При отсутствии этого звука в речи ребенка

ИЛИ ЗАМЕНЕ ЕГО НА [Ы]

^ Попросите ребенка произнести звук [л].Он либо произнесет звук [ы],либо некий неопределенный гласный звук. Если ребенок не сможет произнести никакого звука, вам придется отказаться от этого способа.

^ Пусть ребенок произносит этот свой звук [л](на самом деле [ы]или неясный гласный звук) более четко, так, чтобы он «попадал» ему на ладонь. Выдох должен быть как можно более горячим. Постепенно нужно отодвигать ладонь подальше ото рта, чтобы ре­бенок усиливал ротовой выдох.

Произнося звук, ребенок должен чувствовать, как воздух прохо­дит у него между зубами. Следите за тем, чтобы плечи у ребенка были опущены, и в мышцах не было других напряжений и зажи­мов. Губы должны быть открыты так, чтобы были видны нижние и верхние резцы.

В результате ребенок будет произносить некий гласный звук, к

которому примешивается некоторый «жужжащий» призвук от

трения воздушной струи о зубы. ■^ На этот призвук обратите внимание ребенка, скажите, что именно

таким и должен быть тот звук, произношение которого вы сейчас

разучиваете. ^ Дальше во время длительного произнесения этого «жужжащего»

гласного звука (который выдохом ощущается на ладони), ребенок

должен прижать язык к передним зубам и продолжать в этом

положении произносить свой звук.

Ребенок должен прижать мягкий, ленивый язык. В результате

получится [л](возможно также с «жужжащим» оттенком). ■^ Предварительно беззвучно потренируйте с ребенком то, каким

образом он будет прижимать к зубам язык.

Собственно звук [л]возникает в момент отрыва языка от того места, к которому он был прижат. Поэтому, чем резче и определенней выражен этот «отрыв», тем четче произносится звук, то есть окончательное фор­мирование произношения звука [л]происходит в слоге, который дол­жен звучать очень отрывисто.

^ Произносить слоги нужно следующим образом. После того как ребенок прижал язык к верхним зубам и у него получился звук [л],он должен тут же резко открыть рот и произнести слог [ла](гласным звуком слог должен «попасть» в ладонь). Над слогами нужно работать с использованием картинок.

Четче всего звук получается тогда, когда при переходе на глас­ный звук рот ребенка резко открывается, и одновременно с этим язык как будто «отскакивает» от места произнесения звука.

^ Если при произнесении слогов будет сохраняться «жужжащий» призвук, их нужно произносить тихим голосом (или даже шепо­том) — это должно убрать этот призвук.

^ После формирования слога [ла]работайте над другими слогами в такой последовательности: [ло], [лу], [лэ], [лы].

^ В завершение предложите ребенку правильно повторить вслед за вами звук [л].

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л]

НА ФОНЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ГЛАСНОГО [А]

-/ Пусть ребенок негромко и низким голосом тянет звук [а].Рот широко открывать не нужно (звук [а]может звучать как что-то среднее между [а]и [э]).Выдох, как ровная струя горячего возду­ха, должен ощущаться на подставленной ко рту ладони.

-/ Во время такого произнесения нужно «стучать» языком в верхние резцы (или одновременно в верхние и нижние зубы, если звук от этого будет получаться четче). Выдох (которым звук [а]«ложит­ся» на ладонь) должен быть горячим, ровным и непрерывным. Получится такое произношение: [ла— ла— ла](гласный будет звучать усеченно). Предварительно беззвучно потренируйте с ре­бенком это движение.

^ Такие же упражнения ребенок должен выполнять на фоне произ­несения гласных [о], [у], [э], [ы](будут получаться слоги [ло], [лу], [лэ], [лы]).На первых порах нельзя сильно вытягивать или округлять губы, от этого гласные звуки будут звучать несколько редуцированно (усеченно).

^ После того как ребенок без затруднений произносит звук [л],ска­
жите ему, какой звук он научился выговаривать, и закрепляйте
его в слогах по подражанию. ,..,..

СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л] ОТ МЕЖЗУБНОГО ЗВУКА [Л]

^ Пусть ребенок произносит очень открытый звук [ы]:резцы разом­кнуты — верхние находятся над нижними. Губы должны быть раскрыты так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Про-

износить звук нужно тихо, низким голосом. На подставленной ко рту ладони широкой теплой струей должен ощущаться выдох.

^ После этого ребенок должен просунуть между зубами широкий распластанный язык и слегка закусить его (поставить на него вер­хние резцы). Все время следите за тем, чтобы верхняя губа ре­бенка не прикасаласьк языку.

■^ В этом положении нужно произносить звук [ы],как и раньше ощущая широкий теплый выдох на ладони. Выдох оказывается широким, потому что воздушная струя с двух сторон огибает рас­положенный между зубами язык.

^ Будет слышаться на слишком четкий протяжный звук [л](воз­можно с небольшим «жужжащим» оттенком). Придумайте какое-нибудь название этому промежуточному звуку (например, «гудок парохода»). В дальнейшем, когда вы попросите ребенка изобра­зить этот «гудок» он должен произносить межзубный [л].

^ Затем пусть ребенок (по картинкам) произносит слоги [ла— ла— ла]с межзубным звуком [л](попадая звуком [а]себе на ладонь). Вы можете сказать, например, ребенку, что ваш «пароход будет теперь учиться произносить слоги».

^ В дальнейшем произносятся слоги с гласными [о], [у], [э], [ы].

■^ Когда ребенок будет легко и свободно произносить межзубный звук [л],сообщите ему, что он произносит звук [л].

■^ Теперь ребенку нужно убрать язык за зубы. Повторяя слоги [ла— ла— ла],он должен постепенно втягивать язык в рот, как бы соскальзывая с него зубами, пока тот не начнет прикасаться к внутренней поверхности верхних резцов. Выдох все время дол­жен ощущаться на ладони совершенно одинаковым образом.

■^ В заключение нужно потренировать произношение звука [л]в сло­гах (делать это можно по подражанию).

СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л]

ОТ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО «ЖУЖЖАЩЕГО» ЗВУКА

•/ Нужно поставить верхние резцы на нижние. Язык остается на дне ротовой полости. В этом положении сквозь зубы ребенок должен «выдувать» себе на ладонь воздух. Упражнение нужно делать с голосом, будет получаться неясный «жужжащий» звук. Вы мо­жете показать ребенку, как это сделать.

-/ Во время произнесения этого «жужжащего» звука ребенок дол­жен прижать кончик языка одновременно к верхним и нижним резцам. Звучание «жужжащего» звука от этого практически не изменится. Зубы можно слегка приоткрыть, так чтобы язык был виден в образовавшуюся щель. На подставленной к губам ладони ребенок должен чувствовать выдох. На зубах — холодок от прохо­дящего сквозь них воздуха.

Губы ребенка должны быть раскрыты «рупором», постоянно сле­дите, чтобы он не сближал губ.

^ Дальше ребенок по картинке должен произносить с этим «жуж­жащим» звуком слог с гласным [а] (язык прижат к зубам, ребе­нок должен чувствовать на них холодок или движение воздуха). В момент отрыва языка от зубов будет получаться слог [ла] (звук [л] будет сохранять «жужжащий» оттенок).

Следите, чтобы ребенок не отрывал языка от зубов, прежде, чем начнет произносить гласный звук, так как в этом случае звук [л] из его произношения исчезнет. Слог нужно произносить коротко, но при этом без напряжения. Звук [а] должен быть «тяжелым» и «вываливаться» изо рта на ладонь.

-/ В дальнейшем нужно устранить из произношения «жужжащий» при­звук. Для этого ребенок должен произносить слоги очень тихо (про­должая ощущать выдох на ладони и движение воздуха на зубах).

^ После этого нужно произносить по картинкам слоги с гласными [°]> [у]» [э]' [ы]- Губы ребенка должны быть приоткрыты «рупо­ром» (даже при произнесении слога со звуком [у]).

^ Когда ребенок будет свободно произносить слоги, сообщите ему, какой звук он на самом деле выговаривает, пусть повторит его вслед за вами.

^ Для окончательного уточнения произношения звука [л] предло­жите ребенку произносить его, прикасаясь кончиком языка к вер­хним резцам.

•^ Закрепляйте такое произношение в слогах (по подражанию).

СПОСОБ V. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Л1]

•^ Попросите ребенка произнести слог [ли].

^ Затем вслед за вами по подражанию пусть произнесет слог [ла]. Обратите его внимание на то, что вслед за звуком [л] идет именно [а], а не [йа].

^ Если ребенок смягчает звук [л], потренируйте с ним произноше­ние звука в звукосочетании [ала], которое ребенок должен повто­рять за вами. Первое время можно немного прикусывать кончик языка зубами. Последним гласным звуком ребенок должен «це­литься» себе в ладонь.

•/ Если смягчение сохраняется, используйте следующий прием. Пусть ребенок, произнося слог [ла], прижимает к верхним резцам ниж­нюю (тыльную) часть кончика языка. Для этого ему придется, загнуть вверх кончик языка, а среднюю часть спинки языка опу­стить (выгнуть язык «ковшиком»). Поскольку мягкость звучания образуется в результате подъема средней части спинки языка, этот прием устраняет ее. Покажите ребенку, как это сделать.

Точно так же нужно произносить слоги и с другими гласным!: звуками.

После того как ребенок будет произносить звук [л]безошибочно, переходите к произношению звука обычным образом (прикасаясь кончиком языка к верхним резцам). Таким образом пусть произ­носит слоги.

В конце попросите ребенка повторить за вами изолированный звук [л].

Постановка звука [л] при аномалиях строения речевых органов

■^ Если у ребенка есть признаки дизартрии,воспользуйтесь третьим способом.

■^ Принижнем выдвинутом прикусе звук [л]можно поставить вто­рым способом, но несколько иначе. Вместо того чтобы «стучать» языком о зубы и таким образом произносить слоги [ла— ла— ла],ребенок должен прижать кончик языка к нижним резцам и. протяжно произнося гласный [а],попеременно открывать и зак­рывать рот. Закрывая рот, он будет ставить верхние резцы на при­жатый к нижним резцам кончик языка (то есть ребенок будет как бы «стучать» о язык верхними резцами) В результате будут полу­чаться слоги [ла— ла— ла].

Звук можно поставить четвертым способом. Только произнося «жужжащий» звук, ребенок с самого начала должен прислонять кончик языка к верхним резцам.

Постановка звуков [с] ([з]) и [ц]Постановка звука [с]

Прежде всего попытайтесь поставить ребенку звук [с]первым спо­собом.

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] ОТ ЗВУКА [Т]

•^ Зубы должны быть в форме правильного прикуса (прикрыты, а не сжаты). Пусть ребенок выдохнет воздух и вслед за вами длитель­но произносит звук [т].В своем произношении старайтесь не под­черкивать идущий вслед за [т]свистящий звук. На ладони струй­кой должен ощущаться выдох.

•^ Затем нужно вытянуть губы в улыбку и в таком положении про­должать длительно произносить звук [т].Возможно, вторым зву­ком после [т]будет слышаться правильный звук [с].

^ Если после звука [т]будет слышаться неясный свистящий звук, попросите ребенка очень сильно улыбнуться (вытянув губы «в ни­точку»). От этого свистящий звук будет звучать тоньше. Обратите внимание ребенка на то, что вслед за [т]слышится свист, как будто «свистит комар».

•^ Если произношение звука остается недостаточно точным, скажи­те ребенку, чтобы «его комар» свистел «тоньше», потому что это очень «маленький комар».

^ В дальнейшем тренируйте только «свист комара». Вы можете очень тихо, едва слышно показать ребенку, как должен свистеть ма­ленький комар. Вы должны изобразить далее не полноценно зву­чащий звук [с],а, входящий в этот звук, гораздо более тонкий и чистый свист. Свист у ребенка может выходить то лучше, то хуже, указывайте ему, когда он «свистел» правильно, а когда нет.

■^ Для уточнения звучания ребенок может «свистеть» то тише, то громче. Можно немного увеличить просвет между зубами и, «сви­стя», тихонько шевелить около зубов языком (как будто «комар хочет пробраться в щелку между зубами»).

Время от времени ребенок должен контролировать ладонью на­правление воздушной струи, при тонком, тихом свисте она будет едва ощущаться. Можно следить, как она легким холодком проса­чивается между зубами.

^ После этого переходите к произнесению слогов («обучайте комара говорить»). Слоги произносите с использованием картинок в сле­дующей последовательности: [са], [сэ], [сы], [со], [су].Первое вре­мя гласные нужно произносить без особенного округления губ. При произнесении слогов тонкий звук свиста сам собой преобра­зуется в полноценно звучащий звук [с](станет несколько грубее).

^ Когда ребенок будет свободно и безошибочно произносить звук [с],сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.

Наши рекомендации