Ассоциации и психическое воздействие

Пламенная теплота оранжевого цвета вызывает, по F. Stefanescu-Goanga [21], ассоциации с апельсинами, южными ландшафтами и заходом солнца. Оранжевый цвет особо связан с огнем.

В одежде оранжевый цвет используется в качестве сигнального цвета, например, при дорожных работах.

Как близкий солнечному свету оранжевый цвет используется в одеждах индийских монахов. Оранжевый, как цвет солнца, - это цвет просветления.

Психическое воздействие оранжевого цвета единодушно характеризуется как возбуждающее, теплое и радостное. В оранжевом цвете соединяются сияющая сила желтого цвета и витальное, страстное начало красного цвета. Таким образом, оранжевый цвет может оттенить или вытеснить другие цвета.

F. Stefanescu-Goanga связывает оранжевый цвет с радостным чувством удовольствия. [21]

R. Heiss и H. Hiltmann считают оранжевый, также как и желтый, цветом экстраверсии [15]. По их мнению, это как бы второй фронт после желтого и красного цвета. Оранжевый цвет связан со стремлением к достижению и самоутверждению.

В тесте цветных пирамид Макса Пфистера оранжевый цвет - это, прежде всего, “цвет телесности”. [16]

По сравнению с красным цветом содержащийся в оранжевом цвете желтый компонент выражается как на телесном уровне, так и в более совершенной эмоциональности, в более направленном движении.

H. Frieling и X. Auer называют оранжевый цвет “праздничным, радостным, согревающим” [14]. Его считают также “цветом светлого изобилия”.

F. Birren характеризует оранжевый цвет как “веселый, общительный, живой, энергичный, сильный и действенный” [13].

Johannes Itten описывает оранжевый цвет как смешение желтого и красного цветов. Оранжевый цвет как бы находится в средоточии большой излучающей активности. Он обладает солнечной силой свечения, воплощенной в сфере материального начала, которая достигает в красно-оранжевом цвете максимума теплой активной энергии. [18]

E. Heimendahl [17] описывает оранжевый цвет как имеющий благотворное воздействие, т. к. он снимает напряжение во всех конфликтах, легко и ясно показывая радостные стороны жизни, в то время как синий цвет - противоположность оранжевому - показывает серьезные стороны жизни.

Оранжевый цвет также неоднороден. В нем тоже можно выделить целую шкалу оттенков - от светлых желтоватых до огненно-красных тонов.

J. Itten [18] считает, что главный компонент оранжевого цвета - это красный цвет. В оранжевом цвете теплый тон красного достигает максимума огненной силы. При правильном подборе контраста, красно-оранжевый цвет может символизировать страсть борьбы. Этот цвет символически связан с планетой Марс. Он символизирует демонический мир войны. Сражающиеся воины часто носят красно-оранжевые одежды.

По Максу Люшеру [19], если к чистому желтому добавляется возбуждающий красный и полученный цвет приближается к оранжевому, то основное значение желтого (раскрытие и установление контактов) повышается в сторону активной интенсивности. Благодаря красному желтый становится полнее и весомее. Он выражает стихийное, сладострастно-радостное ощущение и переживание. Здесь нет благоразумной сдержанности или изощренности. Красно-желтый и оранжевый передают атмосферу, которая часто изображалась на картинах старых голландских мастеров - с пышными кутящими девицами и солдатами.

Если же красный цвет усилить родственным ему желтым, то в полученном оранжевом цвете “внутреннее движение красного цвета начинает становится движением излучения, излияния в окружающее” [4, с. 203]. Такое заключение делает Василий Кандинский в своей книге “О духовном в искусстве”. Он сравнивает оранжевый цвет с человеком, убежденным в своих силах, и вызывающим поэтому ощущение исключительного здоровья [там же]. Оранжевый цвет вызывает у В. Кандинского ассоциацию со звучанием церковного колокола средней величины, призывающего к молитве “Angelus”, или же с сильным голосом альта, а также с альтовой скрипкой, поющей ларго [там же].

В теории “звук-цвет”, разработанной русским композитором Александром Николаевичем Скрябиным, оранжевому цвету соответствует нота “ля”, символизирующая в музыке “легкомысленность в смысле легкого и беззаботного восприятия мира”.

В Пифагорейской школе, связывавшей воедино “число-звук-цвет”, оранжевый цвет соответствовал цифре “5”.

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Б.А. Базыма и И.И. Кутько из Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии в г. Харькове провели экспериментальную проверку валидности “Клинического цветового теста” М. Люшера по отношению к типам акцентуаций характера по Э. Крепелину, П. Б. Ганнушкину и А. Е. Личко[1].

Положительное отношение к красно-желтому цвету явно отмечается у людей гипертимного типа или конституционально-возбужденных. П.Б. Ганнушкин вслед за Э. Крепелиным описывает их как “блестящих, но большей частью неравномерно одаренных субъектов, которые изумляют окружающих гибкостью и многосторонностью своей психики, богатством мыслей, часто художественной одаренностью, душевной добротой и отзывчивостью, а главное, веселым настроением. Это люди, быстро откликающиеся на все новое, энергичные и предприимчивые” [2]. В то же время для них характерны поверхностность и неустойчивость интересов, постоянная потребность в увеселениях.

Желто-красный цвет предпочитают люди с циклоидным типом акцентуаций характера[1], для которых характерна периодическая смена состояний возбуждения и депрессии.

ПСИХОТЕРАПИЯ ЦВЕТОМ

Оранжевый цвет несет в себе возбуждающее и жизнерадостное начало. Это шумный, жаркий, пламенный, бодрый и веселый цвет [6]. В отличие от синего это неинтимный цвет.

Оранжевый цвет укрепляет волю, поддерживает сексуальность, активизирует деятельность желез внутренней секреции, регулирует обменные процессы, способствует укреплению легочной ткани, лечит болезни мочеполовой системы, улучшает кровообращение и цвет кожи, эффективен при заболеваниях селезенки, благотворно действует на пищеварение, обостряет аппетит и вызывает чувство эйфории [6].

СИМВОЛИКА

Символика оранжевого цвета занимает промежуточное положение между мягким и светлым желто-оранжевым цветом апельсинов и горячим огненно-красным цветом пламени.

В живописи оранжевый цвет предпочитают для изображения яркого солнца, спелых плодов, прекрасных человеческих тел.

В христианской традиции оранжевый цвет используется для изображения Св. Троицы, при росписи несущих космическое начало пасхальных яиц.

Оранжевый цвет символизирует развитие, направленность на успех [6]. Как самый кричащий он занимает господствующее положение в ряду других цветов либо благодаря своему позитивному преобладанию над ними, либо из-за негативного эффекта вытеснения других цветов (в зависимости от положения оранжевого цвета в контексте позитивного и негативного полюсов символического значения). Недаром спасательные жилеты альпинистов, спецовки дорожных рабочих, надувные спасательные жилеты моряков окрашены в этот самый броский цвет.

Оранжевый цвет называют “flamma amoris et caritatis” - пламенем любви и милосердия.

АРХЕТИПЫ

Архетипы оранжевого цвета нельзя рассматривать изолированно от красного цвета. Символика желто-красного и “чистого” красного цвета во многом пересекается.

Желто-красный цвет связывают часто с Серафимом (евр. “огненный”, “пламенеющий”), наиболее приближенной к Божественной любви сущности. У Серафимов по шесть крыльев - двумя они закрывают свое лицо, двумя закрывают ноги, двумя летают [5, т. 2, с. 427]. Один из Серафимов очищает уста пророка Исайи, коснувшись их горящим углем, и этим приготовляет его к служению. Этот сюжет использован в стихотворении А.С. Пушкина “Пророк”.

С оранжевым цветом связан созидающе-преобразующий дух огня, образ Меркурия. Считалось, что Меркурий может обеспечить не только торговую прибыль, но и указать зарытый клад [5, т. 2, с. 140].

Кельтская богиня молодости и любви Идуна (др.-исл. Идунн - “обновляющая”) является в желто-красном обличии. В скандинавской мифологии ей принадлежат чудесные золотые “молодильные” яблоки, благодаря которым боги сохраняют вечную молодость [5, т. 1, с. 480].

Как уже упоминалось в связи с красным и желтым цветом, воинственная сила Марса и огонь Сатурна символически воплощаются в желто-красных тонах.

Желто-красные, оранжевые тона символизируют также несущие опасность вулканические силы, вырывающиеся из глубины земли и внутренней глубины, существа тела. В этом контексте оранжевый цвет подобен взрыву. Оранжевый цвет - это распространяющаяся, струящаяся энергия.

Оранжевый цвет может символизировать теплый, золотой желток пасхального яйца. В сияющем оранжево-красном цвете является также женская мудрость - София. Она несет в себе мудрость особого рода: не холодный мужской рационализм, а эмоционально согретую, согревающую и оживляющую женскую духовность. В иконографии ее лик и руки - огненного цвета. [8]

Послесловие:

Густав Климт

В живописи архетип оранжевого цвета, пожалуй, ярче всего нашел воплощение в творчестве австрийского художника рубежа веков Густава Климта (1862 - 1918). Его картины отражают дух Вены Зигмунда Фрейда, а преобладающий оранжевый цвет символизирует силу либидо.

Уже в первых работах Климта оранжевый цвет явно доминирует. В картине “Басня” (1883 г.) светло-оранжевый цвет используется для изображения обнаженного женского тела как соединения эротизма и мудрости; ярко-оранжевый - для изображения великодушного льва - царя зверей, пощадившего мышь и вознагражденного за это, когда та перегрызла пленившие его сети; рыжий - для изображения лисицы, наказанной за хитрость.

Оранжевый цвет использовался Климтом не только в самих картинах, но и в обрамлявших их искусано выполненных рамах. Портрет пианиста Йозефа Пембауэра (1890 г.) - на красном фоне, с золотой лирой - помещен в широкую чеканную медную раму, на которую нанесены рисунки по классическим мотивам.

В 1898 г. Климт пишет картину “Афина Паллада”, ставшую символом объединения художников-экспериментаторов “Сецессиона”, первым президентом которого стал Климт. Афина облачена в огненно-оранжевый шлем и доспехи, по плечам из под шлема спускаются огненно-рыжие волосы - символ слияния эротического и агрессивного начала; ярко-оранжевое копье в руке у Афины - символ фаллической женщины.

Распускающиеся оранжево-рыжие женские волосы - ведущая тема многих картин Климта. Волосы можно рассматривать как сексуальный символ. Как символ либидо они играют исключительно важную роль во многих культурах, традициях и религиях. В картине “Nuda Veritas” - Обнаженная Истина - рыжие распущеные копной волосы опускаются на обнаженные плечи и грудь. Картину окружает широкая рама того же цвета, что и волосы, на которой написано изречение великого немецкого поэта Фридриха Шиллера: “Твои дела и твое искусство не могут нравится всем: делай то, что считаешь правильным, для блага немногих. Нравиться слишком многим - плохо”.

О том, что женская чувственность может быть разрушительной силой, заявляют оттенки оранжевого цвета на картине “Юдифь и Олоферн” (1901 г.). Чтобы спасти свой народ от полчищ ассирийского царя Навуходоносора, молодая и красивая еврейская вдова Юдифь вошла во вражеский лагерь и соблазнила ассирийского полководца Олоферна. Тот воспылал к ней любовью, а Юдифь, напоив его вином, отрубила спящему полководцу голову.

На картине “Враждебные Силы” (1902 г.) Климт изображает сатанинскую сферу, в центре которой огромная обезьяна - гигант Тифей, против которого не могли бороться даже боги; рядом с ним - его дочери (Болезнь, Безумие и Смерть). Посередине картины художник изобразил трех обнаженных женщин - Буйство (распущенные огненно-рыжие волосы, зовущая к страсти поза), Разврат (солнечно-оранжевые волосы, сладостная поза) и Излишество (оранжевые украшения и браслеты, полные формы).

Эротическое значение оранжевого цвета достигает своей кульминации в картинах Климта 1907 - 1908 годов “Даная” и “Поцелуй”. Даная, дочь царя Аргоса, была заперта отцом в недоступной башне, в которую не мог проникнуть ни один мужчина. Лишь Зевс, сладострастный повелитель богов, превратившись в золотой дождь, смог насладиться ею. Распущенные огненно-оранжевые волосы, согнутые колени, вспыхнувшее лицо женщины выражают божественный экстаз.

“Поцелуй” - самая известная картина Климта. Она считается апогеем его “золотого” периода, гимном оранжевому цвету. Оранжевые тела мужчины и женщины облачены в оранжевые одежды. Оранжевый орнамент украшает оранжевый фон. В рыже-оранжевые волосы женщины вплетены яркие цветы. А в нижнем правом углу картины стоит оранжевая подпись: Густав Климт.

Литература

1. Базыма, Б.А. / Кутько, И.И.: Цветовые предпочтения подростков с акцентуациями характера, 1997, № 1, с. 24-28

2. Ганнушкин,П.Б.: Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика. М., 1933

3. Гете, И.В.: К учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996, с. 281-349

4. Кандинский, В.: О духовном в искусстве. В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996, с. 181-220

5. Мифы народов мира, тт. 1, 2, М, “Сов. энциклопедия”, 1991

6. Николаев, С.М.: Камни - мифы, легенды, суеверия..., Новосибирск, “Наука” Сибирская издательская фирма РАН, 1995, с. 29-30

7. Обухов, Я.Л.: Образ-рисунок-символ, Журнал практического психолога, 1996, № 4, с. 44-54

8. Обухов, Я.Л.: Красный цвет, Журнал практического психолога, 1996, № 5, с. 39-47

9. Обухов, Я.Л.: Синий цвет, Журнал практического психолога, 1997, № 1, с. 30-41

10. Обухов, Я.Л.: Желтый цвет, Журнал практического психолога, 1997, № 2

11. Обухов, Я.Л.: Символдрама : Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. - М., “Эйдос” 1997

12. Харрис, Н.: Климт // Пер. Б. Соколова. М., “СПИКА” 1995

13. Birren, F.: Color Psychology and Color Therapy, New York 1950

14. Frieling, H. / Auer, X.: Mensch, Farbe, Raum, München 1956

15. Heiss, R./ Hiltmann, H.: Farbpyramidentest, Bern 1951

16. Heiss, R./Halder, P.: Farbpyramidentest, 2. Aufl., Bern 1975

17. Heimendahl, E.: Licht und Farbe, Berlin 1961

18. Itten, J.: Kunst der Farbe, Ravensburg 1962

19. Lüscher, M.: Klinischer Lüscher -Test, Basel 1970

20. Riedel, I.: Farben in Religion, Gesellschaft, Kunst und Psychotherapie, Kreuz Verlag, Stuttgart 1983

21. Stefanescu-Goanga, F.: Experimentelle Untersuchungen zur Gefühlsbestimmung der farben, in: Psych. Studien XII, 1912

СИНИЙ ЦВЕТ

Среди ассоциаций, которые вызывает у человека синий цвет, чаще всего встречается небо. Другие наиболее часто встречающиеся ассоциации на слово синий: море, прохлада, лёд.

Эти данные подтверждают результаты ассоциативного эксперимента, проведенного ученицей К.Г.Юнга Вереной Каст в 1980 г. [17]. На синий цвет у испытуемых возникали такие ассоциации, как небо - 23%, зеленый (соседний цвет) - 18%, вода - 10%, красный (полярный цвет) - 10%, море, природа, новые земли, глаза, бархатное платье, глубокий, холодный, светлая радость, дух, алкоголь.

Синий как цвет неба и моря символизирует безграничные дали и бесконечные глубины. В переносном значении синий цвет часто используется в таких распространенных выражениях повседневной речи, как “синий (голубой) цветок” и “синий туман” (символ романтики, сказочного, чудесного), “голубые дали” (импульс тяги к дальним странствиям, например, выражение “уехать в голубую даль”), “синий дурман”, “синий нос” пьяницы (состояние, в котором изменяются пространство и время, в котором собственные силы переоцениваются, а реальность недооценивается).

Наши рекомендации