Права и обязанности студентов

Программа

Научно-исследовательской и квалификационной практики

для студентов 5 курса

специальность 030301 –Психология

Шадринск - 2011

Цель практики: формирование у студентов основных умений и навыков ведения научно-исследовательской работы и закрепление активной профессиональной позиции психолога и преподавателя психологии.

Задачи практики:

1. Формировать у студентов комплексное представление о специфике научно - исследовательской работы в Вузе.

2. Совершенствовать навыки работы психолога – исследователя в области планирования, осуществления, обработки и интерпретации полученных данных.

3. Закрепить и систематизировать теоретические знания и практические умения студентов по основным направлениям работы психолога и преподавателя психологии.

Содержание и организация практики

В основу разработки и организации практики положены следующие принципы:

1. Соответствие содержания практики требованиям, предъявляемым Государственным образовательным стандартом к уровню умений выпускника вуза по специальности 030301 – Психология;

2. Соответствие положению о практике ФБГОУ ВПО «Шадринского государственного педагогического института» и факультета коррекционной педагогики и психологии;

3. Связь практики с изучением теоретических курсов «Общая психология», «Методологические основы психологии», «Психодиагностика», «Экспериментальная психология», «Возрастная психология», «Психология труда», «Социальная психология» и т.д.

4. Принцип гуманистической направленности деятельности психолога.

Организация практики

Научно – исследовательская практика проводится на 5 курсе, 10 семестре, в течение 10 недель.

Организационная работа до начала практики включает установочную конференцию, на которой студентов знакомят с порядком прохождения практики, ее целью, задачами, особенностями ее организации и содержанием, требованиями к содержанию и оформлению отчетной документации.

Содержание практики

Научно-исследовательская практика предполагает работу студентов по следующим направлениям: ознакомление студентов с организацией НИР в вузе, проведение исследования по теме ВКР, преподавательская деятельность студентов, выполнение деятельности педагога-психолога в рамках работы в научно-исследовательской лаборатории кафедры психологии развития и педагогической психологии, профориентационная работа.

Должностные инструкции

В целях четкой организации и проведения практики на факультете выделяются: руководитель практики, групповой руководитель (методист), староста группы. Все они имеют строго разграниченные функциональные обязанности.

Руководитель практики факультета:

1. Обеспечивает разработку содержания практики, ее планирование, организацию и учет результатов практики в целом по факультету.

2. Устанавливает связь с базами практик, распределяет студентов по базам практики, составляет проект приказа о распределении на практику.

3. Организует и проводит установочную и итоговую конференцию по практике.

4. Закрепляет групповых руководителей из числа преподавателей факультета.

5. Проводит в процессе практики совещания-консультации.

6. Корректирует деятельность студентов, групповых руководителей.

7. Составляет отчет о психологической практике и предоставляет его на кафедру и проректору по производственной практике студентов.

Групповой руководитель:

1. Организует и контролирует посещение студентами базы практики.

2. Принимает участие в установочной и итоговой конференции.

3. Проверяет, оценивает и утверждает документацию по практике.

4. Корректирует работу студентов, организует контроль за выполнением студентами задач практики.

Староста группы:

1. Проводит учет посещаемости студентов базы практики.

2. Оповещает студентов о проведении консультаций и изменениях режима работы.

3. Осуществляет сотрудничество с руководителем практики, методистами кафедры по выполнению студентами учебного плана практики.

Права и обязанности студентов

Студент-практикант имеетправо:

1. Заранее ознакомиться с содержанием практики.

2. Знать критерии и формы оценки своей деятельности.

3. Получить информацию о деятельности базового учреждения в рамках программы прохождения практики.

4. Отказаться от выполнения поручений работников образовательного учреждения, если они не имеют отношения к практике и не направлены на овладение профессией педагога-психолога.

5. При наличии веских причин ставить перед групповым руководителем вопрос о переводе к другому наставнику.

Обязанности студента-практиканта:

1. Своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики.

2. Тщательно готовиться к проведению научно-исследовательской работы.

3. Вести дневник практики, в котором необходимо фиксировать всю свою деятельность.

4. Своевременно составлять и предоставлять для проверки документы текущей и итоговой отчетности.

5. Подчиняться правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения.

Этапы практики

Этап практики

1. Знакомство студентов с организационно-управленческой структурой научно – исследовательской работы в рамках института, основные направление научной деятельности факультета и кафедры.

2. .Ознакомление с документацией психолога – исследователя.

3. Способы представления данных: выступления, доклады, устные сообщения, подготовка публикаций (тезисов, статей, монографий).

Активная практика (9 недель)

1. Научно – исследовательское направление работы психолога

ü Подготовка плана научного исследования.

ü Определение темы, объекта, предмета, цели, гипотезы, задач, составление плана исследования.

ü Анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

ü Проведение эмпирического исследования по выбранной проблематике.

ü Анализ и оформление результатов исследования.

ü Написание статьи или тезисов по результатам исследования.

ü Мультимедийная презентация и доклад по результатам научно - исследовательской работы на студенческой конференции.

2. Участие в работе научно-исследовательской лаборатории кафедры.

Проведение диагностической и коррекционной, консультативной и просветительской работы с детьми, педагогами и родителями.

3. Преподавательское направление работы практического психолога

ü Проведение пяти лекционных занятий и пяти практических занятий по психологии и их психологический анализ.

ü Подбор методического материала по преподаваемым дисциплинам.

4. Профориентационная работа в соответствии с планом кафедры психологии развития и педагогической психологии и факультета коррекционной педагогики и психологии.

Сроки прохождения практики: 5 курсе, 10 семестре, в течение 10 недель.

База практики: ШГПИ, МОУ «СОШ № 2», МОУ «Гимназия № 9», МДОУ № 4, СЮН и учреждения, являющиеся базой исследования в соответствии с темой ВКР.

Критерии оценки работы студентов по итогам практики.

Оценка «отлично» ставится, если план практики выполнен в срок, на высоком уровне в полном объеме; студент проявил умения формулировать понятийный аппарат научного исследования; проведен достаточно глубокий анализ литературы по проблеме исследования; результаты диагностической работы обобщены и оформлены в соответствии с требованиями; получил отличные оценки за мероприятия, предусмотренные программой практики; документация предоставлена в течение недели после окончания срока практики; студент в ходе практики проявил самостоятельность, творческий подход, дисциплинированность и ответственность.

Оценка «хорошо» ставится, если выполнены выше перечисленные требования, но имеются недочеты в оформлении отчетной документации.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если в ходе проведении научно - исследовательской работы студент проявил фрагментарные знания; выявлены ошибки в содержании ВКР; ошибки в оформлении документации; документация не сдана в срок; в ходе практики студент проявил халатное отношение к своим обязанностям.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если не выполнен план практики; обнаружил слабое знание психолого-педагогической теории и умений применения ее в ходе научного исследования; имеются нарушения в выполнении графика посещения образовательного учреждения; документация сдана не вовремя и оформлена без соблюдения требований; деятельность студента получила отрицательную оценку со стороны педагога- психолога базового учреждения.

Наши рекомендации