Править] Методология и особенности когнитивной психотерапии

Тема 8: Когнитивная психотерапия А.Т.Бека

Арона Бека, создателя когнитивной психотерапии, исходя из его известности и значения его трудов для развития психотерапии, можно смело назвать Фрейдом второй половины XX века. Родители Бека - выходцы из России, эмигрировали в США во время Первой мировой войны. Его научная карьера и практическая (лечебная и преподавательская) деятельность проходили в Школе медицины университета штата Пенсильвания (г.Филадельфия). Благодаря своему выдающемуся таланту психотерапевта и педагога А.Бек сумел привлечь большое количество последователей и создать собственную школу психотерапии. В настоящее время центры когнитивной психотерапии существуют во всех развитых странах мира, а ее методы лечения практикуются во многих солидных клиниках и консультациях Европы и Америки.

Когнитивная психотерапия — психотерапевтический метод, разработанный А.Т. Беком.

Центральная категория когнитивной психотерапии - это мышление в широком смысле слова. Основной постулат заключается в том, что именно мышление человека (способ восприятия себя, мира и других людей) определяет его поведение, чувства и проблемы.

Например, человек, убежденный в том, что он беспомощен, при столкновении с трудностями и проблемами будет испытывать чувства тревоги или отчаянья, состояние дезорганизации, а потому стараться избегать самостоятельных решений и действий. У такого человека в голове постоянно мелькают мысли типа «не справлюсь», «не способен», «опозорюсь», «подведу» и т.д. При этом данные мысли и убеждения могут находиться в прямом противоречии с его реальными возможностями и способностями. Однако именно они определяют его поведение и результаты деятельности.

Перестройка таких иррациональных убеждений и ситуативно возникающих мыслей позволяет избавиться от тяжелых переживаний, дает возможность научиться более конструктивно решать различные жизненные проблемы. Именно такая работа необходима для людей, страдающих тяжелыми эмоциональными проблемами - тревожными состояниями, депрессией, приступами раздражения и гнева.

В когнитивной психотерапии разработана система высоко эффективных технологий, приемов и упражнений, направленных на перестройку неадаптивного мышления и развитие способности мыслить более реалистично и конструктивно.

В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед пациентом ставится цель понять, что именно используемые им обычно суждения („автоматические мысли“) определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике.

Процедура данного метода включает в себя три этапа.

-на этапе логического анализа пациент получает критерии обнаружения ошибок суждений, возникающих в аффектогенных ситуациях;

-на этапе эмпирического анализа — отрабатывает приемы соотнесения элементов объективной ситуации;

-на этапе прагматического анализа — строит оптимальное осознание собственных действий.

Возникнув в клинике депрессивных заболеваний, затем данный метод получил широкое распространение и применяется когда речь идет о слишком заниженной самооценке.

Отличительной чертой и важным преимуществом когнитивной психотерапии является развитие навыков саморегуляции, т.е. обучение клиента целому ряду приемов, позволяющих ему самостоятельно справляться с вновь возникающими негативными переживаниями и жизненными проблемами.

Основные понятия в когнитивной психотерапии

1. Схемы. Это когнитивные образования, организующие опыт и поведение, это система убеждений, глубинные мировоззренческие установки человека по отношению к самому себе и окружающему миру, влияющие на актуальное восприятие и категоризацию. Схемы могут быть:

o адаптивными/ неадаптивными

o позитивными/негативными

o идиосинкразическими/универсальными. Пример: депрессия — неадаптивные, негативные, идиосинкразические.

2. Автоматические мысли. Основные характеристики автоматических мыслей:

o Рефлекторность

o Свернутость и сжатость

o Неподвластность сознательному контролю

o Быстротечность

o Персевераторность и стереотипность. Автоматические мысли не являются следствием размышлений или рассуждений, субъективно они воспринимаются обоснованными, даже если они представляются окружающими нелепыми или противоречат очевидным фактам. Пример: «Если я получу оценку „хорошо“ на экзамене, я умру, мир вокруг меня разрушится, после этого я не смогу ничего сделать, я окончательно стану полным ничтожеством», «Я разрушила жизнь своих детей разводом», «Всё, что я делаю, я делаю некачественно».

3. Когнитивные ошибки. Это сверхвалентные и аффективно-заряженные схемы непосредственно вызывающие когнитивные искажения. Они характерны для всех психопатологических синдромов. Виды:

o Произвольные умозаключения — извлечение выводов в отсутствие подтверждающих фактов или даже при наличии фактов, противоречащих заключению.

o Сверхобобщение — умозаключения, основанные на единичном эпизоде, с последующей их генерализацией.

o Избирательное абстрагирование — фокусирование внимания индивида на каких-либо деталях ситуации с игнорированием всех остальных ее особенностей.

o Преувеличение и преуменьшение — противоположные оценки самого себя, ситуаций и событий. Субъект преувеличивает сложность ситуации, одновременно приуменьшая свои возможности с ней справиться.

o Персонализация — отношение индивида к внешним событиям как к имеющим к нему отношение, когда этого нет на самом деле.

o Дихотомичное мышление («чёрно-белое» мышление или максимализм) — причисление себя или какого-либо события к одному из двух полюсов, положительному или отрицательному (в абсолютных оценках). В психодинамическом ключе данный феномен можно квалифицировать как защитный механизм расщепления, что свидетельствует «диффузности самоидентичности».


Хотя когнитивная психотерапия как научнообоснованный подход существует всего три десятилетия, ее источники восходят к глубокой древности. Одним из отцов когнитивной психотерапии можно считать Сократа - мудреца, прославившегося своими диалогами, в которых он виртуозно выявлял заблуждения и искажения человеческого разума, тем самым помогая людям избавиться от невыносимого страха смерти, безутешной печали или неверия в себя. В каждом народе были такие мудрецы, владеющие навыками работы с ошибочными убеждениями, провалами логики и «идолами сознания» (Фрэнсис Бекон). Однако в когнитивной психотерапии это искусство трансформировано в продуманную и научно-обоснованную систему помощи.

править] Методология и особенности когнитивной психотерапии

На сегодняшний день, КТ находится на стыке когнитивизма, бихевиоризма и психоанализа. Особенности КТ:

Наши рекомендации