Глава 9. Ряд практических вопросов 5 страница
К. Вы чувствуете, что все идет довольно хорошо.
С. М-м. Вчера утром я встретился с мисс Дж. в кабинете декана и получил свое расписание на следующую четверть, и она хочет, чтобы я занимался изобразительным искусством в следующей четверти, и еще она посчитала, что для меня будет полезна социология и литература — тоже. Я не знал, что выбрать, и подумал, что стоит пойти и посоветоваться с ней. Она сказала, что в любое время я могу прийти и спросить ее, вот что она посоветовала.
Это утверждение на самом деле весьма красноречиво. Артур, видимо, полностью избегает конфликта. Он дает понять — он делает лишь то, что ему говорят, и не принимает на себя ответственность за решение. Кроме того, он дает понять, что, если консультант не решит за него его проблемы, он сможет найти другого, который сделает это. Он продолжает описывать в подробностях предметы, которые хочет выбрать, упоминая о том, что еще не знает, выбрать ли математику.
С. Я знаю, что она могла бы помочь мне с физикой, но, поскольку у меня уже была математика в двух семестрах, мне кажется почему-то, что никакой пользы уже не будет.
К. Получается, что, довольно много размышляя о своих предметах, ты также пытаешься получить совет от других, да?
С. М-м, я не знаю, кажется, я сказал вам, что на прошлой неделе был в полном замешательстве по поводу того, что изучать в следующем семестре, но думаю, что это будет изобразительное искусство, так как преподаватель сказал, что я делаю большие успехи, и мне самому это нравится. Мне представляется, что этот предмет учит обращать внимание на детали, учит выражать себя, учит работать руками, и — я знаю — я думаю, это мне вообще во многом помогает.
К. Мне это интересно, потому что сейчас ты говоришь то, что думаешь о занятиях изобразительным искусством, и это кое-что значит для меня, учитывая то, что мисс Дж. и другие считают, что тебе это нужно. Да. это интересно и об этом стоит поразмышлять, но я все-таки думаю, что самое верное решение — это твое личное решение.
С. Конечно. Я уверен, что хочу заниматься этим, поскольку — ну, мне это нравится и на первом курсе у меня довольно неплохо получалось...
Здесь можно заметить, что клиент хотя и незначительно, но до некоторой степени принимает на себя ответственность за выбор. После дальнейшего краткого обсуждения всех “за” и “против” он рассказывает, что ему пришлось столкнуться с некоторыми внутренними противоречиями, вызываемыми сложившейся учебной ситуацией.
К. Интересно, на прошлой неделе ты чувствовал, что хотел бы отложить эти вопросы насколько возможно, а на этой неделе ты...
С. Ну, на этой неделе у меня вдохновение. (Смех.) Я думал... я увидел нескольких ребят с дневниками, это были новички, и я подумал...
К, Кого ты увидел?
С. Я увидел нескольких новичков с их дневниками...
К. А, да.
С. Я подумал о том, что они такие юные, и я спросил: “Эй, когда понадобятся эти дневники?” Они ответили: “Мы должны иметь их при себе в пятницу”, и я подумал: “Артур, ты должен поработать”. (Оба смеются.) Поэтому я тут же пошел к мисс Дж....
Он продолжает рассуждать, правильно ли выбрал курсы, демонстрируя оба полюса своего амбивалентного отношения к ситуации принятия решения.
Беседа продолжается:
К. Правильно ли я понял, что теперь твое расписание на следующий семестр составлено удачно?
С. М-м, да. Если будет возможность, я дома продумаю, как распределить время, исходя из расписания, чтобы у меня уже были представлены и предметы, и время занятий, и все такое, а потом вообще забуду об этом до начала следующего семестра. (Смеется.) Мне слегка полегчало...
К. Тебе не хочется думать о своем плане даже после того, как ты уже составил его?
С. Нет. Я просто хочу забыть об этом и начать думать о чем-нибудь другом. Испытываешь своего рода облегчение, когда заканчиваешь какое-то дело. Я там видел много ребят. У них были тетради, карандаши, они почесывали голову (смеется), должно быть, писали что-то, а потом будут над этим ломать головы (смех), о, боже!
К. Это большое дело — решить, в каком направлении идти, решить, что делать. И все это серьезная работа, да?
С. Точно. (Пауза.) Я до сих пор не знаю, что делать дальше. Я имею в виду, какую профессию выбрать.
К. Ты об этом тоже немного думал, да?
С. Да,м-м, но я еще не знаю, какой путь выбрать.
К. Ты не хочешь поделиться со мной мыслями по этому поводу?
С. О, я не знаю... мой дядя всегда говорил, что я должен заняться музыкой, и он спорит со мной каждый раз, когда мы встречаемся. Он спрашивает меня, почему бы мне не стать музыкантом, и, ну... сперва у меня была на уме опто-метрия, и — тогда я стал думать об оптометрии. И я поговорил с некоторыми ребятами, которые изучают остеопатию, и они сказали, что это отличная сфера деятельности, куда стоит пойти. И вот сейчас передо мной три основных предмета — это музыка, остеопатия и оптометрия. Я имею в виду — это то, над чем я думаю...
С этого момента Артур стал исследовать собственную проблему профессионального выбора и конструктивно работать над ней. Уже через несколько сеансов его действия обрели нужное направление, он определил для себя основную цель. Кроме того, он строил планы с учетом определенных альтернатив на тот случай, если не удастся осуществить первоначальную идею.
Несмотря на то, что отрывки из этих бесед иллюстрируют некоторые общие принципы консультирования, вопрос, который мы обсуждаем здесь, касается того, что эффективное консультирование в сфере профессионального выбора возможно только тогда, когда давление обстоятельств становится настолько сильным, что дискомфорт, вызванный обсуждением возникшей проблемы, сильнее дискомфорта от избегания этой проблемы. Хотя Артур уходит от прямого вопроса, перекладывая ответственность на мисс Дж., тем не менее конфликт усиливается настолько, что он решается обратиться за помощью к консультанту с тем, чтобы суметь самостоятельно принять решение по поводу своего профессионального выбора.
Эти примеры свидетельствуют о необходимости конкретизации одного из вопросов, которые консультант должен задать себе, приступая к работе с пациентом. Находится ли индивид в состоянии психического стресса или напряжения, под влиянием которых решение его проблем будет более вероятным? Достаточно ли высок этот психический дискомфорт, чтобы перевесить дистресс от раскрытия интимных установок и вытесненных чувств, участвующих в возникновении проблемы? Способен ли клиент справиться со своей ситуацией?
Иногда забывают, что результаты любого типа психотерапии зависят от следующего допущения. Если индивиду помогут переориентироваться, реорганизовать свои установки в новые паттерны, то он сможет более успешно адаптироваться к жизни и при этом с наименьшими потерями. Он может сам найти для себя нормальные, здоровые способы удовлетворения своих потребностей посредством социально одобряемого поведения. Одно нетрудно заметить: некоторые индивиды настолько подавлены неблагоприятными обстоятельствами или настолько слабы из-за личностной неадекватности, что никакое изменение установок не создаст нормальной основы для жизни. Например, малолетний правонарушитель живет в так называемой делинквентной среде, где поощряются противозаконные действия. Дома его отвергают, предпочитая ему младшего брата, в школе никак не учитывают его отставание в развитии, но постоянно заставляют осознавать свои неудачи. В этом случае никакое консультирование или психотерапия, видимо, не помогут. Сила деструктивных факторов такова, что простого изменения установок мальчика недостаточно, чтобы нормальные способы удовлетворения потребностей стали для него приемлемыми. Даже если бы он смог достичь высокой степени инсайта в своей ситуации, есть только несколько элементов в его жизни, которые он мог бы сам контролировать. В этом случае основным подходом, с точки зрения возможной эффективности, является лечение средой. Консультирование может играть лишь вспомогательную роль.
Или другой пример — ситуация с матерью, от чрезмерной заботы которой страдает дочь. Эта женщина — глубокий интроверт и невротик. У нее ряд серьезных физических дефектов, которые сделали ее инвалидом и сильно ограничили ее активность. По этим причинам у нее мало друзей, и реальная социальная жизнь почти невозможна. Ее мало радует общение с мужем, отчасти из-за плохого здоровья, отчасти из-за ее глубокой замкнутости. Единственный интерес в жизни — это дочь. Даже это краткое описание не оставляет сомнений в том, что ее отношение к дочери неизбежно будет гиперопекающим. Этого же достаточно, чтобы показать, что любой психотерапевтический метод обречен на неудачу. Маловероятно, что эта женщина способна реально осмыслить и осознать свою роль, но даже если бы смогла, вполне очевидно, что она не может ничего изменить. Чтобы освободить от опеки свою дочь, позволить ей стать независимой, мать должна отказаться от своего единственного источника подлинного удовлетворения в жизни. Она, без сомнения, поймет, что не способна на это. Ситуация слишком осложнена неблагоприятными факторами, чтобы инсайт и осознание самой себя что-то могли изменить в данном случае.
Яркая иллюстрация психотерапевтической неудачи — это экспериментальный психоанализ одиннадцати преступников, который проводили Хили и Александер в 1931—1932 гг. (Alexander Franz, Healy William. “Roots of Crime”. New York: Alfred A. Knopf, 1935, p. 305.) Несмотря на то, что правонарушители — старшие подростки и юноши — были специально отобраны для анализа, поскольку предполагалось, что психический конфликт играет важную роль в их поведении, практические результаты анализа оказались весьма неутешительными. В процессе анализа этими людьми был достигнут значительный инсаит, были вскрыты некоторые психологические источники преступления, но контроль над своим делинквентным поведением так и не был достигнут. Позднее, комментируя этот неудачный эксперимент, Хили признал, что без улучшения экономических и социальных условий инсаит, достигнутый в процессе психоанализа, не эффективен (Healy William. “Psychoanalysis of Older Offenders”, American journal of Orthopsychiatry, vol. 5 (January, 1935), pp. 27-28.). Опираясь на современные знания, можно утверждать, что подобные индивиды были неподходящими кандидатами для лечения, основывающегося только на психотерапии. Вес факторов, ведущих к дезадаптации, был слишком велик. Нестабильность, противозаконные группировки, дефицит рабочих мест, недостаток социально одобренных навыков — все это вместе в ряде случаев значительно превышает эффект частичной переориентации индивида, которой ему удалось достичь.
Короче говоря, консультанту необходимо в самом начале своих встреч оценивать, насколько он способен в результате предпринятых действий изменить жизнь клиента, может ли в чем-то измениться его ситуация, возможны ли альтернативные решения.
В предыдущей книге автор уже указывал на то, что основные способности и свойства индивида можно уточнить посредством тщательной оценки определенных компонентных факторов, определяющих уровень приспособленности (Rogers Carl R. “The Clinical Treatment of the Problem Child”, chap. Ill, “The Component-Factor Method of Diagnosis”. Boston; Houghton Wifflin Company, 1939.). Оценке подлежат такие элементы, как консти-туциональная стабильность, наследственность, физические и психические свойства индивида. При оценке базовых свойств личности молодого человека важное значение имеют специфика социального опыта и эмоциональная обстановка в семье. Важны также экономические, культурные и образовательные факторы, как негативные, так и позитивные. Независимо от того, осуществляет ли консультант тщательную оценку возможностей клиента посредством факторного анализа или ситуация настолько ясна, что субъективного восприятия достаточно, следует учесть, что вынесение суждения — очень важный момент. Если возможности индивида недостаточны, то консультирование как основной метод терапевтического воздействия, вероятно, окажется бесполезным.
Доказательством послужит исследование, которое проходило под контролем автора (Bennet С. С,, Rogers С. R. “Predicting the Outcomes of Treatment”, American journal of Orthopsychiatry, vol. 2 (April, 1941), pp. 210-221. Эта статья представляет основные результаты исследования, но данные, которые здесь приводятся, являются частью неопубликованного материала, полученного на основе того же исследования.). При проверке точности клинических прогнозов по двумстам случаям было обнаружено, что психотерапия, предположительно, должна применяться при лечении детей с высоким компонент-факторным показателем, а метод изменения среды — тех, у кого показатели низкие. Для выборки из двухсот случаев был рассчитан средний показатель. Эта величина — среднее значение различных оценок по основным показателям детского приспособления. Она примерно отражает возможности ребенка в плане адаптации. Для двухсот случаев эта цифра составила 1,88 по семибалльной шкале, где число 3,00 рассматривается в качестве среднего значения для генеральной совокупности. По сравнению со всей группой 29 детей, которым были рекомендованы интенсивные лечебные беседы, в среднем, по данному факторному анализу, имели показатель, равный 2,17, в то время как у группы, которой был назначен стационарный уход, средний показатель равнялся 1,64, а у детей, для которых наилучшим средством считалось стационарное лечение в интернате, он составил 1,62. Эти различия статистически значимы; в сопоставлении с первой группой критические отношения составляют 3,4 и 3,6 соответственно. Поскольку читатель может заинтересоваться более подробной информацией по каждому фактору, то мы включили эти данные в табл. 1.
Можно видеть, что у группы, которая была отобрана для психотерапии, показатели наследственных признаков и уровень умственных способностей определенно выше, чем у двух других групп. Этим детям больше повезло с точки зрения социально-экономического статуса и ближайшего окружения. Они имеют более благоприятный прошлый социальный опыт и некоторые преимущества в образовании. Явных различий в физических характеристиках этих двух групп не наблюдается. Дети, отобранные для прямой терапии, были из более благополучных семей, чем те, кто нуждался в стационарном уходе. Не было отмечено существенной разницы в самосознании, хотя этот показатель у группы прямой терапии выше, чем у стационарной группы.
Это исследование свидетельствует о том, что в реальной клинической практике группа, которой рекомендуется интенсивное консультирование, отличается более высокими показателями базовой способности к приспособлению, чем те группы, для которых было рекомендовано лечение посредством изменения факторов внешней среды (“средовой подход”). Можно сделать обратное утверждение и сказать, что психотерапия с меньшей вероятностью должна применяться в тех случаях, где имеет место высокий вес деструктивных факторов. Очевидно, что это исследование указывает на необходимость оценки способности клиента справиться со своей ситуацией. Эта оценка должна осуществляться прежде, чем будет сделан вывод о том, что данный пациент может получить ка кую-то реальную пользу от консультирования. Важность этой оценки не всегда очевидна, поскольку большинство студентов или рабочих, скажем, в силу специфики своего окружения изначально обладают некоторой способностью успешно справляться с ситуацией. Как таковое, подобное суждение может быть вынесено в разных случаях и с разной целью, но мы должны рассматривать его исключительно как необходимую оценку, дабы в случае встречи с глубоко неуравновешенным индивидом или человеком, находящимся во власти неблагоприятных обстоятельств, мы не ждали невозможного от консультирования.
Таблица1Факторные показатели нескольких лечебных групп
Компонентный фактор | План лечения | ||
Прямое лечение № 29 | Стационарное размещение № 51 | Размещение в детском доме №76 | |
Фактор наследственности: значен!” наследственных признаков, как негативных, так и позитивных, и родовой предрасположенности. Степень физической и эмоциональной стабильности в семье и т. д. | 2,61 | 1,78 | 1,88 |
Фактор физического развития: значение отрицательных показателей состояния здоровья (длительное заболевание, нестабильность, заболевания желез и т. д.) и позитивные показатели. | 2,41 | 2,49 | 2.41 |
Ментальный фактор: общие и специальные способности. | 2,90 | 1,47 | 1,96 |
Влияние семьи: эмоциональный тон отношений, чрезмерная забота, отверженность, конфликты и т.д. — факторы защищенности и здоровья. | 1,52 | 1.49 | 0,95 |
Экономические и культурные влияния: степень финансового благополучия, культурное развитие, влияние общественности и близкого окружения. | 2,55 | 1,31 | 1,14 |
Социальный фактор: степень удовлетворенности от общения в собственной возрастной группе и со взрослыми. | 1.66 | 1,36 | 1.25. |
Образовательный фактор: уровень нормального учебного стимулирования и этики устойчивого контроля. | 2,31 | 2,00 | 1,87 |
Самосознание: степень понимания себя и своих проблем, способность к принятию ответственности и самокритике. | 1,38 | 1,06 | 1,36 |
Средний балл: общее соотношение деструктивных и конструктивных факторов в опыте ребенка. | 2,17 о=.73 | 1.64 0-.55 | 1,62 о=.б4 |
• Показатели даны по семибалльной шкале от 0 до 6; 3.0 принимаетсязагипотетическое среднее значение в генеральной совокупности.
Хочет ли клиент принять помощь? Еще один вопрос, который должен беспокоить консультанта, звучит следующим образом: “Хочет ли индивид получить помощь?” Вероятность успеха консультирования, при прочих равных условиях, значительно повышается, если клиент желает, чтобы ему помогли, и сознательно признает этот факт. Когда потребность в помощи достаточно сильна, клиент способен быстро вникать в значимый материал, и если консультант умеет внимательно слушать и не прерывает потока выражаемых клиентом чувств, то прогресс в лечении может быть достигнут очень быстро. Чтобы некоторым образом конкретизировать этот тезис, приведем пример, где налицо сильное желание клиента получить поддержку при полном осознании этого стремления самим индивидом.
Пол, студент колледжа, пришел к консультанту без предварительной договоренности. Он сказал, что в отчаянии, он чувствует, что находится в состоянии сильного напряжения, не может полноценно контактировать с окружающими, у него потеют руки и т. д. Сеанс был назначен на следующий день. Перед нами фрагмент записи его первой беседы с консультантом.
К. Итак, вчера я отослал тебя, прежде чем мы действительно начали разговор. Теперь у нас будет достаточно времени, чтобы все тщательно проговорить. Ты хочешь рассказать мне о том, что у тебя на уме?
С. Да, я уже говорил вам, что я чувствую — ну — сильнейшее напряжение по любому поводу — ну, я волнуюсь по любому вопросу, гдее бы я ни был, я — ну — когда возникает какой-то вопрос, пусть даже незначительный, он ужасает, и, как я уже сказал вам, он становится невыносимым для меня, и я на самом деле должен что-то предпринять, потому что моя карьера иначе полетит к черту. Я не могу житьзасчет своего отца.
К. Ты действительно чувствуешь, что это во многом отражается на твоей успеваемости в колледже?
С. Ужасно, о, ужасно. Я — э, по некоторым предметам стал хуже заниматься, и этого бы никогда не произошло, я уверен, если бы я не был в таком состоянии, и я так подавлен, у меня нет больше сил. (Пауза.) Например, я не мог встать, я уже рассказывал вам, я не мог встать у доски и рассказать то, что я отлично знаю, а когда меня вызывают, я так напрягаюсь, что не могу спокойно думать, и — ну — все это, как-то, кажется, выходит за всякие рамки — это напряжение.
К. Каким образом?
С. Я уже сказал, что я не мог даже пойти в ресторан без ощущения напряжения, что кажется весьма странным, но я — м-м — это проблема, с которой я как бы то ни было,носталкиваюсь. (Пауза.)
К. Ты полагаешь, что дошел до той черты, когда необходимо уже что-то предпринимать?
С. Да, я должен, определенно. Это продолжается, я бы сказал — я могу вспомнить, мне было двенадцать лет, в первый раз меня вызвали прочесть сочинение, которое я написал. Я был весьма горд тем, что написал, но, когда я встал перед классом, почему-то — э-э — мои руки начали дрожать, и мне пришлось сесть. Я был ужасно унижен, кроме всего прочего.
К. Ты чувствовал, что очень сильно унижен.
С. Очень.
К. Как ты это чувствовал?
С. Я считал себя каким-то ненормальным, так, будто кто угодно может это сделать, а я нет.
Несомненно, для процесса консультирования это в высшей степени удачное начало, когда индивид, как в данном отрывке, находится в состоянии стресса, жаждет помощи и способен обсуждать свои проблемы. Однако анализ различных терапевтических случаев, с учетом всего многообразия обстоятельств, убедительно свидетельствует о том, что психотерапия может иметь успех и при отсутствии осознанного желания получить помощь. Джим, маленький мальчик, о котором уже упоминалось в главе 2, получавший облегчение, атакуя глиняное изображение своего отца, очевидно, не осознавал своей потребности в поддержке и помощи и, возможно, не отдавал себе отчета в том, что ему помогают. Его ситуация, видимо, идентична тому, что происходило с восемнадцатилетней девушкой, которую привела в клинику мать, поскольку хотела держать под контролем планы дочери по поводу замужества. Эта девушка не чувствовала никакой необходимости в помощи, однако в ходе продолжающейся терапии она была способна весьма конструктивно воспринимать помощь. И в конечном итоге вполне независимо решила для себя, что ее предполагаемая свадьба была, в сущности, скорее угрозой в адрес родителей, нежели искренним стремлением к долгой совместной жизни. Также можно привести примеры работы с пациентами, которых кто-то, обладающий над ними властью, вынудил к прохождению консультирования и которые, несмотря на первоначальное сопротивление какой бы то ни было помощи, в конце концов принимали ее. Видимо, нам необходимо более тщательно проанализировать те ситуации, которые дают возможность человеку принять помощь консультанта.
Допуская то, что клиент переживает некоторый конфликт или стресс, мы, вероятно, должны оговорить еще два фактора, способствующих более конструктивному использованию консультативной ситуации. Во-первых, должна быть физическая возможность осуществления беседы. Подобное утверждение может показаться излишним, хотя на самом деле оно заслуживает некоторого размышления. Часто в ситуациях, когда клиента заставляют пройти консультирование (не сам консультант, разумеется), именно факт нахождения в этой ситуации служит отправной точкой терапевтического процесса. Так, часто ребенок, помещенный в лечебное учреждение или интернат, может успешно пройти терапию и достичь осмысления самого себя и своей проблемы, что не могло бы осуществиться, если бы ребенок находился в состоянии свободного выбора, касающегося того, нужны ли ему действительно подобные сеансы. (Консультирование в подобных ситуациях порождает множество вопросов, которые будут обсуждаться в следующей главе, в частности, опасность спутать роли авторитета и консультанта.)
Но одной физической возможности осуществления консультирования недостаточно. Клиент должен быть способен выражать тем или иным образом свои противоречивые стремления, породившие проблему. Он может делать это посредством игры или иного типа символизации, но психотерапия бессильна против порождающих проблему сил, не вовлеченных, в том или ином виде, в терапевтическое взаимодействие. Сможет или нет индивид выразить свои чувства — это вопрос способности консультанта создать благоприятную терапевтическую атмосферу, равно как и способностей самого клиента. Но при решении вопроса целесообразности консультирования в каждом конкретном случае этот фактор необходимо принимать во внимание.
Первый сеанс с двенадцатилетней Салли выявил некоторые трудности и некоторые возможности, которые всегда имеют место, когда принуждают к консультированию. Мать Салли (с которой мы встретимся в следующей главе) привела дочь в клинику, поскольку она, несмотря на высокий уровень интеллекта, плохо училась в школе и плюс к этому являлась постоянным источником конфликтов дома, особенно между ней и ее сестрой. Салли яростно отвергала любые попытки своих родителей и других людей “достать” ее и жила в собственном мире. Она сопротивлялась и попыткам привести ее в клинику. Но эта установка оказалась преувеличенной, и через несколько месяцев все было подготовлено для начала сеансов. Салли начала работать с одним консультантом, а ее мать — с другим. Далее предлагаем отчет консультанта о первой части первой лечебной беседы.
После того как мы расселись, я сказал: “Мне кажется, сегодня был сильный гололед, когда вы ехали сюда. Должно быть, очень скользко на дороге?” Никакого ответа. “Ты живешь в В., не так ли?” Бурчание, означающее “да”. Она сидела в кресле, скрестив ноги, рот довольно плотно сжат, и большую часть времени смотрела на меня, не избегая моего взгляда.
После очень короткой паузы я сказал: “Тебе, наверное, интересно, почему ты здесь, и, наверное, не очень-то хочется здесь находиться?” Никакого ответа.
После этого первого замечания я произнес еще несколько фраз по поводу того, что ничего не знаю о ней, ее семье, что, по-видимому, ее мама считает, что ей можно помочь стать счастливее и что она могла бы добиться больших успехов в том, к чему проявляет способности. Никакого ответа.
Я продолжал: “Я не знаю, отчего это происходит, но чаще всего, когда мы поговорим о своих проблемах с кем-то другим, то это помогает понять их и обрести хорошее самочувствие. И еще, я не вправе и не хочу указывать, что тебе следует делать или что ты должна думать или чувствовать”.
Салли пробурчала: “Что вы имеете в вицу?”
Я продолжал: “Ну, само собой разумеется, большинство людей, которые приходят сюда поговорить с нами, делают это добровольно — когда они чувствуют, что им нужна чья-то помощь, потому что их что-то беспокоит. Ты можешь чувствовать себя несколько иначе, потому что это твоя мама решила, что было бы весьма кстати прийти сюда. Но, вполне возможно, что разговор с кем-то может помочь человеку прояснить свои мысли и улучшить свое отношение к другим и, может быть, к самому себе. Иногда мы испытываем сильный внутренний дискомфорт. Моя единственная цель — выслушать все, о чем бы ты ни посчитала нужным сказать, и этим, возможно, помочь тебе стать в целом счастливее”.
Эти слова были высказаны мною не на едином дыхании, а сопровождались паузами, отделявшими одну мысль от другой. Кроме того, я старался выглядеть как можно дружелюбнее и не строго. Большую часть времени она сидела, уставившись на меня, покусывая золотое сердечко — кулон, висевший у нее на шее, или теребя волосы.
После паузы я продолжил: “Ты считаешь, что довольно трудно говорить с человеком — выражать словами то, что чувствуешь?” Никакого ответа. После очередной паузы я сказал: “В данный момент я ничего не знаю о самом главном — о тебе, твоей семье. У тебя есть сестры?”
Салли ответила на этот и остальные подобные вопросы вполне вежливо, выдавая минимум информации. После непродолжительной беседы такого рода наступила следующая пауза.
(Продолжение записи.)
Затем я сказал: “Ты бы хотела поговорить о чем-то близком тебе — о твоей семье, о школе или о чем-то еще?” — “Что вы имеете в виду?” Мое следующее утверждение относилось к тому, каким образом можно сделать так, чтобы люди почувствовали себя лучше, просто поговорив с человеком, который не указывал бы им, что делать или что не следовало бы делать. И добавил: “Тебе немного трудно понять, как это может помочь”.
Ее ответом было: “Может быть, это помогло бы некоторым, но я не думаю...” Потом какое-то бурчание, выражающее, что ей это точно не поможет.
“Ты считаешь, это могло бы помочь кому-то, но, видимо, не принесет никакой пользы тебе”. Никакого ответа.
После паузы, когда мы оба просто молча сидели (возможно, 45-60 секунд), я сказал: “Вы, девочки, довольно хорошо ладите между собой дома? Как зовут твоих сестер?”
Наступил непродолжительный период вопросов и ответов. Салли, назвав по именам всех членов семьи, договорила до конца фразу по поводу семейных ссор — первую полную фразу за эту беседу. После десятка вопросов и большей частью односложных ответов опять наступило молчание.
(Еще один отрывок из записи.)
После небольшой паузы я вновь сказал: “Как я уже говорил, иногда очень помогает беседа о тех или иных вещах — но, кроме того, большинство людей приходят сюда, потому что хотят этого. Студенты приходят иногда потому, что не так хорошо учатся, как им хотелось бы. Но ты, возможно, пришла просто потому, что этого хотела твоя мама, а не потому что этого хотелось тебе”. Никакого ответа.