Задания к контрольным работам
Наряду с лекциями и семинарами задания к контрольным работам нацелены на развитие психологической компетентности студентов как необходимой составляющей профессионального образования будущих социальных работников.
Для реализации этой цели студент должен овладеть существующим психодиагностическим инструментарием, развить определенные практические умения и навыки, необходимые для эффективного проведения психодиагностического обследования.
Грамотно проведенное психодиагностическое обследование дает возможность получить значимую информацию об индивидуально-психологических особенностях личности, о психологических проблемах, нарушающих или блокирующих процесс личностного развития, помогает оценить эффективность социальных и психолого-педагогических мероприятий. Психодиагностическая информация позволяет разрабатывать более действенные развивающие, реабилитационные и коррекционные программы, нацеленные на оптимизацию психосоциального развития личности, оперативно контролировать динамику этого развития и на ранней стадии предупреждать возможные поведенческие и личностные отклонения.
Осваивая программу практикума, студенты должны решить следующие задачи:
· Проанализировать наиболее важные в теоретическом и практическом плане проблемы психологических исследований.
· Познакомиться с основными методами и методиками и научиться использовать их на практике.
· Научиться самостоятельно разрабатывать малоформализованные методики в соответствии с целями и задачами исследования (схемы наблюдения, анкеты и т.д.).
Приступая к изучению ключевых проблем и методов психодиагностики, важно помнить, что успешное освоение данной учебной дисциплины требует актуализации знаний, полученных при изучении базовых отраслей психологической науки: общей, социальной и возрастной психологии.
Подготовка к выполнению контрольной работы предполагает:
· изучение учебной, справочной и специальной литературы;
· аннотацию статей, содержащих описание и анализ психодиагностического обследования по проблеме, близкой к теме контрольной работы;
· выполнение практических заданий, связанных с освоением, разработкой и апробацией основных методов и конкретных методик исследования психосоциальных феноменов.
Объем работы должен составлять не менее 20 страниц машинописного текста.
Темы контрольных работ
1. Этапы становление и развития методов психологического исследования.
2. Типичные ошибки наблюдения.
3. Психологические особенности поведения испытуемого и экспериментатора в процессе организации и проведения психологического эксперимента.
4. Методы психологической диагностики и развития сенсорных способностей.
5. Методы психологической диагностики и развития внимания.
6. Методы психологической диагностики и развития памяти.
7. Методы психологической диагностики и развития мышления.
8. Методы психологической диагностики и развития воображения.
9. Методы исследования и техники развития вербальных способностей человека.
10.Интеллект как общая познавательная способность. Методики диагностики интеллекта.
11. Социальный интеллект и его диагностика.
12. Методы диагностики креативности.
13.Методы диагностики коммуникативных и организаторских способностей.
14. Психодиагностические методики исследования типологических особенностей личности.
15. Методики психологической диагностики личностных особенностей и черт характера.
16.Методы диагностики профессионально-важных качеств социального педагога.
17.Методики диагностики психических состояний и дезадаптации
18.Методики диагностики волевых качеств личности.
19. Методы психологического исследования мотивационной сферы личности.
20. Методы психологического исследования самосознания.
21. Методы исследования самооценки и уровня притязаний личности.
22.Методы исследования ценностных ориентаций личности.
23.Методы исследования интересов личности.
24. Методы исследования психологических характеристик личности как субъекта общения.
25.Методы исследования межличностных отношений в малой группе.
26. Методы исследования особенностей (стратегий) поведения человека.
Вопросы для подготовки к зачету
1. Система методов психологического исследования.
2. Эмпирические методы психологического исследования.
3. Наблюдение: его виды и этапы проведения.
4. Эксперимент: естественный, лабораторный. Достоинства, недостатки и возможности разных видов эксперимента.
5. Метод опроса, особенности достоинства и недостатки устного и письменного опроса.
6. Тестирование.
7. Типичные ошибки наблюдения.
8. Психологические особенности поведения испытуемого и экспериментатора в процессе организации и проведения психологического эксперимента.
9. Методы психологической диагностики и развития сенсорных способностей.
10.Методы психологической диагностики и развития внимания.
11.Методы психологической диагностики и развития памяти.
12.Методы психологической диагностики и развития мышления.
13.Методы психологической диагностики и развития воображения.
14.Методы исследования и техники развития вербальных способностей человека.
15. Интеллект как общая познавательная способность. Методики диагностики интеллекта.
16. Социальный интеллект и его диагностика.
17. Методы диагностики креативности.
18.Методы диагностики коммуникативных и организаторских способностей.
19. Психодиагностические методики исследования типологических особенностей личности.
20. Методики психологической диагностики личностных особенностей и черт характера.
21.Методы диагностики профессионально-важных качеств социального педагога.
22.Методики диагностики психических состояний и дезадаптации
23.Методики диагностики волевых качеств личности.
24. Методы психологического исследования мотивационной сферы личности.
25. Методы психологического исследования самосознания.
26. Методы исследования самооценки и уровня притязаний личности.
27.Методы исследования ценностных ориентаций личности.
28.Методы исследования интересов личности.
29. Методы исследования психологических характеристик личности как субъекта общения.
30.Методы исследования межличностных отношений в малой группе.
31. Методы исследования особенностей (стратегий) поведения человека.