Статья 10. Профессиональная нравственная деформация
и её профилактика
1. Руководители и сотрудники органов внутренних дел должны понимать сущность явления профессиональной нравственной деформации личности, представлять себе её опасность и последствия.
2. Профессиональная нравственная деформация представляет собой негативное изменение ориентиров и девальвацию нравственных ценностей у части сотрудников под воздействием условий и опыта профессиональной деятельности, проявляющиеся в искажённом отношении к служебному долгу и дискредитирующие моральный облик сотрудника милиции.
3. Профессиональная нравственная деформация выражается в:
правовом нигилизме, означающем пренебрежительное отношение к требованиям закона;
подмене истинного представления о нравственном смысле служебной деятельности мнимым;
поддержке ложной корпоративной солидарности, основанной на круговой поруке;
чувстве непогрешимости и вседозволенности, стремлении к подавлению воли человека и подчинении своей;
болезненной подозрительности и недоверии ко всем людям;
утрате чувствительности к человеческой беде, равнодушии к горю;
систематическом нарушении профессионально-этических норм службы в органах внутренних дел;
равнодушии к процессу и результатам служебной деятельности;
беспринципности в оценке нарушений служебной дисциплины;
моральной нечистоплотности, следовании двойным моральным стандартам;
индивидуализме, эгоизме, склочности, мелочности, конфликтности, недоброжелательности и зависти к успехам и достижениям коллег;
использовании элементов криминальной субкультуры в служебной деятельности;
нравственной распущенности, выражающейся в пьянстве, бытовом разложении, аморальных поступках.
4. Деятельность руководителей по профилактике профессиональной нравственной деформации предполагает:
создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
формирование установки на сознательное соблюдение профессионально-этических принципов и норм;
развитие морально-психологической устойчивости и деловой направленности сотрудников;
информирование сотрудников о признаках и последствиях негативных изменений личности в профессиональной деятельности;
выработку у сотрудников профессионального иммунитета к негативным воздействиям преступной среды и криминальной субкультуры;
воспитание у сотрудников высокой общей и профессиональной культуры, эстетического вкуса, развитие самодеятельного художественного творчества;
организацию активного отдыха с частичным или полным изменением социально-психологического фона общения.
Глава 4. Культура речи и правила служебного общения
Статья 11. Культура речи
1. Культура речи является важным показателем профессионализма сотрудника милиции и проявляется в его умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли.
2. Культура речи обязывает сотрудника придерживаться следующих речевых норм:
ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;
грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;
содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;
логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;
доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;
лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;
уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.
3. Сотруднику необходимо соблюдать и отстаивать чистоту русского языка. В речи сотрудника неприемлемо употребление:
грубых шуток и злой иронии;
неуместных слов и речевых оборотов, в том числе иностранного происхождения;
вульгаризмов, примитивизмов, слов-«паразитов»;
высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных или национальных групп;
резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека.
4. В речи сотрудника органов внутренних дел исключается использование нецензурной брани, сквернословия и выражений, подчеркивающих негативное, презрительное отношение к людям.
5. Сотрудник, изучивший в оперативных целях уголовную лексику, не должен использовать жаргонизмы и другие элементы криминальной субкультуры в общении с коллегами и гражданами.
6. В случае служебного общения с гражданами различных национальностей сотруднику рекомендуется использовать русский язык как государственный язык Российской Федерации.