Особенности деток, отличающие их от сверстников с нормальным зрением, проявляются уже при первом знакомстве.

4. не очень хорошо скоординированные, недостаточно целенаправленные, неуверенные движения (не достаточный объем движений)

5. контакт глазами, общение жестами - ограничен, или почти отсутствует

6. речевой контакт организован лучше, но у детей трех - четырех лет в большинстве случаев – задержка речевого развития. У детей постарше - часто встречаются признаки речевой расторможенности и вербализма (ребенок может очень много говорить об отвлеченных вещах, и не уметь ответить на конкретный вопрос об окружающем мире, составить простой рассказ по картинке).

7. в пробах на динамический праксис и реципроктную координацию большинство детей испытывают значительные затруднения. Пальцевые пробы выполняются лучше.

Процедура обследования может занимать в 1,5-2 раза больше времени из-за того, что слабовидящему ребенку нужно давать больше времени на выполнение задания из-за сложностей восприятия и замедленной обработки информации, а также из-за трудностей в организации своей деятельности ребенком, неточности движений и т.д.

Для них характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план.

Многим детям нужна дополнительная стимуляция для удержания внимания, подбадривания для выполнения задания из-за неуверенности, скованности и нерешительности ребенка.

Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала.

В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей. Дети в одной возрастной группе, имея примерно одинаковые зрительные диагнозы, могут очень сильно отличаться по уровню развития интеллекта и психоневрологическому статусу.

Нарушения в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах - как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.

Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. Для них характерны стереотипии - косная привязанность слова к образу одного конкретного предмета или явления тормозит деятельность воображения, мешает использованию слов и понятий в нестандартных ситуациях, комбинировать и создавать новые образы.

Для того чтобы выяснить степень и уровень возможности к саморегуляциинеобходимо в первую очередь выяснить знание ребенком себя, представление своего внешнего образа, знание возможностей своих органов чувств, которые формируются на основе собственных проб, проверок своих физических качеств, двигательных способностей и понимания того, что ему нравится или не нравится, что он может или не может выполнять.

Специфика по сравнению с нормой в большинстве случаев количественная - у нормально видящих больше и полнее словесных описаний, хотя они также не используют специфические обозначения цвета и формы.

51 (54) Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения

Важнейшим принципом осуществления работы по коррекции и реабилитации детей с нарушениями зрения является принцип опоры на сохранные возможности детей. Согласно этому принципу преодоление недостатков зрения происходит через его социальную компенсацию, приобщение к зрительному опыту через социальные средства, в первую очередь, через речь. Преодоление недостаточности зрительного восприятия происходит через активное использование обоняния, тактильного восприятия, слухового восприятия. Воспринятые и созданные с помощью сохранных перцептивных систем образы должны подвергаться анализу, запоминанию, интеллектуальной обработке. Важным является использование речи в процессе создания чувственных образов, когда каждый образ детально описывается и обобщается через отнесение к категории сходных образов. Этот процесс обозначается как интеллектуализация и вербализация сенсорного опыта.

Обогащение кинестетического и тактильного опыта незрячих и слабовидящих необходимо распространять на познание не только предметного, но и социального мира (мир социальных явлений, общения, познание другого человека).

Специфической задачей коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения является развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей, их пространственной ориентировки, а также практического интеллекта. В этом случае используется остаточное зрение, однако, при работе с людьми с остаточным зрением необходимо ориентироваться на медицинские показатели, так как в ряде случаев офтальмологи рекомендуют не пользоваться активно остаточным зрением, так как оно может быть окончательно утрачено при высокой нагрузке на зрительный анализатор.

Психологическая помощь детям с нарушениями зрения направлена на формирование у них социальной компетентности, умений адаптироваться в среде зрячих людей. Для этого необходимо учить детей ориентироваться не только в ближайшем пространстве, но и в более широком пространственном, и что особенно важно, социальном окружении. Особая задача – ориентация детей в быту и среди других людей, что требует развития социального интеллекта и коммуникативных навыков.

Таким образом, важнейшей общей задачей коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения является создание условий для компенсации недостаточности зрения. Система компенсации слепоты у детей возникает не автоматически, так как она связана, с одной стороны, с появлением недостатков зрения, а с другой – с включением незрячего человека в активную деятельность по адекватному отражению воспринимаемых свойств объектов внешнего мира. У незрячего или слабовидящего человека происходит функциональная перестройка структуры восприятия окружающего мира, когда изменяется соотношение основных сенсорно-перцептивных систем, их значимости в целостном процессе познания. Изменяется также и система речевого опосредования, означивания воспринятой внешней информации.

С целью обеспечения самостоятельности лиц с недостатками зрения разработаны специальные тифлотехнические средства, позволяющие заменить дефицитарную зрительную функцию. Так, существует система чтения, основанная Луи Брайлем еще в 19 веке. Она основана на комбинациях расположения шести точек, которые прокалываются на плотной бумаге. Каждый символ (буква, цифра, другие символы) обозначаются особым сочетанием в пространстве точек. Незрячий человек воспринимает рельефные буквы кончиками пальцев, и тем самым узнает отдельные буквы, а затем и отдельные слова. В наше время созданы компьютерные программы, которые переводят все содержание на экране компьютера в звуковую форму: голос компьютера считывает и проговаривает изображенное, что позволяет незрячему человеку воспринимать читаемое с помощью слуха. Незрячий человек также может читать звуковые книги, записанные голосом диктора на электронный носитель.

Как отмечает известный исследователь в области тифлопсихологии Л.И. Солнцева [9–11], различия в понимании психического развития незрячего ребенка обусловлены тем, что одни авторы рассматривают незрячего прежде всего как аномально развивающегося человека (человек минус зрение), а другие видят в нем, наоборот, активную развивающуюся личность, способную восполнять непосредственные недостатки наглядного (зрительного) восприятия комплексной опосредованной познавательной деятельностью. В исследованиях, проведенных под руководством Л.И. Солнцевой, не обнаружено прямой зависимости развития психических процессов от остроты центрального зрения детей. Наоборот, доказана прямая их зависимость от обучения, от того, насколько целенаправленно и своевременно проводилась работа по обогащению чувственного опыта, созданию системы представлений у детей. Благодаря развитию органов чувств, умения интерпретировать образы восприятия, навыкам высшей познавательной деятельности вне зависимости от возраста незрячего обеспечивается развитие компенсаторных процессов.

Необходимым условием образования системы компенсации слепоты в любом возрасте является развитие мотивации деятельности и становление активной позиции по отношению к окружающему миру. Особое значение имеет правильно организованная активная и самостоятельная деятельность незрячих детей, поскольку существует прямая связь между активностью, сознательностью, самостоятельностью ребенка и процессами компенсации и восстановления нарушенных функций.

Для компенсации слепоты необходимо, чтобы ребенок обладал достаточно развитыми процессами предметного восприятия на основе сохранных анализаторов, развитыми движениями, имел четкие дифференцированные и обобщенные образы представлений об окружающем мире, обладая способностью мысленно отрываться от конкретных вещей и удерживать их образы в памяти, а также активно ими оперировать. Он должен научиться устанавливать связи и отношения между предметами, выделяя их отдельные признаки и качества, т.е. должен овладеть сложными мыслительными процессами.

Как отмечает Л.И. Солнцева [8], вторичные нарушения возникают не у всех детей, их можно предупредить за счет компенсаторных процессов. Она определила условия, необходимые для формирования компенсаторных процессов. Первым необходимым условием является постоянное общение с ребенком, использование всех сохранившихся анализаторов (остаточного зрения, слуха, осязания, вкуса и т.д.). Вторым важным условием развития компенсации слепоты является сочетание дистантного слухового восприятия с контактным тактильным и осязательным, установление связей между осязаемыми объектами и их звуковой характеристикой, что позволяет незрячему ребенку выделять звук как сигнальный признак предметов и явлений. Третьим условием создания системы компенсации слепоты является активизация моторной деятельности детей, развитие их движений. Огромную роль здесь играет побуждение ребенка к установлению связей «рука – рот», «рука – рука» на основе раздражений, идущих от мышц и сухожилий.


  1. Сурдопсихология.

Сурдопсихология (психология лиц с нарушениями слуха) — это отрасль специальной психологии, которая анализирует особенности формирования психики человека, имеющего серьезные дефекты слуха, вплоть до полной глухоты.

Предметом сурдопсихологии являются изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможностей и путей компенсации нарушений различной сложности.

Задачи сурдопсихологии заключаются в следующем:

§ выявить общие и специфические закономерности психического развития людей с нарушенным слухом по сравнению с людьми, имеющими сохранный слух;

§ изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушенным слухом;

§ изучить закономерности развития их личности;

§ разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития людей с недостатками слуха;

§ дать психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей и взрослых с нарушенным слухом, изучить психологические проблемы интеграции людей с нарушенным слухом в общество, в частности проблемы интегрированного обучения.

Психолого-педагогическая классификациянарушений слуха решает задачи научного обоснования подходов к обучению и воспитанию детей с нарушением слуха. В практической работе с детьми с нарушением слуха испрользуется педагогическая классификация Р.М. Боскис [2], в основу которой положены такие критерии как степень потери слуха, время возникновения нарушений слуха, уровень развития речи у детей. В этой классификации выделяются три основные группы детей с нарушением слуха: глухие (ранооглохшие), слабослышащие (тугоухие) и позднооглохшие.

Глухие (ранооглохшие) дети имеют только остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки силой 70–80 дБ, обычно лучше слышат низкие звуки и совсем не воспринимают высокие звуки. В соответствии с позицией Т.В. Розановой, к детям этой группы относят детей с тугоухостью 3-й степени (ощущают звуки 70–85 дБ) и тугоухостью 4-й степени (ощущают только очень громкие звуки 85–100 дБ) [17, с. 140]. Глухие дети имеют стойкое двустороннее нарушение слуха наследственного, врожденного характера или приобретенного в раннем детстве (до овладения речью). Если детей этой группы специально не обучать речи, то она у них не формируется, они могут стать неговорящими, или «немыми», и поэтому таких детей ранее называли глухонемыми. Однако даже обучение речи глухих детей с помощью специальных средств и методов не всегда приводит к формированию речи такого же уровня, как и у слышащих детей. Нарушение слуха и речи приводят к изменениям всех познавательных процессов ребенка, его поведения и эмоционально-волевой сферы.

Слабослышащие (тугоухие) дети – дети с частичной недостаточностью слуха, которая приводит к нарушению речевого общения ребенка. Среди детей этой группы различают тугоухость 1-й степени (если ребенок начинает слышать звуки громкостью 20–50 дБ) и тугоухость 2-й степени (если ребенок начинает слышать звуки от 50 до 70 дБ). Недостатки слуха у детей приводят к нарушению восприятия на слух речи, восприятию ее в искаженном виде. Однако разброс вариантов психического развития ребенка и развития его речи очень широк, и он зависит, в первую очередь, от тех социально-педагогических условий, в которых ребенок растет, развивается и обучается. Психическое развитие таких детей может приближаться к нормальному, а ребенок к моменту поступления в школу может иметь развитую речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или звуков. В то же время слабослышащий ребенок при неблагоприятных условиях в этом же возрасте может пользоваться только отдельными словами в речи, а особенности их развития могут быть сходны с развитием неслышащих детей.

Позднооглохшие дети (глухие, сохранившие речь) – к этой группе относят детей, потерявших слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, то есть после трех лет. Важнейшим критерием отнесения детей к позднооглохшим является не возраст утраты слуха, а именно наличие развитой речи. Степень утраты слуха у них может быть разной: либо близкой к глухоте, либо близкой к слабослышанию. У детей может появиться острая реакция на то, что они перестали слышать звуки, воспринимают речь искаженно, перестали понимать, что им говорят. Дальнейшее развитие ребенка будет зависеть от того, можно ли научить его воспринимать устную речь или использовать специальную речь глухих (об этом см. ниже). В благоприятных условиях развитие речи и психических процессов приближается к нормальному развитию, однако не всегда удается устранить своеобразие формирования личности и общения с окружающими.


53. Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха
Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении. Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха: 1. Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы: неслышащие без речи (дети, родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2–3 лет, до формирования речи) и неслышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована – у таких детей необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки. 2. Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие. Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения неслы­шащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени. Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Неслышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения. По исследованиям Т.В. Розановой, память неслышащих и слабослышащих детей отличается рядом особенностей. Значительно интенсивнее, чем у нормально слышащих детей, меняются представления (происходит потеря отчетливости, яркости воспроизведения объекта, уменьшение размеров, перемещение в пространстве отдельных деталей объекта, уподобление предмета другому, хорошо известному). Запоминание находится в тесной зависимости от способа предъявления материала, поэтому у детей затруднено запоминание, сохранение и воспроизведение речевого материала – слов, предложений и текстов. Специалисты отмечают, что особенности словесной памяти детей с нарушениями слуха находятся в прямой зависимости от замедленного темпа их речевого развития. Специфические особенности воображения детей с недостатками или отсутствием слуха обусловлены замедленным формированием их речи и абстрактного мышления. Воссоздающее воображениеиграет особую роль в познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей. Его развитие затрудняется ограниченными возможностями ребенка к усвоению социального опыта, бедностью запаса представлений об окружающем мире, неумением перестраивать имеющиеся представления в соответствии со словесным описанием. Исследование творческого воображения глухих и слабослышащих детей также показывает наличие ряда особенностей, связанных с недостаточным объемом информации об окружающем мире. Подчеркивая необходимость развития воображения глухих и слабослышащих детей, специалисты отмечают его важное влияние на процесс формирования личности в целом. Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. При этом наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих учащихся также имеет своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике. Исследования показали, что глухому школьнику нужно несколько больше времени для осмысления полученных знаний, чем его слышащему сверстнику. Умственное развитие нормально развивающегося ребенка опирается на речь. У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, сигнификативной, контрольной, регулирующей) и составных частей языка (словарный запас, грамматический строй, фонетический состав). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников. На почве нарушений устной речи ребенка возникает расстройство письменной речи, которое проявляется в форме различных дисграфий и аграмматизмов. При полной потере слуха речь ребенка формируется только в условиях специального обучения и с помощью вспомогательных форм – мимико-жестовой речи, дактильной, чтения с губ. В соответствии с общими закономерностями психического развития личность глухого и слабослышащего ребенка формируется в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ходе усвоения социального опыта. Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс усвоения информации, обедняет опыт детей и не может не отразиться на формировании их личности. Слышащие дети значительную часть социального опыта усваивают спонтанно, дети с нарушениями слуха в этом плане ограничены в своих возможностях. Трудности общения и своеобразия взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность, замкнутость. Однако специалисты считают, что при своевременно оказанной коррекционной помощи отклонения в развитии личности детей с глубокими нарушениями слуха могут быть преодолены. Эта помощь заключается в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность.

1.13. ... не каждый согласится даже на время забыть себя, растворяясь в другом Но если у вас получится, вы станете той тропинкой, по которой ребенок пойдет навстречу миру. И однажды вы обнаружите, что ребенок с нетерпением ждет вашего прихода...

Е.Янушко «Игры с аутичным ребенком»

Наши рекомендации