УПРЯЧЬТЕ МЕНЯ ПОД ЗАМОК — Я ХОЧУ БЫТЬ СВОБОДНОЙ
На протяжении двадцати трех лет Кэтрин Пауэр была в бегах. Она находилась за рулем автомобиля, на котором бежали с места совершения преступления участники громкого ограбления банка, закончившегося гибелью полицейского Уолтера Шредера. Крайняя депрессия и понимание того, что в ее жизни невозможен и никогда не произойдет никакой поворот к лучшему, пока она не возьмет на себя свою долю ответственности за участие в данном отвратительном злодеянии, привели эту женщину к капитуляции — она сдалась.
Физически она сдалась ФБР; эмоционально она сдалась жажде выжить. Та тюрьма, в которую она сама себя заточила и где пробыла больше двадцати лет, это застенки, лично возведенные ею из страха и заслуженной вины (она лишила жену дружеского общения и поддержки со стороны мужа, а девять детей — любви их отца), было намного хуже, нежели физическое здание из кирпича и бетона, камеру в котором ей в конечном счете предстояло занять.
Безмятежное спокойствие, облегчение и надежда появились на лице Кэтрин Пауэр, когда судья объявил ей приговор — тюремное заключение сроком от восьми до двенадцати лет. Она улыбалась улыбкой человека, который обрел свободу после долгих лет непостижимых мук и одиночного заключения. Признание своей вины всегда благотворно для души.
Следующий пример не столь серьезен, как только что приведенный, но всё равно являет собой еще один образчик заслуженной вины. Когда Джил Ходжес руководил "Вашингтонскими сенаторами" (теперь это "Техасские рейнджеры"), до него дошли сведения, что четыре игрока его команды нарушили установленный "комендантский час". Джил был сугубо деловым человеком и приверженцем строгой дисциплины. Он собрал всю команду, дал им возможность выслушать его мнение по этому и другим вопросам, а также сказал, что знает о нарушении распорядка и ему доподлинно известно, кто это совершил. Далее он произнес: "Однако на сей раз я собираюсь позволить вам уйти с крючка и сбиться с пути истинного. Я вовсе не собираюсь вгонять вас в краску, ведя дознание и выводя на чистую воду. Я хочу от вас только одного: сию минуту каждый из вас положит мне на стол сотню долларов — это будет штраф". Когда Джил в тот вечер заглянул в кабинет, где стоял его стол, то нашел на нем семь сотенных купюр.
Мы знаем, когда виновны, даже если никто другой этого еще не знает. Кэтрин Пауэр согласилась бы с тем, что в высказывании "Ваше самочувствие таково, каковы ваши тайны" много верного. Если вы живете с чувством заслуженной вины, сегодня же освободите, избавьте себя от него и начинайте строить жизнь на новой основе.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ЦЕННОСТИ
Всё время, начиная с самой первой главы, я веду речь о ценностях. Почему? Да ведь основополагающие ценности — это тот фундамент, на котором мы должны строить жизнь, если собираемся быть победителями на каждой ее стадии. Наличие ценностей как фундамента всех действий отнюдь не будет гарантировать вам успеха в каждом начинании, зато отсутствие такой опоры наверняка станет залогом неудач в вашем стремлении получить некоторые — если не большинство — из тех восьми благ, которых, как мы неоднократно отмечали, жаждет каждый.
ПОДУМАЙТЕ ОБ ЭТОМ: в 1770-е годы три миллиона американцев породили, в частности, Томаса Джефферсо-на, Александра Гамильтона, Джорджа Вашингтона, Бенджамина Франклина, Джона Адамса и Джеймса Монро, а также многих других великих людей. В 1997 году 266 миллионов американцев породили _________?
Предлагаю вам заполнить это пустое место. Я не могу придумать никого, равного любому из американских отцов-основателей.
Почему дело обстоит таким образом? Согласно данным Научно-исследовательского института Томаса Джеф-ферсона, в 1770-е годы более чем 90 процентов нашего образовательного порыва носило этический, моральный и религиозный характер. К 1926 году этот процент упал до шести, а в 1951 году указанный процент был настолько низок, что даже не поддавался измерению. А ведь известно, что люди, как правило, делают то, что их обучили делать и чего от них ожидают. В этом как раз и состоит причина, из-за которой я столь настоятельно подчеркиваю важность этических ценностей.
Ценности определяют поведение; поведение определяет репутацию, а, согласно словам Лорел Каттер, заместительницы председателя правления фирмы "Leber-Katz Partners" в Нью-Йорке, единственное непреходящее конкурентное преимущество любого бизнеса — это его репутация. А ведь на самом деле ее слова — просто другой способ сказать, что на самом деле в выигрыше оказываются только действительно хорошие люди.
Насколько вообще важны ценности? Джим Брек, бывший председатель правления фирмы "Johnson & Johnson" и легендарный адвокат, доказывает, что именно девиз данной фирмы (ее основополагающие ценности) сыграл главную роль в быстром решении компании изъять с рынка тайленол после паники, вызванной несколькими случаями отравления. Чтобы доказать свою точку зрения, он сослался на результаты исследования финансовой деятельности тех американских компаний, которые на протяжении по крайней мере жизни одного поколения располагали сформулированной в письменном виде декларацией миссии и исповедуемых ими ценностей. Чистый доход двадцати таких фирм увеличился в 23 раза в течение периода, когда валовой национальный продукт вырос в 2,5 раза.
Таков неоспоримый факт. Хорошие люди побеждают. В 1987 году баскетбольная команда средней школы "Рокдэйл" из Конуэрса, штат Джорджия, тренируемая Кливлендом Страудом, выиграла первенство штата. Когда этот турнир и весь сезон подошли к концу, тренер Страуд обнаружил, что в течение сорока пяти секунд выпускал на площадку игрока, не имевшего на то права.
Хотя этот паренек оказал нулевое воздействие на исход той игры, где отбегал меньше минуты, тренер Страуд и его команда вернули кубок назад. Многие люди сказали бы — и действительно говорили, — что они заслуженно выиграли этот трофей и должны оставить его у себя, но в том-то и состоит одно из наглядных выражений иронии жизни. Сохранив кубок за собой, они где-то в глубине душе знали бы, что не выиграли его по всем правилам и в действительности не являются чемпионами штата. Но зато после того, как кубок был ими возвращен, они знали и сердцем, и умом, что выиграли его и что на самом деле были больше чем чемпионами. Это и есть свобода и тот образ жизни, который присущ людям, пребывающим на самой вершине.
"^Порядочность и честность дают вам реальную свободу, поскольку вам нечего бояться, потому что нечего скрывать. 'Вы будете. поступать правильно, а посему ^а вами не будет никакой вины".
В своих исканиях свободы многие люди упускают из виду тот факт, что подлинную свободу они могут получить только при наличии мужества, дисциплины, порядочности и честности. Когда вы избавитесь от страха и вины, ваше путешествие на самую вершину пойдет легче и быстрее.
Франклин Рузвельт сказал: "Стоять на бастионах и умирать ради наших принципов — это героизм, но ринуться в битву и победить ради наших принципов — нечто большее, чем героизм". Говоря реалистически, я мог бы добавить, что это — действительно больше, чем героизм, ибо так мы гарантируем себе свободу.
Если вы упорно трудитесь, добиваетесь в работе превосходных результатов и действуете наилучшим образом, то тогда — и только тогда — вы воистину свободны отдыхать и наслаждаться плодами и благами своего труда. Это и есть свобода.
СВОБОДА ДИСЦИПЛИНЫ
Моряк, плавающий по океанским просторам, обладает свободой только тогда, когда становится рабом компаса. Пока он не начнет всецело подчиняться компасу, его удел — оставаться в пределах видимости берега. Как только он подчинится показаниям этого прибора — можно двигаться в любую точку, куда его только в состоянии доставить корабль, плывущий по воде. Если снять вагон или целый поезд с рельс, он становится свободным, но никуда не может добраться. Уберите с автомобиля рулевое колесо — и он избавится от какого бы то ни было руководства и контроля, но ездить не сможет. С человеком происходит во многом то же самое. Свобода — реальная свобода — приходит лишь в том случае, когда образом жизни становится дисциплина, поддерживаемая и укрепляемая моральными абсолютами.
ДИСЦИПЛИНА МЕНЯЕТ ЖИЗНЬ
Дисциплина — одно из тех качеств, которое дает нам безмерное количество свободы. Ронда Харрингтон Келли в своей книге "Божественная дисциплина" указывает, что самодисциплина сама не развивается — ей обучаются. Вы являетесь при этом одновременно и преподавателем, и учеником. Например, мы движемся в направлении свободы, когда дисциплинируем себя так, чтобы отложить на потом некоторые из сегодняшних радостей жизни с целью получить возможность наслаждаться финансовыми достижениями позже. Подлинное счастье и свобода от всякого рода страхов уйдут, когда мы будем знать, что обеспечили в финансовом отношении и собственную старость, и образование наших детей. А сколько счастья в осознании того, что при случае мы сможем внести необходимый вклад и быть поддержкой нашим родителям, если те станут нуждаться в помощи, — в том-то и состоит свобода. Неподдельная, реальная свобода.
Дисциплина — это привычка предпринимать осознанные действия, пока мы не достигнем способности функционировать с бессознательной компетентностью и высоким, качеством. дисциплина весит граммы, но сожаление весит тонны.
Йохун Рие
В своей книге "Все, что когда-то было нашим" Элизабет Эллиот указывает, что хотя свобода и дисциплина сейчас считаются взаимно исключающими, фактически как раз свобода является тем вознаграждением, которое несет с собой самодисциплина.
Когда я дисциплинирую себя питаться должным образом, жить нравственно, регулярно заниматься физическими упражнениями, расти умственно и духовно, а также не пичкать свой организм наркотиками или алкоголем, то предоставляю себе свободу проявить себя наилучшим образом и пожинать все плоды и блага, которые с этим связаны.
Полагаю, что теперь вы согласитесь: начиная с той страницы под номером один, когда мы начали это захватывающее путешествие, имеющее целью взойти на самую вершину, вами достигнут некоторый вполне серьезный прогресс и проделан длинный путь. Если вы тщательно следовали за мной по всем разделам этой книги, усваивали изложенные идеи, предпринимали рекомендованные шаги и дали обязательство продолжать свой жизненный рост, то сейчас вы находитесь в процессе обретения того самого прекрасного и бесценного из всех наших желаний, каковым является обоснованная надежда (подробно рассмотренная в десятой главе) — надежда проявить лучшие стороны своего "я", что станет главным фактором хорошего финиша.
Хороший финиш
После того как приветственные возгласы затихли и растворились в воздухе, а стадион опустел, после того как газетные шапки написаны, а вы возвратились в тишину собственной квартиры, перстень обладателя суперкубка уложен в туалетный столик, вся помпа утихла, а фанфары отгремели, остается то, что никогда не умирает: преданность идее победы; и преданность стремлению сделать в своей жизни максимум того, что мы. можем, дабы сделать этот мир лучшим местом для обитания.
Вине Ломбарди, тренер по футболу
настоятельно подчеркнуть, что вовсе не пытаюсь убедить вас приложить все усилия, чтобы в своем деле стать лучшим в мире. Это может оказаться ужасно огорчительным, пагубным и даже саморазрушительным занятием, потому что в любом роде деятельности только один человек может быть лучше всех. Цель книги "На самой вершине" состоит в том, чтобы убедить вас принять на себя обязательство быть как можно лучшим в рамках своих возможностей, а также разъяснить вам, что если вы распознаете, признаете и продолжите развивать имеющиеся у вас способности, то сможете добиться результатов, вызывающих прямо-таки благоговейное восхищение. Пророк давних лет был прав, когда сказал, что вы воистину самое удивительное творение Бога.
СТАРАЙТЕСЬ ИЗО ВСЕХ СИЛ
Когда вы даете обязательство быть как можно лучше в рамках своих возможностей, то уже получаете удовлетворенность, счастье и душевный покой, которые позволят вам более эффективным образом подходить к жизни и ее проблемам. Достигнув той точки, когда вы уже знаете, кто вы такой и чем располагаете, вам уже никому и ничего не надо доказывать. Это дает свободу действовать в жизни наилучшим образом и пребывать в мире с самим собой и достигнутыми вами результатами. Вы будете знать, что делаете всё возможное и при этом следуете тем моральным и этическим абсолютам, о которых мы вели и ведем речь. Вы будете чувствовать себя комфортно, зная, что делаете всё, чего только может потребовать от вас Бог, любой другой человек или вы сами. Здесь имеет место не просто успех —. это и есть жизнь на самой вершине, а отсюда следует, что вас ждет хороший финиш.
ПОДУМАЙТЕ ОБ ЭТОМ
Надеюсь, вы тщательно и всесторонне обдумаете эти заключительные мысли. Я убежден, что уже первое прочтение вами принципов и процедур, описанных в книге "На самой вершине", подняло вас на более высокий уровень. С этого выгодного пункта в ходе повторного чтения вы еще глубже и лучше постигнете то, что, возможно, упустили ранее.
Мой опыт в сочетании с бесчисленным количеством писем и звонков от других людей убеждает меня, что второе, третье или даже четвертое прочтение важной информации приносит гораздо больше пользы, нежели первое чтение, особенно в вопросе возникновения у вас новых идей. Неоднократное прочтение книги вроде этой приводит к появлению многочисленных связующих нитей между философскими идеями и их практическим ежедневным применением. Этот подход разовьет ваши способности и таланты, а также поможет вам планировать свое будущее.
ВАША ДЕКЛАРАЦИЯ МИССИИ
Как вы, несомненно, помните, в самом начале книги я говорил о важности наличия декларации миссии. Я даже процитировал подобную декларацию, существующую у нашей компании, и признал, что она звучит малость грандиозно. Однако, поскольку один человек может оказывать воздействие на многих других людей, мне всё-таки кажется, что эта декларация миссии определяет направление нашего движения и показывает, что поставленная цель достижима.
Подозреваю, что к данному моменту вы уже установили для себя собственную миссию. Полагаю, что теперь у вас в руках есть ключ к реальному успеху и вы понимаете, каким путем восходят на самую вершину. Я убежден также, что вы чувствуете необходимость наличия плана действий и важность собственной декларации миссии. Возможно, вы уже сделали для этого всё, кроме изложения текста указанной декларации, и теперь вам осталось лишь перенести ее на бумагу и окончательно отредактировать таким образом, дабы в ней говорилось именно то, что вы хотите сказать. С целью помочь вам внести завершающие штрихи в этот текст позвольте мне призвать вас возвратиться к концу первой главы и заново перечитать мое определение вершины. Это должно дать и, вероятно, даст вам некоторые идеи, чтобы приступить к формулированию собственной декларации миссии. Начинайте прямо сейчас, и к тому времени, когда вы закончите повторное изучение книги "На самой вершине", у вас почти наверняка будет много вариантов миссии. Особенно поспособствует этому, если вы будете параллельно работать над той целевой программой, о которой мы детально говорили в нескольких предшествующих главах.
Сказав всё это, позвольте мне также еще раз подтвердить, что миллионы людей испытывают трудности, когда надо ясно сформулировать их чувства. Если и вы принадлежите к такой категории, не огорчайтесь — и не бросайте свои попытки. Мне лично потребовалось несколько месяцев и множество "мозговых штурмов" с привлечением всего персонала фирмы, чтобы подготовить нашу декларацию миссии. Приложите максимум усилий и помните, что миллионы людей хорошо жили и хорошо финишировали задолго до того, как сам термин "декларация миссии" стал частью нашего лексикона.
Чтобы привести вам другой пример важности наличия миссии и ее декларации, давайте посмотрим на школу "Providence St. Mel", расположенную в самом мрачном и криминогенном районе Чикаго. Их декларация миссии, поддержанная твердым лидерством Пола Адамса, является позитивным доказательством того, что один преданный идее борец за изменение жизни может привлечь сотни и даже тысячи других таких же борцов.
Когда-то эта школа была католическим учебным заведением, но начиная с 1979 года стала обычной частной школой, в которой декларация миссии и ее практическое воплощение во многом базируется на тех же самых принципах, которых придерживаемся мы в книге "На самой вершине". Это и объясняют, почему за последние пятнадцать лет буквально 100 процентов ее выпускников были приняты в колледжи и университеты по всей Америке. А после окончания высших учебных заведений многие из бывших питомцев указанной школы стали профессорами, бизнесменами, банковскими служащими, врачами, преподавателями и полицейскими офицерами.
Сегодня в этом школьном городке зеленеет трава и нет никаких банд, наркотиков, азартных игр, краж, драк, гнусных надписей на стенах, сверхъестественных стрижек или орущих радиоприемников. Девиз г-на Адамса "Чтобы жить, нужно отдавать" в сочетании с декларацией миссии школы "Мы верим в сотворение вдохновенных людей, порожденных чудом упорной работы, — а посему мы работаем, планируем, строим и мечтаем — и с Божьей помощью мы отыщем путь или проложим его" говорят сами за себя.