Постепенно, шаг за шагом участники преодолевают чувство отчужденности и открывают черты сходства друг в друге
- 45 минут -
Подготовка---------------------------------------------------------------
Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Участники расходятся по комнате. Скажите им: «Найдите такого члена группы, которого вы не знаете и который, по вашему мнению, ожидает от данного мероприятия того же, что и вы». На выполнение задания отводится 3 минуты.
2. Партнеры, нашедшие друг друга, усаживаются вместе и решают, кто из них будет А, а кто Б. Сначала говорит А, игрок Б молча слушает. Игрок А рассказывает что-то о себе. При этом он пытается чуть-чуть выйти за рамки привычных слов и приоткрыть Б свою личность. Через 5 минут они меняются ролями. Б говорит, а А молча слушает.
3. Когда оба монолога закончены, игроки могут немного побеседовать в парах. Им надо найти два нетривиальных качества, которые есть и у того, и у другого. На выполнение задания отводится 5 минут.
4. Пары снова начинают прогуливаться по залу и разговаривают с другими парами, пытаясь найти похожую.
5. Образовавшиеся квартеты начинают искать другой квартет, также имеющий с ними сходство.
6. Затем «восьмерки» пытаются объединиться, и так до тех пор, пока вся группа не станет двумя командами или единым целым. В каждом случае игроки пытаются найти по два совпадения.
7. В конце концов вся группа обсуждает, какие сходные качества могут стать лучшим базисом для совместной работы в данной группе. Здесь могут рассматриваться разные варианты. Вероятно, игроки смогут прийти к согласию.
Опыт и знание
Эта игра дает возможность участникам задуматься о своем жизненном опыте - 30 минут -
Материалы-----------------------------------------------------------------
Кусок мела или клейкая лента.
1. Проведите мелом линию на полу или используйте для этой цели клейкую ленту. Скажите группе, что линия символизирует собой шкалу жизненного опыта игроков, их знаний по теме групповых занятий. Один конец означает широкие познания и богатый опыт, другой — незначительные.
2. Попросите участников выбрать место на линии, которое подходит им самим. На выполнение задания отводится 2 минуты.
3. Затем каждый кратко делится тем, на каком основании он выбрал свое индивидуальное место на шкале опыта.
4. После того как каждый участник выскажется, он, в случае необходимости, может скорректировать свое место на шкале.
5. Теперь могут быть сформированы пары. Два члена группы с одного конца шкалы образуют пару, их соседи — следующую пару и т. д. Партнеры, нашедшие друг друга, садятся вместе и говорят о том, какие существуют возможности для того, чтобы работа в группе обогатила всех, чтобы наиболее сведущий во время занятий (а при необходимости и за его пределами) мог быть тренером для менее опытных.
6. Последним шагом будут совместные размышления партнеров о том, как они оба могут поддерживать друг друга в процессе занятий.
Замечания |
Это упражнение особенно хорошо для открытых групп, состав которых обновляется в ходе занятий. Оно придает уверенности «новичкам» и помогает диалогу между «стреляными» и «желторотыми» воробьями.
Важные вопросы
Классическое упражнение, позволяющее установить цели обучения - 30 минут -
Материалы---------
Пластиковая доска и фломастеры.
Калейдоскоп
Это упражнение лучше проводить в больших группах (от восемнадцати до тридцати участников). Оно помогает создать хорошую атмосферу для обучения - 30/45 минут -
Подготовка-----------------------------------------------------------------
Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Эта игра должна проходить в быстром темпе. Скажите группе приблизительно следующее: «Я собираюсь озадачить вас множеством маленьких вопросов и заданий. Как только вы найдете ответ, тут же начинайте искать других участников, нашедших тот же ответ. Встаньте рядом с ними и, если у вас еще останется время, обменяйтесь несколькими фразами. Вероятность того, что вы найдете немало общего со многими игроками, весьма велика, и вы можете сделать из этого некоторые выводы. Позднее мы поговорим об этой игре, а также о тех вопросах, которые, возможно, еще будут вас интересовать».
2. Нижеприведенный список весьма обширен и включает множество вопросов, которые можно использовать при проведении этой игры. Обычно я задаю от пятнадцати до двадцати вопросов. Просмотрите список и выберите те из них, которые лучше всего подходят именно Вашей группе. Перемежайте простые вопросы более сложными. Старайтесь, чтобы вопросы, на которые есть лишь два ответа (соответственно при этом образуются лишь две группы), сменялись неоднозначными. Позаботьтесь о том, чтобы образовавшиеся группы существовали недолго: сразу же подкиньте участникам новый вопрос.
Вопросы к игре «Калейдоскоп»
• Когда ты видишь мелкую монетку на улице, ты подбираешь ее или оставляешь валяться?
• Когда ты любишь принимать душ — утром или вечером?
• Какие продукты питания или блюда ты не переносишь?
• При езде в автомобиле когда ты пристегиваешь ремни безопасности — до или после отправления?
• Какой запах тебе особенно нравится?
• Пожми нескольким людям руку и проследи, как ты держишь свою... Сжимаешь ли ты только пальцы? Твоя рука оказалась сверху? Ты делаешь это двумя руками? Ты держишь обе руки на одинаковой высоте?
■ Когда ты катаешься на велосипеде или роликах, надеваешь ли ты шлем?
• Твое типичное положение, когда ты стоишь: ладони на поясе, руки скрещены, руки спрятаны за спиной или опущены вниз?
• Если ты оборачиваешься за кем-нибудь, через какое плечо ты смотришь?
• Если ты садишься на пол, какая рука первой касается пола?
• Придумай, пожалуйста, неконкретный вопрос, который ты задал бы здесь тому или иному участнику.
• Когда ты вскрываешь письмо, пользуешься ли ты специальным ножом или просто рвешь конверт?
• Какую роль ты обычно играешь в коллективе?
• Давно ли ты пришел к важным для тебя выводам?
• От кого ты легче принимаешь помощь, от мужчин или женщин, а может, ты предпочитаешь справляться с проблемами сам?
• Что ты лучше запоминаешь — имена или лица?
• С каким самым большим риском ты столкнулся в своей жизни?
• Есть ли у тебя качества, которые, по твоему мнению, нельзя изменить?
■ В каком случае ты чувствуешь себя более способным на творчество? Когда ты в одиночестве, с партнером или же в группе?
• Что для тебя более приоритетно: работа или любовь?
• Твоя любимая пословица?
• От какой привычки тебе трудно отказаться ?
• И в заключение проверь свои качества руководителя: сколько участников ты сможешь за 1 минуту уговорить встать за твоей спиной?
Нарисуй свое тело
Элегантная возможность завоевать внимание участников - 45 минут -
Материалы ---
Каждому участнику потребуется листок бумаги одной и той же величины и фломастер.
Замечания | Это упражнение помогает участникам осознать, что каждый из нас прочно связан с телом. Оно будит интерес к тому, как чувствует себя наше тело и какие функции оно выполняет во многих ситуациях, например, при невербальном общении, групповой работе, расслаблении, когда человек здоров или болен, когда он испытывает удовольствие и боль, находится на грани между жизнью и смертью, чему-то активно учится или забывает пройденное и т. д. |
1. Это упражнение подходит для начала занятий. Все участники ложатся на пол и расслабляются. Они пытаются по возможности почувствовать все части своего тела: пальцы рук и стоп, голову и ноги, затылок и локти, плечи и позвоночники т. д. Можно пошевелить руками, ногами и т. п. На выполнение задания отводится от 3 до 5 минут.
2. Теперь каждый участник получает лист бумаги и фломастер. Надо нарисовать свое тело с закрытыми глазами. Не открывая глаз, каждый игрок пишет на обратной стороне листа свое имя (3 минуты).
3. Соберите картинки и положите на середину комнаты на пол.
4. Теперь игроки могут открыть глаза, посмотреть на эту импровизированную выставку и обсудить увиденное. Участники говорят о том, что им особенно бросилось в глаза: изображенные люди одеты или обнажены? Лежат или стоят? Нарисованы ли они одни или на картине есть еще какие-то детали? Указаны ли на рисунке важные детали, такие как глаза или половые признаки, или же нарисован только контур?
5. Теперь игроки пытаются найти собственные рисунки. Когда все считают, что они отыскали их, можно проверить, так ли это на самом деле.
Умеешь ли ты наблюдать?
Прекрасное упражнение для тренировки наблюдательности - 20 минут -
Материалы-----------------------------------------------------------------
Принесите с собой достаточно большую картину, чтобы с расстояния 4-5 м можно было разглядеть ее детали. Желательно, чтобы на картине были изображены люди.
Кто ты?
Игра пробуждает любопытство и дает возможность участникам поговорить друг с другом - 30 минут -
Материалы----------------------------------------------
Пластиковая доска и фломастер, бумага и карандаш.
Окуляр
Краткий практикум развития наблюдательности - 15 минут -
1. Участники разбиваются на подгруппы по пять человек. Один участник встает перед членами подгруппы н внимательно смотрит на них, чтобы запечатлеть вид этих людей в памяти.
2. Затем он поворачивается на 180° и как можно более подробно описывает каждого члена подгруппы. При этом нужно постараться вспомнить все: одежду, черты лица, отличительные признаки, цвет волос, глаз, осанку, типичные жесты, звук голоса, манеру разговаривать и т. д.
3. Когда в роли ведущего выступит каждый игрок, участники кратко резюмируют полученный опыт, оценивая себя:
• Насколько точен я был?
• В каких ситуациях точное наблюдение может принести мне пользу?
• Ясно ли я представляю себе, как меня воспринимают другие?
• Показываю ли я людям, что охотно доверюсь им, или же стараюсь сигнализировать: «Пожалуйста, не смотрите на меня так пристально»? ■ Доставляет ли мне удовольствие наблюдать за другими?
• Какие «картинки» автоматически «включают» мое любопытство?
Доска объявлений
Игра помогает налаживанию отношений в группе - 30 минут -
Материалы--------------------------------------------------------- ■------
Бумага и карандаши, английские булавки.
Переход границ
В этой игре каждый может рассказать о себе подробности, которыми обычно не делятся с новыми знакомыми - 45 минут -
Материал --------------------------------------------------------------
Теннисный мячик.
Вопросы к игре
«Переход границ» __________
• Какую книгу из всех, что ты читал, ты назовешь лучшей?
• По каким критериям ты выбираешь себе друзей?
• Если бы некая добрая фея могла одарить тебя какими-то способностями, что бы ты пожелал?
• Самый трудный проект, над которым ты когда-либо работал?
• Существует ли что-то, ради чего ты бы рискнул жизнью?
• Самое главное качество хорошего учителя?
• Какой человек повлиял на твою жизнь сильнее всех?
• Что дает тебе чувство наибольшей безопасности? ■ Веришь ли ты в высшие силы?
• Чего ты больше всего боишься?
• Если ты должен дать шефу хороший совет, что ты ему скажешь?
• Какой самый безрассудный поступок может совершить человек в твоем возрасте?
• Если бы ты родился еще раз, кем ты хотел бы быть?
• Что больше всего ценят в тебе окружающие?
• В чем твоя самая большая слабость?
• В каких ситуациях ты чувствуешь себя особенно одиноким?
• Что бы ты охотно поменял в своей жизни?
• Каким ты станешь в старости?
• 0 чем ты говоришь чаще всего?
• Отчего тебе сложно отказаться?
• От чего ты не откажешься ни при каких обстоятельствах?
• Самый лучший совет, полученный тобой когда-либо?
• Что помогает тебе, когда ты находишься в состоянии депрессии?
• Как, по-твоему, должна выглядеть настоящая семья?
• Какой праздник ты любишь больше всего?
• Какой вопрос занимает тебя сильнее всего в данное время?
• В какую работу ты мог бы уйти с головой?
• Есть ли у тебя хобби, и если есть, то какое?
• Твоя ахиллесова пята?
• Каким людям ты охотно подчиняешься?
• В чем ты ограничиваешь себя?
• Какое чувство тебе особенно неприятно?
• Что делает хорошую группу таковой?
Карусель
Полезный ритуал, проводить который стоит в конце долгой работы - 10 минут -
Подготовка-------------------------------------------------- ——-—■—
Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Члены группы становятся в круг, положив руки либо на плечи, либо на пояс соседей.
2. Все маленькими шажками двигаются направо, пока кто-нибудь не скажет «Стоп!». Этот игрок произносит несколько положительных фраз о прошедшем занятии. Он может назвать действия, которые ему понравились, отметить положительные качества всей группы или отдельных участников, свой собственный успех.
3. Затем группа идет мелкими шагами налево, пока кто-нибудь опять не скажет «Стоп!» и не выскажет свои положительные суждения о группе.
4. Аналогичным образом группа движется то вправо, то влево, пока не выскажутся все игроки.
Протянуть руку
Игра «будит» участников и способствует установлению отношений в группе - 20 минут -
Подготовка-----------------------------------------------------------------
Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
Пионербол
Игра вызывает любопытство и пробуждает интерес участников друг к другу - 20/30 минут -
Материалы-----------------------------------------------------------------
Вам понадобится мяч, который легко ловить.
1. Группа садится в круг. В середину встает один доброволец. Он принимает на себя роль ведущего.
2. Ведущий берет мяч и бросает его какому-нибудь члену группы.
3. Участник, получивший мяч. формулирует вопрос. Ответ на вопрос должен дать какую-то информацию о ком-либо из участников. Игрок, задающий вопрос, еще не знает, кто из участников будет на него отвечать. После того как вопрос поставлен, мяч возвращается к ведущему. Ведущий сам выбирает того, кто будет отвечать на вопрос, и бросает ему мяч.
4. Ответив, игрок формулирует новый вопрос. Мяч снова возвращается к ведущему, и тот бросает его другому участнику. Игра заканчивается тогда, когда каждый член группы один раз спросит и один раз ответит на вопрос.
Колесо жизни
Игра дает хорошую возможность поговорить об изменениях в собственной жизни - 30 минут -
Материалы-----------------------------------------------------------------
Карандаши и бумага всем участникам.
1. Скажите участникам приблизительно следующее: «Представь свою жизнь в виде колеса. Нарисуй на листе бумаги круг, символизирующий твою жизнь. В центре круга, где проходит ось колеса, поставь маленький крест. Этот крест представляет тебя.
Когда колесо крутится, то его части, расположенные вплотную к оси, вращаются быстрее, чем те, что лежат ближе к ободу. Что в твоей жизни стабильно, постоянно, долговременно? А что более подвижно, непостоянно, склонно к изменению? Напиши названия всех этих категорий на колесе твоей жизни». На выполнение задания отводится 10 минут.
2. Участники разбиваются на пары, показывают друг другу свои рисунки и пытаются прокомментировать их (10 минут}.
3. Затем на обсуждение собирается вся группа. Каждый представляет своего партнера и рассказывает, что в его жизни стабильно, а что находится в процессе изменения.
Лицензия на обучение
В первую очередь игра подходит группам, работа в которых направлена на интенсивное развитие личности участников - 30 минут -
Материалы-----------------------------------------------------------------
Бумага и карандаши по количеству участников.
Вполне вероятно, что в какой-то момент ваша работа застопорится. Тогда, чтобы внести свежую струю, можно прибегнуть к небольшому трюку. Подумайте о различных людях, авторитетных, значимых для вас сейчас (или раньше). Конечно же, эти личности как-то ограничивали вас. Вы можете спросить себя, хотите вы признавать эти границы или же вы разрешаете себе, по крайней мере здесь, нарушать их. На выполнение задания отводится пятнадцать минут».
3. Соберите готовые листы и прочтите лицензии одну за другой, не называя имен авторов. Затем группа может попытаться отгадать, кто какую лицензию сочинил.
Духовность