Электроэнцефалографическая биологическая обратная связь 6 страница

Можно предполагать, что источник этого противоречия восходит к одной из основных оппозиций любой космо­логии — противопоставлению космоса и хаоса (культурного и дикого, доб­рого и злого, позитивного и негатив­ного). Первый член указанных проти­вопоставлений почти повсеместно пе­рекодируется как «мужское начало», а второй — как «женское начало». Та­кая перекодировка соотносится с уни­версальным для всех мифологий пред­ставлением о первоначальном разде­лении недифференцированного хаоса на две половины — мужскую и жен­скую и, соответственно, о возникно­вении неба и земли, праотца и пра­матери. Но, выделившись из хаоса, земля (и шире — женское созидатель­ное начало) остаётся в значительной степени образом хаоса, наследуя мно­гие его характеристики. Миф о войне богов с чудовищами, т. е. об устрой­стве космоса, повествует о борьбе небесных божеств с хтоническими со­зданиями (гигантомахия) или непо­средственно с породившей их пра­матерью — вселенной (такова борьба Мардука с Тиамат в вавилонской кос­могонии). Этой же частичной иденти­фикацией Б.-м. с хаосом можно объяс­нить её связь с горами (Кибела, Ума, Хоседэм и др.), поскольку гора часто рассматривалась как зародыш все­ленной, т. е. связывалась с изначаль­ной нераздельностью хаоса, косной материей, из которой создан упоря­доченный космос. Этим же объясняет­ся связь Б.-м. с влагой и водой (во­да также представлялась в различных мифологиях в качестве первоначаль­ной субстанции). Из морской пены рождается Афродита, с водой и ко­лодцами связывается славянская Мокошь. На колодцах делались и изоб­ражения Пятницы (поздний аналог Мокоши), затем отождествлённой в русской традиции со святой Пара­скевой. Скифская богиня земли Апи часто изображалась в водах источ­ника. Б.-м. связана не только с дикостью (хаосом), но и с культурой (космо­сом). Такая амбивалентность её функ­ций вызвана двойственностью архаи­ческих воззрений на природу, которая представлялась одновременно и частью устроенного богами космоса, и хаосом, окружающим упорядочен­ную и сакрализованную общину, изо­морфную космосу в целом, созда­тельница которого Б.-м. тем самым и дружественна, и враждебна со­циальному (культурному, космиче­скому) началу. Поэтому Кибела, на­пример, покровительствует городу, упорядоченному социальному микро­косму, но в то же время культ её имеет подчёркнуто оргиастические формы, цель которых — временно отменять привычные социальные ус­тановления. Так, в образе Б.-м. реали­зуется общее для всей древней кос­мологии свойство — будучи системой иерархически организованных оппо­зиций, располагать для каждой из них нейтрализующим элементом. Это создаёт сочетание соединения и раз­деления, которые вместе и являются необходимым условием целостности и упорядоченности в противовес не­упорядоченной целостности хаоса или раздробленности распада. Ср. идею гармонии в связи с женским созида­тельным началом в древнекитайской космологической концепции инь и ян (женского и мужского, тёмного и свет­лого, пассивного и активного, отри­цательного и положительного), взаи­модействие и взаимопроникновение которых обеспечивают гармоническое равновесие вселенной. Те культы, где преобладает поклонение шакти (на­пример, тантризм), часто носят мис- териальный и оргиастический харак­тер, и их наиболее сакрализованным элементом является половой акт, как своеобразное трансцендентное воссо­

единение мужского и женского начал, источник и средство поддержания ми­ровой гармонии. Шактизм, несомнен­но, вырос из почитания Б.-м., и Б.-м. Джаганматри продолжает оставаться одной из персонификаций шакти.

БОГОДУХНОВЕННОСТЬ –религиозная концепция, утверждающая, что вся духовная литература дана людям Богом или богами в виде откровения. Сторонники иудаизма считают Б. Ветхий завет, Христиане – Ветхий и Новый завет, мусульмане – коран, буддисты – трипитаки. Некоторые богословы, особенно старой протестантской школы считали, что в Библии Б. не только содержание, но и каждое слово, каждая буква. Другие богословы (Ориген, Епифаний, Иеромин) аллегорически толковали некоторые места Библии. Третья точка зрения высказывается богословами модернистами, стремящихся ограничить Б. библейских сказаний их общим содержанием.

БОГОМИЛЫотрасль гностиков, павликан. Считая тело и все материальное произведением злого бога, сатаны, они отвергли видимую церковь, иерархию, таинства, обряды, иконы и мощи, чуждались брака, мяса и вина. По мнению некоторых исследователей, они вели свое начало от попа Иеремии. По мнению других- от попа Богомила. Учение возникло в 1-й половине 10-го века в Болгарии. Общины богомилов распадались на совершенных, верующих и слушателей: 1-е должны были отказаться от личного имущества и проповедовать богомильское учение.Верующие и слушатели, сохранив свою собственность, возделывали общинные земли.С 10-го века богомилы подвергались репрессиям. Учение их осуждено в Царьграде и опровергнуто в сочинениях пресвитера Косьмы и Евфимия Зигабена. Мнение богомилов, распространенные в России, обличались, как болгарские басни.

БОГОПОДОБИЕ –категория христианской антропологии, согласно к-рой Бог сотворил человека по своему образу и подобию, но это изначальное Б. было разрушено грехопадением. Надежде на восстановление Б. дает по христианскому учению Христос своим вочеловечиванием, смертью,

Воскресением и победой над грехом. Доктрина Б. используется для проповеди подражанию Христу, т.е. укреплению в вере и прочих религиозных добродетелях.

БОГОПОЗНАНИЕ –богословское и религиозно-философское понятие, означающее возможность, пределы и пути постижения божественной сущности человеком. Традиционная христианская точка зрения по этому вопросу сводится к утверждению, что Бог непостижим для человеческого разума и может быть познан только в той мере, в которой он сам раскрывает себя в посюстороннем мире. Различные концепции Б. имеют целью восполнять недостаточность рациональных доказательств бытия Бога, к-рые в конечном счете сводятся к онтологическому доказательству (см. Бог ). Главной задачей всех разновидностей Б. является утверждение бытия Бога посредством определения его основных качественных особенностей. Христианская теология выделяет естественный и откровенный путь Б. Первый сводится к рационалистическому обоснованию божественных свойств, построенный на истолковании различных аспектов реальной действительности. Второй (называется также путем опытного Б.) опирается на признание библейских рассказов о Боге непререкаемой истиной, на переживание верующих «божественного присутствия», на «озарения», чувство благоговения человека перед божественным величием, на наличие самой веры. Современный теологи в виду неудовлетворенности верующих ортодоксальными схемами теизма предлагают перейти к новым символам выражения божественной реальности. Они предлагают разработать новый язык Библии адекватный представлениям человека нашего времени. Сформулировать новые принципы герменевтики, понятные миру, где господствуют секулярные идеи. В этом вопросе богословы аппелируют к религиозной философии, охотно принимают и берут на вооружение ранее осуждавшийся пантеизм, поддерживают такие представления, в к-рых Бог перестает быть статичным, потусторонним, антропоморфным существом, а выступает в роли динамического начала, имманентного всем сферам социальной и духовной жизни общества и человека.

БОГОРОДИЦА, Богоматерь – в христианстве богиня Мать, дева Мария, мать Иисуса Христа, родившая Его в результате непорочного зачатия во исполнение «божественного плана» спасения человечества. Культ Б. возник под влиянием языческих культов богинь плодородия, матерей «божественных младенцев», таких как египетская Исида, вавилонская Иштар, финикийская Астарта и др. Культ Б.был тесно связан с представлением об умирающем и воскрешающем божестве. В христианстве долгое время велись споры между богословами, следует ли считать деву Марию Б. Дева Мария была объявлена христианскими богословами «пречистой», «вечной девственницей» (вопреки упоминанию в Новом завете о братьях Христа). На Вселенском соборе 431 г. дева Мария официальна была признана Б. В католицизме, где культ Б. (мадонны) наиболее популярен, были провозглашены, отсутствующие в православии догматы: В 1854 г. – о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной, в 1950 г. – о телесном вознесении Б. после ее смерти на небо, в 1964 г. папа Павел У1 провозгласил Б. матерью церкви. Культ Б. получил широкое распространение среди верующих, т.к. оказался более понятным широким массам, чем абстрактная Троица. Б. всегда рассматривалась церковью как заступница перед Богом, особенно хорошо знающая нужды людей, в первую очередь женщин. В России кроме того, Б. считалась покровительницей земледельцев, что в значительной степени способствовало ее популярности среди верующих.

БОГОСЛОВИЕ,теология (греч. theos – бог, logos – учение; учение о Боге) – система обоснования и защиты религиозных учений о Боге, его качествах, признаках и свойствах, комплексные доказательства истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией. Б. включает в себя доказательства сверхъестественного происхождения святых писаний, сущности церкви, а также ряд практических дисциплин, связанных с проведением богослужений. Все системы Б. исходят из признания личного Бога, сотворившего мир и управляющего им по непознаваемым законам. Основные философские истоки христианского Б. являются учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма. Христианское Б. никогда не было единым учением. Есть Б. православное, протестантское, католическое и др. Каждое имеет свои специфические особенности, отличающие одну систему от другой. И тем не менее у них есть немало общего. Под системой Б. понимается набор различных богословских дисциплин, каждая из к-рых излагает различные стороны вероучения и культа. Так православное Б. состоит из основного Б. или апологетики, к-рое излагает и защищает в спорах с инаковерующими и атеистами некоторую сумму исходных тезисов; догматическое Б., в к-ром доказывается богоустановленность, истинность основных догматов, принятых двумя первыми Вселенскими соборами; нравственное или практическое Б., к-рое учит тому, как должен вести себя христианин в земной жизни, чтобы последняя стала средством для достижения вечного блаженства; обличительное или сравнительное Б., к-рое доказывает преимущество православия перед другими христианскими

вероисповеданиями;пастырское Б., освещающее практические вопросы деятельности священников; к нему примыкают литургика (теория богослужения);гомилетика (раздел Б., рассматривающий вопросы теории и практики проповеднической деятельности; каноника (теория церковного права). В настоящее время Б. переживает кризис, к-рый выражается в отказе от некоторых традиционных представлений и появление огромного количества самых противоречивых теологических концепций, таких как теология кризиса, теология мертвого бога, теология революции и т.п.

БОГОСЛОВИЕ (ДОГМАТИЧЕСКОЕ) –считается важнейшим разделом теологии, в котором доказывается богоустановленность, истинность основных положений христианской веры, или,что то же самое, догматов. Все без исключения богословы – православные, католические. Протестантские – считают догматы неизменными, непререкаемыми правилами спасительной веры, данными людям самим богом на все времена . Так , например, православная церковь признает истинными только те догматы, которые приняты первыми двумя вселенскими соборами. Католическая церковь считает истинными догматы, утвержденные ее поместными соборами, в частности о чистилище, исхождении духа святого от бога- отца и бога-сына, о главенстве и непогрешимости папы римского, о телесном вознесении богородицы. Протестанские церкви признают богоустановленность только тех догматов, которые внесены в их вероисповедания.

БОГОСЛОВИЕ (НРАВСТВЕННОЕ) –ставит своей задачей раскрыть сущность нравственности, показать преимущества христианской морали перед другими этическими системами и доказать универсальное значение христианской морали в совершенствовании условий человеческого существования как решающего условия спасения.

БОГОСЛОВИЕ (ПАСТЫРСКОЕ) –в богословии пастырском говорится об основных качествах священнослужителей, которые необходимы им, чтобы быть для верующих образцом «твердой веры и нравственных добродетелей». Иными словами, в пастырском богословии содержится весь комплекс правил поведения священнослужителей в церкви и вне ее и основных требований, предъявляемых к священнику как духовному наставнику людей.

БОГОСЛУЖЕНИЕ –совокупность специфических действий, обрядов, церемоний, непосредственно связанных с системой религиозных представлений и призванных в эмоционально образной форме воспроизвести тот или иной аспект вероучения. Основное назначение Б. состоит в закреплении основополагающих догматических принципов в сознании верующих, приобщение их к церковной жизни, формирование религиозного миросозерцания. Как естественный элемент религиозного культа Б. регламентировано строго установленными правилами. Несмотря на большое разнообразие богослужебной практики в различных религиозных системах, определяемое условиями жизни исповедующих эти религии народов, национальными особенностями, уровнем социального развития, традициями и т.п., общим для всех без исключения Б. является наличие магического элемента, представления о возможности воздействия на Высшие Силы. Такие элементы Б. как молитвы, песнопения, обнажение головы, поклоны, поцелуи святых предметов, окропление водой, сожжение свечей и др. создают атмосферу общения человека с Богом, его причастность к потустороннему миру счастья и благополучия, обещанного данной религией ее последователям. Б. в любой религии является главным средством воздействия на верующих, способствует закреплению религиозных требований об обязательности для человека личного участия в культовой практике, играет роль интегратора во внутри церковных связяхи обособления исповедующих данную религию от неверующих и инаковерующих, помогает усилению воздействия священнослужителей на присутствующих в храмах.

БОГОХУЛЬСТВО –церковное понятие, обозначающее оскорбление любого объекта религиозного поклонения. Теоретически к Б. относятся лишь акты глумления над Богом и пр. святынями, оскорбляющие религиозные чувства верующих. Практически это понятие всегда произвольно распространялось и на различные формы критики или непринятия самой идеи Бога, не содержащее в себе ничего оскорбительного для религиозного человека – от

свободомыслия до атеизма. Обычно апологеты любой религии объявляют Б. лишь оскорбление кем-то их собственных святынь; свое же глумление над чужими святынями неизменно классифицируют как проявление борьбы за истинную веру и посрамление суеверия. Именно так поступали христиане по отношению к объектам иного культа; аналогичным образом вели себя и язычники по отношению к христианству. Мусульмане не считали Б. осквернение христианских храмов, а христиане – мусульманских мечетей. Более того, католики не усматривали Б. в глумлении над православными святынями, а православные над католическими. Законодательством многих стран Б. наказывается как преступление.

БОГОЧЕЛОВЕК –в мифологии, религиозных и духовных учениях – Бог воплотившийся в человека. В христианстве это Иисус Христос, к-рый одновременно является Богом – Сыном и смертным человеком. Догмат о Б., зафиксированный в символе веры, призван подтвердить богословские утверждения о божественном происхождении христианства, о его абсолютной истинности как божественного откровения, данного людям самим Богом в образе человека. В индийской традиции чаще всего боги воплощаются в людей (Рама, Кришна – воплощения Вишну), когда людям требуется их помощь. При этом Б. может родиться среди обычных людей (Рамакришна) и даже в наше время (Сай баба).

БОГОЯВЛЕНИЕ – второе название христианского праздника крещение. По утверждению христианских проповедников этим названием подчеркивается, что при крещении Иисуса было особое явление всех лиц божественной троицы. Первоначально в христианстве 6 января (по старому стилю) отмечался тройной праздник – рождество, крещение и Б. С 4-го в. рождество было выделено в особый праздник, а Б. празднуется вместе с крещением. В настоящее время лишь Армяно- григорианская церковь продолжает отмечать Б. одновременно с рождеством.

БОГУМИР— прародитель ряда славянских племен: русов, северян, полян, кривичей, древлян. Сын Дажьбота и Мары.

БОДББодб Дирг, Бодб Рыжий — последний из наиболее известных отпрысков Дагды, играющий куда большую роль в поздних легендах, чем в более ранних. Именно он унаследовал от отца титул короля богов. Бодб Рыжий тесно связан с югом Ирландии, особенно с горами Гэлти и Луг Дирг, где у него был знаменитый сидх — подземный дворец.

БОДИБИЛДИНГ (англ. – строительство тела) – процесс наращивания и развития мускулатуры путем физических упражнений. Отцом современного бодибилдинга во всем мире принято считать Евгения Сандова. Он был пионером этого вида спорта, так как именно он первым позволил аудитории получать удовольствие от просмотра его телосложения в спектаклях. Публика была рада видеть хорошо развитую мускулатуру, так как при показах использовалась демонстрация силы и борьба. В 1936 году хитом сезона стал музыкальный фильм Великий Зигфелд, который изображал этакое начало современного Б. Роль Сандова сыграл актёр Нэт Пэндлтон. Сандов стал настолько успешным, что позднее с помощью своей славы создал несколько бизнесов, и стал одним из первых выпускать продукты для Б. Ему приписывают изобретения и продажи первых тренажёров для развития мускулатуры, и даже его образ был продан в «Cabinet Cards». Сандов организовал первый конкурс по Б 14 сентября 1901 года, который был назван «Великая конкуренция» и состоялся в Альберт-холле в Лондоне. Конкурс получил огромный успех. Победителем стал Уильям Л. Мюррей из города Ноттингем (Великобритания) ему была вручена бронзовая статуэтка самого Сандова скульптора Фредерика Померой. Копию именно этой статуэтки сейчас вручают победителям самых престижных конкурсов по Б. - Мистер и Мисс Олимпия.

16 января 1904 года в Медисон-сквер-гарден в Нью-Йорке, состоялось первое, высококонкурентное соревнование по Б. Победителем стал Аль Трелоар. Он выиграл денежный приз в 1000$, огромную в то время сумму денег, и был назван «самым совершенно-развитым человеком в мире». В начале XX века Бернар МакФадден и Чарльз Атлас, содействовали развитию бодибилдинга во всём мире. Пионером бодибилдинга в Америке принято считать Алоис Р. Свобода. Кроме него список культуристов ранней истории Б. (до 1931 года) включает в себя: Эрл Лидерман (писатель одних из самых ранних книг по Б), Зише Брэйтбэрт, Георг Хакеншмидт, Джордж Ф. Джовет, Финн Хатэрал (являющийся пионером в искусстве постановки тела), Альфред Мосс, Джо Нордквист, Лионель Стронгфорт (автор книги «Стронгфортизм»), Густав Фристенски (Чешский чемпион), Ральф Паркаут, чемпион борец, который также является автором книги ранней эпохи бодибилдинга «Физическая культура» и Алан С. Мид, который стал чемпионом несмотря на то, что он потерял ногу в Первой мировой войне. Самую большую популярность Б. приобрел в 1950-х и 1960-х годах. Наибольшую пропаганду оказал Чарльз Атлас, чья реклама в комиксах и в других публикациях на основе мускулистых супергероев заставила многих молодых людей начать изучать науку о развитии тела. Именно тогда появились самые известные конкурсы и соревнования, такие как Мистер Вселенная, Мистер Америка. Именно эти соревнования проложили дорогу для других современных состязаний. Тогда же появились и многие журналы популяризирующие бодибилдинг, такие как Strength & Health и Muscular Development. Съемки некоторых культуристов в кино также только прибавили спорту популярности. Наибольшую популярность в кино получил Стив Ривз, сыгравший роли Геракла, Самсона и других легендарных героев.

На развитие современного Б. большую роль оказали анаболики. Несмотря на то, что анаболические стероиды появились раньше, именно 70-е годы называют «восстанием анаболических стероидов», причем не только в Б., но и в других видах спорта. В Б. в основном это связано с резким скачком мышечных объемов, начиная с Арнольда Шварценеггера, Франко Коломбо, Луи Фериньо, Дориана Йейтса, Ли Хейни, Ронни Колемана и Пола ДеМайо, а также появлением таких спортсменов как Рич Гаспари и Андреас Мюнцер. В 70-х использование анаболитических стероидов получило открытое обсуждение, но не смотря на это до 1990 года они были законными средствами. В 1990 году конгресс США внес анаболитические средства в список «контролируемых веществ». В Канаде в результате скандала с Беном Джонсоном на олимпиаде в Сеуле в 1988 году стероиды были внесены в Уголовный Кодекс Канады в специально созданный для них 6 класс.

В 1990 году реслинг промоутер Винс МакМэхон объявил о формировании новой организации World Bodybuilding Federation (WBF). Таким образом он хотел привнести в Б больше зрелищности и увеличить призовой фонд турниров. Однако в июле 1992 года WBF формально был распущен. Среди причин предполагают отсутствие доходов от платных трансляции конкурсов WBF, малые продажи журнала федерации "Бодибилдинг Образ жизни" (который позднее стал журналом WDF), а также большие затраты на производство двух ТВ-шоу и выпуск ежемесячного журнала.

В начале 2000-года IFBB пыталась сделать бодибилдинг Олимпийским видом спорта. Дело в том, что IFBB получила полноправное членство в МОК в 2000 году и тем самым хотела утвердить бодибилдинг в качестве полноправного конкурса (соревнования) на Олимпийских играх. Но этого не произошло, так как многие не признают Б. спортом.

БОДОНЧАР, в мифологии монголь­ских народов предок Чингисхана, сын праматери рода Чингисхана Алан-гоа. Б. родился спустя некоторое время после смерти Добун-мергена, мужа Алан-гоа (в некоторых вариантах — вместе с двумя братьями). Его отцом было небесное (солнечное) божество, которое приходило к Алан-гоа после заката в виде жёлтого человека, а уходило перед восходом в облике жёл­того пса [совмещение двух концепций происхождения героя: небесного (со­лярного) и тотемического]. В тюрк­ских генеалогиях Чингисхана чудесно- рождённым сыном Алан-гоа (Алангу) оказывается сам Чингисхан, Б. же (Боденжар) называется лишь в числе его «земных» старших братьев. Стар­шие братья обвиняют Б. в том, что он незаконнорождённый, и это вынуж­дает Алан-гоа раскрыть тайну своей связи с небожителем. Тем, что после смерти матери братья лишают Б. положенной ему доли наследства, и своим прозвищем Мунгхаг («прос­так») он напоминает героя волшебной сказки. Отселившись, Б. занимается соколиной охотой: с места его стоянки при северо-западном ветре летит пти­чий пух, подобный снежным хлопьям. Ежедневно он заходит в стойбище соседнего племени. Однажды Б., воспользовавшись помощью разыскав­ших его братьев, совершает воору­жённое нападение на это племя, не имевшее ранее вождя, и становит­ся его главой (ср. Борте-Чино), зах­ватив себе в жёны беременную жен­щину.

БОДРИЙЯРЖан (р. 1929 г.) — фр. социолог, философ, культуролог. Свою концепцию разрабатывает под влиянием Ф. Ницше, Р. Барта, А. Лефевра, в диалоге и полемике с К. Марксом, З. Фрейдом, М. Фуко и др. мыслителями. В целом взгляды Б. находятся в рамках постструктурализма и постмодернизма. Эволюция его творчества распадается на два периода: первый охватывает кон. 1960-х и 1970-е гг., второй — 1980–1990-е гг.

В работах первого периода — «Система вещей» (1968), «Общество потребления» (1970), «Критика политической экономии знака» (1972), «Символический обмен и смерть» (1976) и др. — Б. рассматривает проблемы общества потребления, стремится раскрыть суть феномена потребления. Он отмечает, что во все времена люди приобретали, обладали и пользовались предметами и вещами, но не потребляли. Для этого нужны особые условия, которые сложились относительно недавно. Если в 19 в. основу существования общества составляли труд и производство, то в 20 в., после Второй мировой войны, главным становится потребление, от которого все больше зависит производство. Такое соотношение вызвано не изобилием предметов, их многообразием и доступностью, но тем, что изменился сам способ их существования, их смысл и назначение. Раньше главными свойствами вещей были материальность, полезность и функция. Теперь эти свойства отходят на задний план и уступают свое место новым свойствам, которые возникают в силу того, что предметы и вещи, подобно языку, образуют связную систему знаков и приобретают «знаковую стоимость».

Не менее глубокие и важные изменения происходят в представлениях потребителя, его менталитете и сознании. Он уже не может сколько-нибудь уверенно ориентироваться в новом порядке вещей, не способен понять логику и значение знаков нового социального языка. Приобретая бесчисленные вещи и предметы, он уже не столько удовлетворяет свои естественные потребности, сколько потребляет «стоимости-знаки», значениями которых выступают не реальные качества и достоинства предметов, но социальный статус, престиж, комфорт, причастность чему-то особенному. Представления потребителя оказываются глубоко искаженными, они легко поддаются манипулированию, их можно определить как «несчастное сознание». Именно потребление знаков составляет сущность общества потребления. Б. определяет потребление как «процесс поглощения знаков и поглощение знаками». Оно предполагает неизбежное включение в общую систему обмена и «производства кодированных стоимостей». В обществе потребления всякий товар производится как знак, а знаки — как товары. Сложившуюся систему производства и потребления Б. сопоставляет с явлением товарного фетишизма, открытого Марксом. Однако Маркс связывал его с меновой стоимостью, усматривая в ней источник отчуждения человека, противопоставляя ее потребительной стоимости, в которой он видел возможность будущего освобождения человека. Б. считает, что новый фетишизм общества потребления связан с потребительной стоимостью и является еще более мистифицирующим, не оставляющим надежд на преодоление отчуждения. В связи с этим он рисует мрачную картину функционирования общества потребления, которое предстает как пространство всеобщего манипулирования и отчуждения. Б. полагает, что мы наблюдаем конец труда, производства и политической экономии, что для современного общества характерна утрата всякой референции, почвы и фундамента. Все это рушится под натиском экспансии «стоимости-знака», которую он определяет как «структурный закон стоимости», подчиняющий себе не только экономику, но и др. сферы человеческой жизни — язык, интеллектуальную деятельность, искусство и т.д. Повсюду действует «модель симуляции», вследствие чего место реальных предметов, процессов и явлений занимают разного рода знаки и «симулакры» («подобия»), которые обмениваются между собой, забыв о существовании реального. Так рождается «гиперреальное», которое поглощает реальное. Б. показывает это на примерах моды, масс-медиа, тела, досуга и т.д. Хотя общество потребления часто именуют обществом коммуникации, его надо было бы назвать, по Б., «обществом не-коммуникации», поскольку господство телевидения ведет к тому, что «люди уже не говорят между собой», их диалог вытеснил монолог телевидения, которое воплощает «симуляцию коммуникации».

В работах второго периода — «Симулакры и симуляция» (1981), «Фатальные стратегии» (1984), «Америка» (1986) и др. — взгляды Б. претерпевают существенные изменения. Он продолжает развивать тему симуляции и симулакров, не отказывается от своих критических выводов и суждений относительно негативных сторон общества потребления. В дополнение к ним он пессимистически утверждает, что «мир не является диалектическим... он обречен на крайности, а не на равновесие». Касаясь роста преступности, терроризма и др. подобных явлений, Б. заявляет: «Все мы заложники, все мы террористы». В то же время он отходит от прежнего своего нигилизма и крайне критического отношения к действительности. Б. полагает, что сложившаяся ситуация не является безнадежной и из нее можно найти выход. Существующие в этом плане пути и стратегии — марксистские, либеральные или психоаналитические — он называет «банальными», исчерпавшими свои возможности и не могущими служить руководством к действию. Вместо них он предлагает «фатальные стратегии», которые заключаются не в борьбе — через бунт или революцию — с существующей системой, но в доведении абсурдности этой системы до логического конца. В осуществлении своих стратегий Б. делает ставку не на активного субъекта (коллективного или индивидуального), но на пассивную массу, которая нашла новый способ сопротивления, основанный не на внешнем, а на «внутреннем разрушении», разрушении изнутри. На процесс роста и превращения экономики, культуры, информации в гиперреальное масса отвечает гиперпотреблением и гиперконформизмом, что для Б. выступает наиболее адекватной формой поведения.Такой поворот свидетельствует о значительном усилении в его взглядах постмодернистской составляющей. В своих работах Б. уделяет все больше внимания игре, удовольствию и наслаждению. Можно сказать, что он размышляет в духе известной формулы: если насилие неизбежно, то нужно принять его и получить удовольствие. Б. считает, что следует не противиться переизбытку знаков, но вступить с ними в игру, поддаться их соблазну и получить наслаждение. Он полагает, что существование и функционирование современного общества обусловлено не столько прогрессом науки, объективностью информации, действительным наказанием виновных, ростом качества жизни, сколько тем соблазном, который рождается из «разгула знаков», охватившего все области жизни от моды и рекламы до экономики и политики.

Наши рекомендации