Социально-психологическая структура

Малой группы

Композиционная подструктура малой группы – это совокупность устойчивых характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого. Необходимо принимать во внимание количество членов группы. Наблюдения показывают, что связи между членами группы, состоящих из 5-10 человек, обычно прочнее, нежели в больших по численности. Структура небольших групп чаще складывается под влиянием неформальных отношений. Здесь в случае необходимости легче организовать взаимозаменяемость, чередование функций между ее членами. Очень важно иметь четкие представления о национальности, социально-демографических особенностях членов малой группы, которые влияют на характер межличностных взаимоотношений между ними, своеобразие формирования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них.

Высокая степень однородности группы по таким признакам как национальность, пол, возраст, образование, уровень культуры и наличие на этой основе общностей интересов, потребностей, ценностей является хорошей базой для сплочения группы.

Анализ состава группы включает выяснение данных о социальной и национальной принадлежности, половозрастных особенностях, культурном уровне, семейном положении, состоянии здоровья, личностных и социальных интересах и особенностях ее членов..

Композиционная подструктура включает наличие в группе неформальных групп, определяемых социометрией (приложение 3).

Подструктура межличностных предпочтений в малой группе это проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий [18-19]. Они также фиксируются с помощью метода социометрии (приложение 3).

Указанный метод позволяет выявить четкую систему межличностных и эмоциональных отношений в малой группе, поскольку дает возможность определить количество предпочтений, отданных тому или иному человеку, отразить их качественные характеристики, проявляющееся в межличностной взаимности.

Социометрия также дает возможность выявить группы взаимного предпочтения, на основе чего можно строить предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в этих микрогруппах сосуществуют люди с различными ролями, каковы взаимоотношения между ними и т. д.

Коммуникативная подструктура малой группы – это совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и во внешней среде и отражающие концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний. Владение последними – важный показатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает в ней особую роль, дополнительные привилегии. Она фиксируется и отображается социометрией в форме взаимных выборов. Количество взаимных выборов позволяют судить об устойчивости положения личности в малой группе. Для лидера важно иметь не просто большое число выборов, а именно выборов взаимных [18,19].

Наблюдения показали, что можно выделить следующие четыре типа людей в зависимости от их коммуникативного поведения:

1. Люди, стремящиеся к лидерству, осуществляющие совместную деятельность через подчинение себе других членов группы.

2. Индивидуалисты, пытающиеся действовать в одиночку.

3. Приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других.

4. Коллективисты, старающиеся оптимизировать совместные усилия, - они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

Подструктура функциональных отношений в малой группе – это совокупность проявления различных взаимозависимостей, являющихся следствием способности членов группы играть определенную роль. Метод социометрии позволяет быстро выявить социометрический статус личности каждого члена малой группы, отражающий его реальную роль внутри нее, а также дающий определенное представление об общем статусе его личности [4].

Статус личности – социально-психологическая характеристика положения, занимаемого индивидом, как в функционально-ролевых, так и в межличностных отношениях внутри группы.

Как правило, в группе выделяют:

1. социометрические «звезды», являющиеся наиболее предпочитаемыми членами группы.

2. высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные личности, определяемые по числу положительных выборов и не имеющих большого числа отрицательных выборов

3. изолированные члены группы, у которых отсутствует любые выборы (как положительные, так и отрицательные).

4. пренебрегаемые члены группы, имеющие много отрицательных выборов и мало положительных.

5. отверженные члены группы («изгои»), имеющие по результатам социометрии только отрицательные выборы.

Социометрический статус члена группы достаточно устойчив, имеет тенденцию сохраняться в данной конкретной группе, но очень часто «переходит» с человеком в другую группу. В поведении закрепляются определенные привычные формы реагирования на слова и поступки других. Мимика, позы, жесты и прочие невербальные реакции соответствуют определенным статусным ролям. Например, для лидера может быть характерно уверенное, независимое поведение, властные интонации, способность быстро реагировать и принимать решения в конфликтных ситуациях и др.

СХЕМА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОГО КЛАССА[32]

1. Общие сведения об учебном классе и история его оформления, композиционная подструктура учебного класса: количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда сформировался класс, были ли слияния с другими коллективами, смена классных коллективов и т. д.

Рекомендуемые методы научной психологии: наблюдение, анализ документов, беседа и др.

2. Содержание и характер учебной деятельности учебного класса: общая характеристика успеваемости и дисциплины класса, отношение учебного класса к учебе, к высокой успеваемости отдельного ученика, взаимопомощь, ее форма и организация; дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание);

Рекомендуемые методы научной психологии:

наблюдение, анализ документов, беседа и др.

3. Социально-психологические характеристики учебного класса:

А) Внутригрупповые межличностные отношения.

Степень сплоченности, контактность, проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса.

Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками, проявления товарищества и дружбы между отдельными учениками, внутренняя основа этих отношений; эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива.

Направленность учебного класса, степень ценностного единства классного коллектива, наличие учащихся, отличающихся по направленности от общей направленности классного коллектива, возможные последствия этого.

Рекомендуемые методы научной психологии:

наблюдение, анализ документов, беседа, социометрия, тестирование (приложение 1, 2, 3) .

Б) Групповые устремления и мнения группы – цели, задачи, потребности, идеалы группы, лежащие в основе поведения и совместной деятельности учебной класса

Рекомендуемы методы научной психологии:

беседа, опрос, наблюдение, тестирование (приложение 2).

В) Групповые настроения группы.

Оценка психологического климата в группе, соответствие групповых настроений эффективному выполнению учебно-воспитательных задач.

Рекомендуемы методы научной психологии:

наблюдение, беседа, тестирование (приложение 1).

Г) Групповые традиции.

Их наличие, формы проявления, влияние на сплоченность группы. Например, формами проявления групповых традиций могут быть читательские конференции, посещение театров, кино, их обсуждение, КВН, «огоньки», диспуты и т. д.

Сферы человеческой жизнедеятельности в групповых традициях: интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе, спорту, коллекционированию и т. д.

Участие класса в общешкольной жизни; характеристика общешкольных групповых традиций.

Рекомендуемы методы научной психологии:

наблюдение, беседа, опрос, анализ документов и др.

Д) Выводы о степени зрелости, развитии. сформированности социально-психологических характеристик группы.

4. Руководство и организация учебного класса:

А) организующее ядро класса, его актив; староста и его работа; характеристика активистов класса (самостоятельность и инициативность, старательность и энергичность, выдержка, решительность, настойчивость и упорство, требовательность к себе и другим, авторитет среди учащихся и его основа, организаторские способности, забота об отдельных учениках, отношение к общественному мнению, направленность их личности)

Рекомендуемы методы научной психологии:

Наблюдение, беседа, опрос, тестирование (приложение 3).

Б) наличие в коллективе неофициальных лидеров, характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношение к ним официальных активистов класса; наличие «отверженных», причины их отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей;

Рекомендуемы методы научной психологии:

Наблюдение, опрос, беседа, тестирование (приложение 3).

Г) личность классного руководителя и его влияние на класс (образованность, общая культура, направленность, организаторские, коммуникативные способности, стили руководства и общения, знание психологии учащихся, их интересов и т. д.); отношение к классному руководителю классного коллектива, его авторитет среди учащихся.

Рекомендуемы методы научной психологии:

Наблюдение, беседа, опрос, тестирование.

5. Анализ конкретных примеров влияния на группы на личность школьника и личности на коллектив.

Рекомендуемы методы научной психологии:

Наблюдение, беседа, опрос.

6. Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива, степени зрелости его социально-психологических характеристик.

Характеристика «психологического климата» в классе (благоприятность, жизнерадостность, инертность, напряженность, нервозность и др.).

Характеристика дисциплинированности, организованности и сплоченности учебной группы.

Определение основных достоинств и недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов.

7. Психолого-педагогические рекомендации по развитию группы и по преодолению недостатков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При составлении психолого-педагогической характеристики учебного класса рекомендуется следующий алгоритм:

1. ознакомиться с рекомендуемой научной литературой [1- 46].

2. поставить цель, задачи, составить план действий по изучению психологии малой группы.

3. провести необходимые процедуры для оценки того или иного психического феномена малой группы.

4. проанализировать полученные данные по психологии ученического коллектива

5. составить психолого-педагогическую характеристику, включающую приложение из материалов, полученных при проведении наблюдения, беседы, опроса, тестирования и др.

При анализе полученных данных необходимо включать не только логические процессы, но и интуитивный, творческий компонент мышления. «Думай сердцем», ощути изучаемый коллектив на уровне чувств; составь для себя образ живого целого – учебного класса, живущего по своим законам; почувствуй, как живется в классе его ученикам; и придет понимание и знание того, что нужно делать, чтобы жизнь детей наполнилась радостью и интересом к окружающему их школьному миру.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Оценка психологического климата

коллектива [2, 5, 26, 40]

Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе. Прочтите сначала предложенный текст слева, затем - справа и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

Оценки

Наши рекомендации