Правильное использование энергии 5 страница
5. Около семнадцати миллионов лет назад (притом, что приход Иерархии в основание Шамбалы имели место около восемнадцати с половиной миллионов лет назад) было решено основать на плотном физическом плане организацию, штаб-квартиру мистерий, и иметь группу Адептов и Чоханов, которые будут функционировать в плотных физических телах, чтобы соответствовать нуждам быстро пробуждающегося человечества.
6. Первым аванпостом Братства Шамбалы был первоначальный Храм Ибеца, расположенный в центре Южной Америки; гораздо позже одним из его отделений явились древние институты майя, практиковавшие базовое поклонение Солнцу как источнику жизни в сердцах людей. Второе отделение позднее учредилось в Азии, и его представителями были гималайские и южно-индийские адепты, хотя их работа существенно изменилась. В будущем будут сделаны открытия, которые докажут реальность древней формы иерархической работы; откроются древние записи и памятники, некоторые на поверхности земли, некоторые в подземных цитаделях. Поскольку открыты тайны Центральной Азии на территории от Халдеи и Вавилона через Туркестан до Манчжурии, включая пустыню Гоби, то планируется открыть многое из ранней истории работников Ибеца.
Здесь подчеркнем, что слово Ибец, подобно акростиху, открывает настоящее имя планетарного Логоса, один из Чьих принципов проявлен в Санате Кумаре, делая Его прямым воплощением планетарного Логоса и выражением Его божественного сознания. Эти четыре буквы представляют собой первые буквы настоящих имен четырех Аватаров на четырех сферах нашей земной цепи, воплотивших четыре из божественных принципов. Буквы И Б Е Ц - не настоящие буквы сензара, если позволительно столь неточное выражение по отношению к идеографическому языку, но является европеизированными искажениями. Их истинное значение сообщается лишь при четвертом посвящении, когда раскрывается природа планетарного Логоса и осуществляется конкретный контакт с четырьмя Его Аватарами через прямое посредничество Саната Кумары.
7. По поводу работы адептов Ибеца и Их мистерий необходимо подчеркнуть, что все направление Их работы отличалось - как и должно быть - от работы адептов нашего времени. Их целью было стимулировать мистицизм и царство Божие в человеческом атоме. Среднему человеку нашего времени труднее всего понять природу Их работы по причине другого состояния его сознания. Адептам Ибеца приходилось иметь дело с младенческим человечеством, чья поляризация была абсолютно нестабильной и координация очень несовершенной. Ментальность была чрезвычайно неразвита, и люди были практически всецело астральными; они функционировали даже более сознательно на астральном плане, чем на физическом; частью работы ранних адептов под водительством Шамбалы было развить энергетические центры человеческой единицы, стимулировать мозг и сделать его полностью самосознательным на физическом плане. Целью их было вызвать реализацию царства Божьего внутри человека, и мало внимания уделялось (при обучении Ими Своих учеников) реализации Бога в природе и других единицах. В те дни необходимо было применять более физические методы, чем позволительно сейчас; использовались методы физической стимуляции и преподавались законы энергии, работающие через различные центры, пока не пришло время другой большой перемены в иерархических методах, когда была закрыта дверь из животного царства в человеческое и открыта дверь посвящения. В то время почувствовалось, что человек уже достаточно самоцентрирован и индивидуализирован, чтобы выдержать крутое изменение в методах и практике. Все это заняло продолжительный период, и дошедшее до нас деградированное фаллическое учение, тантрическая магия и практика хатха йогов представляют собой остатки ранней храмовой практики. Младенческое человечество лемурийских и ранних атлантических дней приходилось обучать посредством символов и методов, которые покажутся нам грубыми, невозможными, такими, какие раса должна была бы перерасти много миллионов лет назад.
8. Когда, много миллионов лет назад открылась дверь посвящения, Ложа пришла к двум решениям:
Что индивидуализация должна прекратиться, пока человек не только не скоординирует физическое и астральное тела и не сможет мыслить самостоятельно, но и не трансцендирует физическое и астральное. Как только он станет в групповом смысле сознательным, дверь в царство самосознания снова откроется.
Что путь мистицизма должен, в конечном счете, привести к оккультному пути и что пора составить планы выдачи учения и организовать мистерии, которые раскроют природу Бога во всем видимом, а не только в человеке. Человека следует научить тому, что, хотя и будучи индивидом, он является лишь частью большего целого, и что его интересы должны быть подчинены интересам группы. Постепенно учение было реорганизовано и программа увеличена; мало-помалу, по мере готовности людей, были развиты мистерии, пока, наконец, не появились чудесные Школы Мистерий Халдеи, Египта, Греции и многие другие.
9. Следует упомянуть о трех моментах:
а. Сравнительно низкой точке эволюции многих людей и их физической поляризации.
б. Работе четырех адептов и последователей левого пути. Когда адепты Ибеца (опять-таки под наставлением Учителей Шамбалы) начали удаляться в Храмы, чтобы затруднить доступность мистерий и противодействовать злоупотреблениям и искажениям, множество их первоначальных последователей, многие из которых обладали громадной силой и знанием, вступили с Ними в борьбу, - в этом одна из причин появления черной и белой магии, одна из причин сочтенных необходимыми очистительных вод потопа.
в. Могучих мыслеформах, выстроенных в ранних мистериях Ибеца, которые (особенно в Америке) пока не разрушены. Этот исполинский "Страж Порога" всех истинных мистерий должен быть убит, прежде чем стремящийся сможет пройти дальше.
10. Работа адептов Ибеца и мистерии Храма Ибеца еще существуют и проводятся во всем мире учителями и адептами в физическом воплощении. Они учат значению психэ, эго или души и человеческой единицы, так, чтобы человек действительно мог быть тем, кто он есть, - Богом, идущим по земле, низшая природа которого (физическая, астральная, ментальная) полностью контролируется душой или аспектом любви, и не в теории, но в действительности и по правде.
В этом случае физическое тело не будет представлять соблазна для реального человека, эмоциональная природа, тело желания не будет более уводить вспять, а ум не будет исключать все истинное и духовное, но Бог будет пользоваться тремя телами как проводниками служения расе. Тогда человеческое царство будет трансцендировано и человек перейдет в духовное царство для того, чтобы пройти там дальнейшие уроки, подобно тому, как младенческое человечество, выйдя из животного царства, тренировалось и обучалось своим функциям и работе учителями Ибеца.
В дни Атлантиды цель, которую Иерархия Учителей поставила перед Собой, заключалась в пробуждении в человеке природы любви, как шага по направлению к пробуждению сердечного центра. Для этого Учителя того времени Сами были фокусированы (намеренно и целенаправлено) в сердечном центре и предпочитали работать исключительно через этот центр, подчиняя требованию времени Свою ментальную оснащенность и ментальную энергию, которые могли использовать. При обучении посвященных Они не выказывали Свою ментальную силу вплоть до третьего посвящения. В нашей расе положение дел переменилось. Сейчас Иерархия работает целиком на ментальных уровнях, хотя и базируя все устремления на прошлых достижениях, связанных с сердечным центром. Поэтому до третьего посвящения ученики обязаны стремиться работать исключительно с ментальной энергией в попытке обрести над ней контроль, овладеть и использовать ее. После чего их усилие концентрируется на передаче (с энергетических уровней) волевого аспекта души. Последний должен быть наложен на личность, пока она не превратится в автомат души. Тогда забирает контроль интуиция, и энергии с интуитивного или буддхического плана начинают воздействовать на природу формы, личность. Перед интуитивным контролем проживаются много жизней, когда интуиция начинает играть свою роль и изучающий усваивает значение просветления. После же третьего посвящения доминирующий фактор - это просветленный ум, а не чисто интуитивное восприятие или чистый разум. После этого большого посвящения, отмечающего определенный выход из сознания формы, посвященный может функционировать по желанию на плане интуиции, а его ум неуклонно оттесняется на задний план, пока не станет частью инстинктивного аппарата - такой же частью подсознательной инстинктивной природы, какую подчеркивают материалистические психологи. Интуитивное восприятие, чистое видение, прямое знание и способность использовать недифференцированные энергии Универсального Ума - вот главные характеристики арийских адептов. Я употребляю слово "недифференцированные" в значении свободы от разнообразия; все же некоторые основные различения будут обнаружены.
Воля души, если рассматривать душу как находящуюся на одном из семи Лучей, вытесняется волей Целого.
Эти слова мало что значат, или, в лучшем случае, имеют лишь теоретическое значение для изучающих в группе. Когда я заявляю, что воля, передающаяся через контролируемый ум, воплощена в семь типов энергии, и что этим семи типам соответствуют семь типов людей, вы без сомнения скажете, что все это ясно и не трудно усвоить. Но есть ли у вас реальное понимание? Семь типов энергии и семь типов отзывчивой ментальности сообразны семи лучевым типам! В данном утверждении подчеркнуты различия аспекта души с точки зрения ума. Таковы семь дифференциаций, которые приходят на смену множеству различий, характеризующих аспект формы. Тем не менее, эти отличия и дифференциации сохраняют свою власть над человеком до третьего посвящения. Благодаря им он вовлекается в определенные главные направления деятельности и жизненные тенденции сообразно своему конкретному лучу. Это ментальные различия. Все души на ментальном плане принимают формы солнечных Ангелов или Божественных Сынов ума. Отсюда их разные группировки и фокусирование энергий, позволяющие проводить План Времен через семь главных отделов.
На поздней стадии, после того, как имели место определенные большие переходы в сознании и форма перестала довлеть, исчезают даже и эти различия и план становится виден целиком. Жизнь узнается в ее сущностном единстве и понятие монада начинает приобретать реальное значение.
Изучающим всегда следует помнить, что всяческие различия и категории - это ментальные установки и обусловлены модификациями мыслящего начала и контролированием формы ментальной энергией. Поскольку работа центрального Мыслителя Вселенной основана на силе мысли, задача преодоления этих различий остается неразрешимой до тех пор, пока стремящийся не поступит под полный контроль второго аспекта божественности, выйдя из-под господства третьего или материального аспекта. Однако до третьего посвящения даже второй аспект (аспект любви) включает двойственность, так как последняя присуща самой любви. Даже здесь имеется Любящий и любимое, Желающий и желаемое, Ищущий и искомое. Только когда первый аспект энергетизирующей единящей Жизни (приводящей все формы и все двойственности в один великий синтез) почувствуется при третьем посвящении, продиктованные слова сообщат практический смысл и реализацию. Давайте, по возможности, упростим настоящий предмет при помощи трех ясных утверждений; в них мы подытожим работу ученика по мере его борьбы и овладения энергиями ментального мира.
1. Работа на ментальном плане приводит к пониманию двойственности. Ученик старается соединить душу с ее проводником, причем сделать это сознательно. Он старается слить их воедино. Он стремится к пониманию, что здесь и сейчас они суть ОДНО. Единение Я с не-Я - вот его цель. Первый шаг в этом направлении делается, когда он перестает отождествлять себя с формой и сознает себя (в течение переходного периода) двойственностью.
2. Верно используемый ум становится, таким образом, регистратором двух типов энергии или двух аспектов проявления Единой Жизни. Он регистрирует и интерпретирует мир явлений. Он регистрирует и интерпретирует мир душ. Он чувствителен к трем мирам человеческой эволюции. Он, равным образом, становится чувствительным к царству души. Он - великий принцип посредничества в период двойственности.
3. Позднее душа и ее инструмент настолько объединяются, становятся заодно, что двойственность пропадает и душа узнает себя как все, что есть, все, что было и все, что будет.
Имеется любопытное древнее атлантическое песнопение, которое больше не применяется, но в те отдаленнейшие времена исполнялось посвященными при третьем посвящении - завершающем посвящении той эпохи. Вот оно. Перевод символов, в которых оно было записано, привел к потере рифмы и силы.
Я стою между Небом и Землей! Я лицезрею Бога. Я вижу формы, которые принимал Бог. Я ненавижу их обоих. Они ничто для меня, ибо одного из них я не способен достичь, к низшим же из них не испытываю больше никакой любви.
Я разорван. Пространство с его Жизнью я не способен познать и потому его не желаю. Время о его мириадами форм известно мне слишком хорошо. Я подвешен между ними, ничего не желая.
Бог говорит с высокого Неба. Что-то изменилось. Я слушаю внимающим ухом, двигая головой. То, что видится, но не может достигнуться, ближе моему сердцу. Старые стремления подступают вновь, но все же умирают. Старые цепи громко звенят. Я бросаюсь вперед.
Мириады голосов звучат и задерживают меня на пути. Гром звуков земли заглушает голос Бога. Я сворачиваю с дороги и снова зрю давно знакомые радости земли, тварь и плоть. Я теряю видение вечного. Голос Бога умирает.
Я опять разорван, но лишь на короткий миг. Взад-вперед мечется мое малое Я подобно птице, что воспаряет в небе и снова усаживается на дерево. Но Бог на Своем высоком месте перетягивает к Себе малую птицу. Потому я знаю, что Бог победит и пленит мой ум и меня.
Услышьте мою радостную песнь победы; работа завершена. Мое ухо глухо к зовам земли, кроме тихих голосов скрытых во внешних формах душ, ибо они - как я; я един с ними.
Голос Бога ясно слышится, и в его тонах и обертонах малые голоса малых форм затихают и пропадают. Я пребываю в мире единства. Я знаю, что все души едины.
Я влекусь вселенской Жизнью и по пути - пути Бога - вижу, как отмирают все меньшие энергии. Я - Единый; я - Бог. Я - форма, в которой слились все формы. Я - душа, в которой соединились все души. Я - Жизнь, и в этой жизни пребывают все малые жизни.
Напевание этих древних формул в сопровождении особой мелодии оказывало самое мощное действие и приносило определенные результаты в некоторых древних, давно исчезнувших церемониях. К трем выразительным вышеприведенным заявлениям добавим четвертое:
4. Когда читта или умственное вещество побуждается к активности абстрактными идеями (воплощенными мыслями божественного ума, несущего энергии своего создателя и, следовательно, причину феноменальных эффектов в трех мирах) и когда к ней добавляется божественное разумение и синтетическое понимание воли и цели Бога, тогда три аспекта ума соединяются. Их мы рассматривали ранее, называя:
1. Умственным веществом или читтой.
2. Абстрактным умом.
3. Интуицией или чистым разумом.
Они должны объединиться в сознании стремящегося. В результате ученик выстраивает мост (антахкарану), соединяющий:
1. Духовную триаду.
2. Каузальное тело.
3. Личность.
После этого эгоическое тело отслужило свое, солнечный Ангел сделал свою работу, и формальная сторона существования больше не нужна, как мы ее понимаем и используем в качестве средства выражения. Человек вступает в сознание Монады, ЕДИНОГО. Каузальное тело распадается, личность стирается, и иллюзия оканчивается. Таково завершение Великой Работы, и еще один Сын божий вошел в дом Отца. Возможно, он сможет выйти оттуда в мир явлений с тем, чтобы работать над Планом, однако ему не придется проходить через процессы проявления, как человечеству. В этом случае он способен сформировать для работы собственное тело проявления. Он может работать благодаря энергии и с ней соответственно предначертанию Плана. Отметьте последние слова, ибо в них - ключ к проявлению.
Изучение энергий, попавших в поле нашего внимания при разборе правила Х, подвело нас к рассмотрению:
Личностной энергии, эманирующей из:
а. Координированного человека.
б. Доминирующих человеческих существ.
в. Групп, таких как
1. Иерархия Адептов.
2. Интергрирующая Группа Мистиков Нового Века.
Последняя существенна, так как эта группа мистиков с каждым годом набирает силу.
Планетарных энергий, эманирующих из:
а. Семи планет.
б. Земли.
в. Луны.
Отметим лишь несколько моментов в связи с настоящей и следующей категориями энергий, так как перед нами - инструкции для стремящегося, а не трактат об энергии.
Солнечных энергий, эманирующих из:
а. Физического солнца.
б. Космических источников.
Во всех положениях, трактующих данные энергии, надлежит помнить, что они приходят к нам через или, вернее, образуют тела определенных жизней, которые мы называем дэвами, их большие или меньшие группы, - таким образом мы постоянно работаем в телах жизней и потому влияем на них. Те, кто изучил "Трактат о Космическом Огне", найдут полезным выделить следующие пункты:
1. Наинизшие типы дэв или строителей на эволюционном Пути - это фиолетовые дэвы; далее идут зеленые и, наконец, белые дэвы. Все они управляются четвертой особой группой. Они контролируют экзотерические процессы, процессы существования физического плана.
2. Не следует, однако, забывать, что на низшей ступени лестницы эволюции располагаются другие группы жизней, ошибочно именуемые дэвами, которые работают согласно закону и контролируются высшими сущностями. Это, например, более плотные формы газообразной жизни, часто называемые саламандрами, элементалами огня. Они находятся под прямым контролем Господа Агни. Господа ментального плана; в нашем ментальном веке элемент огня, как никогда раньше, входит в механику жизни. Выкиньте все продукты, которые контролируются теплотой, и вы остановите нашу цивилизацию; вы уничтожите все транспортные средства и способы освещения; вы упраздните все производство. Эти огненные жизни содержатся во всем, что горит, в тепле, которым держится вся жизнь на земле и которое вызывает процветание всего живущего.
3. По Закону Соответствий ментальный план аналогичен третьему подплану физического плана, подплану, в который вступает сейчас наука. Ум имеет своим главным выражением в материальном мире то, что мы называем нашей научной цивилизацией.
4. Агни правит на ментальном плане и главенствует также на третьем подплане эфирных планов. Он - Господь пятого или ментального плана, считая сверху вниз, если использовать символические понятия. В настоящем мировом цикле Агни доминирует, хотя Индра - Господь Буддхического или интуитивного уровня - несет тонкий, но постоянно усиливающийся контроль. Все человечество стремится к четвертому плану, единящему три высшие и три низшие плана, хотя в нынешнее время план ума или огня наиболее важен.
5. Следует помнить, что аналогично тому, как в конкретных воплощениях люди фокусированы или поляризованы в разных телах - иногда астральном, а иногда ментальном - так в наше время можно констатировать, что Сам планетарный Логос фокусирован в Своем ментальном теле. Было сказано, что Он стремится к четвертому космическому посвящению, которое делает возможным наше четвертое посвящение, ибо Он несет нас с Собой и на нашем специфическом уровне мы продвигаемся как клетки Его Тела.
6. С течением времени Индра обретает контроль, и утвердится век воздуха. Все более и более по мере проявления буддхического принципа и достижения единства мы будем свидетелями установления века воздуха. Подтверждение этого можно видеть в постоянном освоении человеком воздуха. В эзотерическом смысле все в будущем станет легче, более утонченным и более эфирным. Я тщательно выбираю слова.
7. "Наш Бог есть огонь поядающий" относится, в основном, к Агни, контролирующему фактору нашей эпохи. Дэвы огня будут играть все более важную роль во всех земных процессах. Им предоставлена работа подготовки Нового Века, нового мира, цивилизации и нового контакта. Последний великий переход проводился под управлением Варуны.
8. Агни контролирует не только огни земли и управляет ментальным планом, но и определенно связан с работой подъема священного огня кундалини. Обратите внимание на соотношение. Большая часть пятой коренной расы, возможно три пятых, приблизилась к Пути Испытания, и с наступлением нового века и с приходом Христа в должное время в Его собственном месте (отметьте осторожность моего заявления; догматические утверждения в понятиях человеческого конкретного ума нежелательны) многие найдут возможным совершить сверхусилие, приводящее к принятию первого главного Посвящения. Они начнут переходить с пятого на четвертый план. Господь Огня проведет свою специфическую работу для данного цикла, подняв огонь кундалини в массах тех, кто готов. Это начнется в нашем столетии и активно продолжится в следующие тысячу лет.
В вашей работе вам могут быть позднее показаны - все зависит от вашей подготовленности - методы подхода к этим доминирующим силам, однако это произойдет субъективно и не благодаря магической работе и формулам. Достижение правильной вибрации придет автоматически при осуществлении правильных состояний и правильных связей.
Снова хочу подчеркнуть: не тратьте время на расследование планетарных закономерностей и взаимодействий солнечных энергий, но озаботьтесь законами практической духовной жизни. Я хочу изложить несколько мыслей в связи с грядущим веком, который позволит человеку продвинуться вперед к своему славному наследию, в которое он неизбежно должен войти согласно благому Закону и благодаря опыту возрождения. Благодаря возрождению он учится главенствовать над формой и верно ее использовать.
Сами по себе формы не являются выражениями личности. Поясним последний термин: должны наличествовать три типа энергии - три типа, соединенных, сплавленных и скоординированных в один функционирующий организм. Итак, личность представляет собой сплав ментальной энергии, эмоциональной энергии и витальной силы, и все они замаскированы, скрыты или обнаруживают себя (отметьте терминологию) под внешней оболочкой или формой из плотной физической материи. Эта внешняя корка сама по себе является формой негативной энергии. Результатом союза трех энергий в объективной форме является самосознание. Их соединение производит то чувство индивидуальности, которое оправдывает употребление слова "Я" и которое связывает любые обстоятельства с самостью. Если существует такая центральная сознательная сущность, пользующаяся умом, чувствительно реагирующая благодаря эмоциональному телу и энергетизирующая плотное физическое тело (через витальное), тогда у человека есть личность. Это самосознательное существование в форме. Это осознание тождественности с другими тождественностями, что одинаково верно для Бога и для человека. Однако чувство тождественности существует лишь в течение творческого процесса, лишь постольку, поскольку аспект материи и аспект сознания представляют вечную двойственность природы. В нашем эволюционном развитии оно не реализовано в дочеловеческих формах, реализовано в человеческом царстве и реализовано, но поглощено и отрицается большими формами и сознаниями, которые мы называем сверхчеловеческими.
Личность - это такое состояние осведомленности, которое своим обусловливающим фактором имеет умственное вещество, однако оно может быть трансцендировано, когда умственное вещество прекратит удерживать контроль. Поскольку индивидуальное умственное вещество входит составной частью в Универсальный Ум и поскольку принцип ума свойственен всем формам, чувство индивидуальности и самосознания всегда возможно. Однако при высших состояниях сознания, оно, в конце концов, занимает подчиненное положение. Например, Бог всегда и неизменно может осознавать ту реальность, которая образует "Я" и которая управляет целостностью солнечной системы и взаимодействием солнечной и других систем, однако сознание божественности, осознавание Солнечного Божества не имеет отношения к самости. Последняя - как результат прошедших мировых периодов и опытов - находится ниже порога божественного сознания и стала такой же частью космической инстинктивной природы, как и любые человеческие инстинктивные проявления. Фокус Извечного Внимания (если я вправе употребить столь необычное выражение, в котором слова, по необходимости, почти ничего не стоят!) находится в сферах осведомленности вне нашего разумения. Они настолько же превосходят наш кругозор, как осведомленность Учителя Мудрости превосходит кругозор муравья или мыши. Потому бесполезно на этом останавливаться. Для нас актуально достижение личности или полной регистрации или осознавания внутреннего "Я"; в этом заключается использование личности и, в конце концов, пожертвование ею в пользу группы с последующим слиянием Я с Единым Я и слиянием индивидуальной души (сознательным и охотным) со Сверхдушой.
"Я есмь" - крик каждого человеческого существа; "я есмь То" - крик каждой личности, осознающей свою самость и использующей свою личность для выражения воли внутренней сущности, истинного человека. "Я есмь то, что я есмь" - крик индивидуальной души, которая затерялась в целом и сознает свое единство с душой или Я всего.
Вкратце перечислим характеристики индивидуума, который начинает функционировать как личность. Они простые, ясные и преимущественно эгоистические. Не забывайте, что первоочередной шаг на пути к самости - это, по необходимости, эгоизм. Помните также, что первой помехой для продвинутой высокоразвитой личности является эгоизм или приверженность к эгоистической установке. Поэтому ее характеристики в порядке развития следующие:
1. Способность заявить: я есмь, я желаю, я хочу, я волеизъявляю.
2. Осознавание себя в центре своей маленькой вселенной. "Вокруг меня движутся небеса и звезды вращаются на путях своих" - вот девиз этой стадии.
3. Чувство драмы, склонность видеть себя центром окружения.
4. Чувство ответственности, способность считать окружающих членов человеческого семейства зависящими от себя.
5. Чувство значительности - вытекает из вышеприведенного. Оно проявляется как сила и влияние, если за "человеком" появляется реальная, неуклонно пробуждающаяся сущность, или как бахвальство и напыщенность, если функционирует малая эгоистическая тварь.
6. Способность использовать всю свою оснащенность так, чтобы ум и мозг функционировали синхронно, тем самым подчиняя, обуздывая или контролируя эмоциональную природу. Сюда входит неуклонно возрастающее использование мысли.
7. Способность жить координированной жизнью, так, чтобы весь человек функционировал и направлялся посредством цели (выражающей энергию воли), желания (выражающего эмоциональную или психическую природу) и витальности, которая приводит физический проводник в соответствие с целью и желанием.
8. Способность влиять, склонять, направлять и охватывать других своей индивидуальной целью и желанием.
По достижении последней стадии три образующих личность энергии успешно соединяются, и механизм или инструмент внутреннего Я становится полезным и ценным. Человек начинает представлять собой зрелую личность и становится центром группы; он обнаруживает себя фокусом других жизней, превращаясь во влиятельного магнетического индивида, направляя других, соединяя человеческие единицы в группы и организмы. Он становится в некоторых случаях главой организации или партии, религии, политического тела, нации. Такими проявляются и обнаруживают себя доминирующие личности; так они открывают различие между центром силы, Я и оснащенностью; в конце концов, они ощущают свое призвание в настоящем смысле этого слова.
Следует подчеркнуть, что параллельно с последовательным развитием внутренне возрастает осознавание души, хотя способ выражения этого внутреннего роста в большой мере зависит от луча, к которому принадлежит духовная Сущность.
Здесь надо отметить один момент, к которому стремящиеся должны подходить с осторожностью. Обыкновенно под словами "духовный рост" имеется в виду рост религиозности. Человек считается духовным, если он интересуется мировыми Писаниями, если он член церкви или живет святой жизнью. Но это не настоящее определение, ибо оно недостаточно исчерпывающе. Оно обусловлено воздействием Века Рыб на человеческую мысль и его терминологией, влиянием шестого луча и работой Христианской Церкви - причем все они необходимы и входят в великий план, но (в отрыве от контекста вечности) приводят к чрезмерному акценту на некоторых божественных выражениях, упуская из виду другие жизненные выражения божественного сознания.
Истинное значение слов "духовный рост" гораздо шире и включительнее, чем их интерпретация в религиозной или мистической литературе, или организаций по распространению метафизической истины. Могущество, цель и воля - это божественные качества и выражения, и с одинаковой ясностью проявляются через Муссолини и папу. В обоих случаях механизм выражения видоизменяется, снижает свое качество и превращается в препятствие. Могучая личность может функционировать в любом поле человеческого выражения, и ее работа будет оправдывать слово "духовная" постольку, поскольку она основана на высоком идеализме, наибольшем добре для наибольшего числа людей и самопожертвовании.
Эти три качества - идеализм, групповое служение и жертвенность - характерны для тех личностей, которые становятся все более чувствительными к аспекту души, ибо качествами души являются знание, любовь и жертвенность.