Права и обязанности студентов
Программа
Научно-исследовательской и квалификационной практики
для студентов 5 курса
специальность 030301 –Психология
Шадринск - 2011
Цель практики: формирование у студентов основных умений и навыков ведения научно-исследовательской работы и закрепление активной профессиональной позиции психолога и преподавателя психологии.
Задачи практики:
1. Формировать у студентов комплексное представление о специфике научно - исследовательской работы в Вузе.
2. Совершенствовать навыки работы психолога – исследователя в области планирования, осуществления, обработки и интерпретации полученных данных.
3. Закрепить и систематизировать теоретические знания и практические умения студентов по основным направлениям работы психолога и преподавателя психологии.
Содержание и организация практики
В основу разработки и организации практики положены следующие принципы:
1. Соответствие содержания практики требованиям, предъявляемым Государственным образовательным стандартом к уровню умений выпускника вуза по специальности 030301 – Психология;
2. Соответствие положению о практике ФБГОУ ВПО «Шадринского государственного педагогического института» и факультета коррекционной педагогики и психологии;
3. Связь практики с изучением теоретических курсов «Общая психология», «Методологические основы психологии», «Психодиагностика», «Экспериментальная психология», «Возрастная психология», «Психология труда», «Социальная психология» и т.д.
4. Принцип гуманистической направленности деятельности психолога.
Организация практики
Научно – исследовательская практика проводится на 5 курсе, 10 семестре, в течение 10 недель.
Организационная работа до начала практики включает установочную конференцию, на которой студентов знакомят с порядком прохождения практики, ее целью, задачами, особенностями ее организации и содержанием, требованиями к содержанию и оформлению отчетной документации.
Содержание практики
Научно-исследовательская практика предполагает работу студентов по следующим направлениям: ознакомление студентов с организацией НИР в вузе, проведение исследования по теме ВКР, преподавательская деятельность студентов, выполнение деятельности педагога-психолога в рамках работы в научно-исследовательской лаборатории кафедры психологии развития и педагогической психологии, профориентационная работа.
Должностные инструкции
В целях четкой организации и проведения практики на факультете выделяются: руководитель практики, групповой руководитель (методист), староста группы. Все они имеют строго разграниченные функциональные обязанности.
Руководитель практики факультета:
1. Обеспечивает разработку содержания практики, ее планирование, организацию и учет результатов практики в целом по факультету.
2. Устанавливает связь с базами практик, распределяет студентов по базам практики, составляет проект приказа о распределении на практику.
3. Организует и проводит установочную и итоговую конференцию по практике.
4. Закрепляет групповых руководителей из числа преподавателей факультета.
5. Проводит в процессе практики совещания-консультации.
6. Корректирует деятельность студентов, групповых руководителей.
7. Составляет отчет о психологической практике и предоставляет его на кафедру и проректору по производственной практике студентов.
Групповой руководитель:
1. Организует и контролирует посещение студентами базы практики.
2. Принимает участие в установочной и итоговой конференции.
3. Проверяет, оценивает и утверждает документацию по практике.
4. Корректирует работу студентов, организует контроль за выполнением студентами задач практики.
Староста группы:
1. Проводит учет посещаемости студентов базы практики.
2. Оповещает студентов о проведении консультаций и изменениях режима работы.
3. Осуществляет сотрудничество с руководителем практики, методистами кафедры по выполнению студентами учебного плана практики.
Права и обязанности студентов
Студент-практикант имеетправо:
1. Заранее ознакомиться с содержанием практики.
2. Знать критерии и формы оценки своей деятельности.
3. Получить информацию о деятельности базового учреждения в рамках программы прохождения практики.
4. Отказаться от выполнения поручений работников образовательного учреждения, если они не имеют отношения к практике и не направлены на овладение профессией педагога-психолога.
5. При наличии веских причин ставить перед групповым руководителем вопрос о переводе к другому наставнику.
Обязанности студента-практиканта:
1. Своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики.
2. Тщательно готовиться к проведению научно-исследовательской работы.
3. Вести дневник практики, в котором необходимо фиксировать всю свою деятельность.
4. Своевременно составлять и предоставлять для проверки документы текущей и итоговой отчетности.
5. Подчиняться правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения.
Этапы практики
Этап практики
1. Знакомство студентов с организационно-управленческой структурой научно – исследовательской работы в рамках института, основные направление научной деятельности факультета и кафедры.
2. .Ознакомление с документацией психолога – исследователя.
3. Способы представления данных: выступления, доклады, устные сообщения, подготовка публикаций (тезисов, статей, монографий).
Активная практика (9 недель)
1. Научно – исследовательское направление работы психолога
ü Подготовка плана научного исследования.
ü Определение темы, объекта, предмета, цели, гипотезы, задач, составление плана исследования.
ü Анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
ü Проведение эмпирического исследования по выбранной проблематике.
ü Анализ и оформление результатов исследования.
ü Написание статьи или тезисов по результатам исследования.
ü Мультимедийная презентация и доклад по результатам научно - исследовательской работы на студенческой конференции.
2. Участие в работе научно-исследовательской лаборатории кафедры.
Проведение диагностической и коррекционной, консультативной и просветительской работы с детьми, педагогами и родителями.
3. Преподавательское направление работы практического психолога
ü Проведение пяти лекционных занятий и пяти практических занятий по психологии и их психологический анализ.
ü Подбор методического материала по преподаваемым дисциплинам.
4. Профориентационная работа в соответствии с планом кафедры психологии развития и педагогической психологии и факультета коррекционной педагогики и психологии.
Сроки прохождения практики: 5 курсе, 10 семестре, в течение 10 недель.
База практики: ШГПИ, МОУ «СОШ № 2», МОУ «Гимназия № 9», МДОУ № 4, СЮН и учреждения, являющиеся базой исследования в соответствии с темой ВКР.
Критерии оценки работы студентов по итогам практики.
Оценка «отлично» ставится, если план практики выполнен в срок, на высоком уровне в полном объеме; студент проявил умения формулировать понятийный аппарат научного исследования; проведен достаточно глубокий анализ литературы по проблеме исследования; результаты диагностической работы обобщены и оформлены в соответствии с требованиями; получил отличные оценки за мероприятия, предусмотренные программой практики; документация предоставлена в течение недели после окончания срока практики; студент в ходе практики проявил самостоятельность, творческий подход, дисциплинированность и ответственность.
Оценка «хорошо» ставится, если выполнены выше перечисленные требования, но имеются недочеты в оформлении отчетной документации.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если в ходе проведении научно - исследовательской работы студент проявил фрагментарные знания; выявлены ошибки в содержании ВКР; ошибки в оформлении документации; документация не сдана в срок; в ходе практики студент проявил халатное отношение к своим обязанностям.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если не выполнен план практики; обнаружил слабое знание психолого-педагогической теории и умений применения ее в ходе научного исследования; имеются нарушения в выполнении графика посещения образовательного учреждения; документация сдана не вовремя и оформлена без соблюдения требований; деятельность студента получила отрицательную оценку со стороны педагога- психолога базового учреждения.