О межличностных контактах говорят двери и окна
Рисунок дома» - диагностика семейной ситуации в представлении исследуемого.
В рисунке дома проявляется забота, любовь, поддержка, чувство безопасности в семье, которые есть, могут быть или которых не хватает человеку.
Данная методика подходит как для детей, так и для взрослых. Что отражает рисунок дома для ребенка и для взрослого? Ребенок – отношение к родительской семье, взаимоотношения между членами семьи. Взрослый – взаимоотношения с супругом-супругой.
Проведение методики: лист А4 кладём горизонтально.
Инструкция: «Нарисуйте дом».
Если испытуемый задаёт вопросы, нужно ответить: «Нарисуйте дом в Вашем представлении».
Для анализа рисунка дома необходимы несколько обязательных элементов:
Хотя бы одна стена
Одно окно
Одна дверь
Одна крыша
Труба – если рисуется частный дом.
Рисунок дома рассматривается в 5 сферах: оценка семейной ситуации, психологическая атмосфера, межличностные контакты, сфера фантазий, психологическая защита.
- Оценка семейной ситуации
Первоначально смотрим – пригоден ли нарисованный дом для жизни?
Итак,
Внешний вид дома:
а). Размер дома:
- очень маленький дом – тенденция отчуждения, неуверенность, робость, застенчивость.
- очень большой дом (на весь лист) – чувство сильной фрустрации, тех ограничений, которые накладывает семейная ситуация; сем. ситуация давит. Сверхкомпенсаторная защита.
б) Общий вид дома, особенности перспективы:
- дом старый, развалившийся — иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.
- задняя сторона дома – негатив, отчуждение от семейной ситуации.
- дом – взгляд снизу («взгляд с точки зрения червяка») – незначимая роль семьи, чувство неполноценности, несчастья.
- дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимности.
- дом нарисован в отдалении – в семье сложная семейная ситуация для автора, которую он не способен сам разрешить; чувство отверженности.
- дом – проекция сверху («с высоты птичьего полёта», например) – автор отвергает свою семейную ситуацию, стремление уйти, отвержение.
в). Тип строения:
· многоэтажка – сухость, замкнутость в своих проблемах, одиночество;
· зАмок - легкомысленность, несерьёзность, очень развитое воображение, мечтательность («воздушные замки»); м.б., - необязательность;
· церковь, или вилла, или дворец (т.е. любая вычурность, привлекающая к себе внимание) - это демонстративность.
· иногда дом состоит из различных построек, пристроек, надстроек (летние кухни, мансарды, погреба и т.п.) – это может означать чувство враждебности к какому-либо члену семьи (например, к фактичскому хозяину дома), м.б. бунт против того, что субъект считает культурными стандартами.
· план, схема дома – свидетельствует о неблагоприятной ситуации в семье;
· Комната - ассоциации могут возникнуть в связи с:
– человеком, проживающим в комнате,
– межличностными отношениями в комнате,
– предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей).
Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.
1. Комната, не поместившаяся на листе — нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.
2. Комната: субъект выбирает верхнюю дальнюю комнату — незначительная тенденция к отчуждению.
3. Комната: субъект выбирает ближайшую комнату — мнительность.
г). Размещение рисунка на листе:
- Над центром листа — чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что: 1) субъект чувствует тяжесть своей борьбы и относительную недостижимость цели; 2) субъект склонен искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность); 3) субъект склонен держаться в стороне.
- В центре листа — норма
- Ниже центра листа — чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что: 1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно и что это создает у него депрессивное настроение; 2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.
- Выше центра листа – боязнь семейного окружения; желание избегать конфликтов с этим окружением.
- По левой стороне листа — акцентирование прошлого; импульсивность.
- В левом верхнем углу листа — склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.
- На правой половине листа — субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.
- Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.
- Выход за правый край листа — желание "убежать" в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий" контроль.
- Выход за верхний край листа — фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.
г) Сила нажима на карандаш:
– Контуры очень прямые — ригидность.
– Контур эскизный, применяемый постоянно — мелочность, стремление к точности, м.б., – указание на неспособность к четкой позиции.
- Психологическая атмосфера
Труба– символ теплых межличностных отношений; может быть сексуальным символом.
- Отсутствие трубы – в семье нет эмоционального тепла; автору не хватает поддержки, тепла в семье. Иногда – конфликт со значимым человеком мужского пола.
- Труба выделена (более жирная линия, штриховка и т.д.) – автор очень озабочен эмоциональными отношениями в семье.
- Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.
- Нет дыма – недостаток эмоционального тепла.
- Дым струиться вправо – благоприятная семейная ситуация.
- Интенсивный дым – человек испытывает давление окружения.
- Слабый дым – одна тоненькая линия – недостаток эмоционального тепла у самого автора.
- Чрезмерный дым (очень сильный) – внутреннее напряжение из-за семейной ситуации.
- Межличностные контакты (дверь, окна)
О межличностных контактах говорят двери и окна.
Дверь:
- Отсутствие двери – внутрисемейное дистанцирование; чувство изоляции; трудности в контактах.
- Дверь очень маленькая (не соответствует дому) – нежелание впустить других в свой внутренний мир; недоступность человека;
- Дверь очень большая – потребность производить впечатление доступного человека; зависимость человека.
- Дверь выше основания дома и без ступенек – психологическая недоступность; попытки контактировать с другими на своих условиях.
- Дверь открыта – высокая потребность в теплых позитивных эмоциональных отношениях.
- Выделена дверная ручка – чрезмерная забота автора о своей доступности в межличностных контактах.
- На двери – замок – защитная позиция в отношениях.
- Задние или боковые двери (дверь расположена на боковой стене) – отчуждённость (уединение, избегание; в совокупности с другими признаками – неприступность).
Окна