Индивидуальные результаты исследования

Особенностей мышления

Уровни выраженности отдельных особенностей мышления Влияние особенностей мышления
на обыденное поведении на общение в студенческой группе (трудовом коллективе) на учебную (профессиональную) деятельность
0 - 0,3 Низкий уровень РМ      
0,31 - 0,7 Средний уровень РМ      
0,71 - 1 Высокий уровень РМ      
5 и менее рядов чисел Очень низкий уровень АМ      
6 - 7 рядов чисел Низкий уровень АМ      
8 - 10 рядов чисел Средний уровень АМ      
11 - 13 рядов чисел Высокий уровень АМ      
14 - 15 рядов чисел Очень высокий уровень АМ      
9 - 8 Высокий уровень О      
7 - 3 Средний уровень О      
2 - 1 Низкий уровень О      

Примечание. РМ - рефлексивность мышления; АМ - аналитичность мышления; О - обобщение.

Рекомендации по активизации мышления

1. С целью повышения продуктивности мыслительной деятельности необходимо научится управлять следующими ее этапами:

· постановка задачи;

· создание оптимальной мотивации;

· регуляция направленности непроизвольных ассоциаций;

· максимальное включение образных, логических и символических компонентов в процесс мышления;

· использование преимуществ понятийного мышления;

· избегание излишней критичности при оценке результатов деятельности.

2. Очень результативна активизация мыслительной деятельности посредством решения различных задач и головоломок. Например, для развития мыслительной операции абстрагирования используются задачи с избыточными данными. “В темной комнате стоит шкаф, в ящике которого лежат 24 красных и 24 синих носка. Каково наименьшее количество носков следует взять из ящика, чтобы из них заведомо можно было составить по крайней мере пару одного цвета”. Или, например, для развития таких особенностей мышления, как гибкость, аналитичность, рефлексивность используются задачи с частично неверными данными или задачи вероятностного характера. “Имеется 20 денежных купюр: 10 десятирублевого достоинства и 10 по 50 рублей. Их надо разложить в две одинаковые шляпы так, чтобы произвольно вытащенная затем из любой шляпы купюра оказалась 50-рублевого достоинства. Вопрос: Как надо разложить эти деньги, чтобы вероятность вытащить купюру в 50 рублей была максимальной?”

3. Эффективным средством активизации мыслительной деятельности являются правильно сформулированные вопросы, поскольку они концентрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в памяти. Недаром образовательный процесс неизменно сопровождается системой вопросов и опросов.

4. Действенным способом активизации мышления является подсказка, которая может принимать форму:

· сообщения очередного хода мышления;

· сообщения дополнительных данных;

· приведения аналогии.

Однако следует помнить, что подсказка, совпадающая по времени с формированием собственного решения проблемы, может резко затормозить его или вовсе прервать (так называемый эффект запирания).

5. Использование тестов интеллекта, адаптированных к разным возрастам, а также культурному, образовательному и профессиональному уровню развития, является эффективным способом стимуляции мыслительной деятельности.

6. Полезно знать, что существуют так называемые барьеры мышления - специфические препятствия продуктивной мыслительной деятельности. Барьерами могут быть самоограничения, связанные с инертностью нашего мышления и преклонение перед авторитетом.

Вопросы

1. Что такое “мышление” и какие мыслительные операции, формы, виды и особенности мышления Вы знаете?

2. Какую роль играет мышление в поведении и развитии личности?

3. Каким образом можно измерить особенности мышления?

4. Существуют ли способы активизации мыслительной деятельности? Если да, то какие Вы знаете?

Рекомендуемая литература

Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1988.

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

Мышление: процесс, деятельность, общение / Отв. ред. А.В. Брушлинский. М., 1982.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. Л., 1983.

Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.

Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981.

Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М., 1985.

1 Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 231.

2 Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998. С. 115.

3 Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1998. С. 7 - 8.

4 Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Минск, 1995.

5 Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Минск, 1995. С. 141.

6 Общая и социальная психология: Практикум / Под ред. Н.Д. Твороговой. М., 1997. С. 248.

7 Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии. Минск, 1985. С. 96.

8 Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975. С. 104.

9 Психология: Слов. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 264.

10 Зинченко Т.П. Методические исследования и практические занятия по психологии памяти. Душанбе, 1974. С. 142.

Наши рекомендации