Первые греческие мыслители

Фалес Милетский (конец 7-го - первая половина 6-го в. до н.э.) Философ, ученый, политик. Труды неизвестны. Получил вавилонское образование, владел геометрией. Основой всего сущего считал воду, понимая ее как первоматерию (архэ). В 585 г. до н.э. предсказал солнечное затмение.

Его ученик Анаксимандрсчитал первоначалом нечто количественно неопределенное, вечную первоматерию апейрон. Материю он полагал живой (гилозоизм): хиле - материя, дзое - жизнь. Другой философ из Милета Анаксимен первоначалом считал воздух.

Пифагор из Самоса (примерно 584-500 гг. до н.э.). В интеллектуальном отношении один из самых значительных людей, когда-либо живших на Земле. Пифия-Пифазис-Пифагор - таков генезис его имени, которое дал ему отец Мнесарх. По-видимому, побывал в вавилонском плену, затем в Индии (где его называли Яванчария - ионический учитель). Олимпийский чемпион. Основой мира считал число. Эмпедокл о Пифагоре:

Жил среди них некий муж, умудренный безмерным познаньем,

Подлинно мыслей высоких владевший сокровищем ценным,

В разных искусствах свой ум глубоко изощрявший,

Ибо, как скоро всю силу ума направлял он к познанью,

То без труда созерцал все несчастные мира явленья,

За десять или за двадцать людских поколений провидя”.

Гераклит из Эфеса (540-480). Знал взгляды милетцев и Пифагора. Происходил из аристократической семьи, но от власти басилевса (царя) отказался. Первоначало, по Гераклиту, - огонь. Все течет, изменяется. Противоположности стремятся к слиянию. Опирался иногда на понятие логоса, столь важное для греков, человеческая душа (псюхе) тоже подчинена Логосу. Первый диалектик.

Элеаты: Парменид и Зенон. Элея - город в южной Италии, куда эмигрировали греки из Ионии (Малая Азия). Ксенофана можно считать предшественником элейской школы (565-470). Считал, что чувства не дают истинного познания. Ему принадлежат известные стихи о богах и конях.

Парменид из Элеи (540-470). Ученик Ксенофана и, возможно, Анаксимандра. Испытал влияние пифагорейцев. Основное сочинение “О природе”. О бытии он писал: “Не возникает оно и не подчиняется смерти. Цельное все, без конца, не движется и однородно”. Не доверял органам чувств:

Пусть не принудит тебя накопленный опыт привычки

Зренье свое утруждать, язык и нечуткие уши.

Разумом ты разреши труднейшую эту задачу,

Данную мною тебе.

.

Движение рассматривал как мнение (докса), которое чревато заблуждением. По Пармениду, бытие есть и не может не быть; небытия нет и не может никак (и нигде) быть.

Зенон из Элеи. Конец 6 - начало 5 в. Защищал учение Парменида. Использовал метод опровержения, т.е. принцип приведения к абсурду. Аргументы против существования движения основывал на принципе дихотомического деления отрезка пути. (Апория “Ахиллес и черепаха”). Отрицал множество. Другие его апории: "Стрела" и "Пшенное зерно".

Демокрит(460-394). Родился в Абдерах. Ученик Левкиппа. о котором почти ничего не известно. Основоположник представления об атомах. Атомы неуничтожимы, различны по форме и размерам. Как стало ясно позднее, это Единое элеатов, разбитое на множество. Атом чувственно не воспринимаем, а постигаем умом. Однако атом как полнота бытия предполагает и пустоту, а значит и небытие. Существует атом, пустота и движение. Остальное объясняется через них. Явления и их различия возникают из столкновения атомов и их воздействия на наши органы чувств. Ум и душа образованы особыми сферическими атомами, легко воспламеняющимися. Это божественные атомы. Чувственное познание порождает мнение, а умопостижение - истину.

Атомизм был продолжен в учении Эпикура (341-270 гг. до н.э.), который ввел понятие о спонтанном отклонении атомов от их вертикального падения под действием силы тяжести, дополнившее первоначальные представления Демокрита, которого К. Маркс называл первым энциклопедическим умом среди греков. Представлениям же Эпикура Маркс посвятил диссертацию. Много позже уже в древнем Риме об атомах будет написана поэма с названием "О природе вещей". Ее автор - последователь Эпикура Тит Лукреций Кар (99-55 гг.). Вот несколько отрывков из этой поэмы.

Всю, самое по себе, составляют природу две вещи:

Это, во-первых, тела, во-вторых же, пустое пространство,

Где пребывают они и двигаться могут различно. ...

Дальше тела иль вещей представляют собою начала,

Или они состоят из стеченья частиц изначальных.

Эти начала вещей ничему не под силу разрушить...

Это вещей семена и начала в учении нашем,

То, из чего получился весь мир, существующий ныне. ...

Первоначала вещей сначала движутся сами...

Сами к движенью затем понуждая тела покрупнее.

Так, исходя из начал, движение мало-помалу,

Наших касается чувств, и становится видимым также

Нам в пылинках оно, что движутся в солнечном свете,

Хоть незаметны толчки, от которых оно происходит.

Заметим, что впервые высказал мысль о "семенах" вещей, которые составляют основу мира, Анаксагор (500-428 гг.). Эти малые материальные частицы он называл гомомериями.

Материалистической "линии Демокрита", противостоит идеалистическое учение Платона (см. дальше), находящееся с ним в постоянном противоборстве со времен античности, когда Платон даже порывался скупить и сжечь все книги Демокрита, который стал известен нам лишь по ссылкам других античных авторов. И если совсем недавно в нашей стране пользовалась официальным признанием линия Демокрита, то теперь приобретает популярность линия Платона.

Протагор. Родился в Абдерах между 491 и 481 гг. до н.э. Основное сочинение “Антилогии”. Перикл поручал ему составление законопроектов. Умер в конце 5 в. Подверг отрицанию наличие абсолютного критерия, отделяющего бытие от небытия, истину от лжи. Критерий всему - человек. «...человек есть мера всех вещей в том, что они существуют и в том, что они не существуют». Наиболее известный человек среди софистов. Он писал: “О богах я не имею возможности утверждать ни того, что они есть, ни того, что их нет”.

Наши рекомендации