Задания для самостоятельной работы. 1. Ознакомьтесь с определениями предмета педагогической психологии разных авторов и соотнесите их с соответствующими разделами педагогической психологии:
1. Ознакомьтесь с определениями предмета педагогической психологии разных авторов и соотнесите их с соответствующими разделами педагогической психологии:
а) "Педагогическая психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления и те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания" (В.А. Крутецкий) [15, с. 7];
б) "Педагогическая психология отыскивает надежные критерии умственного развития и определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися и между самими учащимися" (А.В. Петровский) [4, с. 5];
в) "Педагогическая психология изучает факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызванные этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса" (И.А. Зимняя) [10, с. 23];
г) "Педагогическая психология - это наука о содержании психологических функций, реализуемых в процессе педагогического взаимодействия педагога и учащихся" (Б.П. Бархаев) [3, с. 27].
2.Составьте схему "Структура педагогической психологии". Выполняя это задание, постарайтесь учесть традиционные и современные представления о структурных составляющих педагогической психологии, а также возрастной аспект и предмет исследования.
3.Студент в своем курсовом исследовании использовал формирующий эксперимент, который проводился им в одном из школьных классов на протяжении всего учебного года. Завершив эксперимент, "юный исследователь" пришел к выводу, что к концу учебного года в сравнении с первыми диагностическими данными, полученными им на той же выборке испытуемых накануне этапа формирования, уровень воспитанности учеников значительно повысился.
Ответьте на следующие вопросы:
- можно ли считать полученные в данном исследовании показатели уровня воспитанности достоверными, а экспериментальные методические приемы эффективными?
- если нет, то определите ошибку "юного исследователя" в организации и проведении формирующего эксперимента.
4.Заполните следующую таблицу (предложенные в таблице методы педагогической психологии можно заменить по выбору).
Таблица 4.1. Методы педагогической психологии
|
5. Ниже приведен ряд пословиц, поговорок, фразеологизмов. Если, на ваш взгляд, они применимы к процессам обучения и воспитания ребенка, выполните следующее задание в двух вариантах: а) напишите эссе о смысле их понимания, восприятия или интерпретации вами с позиций педагогической психологии (на выбор); б) проанализируйте, насколько схожи или отличны житейское и научное понимание явлений, отраженных в народной мудрости:
"Повторенье - мать ученья", "Семь раз отмерь, один раз отрежь", "Дитя нужно воспитывать, пока лежит поперек лавки", "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда", "Я ему про Фому, а он мне про Ерему", "Терпение и труд все перетрут", "Держать в ежовых руковицах", "Медведь на ухо наступил", "Витать в облаках", "Бить баклуши", "Белая ворона", "Повесить нос", "Сесть на голову", "Смотреть как баран на новые ворота", "Считать ворон", "С пеленок", "Рано или поздно".