Бродяга, бегущий от погони

Мотив побега и погони – неизменная составляющая мифов о Дионисе и его последовательницах. Например, по велению царя Ликурга Диониса избили и вынудили броситься в море. Поклонявшиеся ему женщины, объятые ужасом, пустились наутек, но их настигали и беспощадно избивали.

Согласно мифам, Дионис путешествовал по всему миру (как его знали греки), призывая женщин на некоторое время оставить домашние очаги и ткацкие станки, чтобы отправиться вслед за ним в горы для экстатических празднеств. Этим он нередко пробуждал враждебность местного населения. Не удивительно, что богиня брака Гера стала его непримиримым врагом, – ведь они с Дионисом проповедуют совершенно непримиримые ценности. Гера чтит прочный брак с его социальными обязательствами, нерушимыми узами и верностью. Дионис пробуждает всепоглощающую страсть и призывает женщин забыть свои привычные роли.

Расчлененный архетип

Мотив расчленения постоянно повторяется в мифах о Дионисе, разделившем судьбу более раннего египетского бога Осириса. Позже роль божественного сына, прошедшего через смерть и воскресение, досталась также Иисусу Христу. Архетип Диониса предрасполагает мужчину (или женщину) к психологическому расчленению или распятию вследствие неспособности примирить противоположные внутренние силы. Мужчина-Дионис часто оказывается как бы "распят на кресте", обуреваемый двумя противоположными порывами. Например, он может одновременно стремиться к тому, чтобы слиться с возлюбленной, и к тому, чтобы покинуть ее. "Расчлененность" – образно говоря, неспособность "сохранить целостность"; ощущение, что ты расколот на множество частей, – довольно обычное состояние для мужчин этого типа.

Мотив расчленения особенно силен, когда архетип Диониса сочетается с религией, уделяющей большое влияние чувству вины. Примером могут служить иудео-христианские религии, предписывающие: "Если рука вводит тебя в искушение, отсеки ее". Поскольку мистицизм и сексуальность суть два аспекта Диониса, молодой человек, заинтересовавшийся, например, католическим мистицизмом, может считать себя ужасным грешником, поскольку его постоянно преследуют чувственные ощущения и одолевают эротические фантазии. Сны о расчленении при помощи мечей и ножей довольно часто снятся мужчинам (и женщинам), чьи внутренние порывы вступают в непримиримый конфликт с верой.

Развить в себе Диониса

Многие мужчины, в ком не развит архетип Диониса, страдают от эмоциональной бедности и не осознают своих глубоко затаенных эмоций. Некоторым недостает чувственности (об экстазе тут и говорить не приходится) независимо от того, как часто они занимаются сексом. Развитие в себе Диониса может значительно обогатить их жизнь. Дионис сосредоточивает внимание на текущем моменте, а не на какой-то отдаленной цели. Он чутко реагирует на любые события, безошибочно ощущая то, что происходит между людьми или внутри него.

Танец и секс – сферы, где присутствие Диониса особенно важно, ибо этот архетип дает глубину, спонтанность и возможность слиться с музыкой или с возлюбленной. Овладение "техникой", строгое воспроизведение заученных движений в танце или книжных поз в сексе – все это мешает мужчине по-настоящему "быть в моменте". Если мужчина помнит о часах, Дионис отсутствует. Если в голову закрадываются посторонние мысли, отвлекая мужчину от текущего момента, Дионис покидает его. Если мужчина не осознает, что у него есть тело, он не настроен на Диониса.

Чтобы пригласить в себя Диониса, иногда необходимо выйти из привычного окружения, снять повседневные одежды, отказаться от приевшихся масок и ролей. Нужно принять дары Диониса: вино; музыку, которая пробуждает в танцоре спонтанную чувственность; бесшабашный праздник в ночь на Ивана Купала; карнавал с костюмами и масками – все, что ослабляет власть ума и помогает забыть о течении времени, приближает нас к Дионису.

Когда мы едем за город, чтобы, забыв о работе и домашних обязанностях, обрести единство с Матерью Природой, мы также пробуждаем в себе Диониса. Дионис приходит к нам, когда мы идем навстречу природе и стараемся слиться с ней. Отказываясь от привычного осознанного восприятия времени и расстояния и полностью погружаясь в ощущения момента, мы переносимся в царство субъективных экстатических ощущений.

Дионис как мужчина

Как и в предыдущих главах, в этом разделе мы будем говорить о том, что в общих чертах ждет в жизни мужчину, который ассоциируется с данным богом. Однако в случае Диониса такое обобщенное описание дать не так легко, поскольку этот архетип характеризуется противоположными тенденциями и крайностями.

Как ни трудно предсказать, каким образом проявится Дионис в жизни конкретного человека, у носителя этого архетипа есть некоторые узнаваемые черты, обычно вызывающие недоверие или отторжение у других мужчин. По стандартам "серьезных людей" мужчина-Дионис слишком женствен, или мистически настроен, или ведет себя очень уж вызывающе, или опасен, или излишне обаятелен и привлекателен, – в общем, они неуютно чувствуют себя в его обществе. Дионис разрушает обыденность. С одной стороны, этот мужчина побуждает окружающих к бунту, а с другой – архетип Диониса не дает ему самому жить как все.

Ранние годы

Бог Дионис в раннем детстве пережил два необычных события, которые могут приблизить нас к пониманию психологически аналогичных переживаний мужчин, ассоциирующихся с этим архетипом. Во-первых, бога воспитывали, замаскировав под девочку; а во-вторых, женщины, заменявшие ему мать, сошли с ума и были одержимы жаждой убийства.

Если у родителей есть стереотипы относительно того, чем должен интересоваться мальчик (проказы, техника и спорт), тогда мальчику-Дионису, вероятно, будут в той или иной форме указывать на то, что он ведет себя "как девчонка". Маленького Диониса влечет к женским занятиям, поскольку он любит использовать все свои пять чувств – этот мальчик хочет, чтобы его мир был наполнен чувственными ощущениями. Он любит щупать шелк и мех, наслаждается яркими красками, его чарует музыка. Кухня с ее запахами и вкусами этому мальчишке намного интереснее, чем гараж. Театр бесконечно больше увлекает его, чем стадион, одежда интересует больше, чем компьютеры. За эти врожденные склонности Диониса нередко называют "неженкой" – окружающим кажется, что он ведет себя как девочка.

Если даже интересы этого ребенка остаются в рамках того, "чем должен заниматься мальчик", о его эмоциональности этого не скажешь. Ему редко удается вести себя стоически, даже если окружающие всячески поощряют его к этому. Вполне вероятно, что ему постоянно твердят: "большие мальчики не плачут". Он же чуть что ударяется в слезы и столь же легко начинает смеяться. Маленькому Дионису трудно "контролировать" свои эмоции (что для большинства мальчиков означает подавлять их), и в этом он опять-таки "уподобляется девчонке".

Еще одно ключевое событие детства бога Диониса – безумие и жажда убийства, обуявшая его приемных родителей. Психоаналитик Алиса Миллер в книге "Пленники детства" описывает, как умный, чувствительный ребенок учится ладить с самовлюбленной матерью (реже отцом), которая проявляет враждебность, едва он делает что-то ей не по нраву. Он приучается замечать любые эмоциональные признаки недовольства и старается угодить (что является одним из факторов "воспитания под девочку"). Если мать или отец в силу психической неустойчивости склонны к крайним эмоциональным реакциям, мальчик, который только что был "маминым бесценным сокровищем", может через секунду столкнуться с дикой враждебностью (убийственной яростью) с ее стороны.

Большинство пациентов Алисы Миллер, у кого были такие родители, с самого детства научились подавлять свои эмоциональные реакции (которые в результате так и не развились) и жить исключительно умственной жизнью. Однако если ведущим архетипом в психике является Дионис, мальчик просто не способен этого сделать. Он может просто сбежать из дому, влиться в банду малолетних преступников, бунтовать и угрожать родителям или приобрести какое-то психосоматическое заболевание.

Родители

Сможет ли мальчик-Дионис развить позитивный образ себя, особенно зависит от родителей, ибо этот ребенок, в отличие от представителей других архетипов, не похож на "всех мальчишек", а поэтому вне семьи он уж точно признания не найдет. Однако мальчик-Дионис очень часто не встречает одобрения родителей: в частности, отец не принимает Диониса таким, какой он есть. В результате ребенок с переменным успехом пытается приспособиться к его ожиданиям.

У бога-Диониса был могущественный отец, заботившийся о нем. Согласно мифологии, Зевс заботился о Дионисе больше, чем о других сыновьях. Он выносил Диониса вместо матери и не переставал заботиться о нем после рождения. Позднее Зевс даровал бессмертие смертной жене Диониса Ариадне. Любящий заботливый отец-Зевс, который принимает сына таким, какой он есть, и уважает его выбор – идеальный вариант для мальчика-Диониса. Благодаря такому отношению его личность развивается свободно, и у мальчика не возникает сомнений в собственной мужественности.

Более того, бог-Дионис был младшим сыном Зевса, и, независимо от порядка рождения детей в семье, мальчик-Дионис всегда ведет себя как младший из сыновей. Он игрив, живет в текущем моменте, и его не особенно интересует успех.

Часто Диониса считают "маменькиным сынком" – и по характеру, и по интересам этот мальчик ближе к матери, чем к отцу. Если Диониса растит мать-одиночка или если его отец эмоционально закрыт или враждебен, тогда ребенок отождествляет себя с матерью, не чувствует общности с другими мужчинами и не осознает свою мужественность.

Весьма прохладные отношения с матерью развиваются у Диониса в том случае, если он не соответствует ее представлениям о том, каким должен быть мальчик. Это особенно вероятно, если его мать по архетипу Афина – покровительница героев, божество, более всех ценящее логику. Она – мать-наставница, способная помочь сыну добиться успехов в жизни, но не склонная к материнской заботе. Она разочарована и обескуражена отсутствием амбиций у сына-Диониса, а ему не хватает самого обычного материнского внимания, и он ищет его у других женщин.

Юность и молодость

Юность – обычно кризисный период для Диониса. Все его черты в это время усиливаются. Эмоциональные настроения колеблются сильнее, чем у других подростков. Вопросы о собственной половой ориентации стоят острее, чем у других. Он с пугающей страстью влюбляется в девочек или мальчиков – или и в тех, и в других. Возникает опасность пристраститься к наркотикам. Появляется склонность вызывающе одеваться. Его не интересуют оценки в школе, – и это безразличие усугубляется вместе с усилением всех остальных качеств.

Родители, как правило, начинают беспокоиться, преподаватели разбиваются на два лагеря. Неумение приспосабливаться и идти в ногу со всеми теперь становится очевидным, – это качество было свойственно этому мальчику всегда, но прежде не особенно бросалось в глаза.

Иногда конфликт происходит внутри мальчика-Диониса, а не во взаимоотношениях с окружающими. Ему все труднее быть таким, как все, и подавлять в себе Диониса. Из-за того, что подросток не в ладах с собой – он буквально разрывается на части, – у него могут случаться эмоциональные срывы. Возможны даже серьезные психические расстройства. Если репрессивная религия и семья порицают любые "нечистые мысли", его постоянно терзают чувство вины и ощущение собственной греховности.

С уходом из дома на заре молодости продолжается период юношеской эмоциональной нестабильности и экспериментов. Поиски экстатических переживаний в духовной или половой сфере или же в наркотическом опьянении негативно сказываются на учебе и карьере. Экспериментаторский дух часто заводит молодого человека в маргинальную или экстремистскую среду, что может быть очень опасно.

Но если ребенка с детства принимали и ценили таким, какой он есть, и помогали разобраться в себе, тогда исследование и проявление дионисийских граней личности не уводит молодого человека к опасным крайностям. Например, поскольку Дионис живет в текущем моменте, его нужно с детства терпеливо учить думать о завтрашнем дне и делать выводы из дня вчерашнего (без посторонней помощи это дается ему с трудом).

Работа

Если в поисках экстатических переживаний молодой Дионис обращается к мистике и религии, он может стать священником. При этом он склонен уделять особое внимание ритуалам и мистической составляющей таинств и церемоний. Или он уйдет в ашрам, где для достижения измененных состояний сознания используется барабанный бой и пение мантр. Дионисийская составляющая исключительно сильна в чувственном мистическом опыте Тантра-йоги или в практиках последователей Ошо. Во всех этих случаях его работа определяется потребностями религиозного сообщества, что очень хорошо подходит не склонному к конкуренции Дионису.

Мужчину-Диониса не привлекает карьера, подразумевающая жесткую конкуренцию и амбиции, не интересует его и академический мир отвлеченных идей. Любое дело, требующее многолетнего обучения и практики, – не для него. Влияние и власть тоже его не привлекают. Поэтому не удивительно, что многим мужчинам-Дионисам трудно найти работу по душе.

Среди представителей этого типа есть много безработных, не осуществивших свои потенциальные возможности людей и мало достигших успеха в карьере. Бывает, что Дионис добивается успеха в творчестве, когда талант осуществляется через его способность работать с темными порывами души или решать дионисийские конфликты. Пьеса Юджина О'Нила "Комета Айсмана" создана на материале, собранном за годы, когда автор предавался беспробудному пьянству. Другой драматург, лауреат пулитцеровской премии Сэм Шеппард часто делает героями своих пьес непохожих друг на друга братьев, описывая полярные стороны собственной личности. Архетип Диониса также часто присутствует в рок-звездах, музыкантах и актерах. Многим из них пришлось в свое время бороться с алкогольной или наркотической зависимостью.

Наши рекомендации