Не спорьте, именно победив в споре, вы проиграете.
· Задавайте вопросы – это подбадривает говорящего и показывает ему, что вы слушаете. Это помогает продвигаться вперед.
· Перестаньте говорить – это наставление идет первым и последним, ибо все остальные зависят от него. Вы не сможете эффективно слушать, если будете разговаривать.
Люди, не слушающие, получают меньше информации для принятия взвешенных решений.
С целью выработки у менеджеров устойчивого мастерства слушания, можно использовать систему «пятнадцать». Она объединяет 3 раздела – А, Б, В.
Источник: Ладанов И. Практический менеджмент. М., 1995.