Очень важное упражнение Зля групп, участники которых стремятся к тесному сотрудничеству
- 20 минут -
1. Члены группы сидят на стульях, образуя круг. В центр круга садится доброволец и начинает рассказывать историю. Она может быть правдивой либо вымышленной. Группа внимательно слушает.
2. Когда у какого-либо слушателя создается впечатление, что рассказчик запутался, не уверен в себе либо потерял нить истории, он сам выходит в середину круга и сменяет рассказчика. А тот занимает место в круге.
3. Основной упор в игре делается на то, как излагается история. Вся группа внимательно слушает рассказчика, чтобы сразу понять, когда у него возникнут трудности с выполнением задания. Каждый должен наблюдать за жестикуляцией рассказчика, звуком его голоса, дикцией. Это помогает понять, в какой момент у говорящего появится некоторая неуверенность. Желательно, чтобы еще до того, как рассказчик устал или запутался, его заменил другой игрок. Содержание рассказываемой истории имеет второстепенное значение. Еще раз подчеркнем, что основное внимание должно быть уделено взаимодействию между рассказчиком и аудиторией.
4. Предложите участникам записывать свои наблюдения по ходу повествования, чтобы потом их можно было сравнить.
5. Когда история будет рассказана до конца, подведите итоги. При этом можно воспользоваться следующими вопросами:
• Долго ли длилось повествование, прежде чем кто-то сменил рассказчика?
• Почему группа не поняла, что рассказчик попал в сложное положение?
• Действительно ли у рассказчика возникли трудности или его заменили напрасно, без нужды?
• Почему рассказчик запутался (сбился, устал)?
• Помогли ли вы ему выйти из затруднительного положения?
• Легко ли рассказчик принял помощь?
• Как в повседневной жизни вам удается определить неуверенность другого человека?
• Легко ли вы принимаете предложение помощи, поддержку, прислушиваетесь к советам?
• Что можно назвать тактичной помощью?
• Что вы считаете опекающей, навязчивой помощью?
• Какие культурные нормы осложняют предложение помощи?
Варианты )
Позднее Вы можете несколько видоизменить игру и проверить отношения между рассказчиком и аудиторией другим способом. В этом варианте игры задача рассказчика — поддерживать как можно более тесный контакт с аудиторией, особенно взглядом. Говорящего никто не прерывает, но каждый раз, когда одному из слушателей кажется, что рассказчик не обращает на него внимания, он поднимает руку. Если же слушатель чувствует, что совсем потерял контакт с рассказчиком, то начинает покачивать рукой. Эти сигналы — призыв к более активной работе рассказчика с аудиторией.
Абстрактные картинки
В этой игре важно, чтобы инициативу одного игрока поддержала вся группа - 1 5 минут -
Материалы-----------------------------------------------------------------
Вам понадобится несколько больших листов плотной глянцевой бумаги или ватмана и толстые разноцветные фломастеры.
1. Участники разбиваются на подгруппы по шесть человек.
2. Каждая команда группируется перед листом ватмана, который либо приколот к стене, либо лежит на полу.
3. Игроки команд должны все вместе нарисовать картину, причем участие каждого обязательно.
4. Разрешается использовать только определенные геометрические фигуры или прямые линии. Каждый должен решить для себя, каков будет его вклад в общую композицию — круг любого размера или же прямые линии также любой длины. Игроки рисуют поочередно, при этом каждый новый «художник» должен ориентироваться на то, что уже нарисовал его предшественник.
Пример:
5. Покажите подгруппам вышеприведенный пример и укажите на то, что картина должна быть как можно более интересной. Каждой команде дается 10 минут. Во время работы разговаривать не разрешается. Иногда бывает необходимо подчеркнуть, что времени достаточно, чтобы картина получилась действительно интересной, несмотря на ограниченный набор используемых форм. Особенное своеобразие может придать работе выбор цвета каждым «художником».
6. Предложите участникам выполнить задание еще раз, разрешив при этом дискуссию во время работы.
7. Подведите итоги игры, предоставив членам группы возможность ответить на следующие вопросы:
• В чем отличие двух художественных экспериментов?
• Какой вариант работы понравился вам больше?
• Насколько слаженно работали члены вашей команды? ■ Какая картина получилась лучше?
• Что вы сделаете по-другому, если снова будете принимать участие в этой игре?
ФопельК. Сплоченность и толерантность9 группе
Сидим без стула
Любая группа только выигрывает в ситуации, которая учит и сотрудничать, и соревноваться одновременно - 10 минут -
Подготовка-----------------------------------------------------------------
Освободите побольше места, отодвинув столы и стулья в сторону. Подберите для игры бодрую танцевальную музыку.
1. Члены группы расходятся по комнате.
2. Вы включаете музыку, и все играющие начинают двигаться в ее ритме.
3. Когда музыка прекращается (или Вы внезапно выключаете ее), участники как можно быстрее образуют пары: один игрок наполовину приседает так, чтобы к нему на колени мог сесть другой игрок.
4. Два участника, выполнившие это упражнение последними, выбывают из игры и садятся на пол.
5. Аналогичным образом игра продолжается дальше. Как только включается музыка, оставшиеся участники продолжают двигаться по комнате. Последняя оставшаяся пара может исполнить под музыку импровизированный танец.
Я падаю!