Природа личных конструктов
Индивидуальное использование конструктов.«Конструкт представляет собой представление о некоторых вещах в плане их сходства и различия» (там же, р. 105). Различие включается в понятие конструкта, а не образует иную концепцию, как в обычной логике. В этом отношении конструкт отличен от концепции. Он включает не только абстрактный элемент концепции, но также и восприятие. Дихотомия представляет собой универсальный аспект человеческого мышления.
Человек не способен выразить всю систему своих конструктов целиком и может неверно истолковать перспективы развития ситуации. Индивиду иногда не удается выразить некоторые конструкты в форме, понятной окружающим, чтобы они могли включить их в собственные системы, правильно прогнозируя его поведение. Он может выразить свои конструкты недостаточно полно, упуская сопоставление, например, сказав: «Мэри нежна». Слова о нежности Мэри подразумевают, что, как минимум, один человек нежен, а другой нет, или же, с учетом минимального контекста для конструкта (три элемента), двое других не нежны. Любое другое утверждение нелогично и антипсихологично. Говорить о том, например, что все нежны, бессмысленно. Поскольку конструкты в основном индивидуальны, их не так-то просто понять. Таким образом, в целом ряде случаев человек имеет в виду совсем не то, что говорит.
Конструкты абстрагируют повторяющиеся свойства событий и предполагают, что эти повторяющиеся свойства могут проявиться в другом событии. Прогноз, таким образом, строится на толковании. Предсказывается не конкретное событие, а его свойства, сочетающиеся особым образом. Прогноз подтверждается только в том случае, когда происходит событие, которое может быть предсказано точно так же, как и сочетание его свойств.
Конструкты позволяют связывать или группировать события, делая их прогнозируемыми и управляемыми. Человек властвует над собственной судьбой в той степени, «в какой он способен создать систему конструирования, с помощью которой он идентифицирует себя и которая настолько всеобъемлюща, что включает окружающую его действительность... Согласно этой точке зрения, человечество медленно обучается контролировать свою судьбу, хотя процесс этот длинный и утомительный» (там же, р. 127).
Индивид обладает выбором между двумя полюсами, или крайними значениями, конструктов, однако сам подвержен влиянию комплекса взаимосвязей внутри системы конструирования. Вместе с тем для расширения системы могут создаваться новые конструкты. Конструкт в результате представляет собой конкурирующие гипотезы, причем индивид может действовать в соответствии с любой из них.
«Я» также представляет собой конструкт. Использование «Я» как отправной точки формирования конструктов приводит к тому, что они жестко контролируют поведение, особенно поведение по сравнению с другими людьми. Эти сравнения, которые делает индивид, контролируют его социальную жизнь. «Когда человек истолковывает поведение других людей, он формирует систему конструктов, регулирующую его собственное поведение» (там же, р. 133) — таким образом, каждый из нас определяет свою роль. Система конструктов обнаруживает себя, когда человек говорит о других людях.
Формальные аспекты конструктов.Символизм позволяет с помощью одного из элементов отобразить весь конструкт. Коммуникация, таким образом, представляет собой воспроизведение символического элемента с целью выявления параллельного конструкта у другого индивида. Слова играют роль символов, но не всегда эффективно. Фигуры, такие как мать или отец, могут символизировать конструкты. Этот вид символизма характерен для детей. Такие фигуры придают конструкту ясность и стабильность (ригидность).
Для оценки конструктов других людей используются различные аспекты. Наиболее употребительным является параметр абстрактное/конкретное, однако оно не очень-то помогает; гораздо более полезен параметр проницаемость/непроницаемость, о котором уже шла речь. Упреждающий конструктприписывает элементы исключительно к одной сфере — мяч может быть только мячом и ничем иным. Констелляционный конструктдопускает одновременную принадлежность своих элементов к другим сферам (например, мяч может отскакивать от поверхности, подобно другим предметам). Предполагающий конструктоставляет свои элементы открытыми для толкования, не определяя других сфер, к которым они могут принадлежать (например, «любое округлое тело может оказаться, в том числе и мячом», р. 155). Он в корне отличается от упреждающих и констелляционных конструктов. Имеются и другие аспекты, такие как тревога,враждебность,переносизависимость,о которых пойдет речь ниже.
Изменение конструктов.Валидизация является результатом предугадывания или прогноза. Валидизация — это не подкрепление; она гораздо шире и может включать, например, перелом ноги после того как это событие было предсказано. Несостоятельная валидизация ведет не только к изменениям прогноза, но также и к обращению к иному конструкту в качестве основы для прогноза или к пересмотру системы конструктов. Формированию новых конструктов благоприятствуют определенные условия, в том числе подход к конструктам в контексте, исключающем собственное «я» или членов семьи и, напротив, включающим в качестве контекста свежий набор элементов. Именно это и делает терапия. К другим условиям относятся атмосфера экспериментирования, в которой «испытываются» предположительные конструкты, а также доступность валидизирующих данных — знание результатов. Вместе с тем результаты следует анализировать с позиции участника, а не экспериментатора.
Наиболее важным условием, неблагоприятным для формирования новых конструктов, служит угроза.«Конструкт служит угрозой, когда он сам является элементом конструкта более высокого порядка, несовместимого в свою очередь с другими конструктами высшего порядка, которые связаны с жизненными интересами индивида» (там же, р. 166); например, «конструкт опасности представляет собой угрозу, когда становится элементом в контексте смерти или травмы» (там же, р. 166). Такие элементы исключаются из системы личных конструктов, поскольку они несовместимы и воспринимаются как угрожающие, когда представляются элементами нового конструкта, и потому не могут быть использованы без затруднений.
«Эффект угрозы приводит к тому, что клиент судорожно цепляется за свой базовый конструкт. Угроза вызывает необходимость мобилизовать все ресурсы. Следует иметь в виду, что мобилизованные ресурсы могут не всегда быть зрелыми и эффективными. Следовательно, под влиянием угрозы человек часто ведет себя по-детски. Другим эффектом от введения угрожающих элементов, часто весьма нежелательным, является склонность клиента опираться на свой травматический опыт как на субъективное оправдание своих неадаптивных представлений» (Kelly, 1955, pp. 167-168).
Вторым неблагоприятным условием для формирования новых конструктов является озабоченность старым материалом, старыми непроницаемыми конструктами, старыми привычками. Третье условие — это отсутствие лаборатории, в которой можно испытывать новые конструкты в относительно контролируемой и безопасной ситуации.
Смысл опыта.Наш опыт есть часть всех происшествий в мире, которая касается нас. Вместе с тем события происходят с нами лично, лишь когда мы ведем себя в соответствии с ними, интерпретируем их, а не только когда реагируем на них. Люди не учатся на опыте; научение и есть опыт. Последующее толкование или реконструкция событий обогащают опыт.
Психология личных конструктов расценивает опыт индивида как феноменологический, однако пытается
«приподнять данность от личного на сравнительно высокий уровень абстракции. Это несколько напоминает высказывание, что мы конкретно работаем с абстракциями человека, а не абстрактно с его конкретикой. Бихевиоризм, например, поступает иначе; он создает общественные абстракции из минутной личной конкретики» (Kelly, 1955, р. 173).
Психотерапевт, работающий в рамках личных конструктов, наблюдает конструкты или абстракции поведения своих клиентов, принимает номинальную ценность всего, что видит и слышит, в том числе всего, что касается конструктов клиента. Это обычно называется принятием;это доверительная установка.Абстрактные элементы в системе индивида — это конкретные элементы, ждущие конструирования в системе психотерапевта. «Все это значит, что мы не можем считать психологию личных конструктов феноменологической теорией, если это означает игнорирование личных конструктов психолога, осуществляющего наблюдение» (там же, р. 174).
Теория личных конструктов, подобно перцептуальным теориям, предполагает внеисторический подход, который заключается в том, что действительность человека в каждый конкретный момент определяется его взглядами в этот момент, а прошлое оказывает влияние на поведение лишь через текущее восприятие. Основа восприятия включает как «бессознательные», так и сознательные процессы. Исторический метод исследования может быть использован для выявления последовательной стереотипизации элементов, входящих в личные конструкты индивида.
В валидизации личных конструктов человека заметную роль играют окружающие. Их мнение учитывается при оценке истинности конструктов, не связанных с людьми. Если же конструкты индивида включают людей в качестве элементов, а другой человек ведет себя несообразно ожиданиям, индивид испытывает угрозу. В свою очередь он также испытывает определенное влияние; даже отвергая ожидания других, человек составляет представление о себе в зависимости от этих ожиданий.
Другим аспектом валидизации с помощью групповых ожиданий является конструирование роли. Понятие рольиспользуется применительно к деятельности человека в свете его представлений о системах личных конструктов одного или нескольких других людей. Таким образом, играя роль, индивид действует, как ему кажется, в соответствии с представлениями окружающих, поэтому толкование роли следует валидизировать в терминах ожиданий этих окружающих. Эта последняя ситуация иллюстрирует типичный подход для психотерапевта личных конструктов, который стремится выяснить роль по отношению к другим людям. Теория личных конструктов является, по существу, «ролевой теорией».
Культура влияет на личные конструкты индивида, приводя к сходству конструктов у представителей одной культуры. Психотерапевту следует иметь в виду эти культурные влияния и рассматривать эти групповые конструкты как элементы, на которых человек строит свои личные конструкты. Таким образом, сходства и различия между людьми в культуре должны быть максимально учтены.
Диагностические конструкты.Назначением диагностических конструктов является обеспечение клиницистов набором профессиональных конструктов, которые могут охватывать личные конструкты клиентов; это дает клиницисту возможность играть профессионально значимую роль в отношении своих клиентов. Эти конструкты не имеют ничего общего с диагностическими категориями, типами людей или чертами характера; скорее они представляют собой набор универсальных систем координат, в соответствии с которыми можно очертить любое поведение клиента и изменения в его психологических процессах. Эти конструкты используются не для классификации клиентов, а для демонстрации различных направлений движения, открытых перед ними. Детальное письменное структурирование клиницистом опыта клиента называется структуризацией.Структурированиеобозначает план, который согласует поведение клиента с его внутренними личными конструктами, а затем приводит их в соответствие с собственными системами клинициста или подключается к ним. Феноменологический подход используется, чтобы выйти на личные конструкты индивида, а затем они с помощью нормативного подхода сопоставляются с тем, что известно о других людях, таким образом переводя системы каждого клиента в область общественного.
Хороший диагностический конструкт должен обладать характеристиками других хороших конструктов. Это, в частности, предположительность (относительная независимость), дихотомия, проницаемость, определяемость (операционная), временный характер, прогностичность, социальность, а также способность выдвигать гипотезы, особенно касающиеся лечения.