Значение гипотезы деморализации для подготовки психотерапевтов 6 страница

Хага Джан / Haga, Jun (p. 1931).Хага внедряет науку о языке в теорию и практику обучения. Он утверждает, что значение передается посредством логической и эмотивной функций языка.

Хайдбредер Эдна / Heidbreder, Edna (1890-1985).Разнообразные интересы Хайдбредер можно сгруппировать в три категории: школы, системы и теории психологии; психология познания; тестирование и измерение.

Хайдеггер Мартин / Heidegger, Martin (1889-1976).Хайдеггера считают связующим звеном между экзистенциальной философией и экзистенциальной психологией. Он полагал, что люди должны примириться с тем, что смерть неизбежна и что после нее уже ничего не будет.

Хайдер Фриц / Heider, Fritz (1896—1988).Хайдер работал в исследовательской лаборатории Курта Коффки, занимаясь проблемами, связанными с глухотой. Концепции Хайдера изложены в его книге «Психология межличностных отношений» (The psychology of interpersonal relations).

Хайнд Роберт / Hinde, Robert A. (p. 1923).Работа Хайнда по поведению птиц повлекла за собой сравнительные исследования поведения ухаживания, анализ мотивационных конфликтов и изучение габитуации (привыкания).

Халл Кларк / Hull, Clark L. (1884-1952).Наиболее весомый вклад Халла в психологию состоит в разработанной им теории научения, считающейся одной из самых значительных теорий XX столетия.

Хант Тельма / Hunt, Thelma (1903—1992).Исследования Хант относятся к области психологии персонала: она разрабатывала тесты, соответствующие задачам, вытекающим из принятия Закона о гражданских правах, а также из правительственных постановлений и судебных решений, касающихся применения тестов.

Хара Казуо / Hara, Kazuo (p. 1929).Интересы Хара лежат в двух областях исследований: физиологической психологии и измерения социальных аттитюдов.

Харлоу Гарри / Harlow, Harry F. (1905—1981).Харлоу наиболее известен своими исследованиями детенышей обезьян, выращенных суррогатными матерями. Он установил, что длительная социальная депривация ведет к серьезному нарушению последующего социального поведения.

Хебб Д. O. / Hebb, D. О. (1904—1985).Эксперименты Хебба подтвердили важность раннего опыта для развития психики и интеллекта и сохраняющейся в зрелости потребности в нормальной сенсорной среде для сохранения психического здоровья.

Хекхаузен Хайнц / Heckhausen, Heinz (p. 1926).Хекхаузен сконструировал на основе ТAT меры для независимой оценки «ожидания успеха» и «страха неудачи». Эти меры легли в основу быстро развивающихся в Германии исследований мотивации достижения.

Херманн Teo / Hermann, Theo (p. 1929).Херманн наиболее известен своими работами по когнитивной психологии, психологии речи и философским вопросам психологии.

Хилгард Эрнест / Hilgard, Ernest R. (р. 1905).Исследовательские интересы Хилгарда поначалу были связаны с психологией научения и мотивации, а начиная со времени Второй мировой войны он сконцентрировал свои усилия на социальной психологии и исследованиях гипноза.

Хили Уильям / Healy, William (1869—1963).Хили разрабатывал тесты действия в качестве дополнения к шкале интеллекта Стэнфорд-Бине, из которых самым известным и широко используемым является, вероятно, Тест завершения картинок Хили (Healy Picture Completion Test), и был одним из первых организаторов клиник психокоррекции для проблемных детей.

Ховланд Карл / Hovland, Carl I. (1912-1961).Имя Ховланда связано со многими научными достижениями в психологии, включая исследования эффекта спящего, эффектов кредита доверия к коммуникатору, доказательной ценности формулируемых заключений и степени воздействия пропаганды в зависимости от порядка представления аргументов.

Холл Кэлвин / Hall, Calvin S. (1909—1985).Вклад Холла в изучение сновидений состоит в применении количественного контент-анализа к большим выборкам сновидений и разработке когнитивной теории сновидений и их символики.

Холл Маршалл / Hall, Marshall (1790—1837).Холл проводил различие между произвольными и сознательными действиями, зависящими от работы высших центров головного мозга.

Холл Стэнли / Hall, G. Stanley (1844-1924).Холл заложил основы и всячески содействовал развитию организованной психологии как науки и профессии. Он также занимался многими аспектами развития и воспитания детей.

Холлингворт Гарри / Hollingworth, Harry L. (1880—1956).Холлингворт использовал понятие реинтеграции в качестве общего принципа и рассматривал ее как основу усовершенствования ассоциативной психологии.

Холт Роберт / Holt, Robert R. (p. 1917).Холт стремился объединить лучшие качества клинического и статистического подходов к прогнозированию в единой комплексной методологии.

Холт Эдвин / Holt, Edwin В. (1873—1946).Эдвин Холт, один из первых бихевиористов, твердо верил в то, что психология должна изучать «закономерности специфических реакций».

Хорас Пласидо / Horas, P1acido А. (р. 1916).Хорас предпринял попытку установить интегративные связи между противоречивыми тенденциями в современной психологии. Он считал, что психология должна исходить из биофизической концепции человеческого поведения, подчеркивающей его когнитивные аспекты.

Хорни Карен / Horney, Karen D. (1885—1952).Хорни отказалась от традиционной фрейдистской ортодоксии вследствие несогласия с объяснением в ее рамках женской сексуальности. Она считала, что Фрейд придавал несоразмерно большое значение половому инстинкту.

Хорст Пауль / Horst, A. Paul (p. 1903).Целью Хорста было разрешение человеческих проблем на основе применения строгих математических методов вместо риторики или семантики.

Хошино Акира / Hoshino, Akira (p. 1927).Хошино наиболее известен своей работой о «культур-шоке», содержащей критический обзор исследований и полное теоретическое рассмотрение вопросов ассимиляции временно пребывающих в стране лиц и их приспособления к новой культуре, а также возвращения в свою собственную культуру после длительного пребывания за рубежом.

Хэтфилд Элайн / Hatfield, Elaine С. (р. 1937).Основные достижения Хэтфилд связаны с теоретической разработкой и эмпирическим исследованием таких областей, которые, на первый взгляд, кажутся недоступными для научных изысканий: страстная и сострадательная любовь, сильные чувства и межличностное равенство.

Ча Джэй-Xo / Cha, Jae-Ho (p. 1934).Ча явился инициатором выделения класса социально-перцептивных феноменов, включая эффект диссонанса и перцептивные константности, который он называл эффектом обесценивания (discounting effect).

Чавес Езекиль / Chavez, Ezequiel A. (1868—1946).Джеймс Марк Болдуин считал Чавеса пионером мексиканской психологии. Чавес содействовал проведению образовательной реформы, которая позволила ему прочитать первый в Мексике курс лекций по психологии.

Чапанис Альфонс / Chapanis, Alphonse (p. 1917).Один из основоположников науки о человеческих факторах, или эргономики, Чапанис увлекся прикладными исследованиями в процессе разрешения сложных проблем, с которыми столкнулись пилоты военных самолетов во время Второй мировой войны.

Челпанов Георгий Иванович / Chelpanov, Ceorgii Ivanovich (1862—1936). С точки зрения Челпанова головной мозг был всего лишь местонахождением души, содержанием которой и занималась психология. Согласно его представлениям, душа существовала независимо от материи, но могла быть изучена и понята с помощью подходящих для этой цели экспериментальных методик.

Чинг Квиченг / Jing, Qicheng (p. 1926).Книги Ченга — «Колориметрия» (Colorimetry)и «Зрение человека» (Human vision) — были первыми научными монографиями по зрительному восприятию, вышедшими в Китае. Он также опубликовал ряд работ по психологическому развитию китайских детей.

Шайи Уорнер / Schaie, K. Warner (p. 1928).Основные научные достижения Шайи связаны с лонгитюдным исследованием интеллектуального развития взрослых и с теоретическими работами в области методологии исследований развития.

Шевчук Влодзимеж / Szewczuk, Wlodzimierz L. (p. 1913).Шевчук установил три необходимые условия любого запоминания. Это — активная позиция, ассоциация с более ранним опытом и ассоциация с эмоциональными реакциями.

Шелдон Уильям Герберт / Sheldon, William Herbert (1899-1977).Шелдон создал эмпирическую базу для структурной теории личности, впервые выдвинутой Гиппократом и Галеном. Шелдон по существу уточнил описанные Кречмером три основные типа телосложения.

Шериф Музафер / Sherif, Muzafer (1906-1988).Шериф положил начало серии естественных экспериментов по формированию групп, межгрупповому конфликту и сотрудничеству.

Шеррингтон Чарлз Скотт / Sherrington, Charles Scott (1857— 1952).Шеррингтон опубликовал работы по цветовому зрению и фликер-эффекту, а также по тактильным и мышечным ощущениям. Он ввел в употребление термины интероцептор, экстероцептор и проприоцептор.

Шехтер Стэнли / Schachter, Stanley (p. 1922).Шехтер разработал когнитивную теорию эмоций, в которой обосновал утверждение, что люди не могут отличить одну эмоцию от другой, если они не имеют хоть какого-то когнитивного указания на то, к чему (кому) относятся их чувства.

Шираи Цун / Shirai, Tsune (p. 1910).Шираи изучал детей и обнаружил, что перенос поведения у них заметно отличается от переноса поведения у животных, которые ранее служили основными объектами исследований в этой области.

Шнейдман Эдвин / Shneidman, Edwin S. (р. 1918).Суицидолог и танатолог Шнейдман провел ряд исследований смерти и самоубийств.

Шопенгауэр Артур / Schopenhauer, Arthur (1788—1860).Шопенгауэр подчеркивал важность освобождения души от чувственных оков. Согласно Шопенгауэру, в жизни люди по необходимости связаны с чувственными вещами, однако конечная цель состоит в том, чтобы возвыситься над чувствами и погрузиться в покойные глубины нирваны.

Шпрангер Эдуард / Spranger, Eduard (1882-1963).Шпрангер выделил шесть человеческих типов исходя из жизненных целей и ценностей человека, которые действуют помимо и независимо от каких-либо биологических влечений и потребностей.

Шпурцгейм Иоганн Каспар / Spurzheim, Johann Kaspar (1776— 1832).Френолог Шпурцгейм установил 37 способностей разума, связав каждую с определенным участком коры головного мозга. Подразделение им способностей на три типа — умственные, побудительные и витальные — предвосхитило соматотипы Шелдона.

Штайнер Рудольф / Steiner, Rudolf (1861—1925).Штайнер основал первую вальдорфскую школу, на основе которой к настоящему времени развилась крупнейшая в мире система частных открытых школ. Он учил, что развитие интеллектуальных и духовных способностей человечества может привести к «духовной науке».

Штекель Вильгельм / Stekel, Wilhelm (1868-1940).Штекель делал акцент на обучающей роли аналитика и рассматривал терапевтическое отношение как активное партнерство. Он подчеркивал важность целей пациента и считал, что его следует подводить к различению истинных и ложных целей.

Штумпф Карл / Stumpf, Carl (1848—1936).«Психология тона» (Tonpsychologie)Штумпфа — первая работа по психологии музыки. Одним из наиболее важных аспектов этой работы была теория консонанса и диссонанса в музыке.

Шуман Фридрих / Schumann, Friedrich (1863—1940).Шуман изучал разнообразные зрительные формы и иллюзии, не испытывая необходимости прибегать для объяснения исследуемых феноменов к понятию качества формы. Он смог объяснить их действием законов внимания, а также характером движения глаз.

Эббингауз Герман / Ebbinghaus, Hermann (1850—1909).Эббингауз был первым психологом, который экспериментально исследовал научение и память. Он изобрел метод заучивания бессмысленных слогов, вызвавший методологическую революцию в области изучения ассоциаций и научения.

Эвальд Джулиус Ричард / Ewald, Julius Richard (1855—1921).Эвальда интересовала работа центральной нервной системы и, в особенности, физиология рецепторных концевых органов. Он разработал механическую теорию (pressure-pattern)слуха, которая оспаривала резонаторную теорию Гельмгольца.

Эванс Ричард / Evans, Richard I. (p. 1922).Эванс наиболее известен как пионер в области исследований картины событий в рассказах участников и очевидцев, применения кино и телевидения в обучении, а также проблемно-ориентированных исследований (изучения предрассудков, молодежной преступности, здоровья) в социальной психологии.

Эймс Луиза Б. / Ames, Louise В. (р. 1908).Работы Луизы Эймс по процессам развития стали настольными книгами как для профессионалов, так и для родителей.

Экклз Джон / Eccles, John С. (р. 1903).Экклз, интеракционист и персоналист, рассматривает разум и мозг как отдельные и независимые сущности. Он предложил «гипотезу связи взаимодействия между мозгом и разумом» для объяснения происходящего между ними интерактивного процесса.

Элкинд Дэвид / Elkind David (p. 1931).Возможно, Элкинд более всего известен своими попытками расширить, интегрировать и применить пиажетианские теории к решению образовательных и социальных проблем детей и молодежи.

Эллиотсон Джон / Elliotson, John (1791—1868).Эллиотсон успешно практиковал месмеризм в клинике при университетском колледже в Лондоне и ратовал за его профессиональное признание. Он лечил больных, страдавших самыми разными нервными расстройствами, а также использовал гипноз для анестезии во время хирургических операций.

Эллис Альберт / Ellis, Albert (p. 1913).Эллис считал психоанализ догматичным и неэффективным психотерапевтическим методом. Некоторое время он экспериментировал с другими методами терапии, а затем разработал свою систему, известную теперь как рационально-эмотивная поведенческая терапия (РЭПТ).

Эллис Хэвелок / Ellis, Havelock (1859—1939).Эллис пришел к выводу, что гомосексуальное поведение является врожденным. Эллис считал мастурбацию приемлемым источником психической разрядки. Он также возражал против применения Фрейдом терминов взрослой сексуальности к поведению маленьких детей.

Энджелл Джеймс Роллад / Angell, James Rolland (1867—1949).Энджелл сформулировал теоретическое кредо функциональной психологии: а) психология является учением о ментальных процессах («психических операциях»); б) психологию следует рассматривать как науку о функциональных «утилитах» сознания; в) психология принимает во внимание отношение между организмом и средой.

Энджелл Фрэнк / Angell, Frank (1857—1939).Фрэнк Энджелл основал лабораторию в Стэнфордском университете. Он занимался психофизикой, в частности, изучал слуховые ощущения.

Эндлер Норман / Endler, Norman S. (р. 1931).Предложенная Эндлером интерактивная модель тревоги постулирует, что тревожность как черта и тревога как состояние представляют собой многомерные явления, и что взаимодействия, вызывающие состояние тревоги, возникают между людьми и ситуациями только тогда, когда личные факторы и ситуационный стресс конгруэнтны.

Энтвистл Ноэль / Entwistle, Noel J. (p. 1936).Энтвистл реализовал две 5-летние программы исследований обучения студентов в вузах. Одна программа заключалась в применении психометрических тестов для предсказания успешности обучения, а другая фокусировалась в большей степени на процессах учения.

Эренфельс, Христиан фон / Ehrenfels, Christian von (1859—1932).Эренфельс явился предшественником гештальтистского движения. Именно Эренфельс и Вертгеймер, по мнению Аша, повлияли на его решение примененить принципы гештальта в социальной психологии.

Эриксон Эрик / Erikson, Erik H. (1902—1992).Эриксон известен своими трудами по психологии развития. Он придумал термин кризис идентичности и описал жизненный цикл человека в виде последовательности восьми возрастных стадий.

Эсдейл Джеймс / Esdaile, James (1808—1859).Английский хирург Эсдейл начал практиковать гипноз в Индии после знакомства с книгой другого английского врача, Эллиотсона. Он применял гипноз для анестезии. Эсдейл сообщал о сокращении смертности с 50% до 4% при проведении операций по удалению опухолей мошонки.

Эскалона Сибилла / Escalona, Sibylle K. (р. 1915).Научные интересы Эскалоны сосредоточивались преимущественно на нормальном развитии в младенчестве и раннем детстве. Она была в числе тех исследователей, которые первыми предприняли экстенсивное систематическое изучение нормального поведения маленьких детей в естественных условиях.

Эскироль Жан Этьен / Esquirol, Jean Itienne (1772-1840).Последователь Филиппа Пинеля, Эскироль был одним из первых, кто применил статистические методы в клинических исследованиях психически больных.

Эстес Уильям / Estes, William K. (р. 1919).Эстес выдвинул статистическую теорию, опирающуюся на теорию научения Газри. Он развил статистическую теорию научения, предсказываемого на основе принципа смежности.

Юм Дэвид / Hume, David (1711—1776).Юм в «Исследовании о человеческом познании» писал: «Разум — это всего лишь пучок или коллекция различных перцепций, объединенных разного рода отношениями, и в нем нет совершенной простоты в любой данный момент и нет тождества в различные моменты, как бы велика не была наша естественная склонность воображать подобную простоту и подобное тождество».

Юнг Карл / Jung, Carl (1875—1961).Учение Карла Юнга о личности включает три уровня психе (psyche): а) эго, б) личное бессознательное и в) более глубинное коллективное бессознательное.

Юнг Пол Томас / Young, Paul Thomas (1892-1978).Пол Юнг известен своими исследованиями по локализации звука с использованием псевдофона, инвертирующего слуховые входы. Он установил, что слуховая локализация играет важную роль, особенно когда звучащий объект невозможно увидеть.

Юнг Томас / Young, Thomas (1773—1829).Благодаря своему интересу к зрению, физик Томас Юнг стал видной фигурой в психологии. Он описал и измерил астигматизм глаза. Посредством измерений фокусного расстояния глаза, Юнг показал, что аккомодацию можно объяснить изменяющейся формой хрусталика.

Ягода Мария / Jahoda, Marie (p. 1907).Профессиональный интерес Ягоды безраздельно принадлежал двум основным темам: предотвращение разделения социальной психологии на психологическую и социологическую ветви и сосредоточение в большей степени на исследовании проблем, чем на разработке методов исследования.

Ясперс Карл / Jaspers, Karl (1883—1969).Один из виднейших представителей немецкого экзистенциализма. Бытие в концепции Ясперса имеет троякое членение: 1) предметное бытие, или «бытие-в-мире»; 2) экзистенция, т. е. необъективируемая человеческая самость; 3) трансценденция как «объемлющее» — непостижимый предел всякого бытия и мышления.

Ястроу Джозеф / Jastrow Joseph (1863—1944).Работы Ястроу посвящены оккультизму, психическому исследованию, мысленной телепатии, спиритуализму и гипнозу. Ястроу отстаивал веру в существование психических феноменов, по крайней мере некоторых из них.

Наши рекомендации