Детско-родительские отношения. Направления 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
ПРОЕКТ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ КОНКРЕТНОГО КЛИЕНТА НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Выполнила:
Студентка 3 курса
Направления 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
Кондарюк Анастасия Сергеевна
Проверила:
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования АПП ЮФУ
Шевырева Елена Геннадьевна
Ростов-на-Дону
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Детско-родительские отношения………………………………………………..3
Наркомания………………………………………………………………………5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ……………………………………………………9
Детско-родительские отношения……………………………………………….9
Наркомания………………………………………………………………………17
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………..…………18
3. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ…………………………………………………...20
Коррекция детско-родительских отношений…………………………………20
Наркомания…………………………………………………………………….24
4. САМОАНАЛИЗ……………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………31
ВВЕДЕНИЕ
Детско-родительские отношения
Детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности. Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней (ориентировочной) основой воспитания.
Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития общеизвестна. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним - является значительным фактором развития личности ребенка.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Авторы, занимающиеся этой проблемой (Р.В. Бортов, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Логинова, Л.Г. Матвеева, О.В. Переломова, О.Е. Смирнова, М.В. Быкова и другие), отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.
Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, В.К. Копырло и др.).
Вместе с тем, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко и подробно рассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка, слабо изученным остается вопрос о конкретном влиянии воспитательных принципов каждого из родителей на различные структурные элементы личности, в том числе на уровне отдельных черт личности, на уровне смысловых образований личности.
Детско-родительские отношения разными психологами описывается весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая создает двойственность или поляризацию родительских отношений.
Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Родительские установки, или позиции - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Среди отечественных психологов наиболее систематическое экспериментальное исследование в этой области осуществляли А.Я. Варга и В.В. Столин, которые понимали под родительскими установками "систему, или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним" [2]. Под родительским стилем подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. Таким образом, в качестве наиболее значимых черт родительского отношения авторы выделяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты.
Наркомания
Наркомания – состояние хронической или периодической интоксикации синтетическими или природными веществами, которое характеризуется повышенной толерантностью (увеличивается доза), компульсивным (неудержимым) влечением, нарушениями в психической и физической сфере.
Наркомания, нанося ущерб, действует на все сферы личности и влечёт за собой сильную социальную деградацию.
Зависимость от наркотиков часто связаны с такими явлениями как преступность, распад семейных отношений, психические заболевания, суициды, гепатиты, ВИЧ/СПИД.
С каждым годом наркомания все быстрее распространяется по России. В 2010 году по данным статистики в России было зарегистрировано 5,99 миллиона человек, принимающих наркотики. 1,87 миллиона из них составляет школьники и молодежь. Наркомания – одна из самых острых проблем не только в России, но и во всем мире, с которой невероятно сложно бороться. Государственного регулирования недостаточно для искоренения проблемы. Для борьбы с наркоманией необходимо знать причины ее появления и распространения, а также поработать над изменением сознания граждан.
Причины появления наркомании в мире
Проблема наркомании насчитывает уже не одно десятилетие, но, к сожалению, бороться с этой напастью еще не научились. Однако подробное изучение и постоянный контроль над проблемой позволили понять, с чего все началось и что послужило причиной превращения наркомании в одну из социальных проблем всего человечества. Итак, к основным причинам развития наркобизнеса в мире относятся:
1. Слабость правительств, неспособность государства осуществлять эффективный контроль над находящейся под их юрисдикцией территорией
2. Проведение государством политики попустительства по отношению к наркобизнесу или политики молчаливого примирения в связи с приносимым им доходом обществу, либо из опасения контрмер со стороны преступников.
3. Мощным фактором развития наркобизнеса является политическая и экономическая нестабильность. Это связано с использованием значительных финансовых ресурсов от производства и продажи наркотиков для достижения политических целей. Подтверждением этому являются случаи, когда финансы, получаемые от контрабанды наркотиков, идут на закупку оружия для развязывания и поддержания межнациональных конфликтов. При этом расширяются взаимосвязи организованной преступности с террористическими и экстремистскими группировками.
4. Ослабление и дисфункции социальных институтов, чрезмерно высокие темпы социально-экономических и политических преобразований в связи с переходом постсоциалистических стран к рыночной системе хозяйствования. Отсутствие или несовершенство законодательства или контроля его исполнения в сочетании с резким обострением социально-экономических проблем является в этих условиях благоприятной средой для развития наркобизнеса. В подобных случаях в наркобизнес активно вовлекаются наиболее активные люди с ограниченными финансовыми и экономическими ресурсами.
5. Коррумпированность правительств, члены которых получают огромную прибыль от противозаконной деятельности и потому не предпринимают никаких мер для ее сокращения или сдерживания. Различие между коррумпированным и вступившим в сговор с преступниками правительством заключается лишь в степени непосредственного участия его членов в наркобизнесе.
6. Увеличивающийся спрос на незаконные товары, легкость преодоления пограничных барьеров для ввоза наркотиков.
7. Сохранение неравенства между промышленно развитыми и развивающимися государствами, невыгодное положение, в которое поставлены последние в системе международной торговли, препятствуют их нормальному экономическому прогрессу и реализации возможностей, предоставляемых законной коммерческой деятельностью. Привлекательной альтернативой нищете становится выбор противоправных способов бизнеса. Либерализация внешнеторговой деятельности.
8. Экономические кризисы, стимулирующие поиск улучшения финансового положения путем участия в незаконном бизнесе. Предприниматели используют там накопленные знания и опыт традиционных производств. В условиях кризиса участие в наркобизнесе позволяет временно смягчить проблему занятости значительной части населения. В этих условиях деятельность противозаконных формирований начинает восприниматься положительно. Подобная лояльность имеет для преступников существенное значение, так как затрудняет работу служб контрразведки и противодействует результативности операций правоохранительных органов.[3]
Цель проекта ―оптимизация и коррекция детско-родительских отношений и пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
· Установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «родитель-ребенок»;
· Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-ребенок»;
· Осведомить подростков о вреде психоактивных и наркотических веществ на организм;
· Выработать интерес у обучающихся к здоровому образу жизни.
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР