К учебно-психологической практике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Севастопольский государственный университет»
“УТВЕРЖДАЮ” Заведующий кафедрой Общей и прикладной психологии и педагогики __________ И.Ю.Василенко “____ ”____________ 2015 г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К УЧЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Севастополь
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе профессия психолога становится всё более востребованной, а ее предметные воплощения охватывают все новые сферы человеческой жизнедеятельности. Знакомство с практической психологией, тем не менее, должно начинаться с наиболее разработанных отраслей. Изучение опыта практической деятельности психолога детского сада и школьного психолога позволяют выделить следующие отличительные особенности профессиональной деятельности специалистов этого профиля:
· общественная и личностная значимость целей и задач их деятельности;
· сочетание в задачах многообразия составляющих, которые определяют разноплановость профессионального труда психолога;
· подвижность условий выполнения профессиональных обязанностей;
· соответствие между характером процесса и результатами профессиональной деятельности;
· актуальность творческого подхода, адекватного общепринятым нормам, рекомендациям психологической науки, моральным принципам и профессиональной этике;
· методологическое единство целей, задач и функций с индивидуальными возможностями и потребностями специалиста.
Таким образом, для специалистов данной сферы чрезвычайно важной является проблема качества вузовской подготовки, эффективной профессионализации.
В процессе обучения в вузе студенты-психологи должны не только получить глубокие знания по психологии, но и научиться работать в конкретном учреждении, с конкретными людьми, оказывая им необходимую психологическую помощь.
В системе профессиональной подготовки психолога важно на основе актуализации теоретических знаний и положительного отношения к профессии овладеть специальными умениями: анализировать и обобщать психологическую информацию, использовать разнообразные формы, методы, средства и приемы профессиональной деятельности, психологически грамотно строить отношения с окружающими людьми.
Большими потенциальными возможностями для профессионального самоопределения специалиста обладает практика.
Главными условиями эффективности психологической практики являются:
· систематичность и последовательность проведения практики, широта охвата сфер профессиональной деятельности психолога;
· взаимосвязь практики с теоретическими курсами;
· сочетание учебных, практических и исследовательских задач в содержании практики;
· дифференциация и индивидуализация организации и проведения практики.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для специальности 37.03.01 «Психология практика является неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов и проводится как на базе учебного заведения, так и на предприятиях и в организациях различных отраслей хозяйства, образования, охраны здоровья, культуры, торговли и государственного управления.
Психологическая учебная практика студентов - это начальный этап практического освоения профессии психолога. В соответствии с учебным планом и структурно-логической схемой подготовки специалиста учебная практика проводится в учреждениях образования.
Наблюдения за растущей, развивающейся личностью позволяют глубже понять происхождение и динамику формирования психических образований, закономерности выстраивания их в целостную иерархическую структуру, характер их зависимости от внешних воздействий (прежде всего процесса и способов обучения и общения). Наблюдение за работой школьного психолога, посильное участие в проводимых им мероприятиях формируют у студентов реалистичное представление о содержании психологической работы в учреждении образования, о месте психолога в коллективе школы и его роли в учебно-воспитательном процессе.
Базами учебной практики являются школы и детские дошкольные учреждения. Задания на учебную практику в учреждениях образования предполагают изучение и освоение простейших содержательно-практических, коммуникативных и просветительских функций школьного психолога. Все задания привязаны к основной деятельности школы и дошкольного учреждения – учебно-воспитательному процессу, к контингенту школ (ДДУ) – детям и педагогам. Особое внимание уделено процессам педагогического общения, учебной и познавательной деятельности детей и подростков, проявлениям школьной дезадаптации учащихся, взаимодействию школы (ДДУ) и семьи в вопросах организации жизни, воспитания, образования и развития детей, психологии педагогической деятельности.
Цель учебной практики - овладение современными методами и формами организации профессиональной деятельности, формирование на базе полученных теоретических знаний первичных профессиональных умений и навыков для последующего их использования в реальных условиях самостоятельной практической деятельности, формирование потребности в систематическом обновлении знаний и их творческом применении.
Прохождение практики возможно после освоения теоретических дисциплин, входящих в базовую часть ООП, а также практическими занятиями: курс «Введение в профессию», курс «Использование информационных технологий в психологии», курс «Статистические методы в психологии», курс «Общая психология», курс «Психология развития, возрастная психология».
Объем практики
Курс | Семестр | Общий объем, ЗЕ (ч) | Контактная работа, ч | Самостоятельная работа, ч | Реферат, РГЗ, контр. работа, коллоквиум | Курсовой проект (работа) | Итоговая конференция (семестр) | ||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | |||||||
Очная форма обучения | |||||||||
(108) | - | – |
Задачи учебной психологической практики:
· ознакомление студентов со структурой и деятельностью учреждений образования;
· формирование у студентов представлений о будущей профессии, стойкого интереса к профессии психолога, потребности в самообразовании;
· реализация элементов экспериментальной, диагностической, психопрофилактической и просветительской работы школьного психолога (психолога ДДУ); овладение способами анализа деятельности учителя на уроке;
· развитие способности анализировать наблюдаемые явления и события, интерпретировать полученные результаты исследовательской работы;
· формирование и развитие профессиональных навыков и умений;
· развитие у студентов умений самоорганизации и самоконтроля, профессиональной и личностной рефлексии;
· формирование навыков ведения служебной документации.
К концу учебной психологической практики студент должен овладеть следующими профессиональными умениями:
· выделять и объяснять психологические проблемы в рамках своей компетентности;
· прогнозировать развитие проблемной ситуации;
· устанавливать доверительное общение с разными субъектами педагогического процесса;
· определять место и роль психолога в учебном коллективе, анализировать и контролировать свое поведение и деятельность в соответствии со статусом и этическими нормами практической деятельности психолога;
· делать теоретические и аналитические сообщения перед аудиторией;
· вести учётную и другие виды служебной документации.