Эксперимент – изучение психических явлений в специально созданных условиях.
Дифференциальная психология
Домашнее задание ко 2 числу:
Методики для изучения темперамента, характера, направленности, мотивов, способностей, ценностные ориентации. По каждому из них минимум 2 методики.
Название методики, ее назначение, автор, какие данные позволяет получить, какие шкалы позволяет получить. Для какого возраста предназначена методика?
Личность – это… С указанием автора
Каждый человек должен заниматься своим делом (с) Платон
В 1796 году известный астроном Мэсскелин гринвичевской обсерватории уволил своего ассистента, но в 1816 году другой астроном прочел эту историю и заинтересовался, произвел вычисления, заметил разницу в восприятии между различными людьми. Далее появились хроноскопы, хронографы.
Донаучный период развития.
Психогностика – связь между движениями и свойствами характера,
Физиогномика – черты личности, мимику, изображение силуэта человека с целью предсказания поведения человека.
Френология – объяснить особенности человека по строению черепа. Строение черепа повторяет форму мозга (бугры честолюбия, шишки способностей)
Графология – наука о почерке. Признаки индивидуальности по наклону, разбросу букв итд.
Гороскопы, астрология, хиромантия
Научный период
Опыт науки стал использовать.
Житейская психология приурочена к конкретным людям, ситуациям, а наука склонна к обобщениям. Житейская строится на интуиции. Научная рациональным осознаваемым способом получит информацию.
В житейской знания получаются способом наблюдения, а в научной это эксперимент.
Как: дифферинциальная психология стала самостоятельной наукой:
1) Внедрение экспериментального метода.
2) Внедрение методов статистического анализа.
Предмет: индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а так же природа, источники и последствия этих различий.
Выделяют две основные задачи дифференциальной психологии:
1) Установление закономерностей возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека
2) Разработка теоретических основ психодиагностических исследований и психокоррекционных программ.
Основные направления внимания дифференциальной психологии:
1) Насколько часто встречается этот признак в данной выборке, насколько он размашист
2) С какими качествами еще проявляется этот признак
3) Причины и начала развития этого признака
4) Можно ли объединить людей по этому признаку?
Метод – путь познания (с) греческий язык.
Методы исследования:
1) По виду используемого опыта – интроспективные (на данных субъективного опыта) и экстаспективные (опирающиеся на экстраспективный результат. Интроспективные – субъективные. Экстраспективные – объективные
2) По активности воздействия. Наблюдение – эксперимент.
Общенаучные, психогенетические, исторические и психологические методы. Это основные группы методов, используемые в дифферинциальной психологии.
Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие, фиксация, интерпретация психической активности человека.
Наблюдение бывает опосредованное (видеокамера записывает) и непосредственное (человек взаимодействует с вами или просто наблюдает)
Делят на полевое и лабораторное. Открытое, скрытое. Случайное и целенаправленное. Произвольное – непроизвольное.
Преимущества наблюдения – мы не вырываем человека из естественных условий и его поведение близко к естественному. В процессе наблюдения человек воспринимается как целостная структура. Недостаток: много попутных явлений сложно отфильтровать, пассивность исследователя, невозможность повторного наблюденя в таких же условиях. Результаты фиксируются в описательной форме.
Наблюдение может быть объективнее если работают несколько наблюдателей, если четко сформулирована цель, систематичность цели
Эксперимент – изучение психических явлений в специально созданных условиях.
Преимущества:
1) возможность многократного повторения эксперимента.
2) возможность ведения очень простого протокола.
Недостатки:
1) Искуственные условия – неестественное поведение
2) Специальная техника.
Виды экспериментов:
1) формирующий – изучили, а потом занимаемся его развитием или коррекцией,
2) лабораторный
Психогенетические методы
Группа методов направленная на выделение факторов среды и наследственности, влияющая на индивидуальные различия.
1) Генеалогический метод – исследование семей, родословных. Идея такова: некоторые признаки кодируются наследственно.
2) Метод приемных детей. Необходимо в исследование включить детей максимально рано отданных в приемные семьи.
3) Близнецовый
4) Исторический. Анализ документов для изучения среды и наследственности одного человека.
5) Биографический – другой описывает жизнь человека
6) Дневниковый метод. Изучаем жизнь человека из его собственного жизнеописания
7) Автобиография
Психологические методы.
1) Самонаблюдение
2) Самооценка
3) Анализ продуктов деятельности
4) Тестирование – краткое стандартизированное испытание
Тесты способностей, умений и навыков, интелектуальные, эстетические, проективные
5) Психосемантические. Чарльз Осгуд. Зная конструкты мы можем изучить личность.
Социально-психологические
1) Беседа – диалог с целью получения информации о цели исследования
2) Интервью – Вопрос-ответ.
3) Опрос
4) Анкетирование – письменный опрос.
5) Социометрия – изучение статуса, положения в обществе.
Аппаратные – требуется специальный прибор
1) условно-рефлекторного измерения чувствительности
2) методика двигательных реакций
3) измерение порогов чувствительности.
Методы продольных и поперечных срезов.
Лонгитюд раскрывает особенности развития.