Когнитивно-бихевиористическая модель. Гипноз часто определялся как измененное состояние сознания, качественно отличное от обычного (или “бодрствующего”) сознания
Гипноз часто определялся как измененное состояние сознания, качественно отличное от обычного (или “бодрствующего”) сознания. В этом заключался взгляд на гипноз как на “состояние”. Теория “состояния” подчеркивает отрыв гипнотического состояния от негипнотического и, согласно этой теории считается, что первое требует уникальных когнитивных процессов. В рамках этой теории также рассматриваются гипнотические явления как принципиально безволевые или непроизвольные. Такой точки зрения на гипноз фактически придерживается широкая общественность, и можно считать, что именно такой взгляд повинен в приписываемых гипнозу магических или оккультных свойствах. Однако всегда существовало значительное число сторонников другой теории, гласящей, что гипнотическое поведение определяется теми же факторами мотивации и ожидания, которые руководят негипнотическим поведением. Эта теория известна как теория “не-состояния”. Николас Спанос (Nicholas Spanos, 1996) — один из ведущих пропагандистов этого направления — считает, что гипнотические ситуации подразумевают два компонента. Во-первых, ситуация открыто определяется как гипнотическая путем использования стандартной процедуры гипнотической индукции, а также суггестии, даваемых в безволевом состоянии, которые обычно ассоциируются с гипнозом. Во-вторых, в дальнейшем даются суггестии того, что индивид будет переживать особые поведенческие или внутренние явления, как правило, пребывая в безвольном состоянии. Спанос утверждает, что эти явления переживаются как гипнотические, потому что ситуация открыто называется гипнотической. Люди переживают гипноз, когда ожидают этого переживания.
Когнитивно-бихевиористическая модель четко ориентируется на теорию “не-состояния” (Kirsh, 1993). Гипнотические явления понимаются как продукты социальных психологических переменных, таких как вера, надежда, ожидание и контекст. Считается, что гипнотические явления с большей вероятностью проявляются в ситуациях, определяющихся как гипноз, когда клиент позитивно относится к гипнозу и ждет, что тот ему поможет. Кирш и Линн (Kirsch and Lynn, 1997) утверждают, что на гипнотическое переживание влияют культурно обусловленные ожидания и наборы реакций. Кроме того, они говорят, что определенные способности, такие как воображение и склонность к фантазиям, повышают восприятие гипнотической непроизвольности путем усиления реактивных ожиданий и побуждения участников идентифицировать свои реакции как гипнотические по своей природе. В этом случае они скорее считают эти реакции непроизвольными и вызванными суг-гестиями гипнотизера. Однако здесь обнаруживается скрытое допущение когнитивно-бихевиористической гипнотерапии, согласно которому гипнотические явления имеют, главным образом, волевую природу, хотя это и не всегда очевидно. Здесь еще раз подчеркивается главенствующая роль ожидания, которым объясняются гипнотические явления.
Переживание гипнотической непроизвольности, иначе говоря гипнотических явлений, которые участники воспринимают как находящиеся вне их сознательного контроля, было обязательным атрибутом гипноза. Кирш и Линн (Kirsch and Lynn, 1998) предложили три возможные социально-когнитивные теории этого непроизвольного переживания. Первая теория гласит, что восприятия непроизвольности — это попросту ошибочные атрибуции, которые рождаются постфактум и опираются на совпадение проявленного поведения с предполагавшимся исходом. Вторая теория утверждает, что гипнотическое поведение действительно запускается автоматически, поскольку автоматически запускается любое поведение. Люди ожидают демонстрации непроизвольных действий, как действий, присущих гипнозу. Согласно третьей модели, предшествующие измененные переживания (такие, как ощущение легкости в руке) возбуждают ожидания дальнейших гипнотических явлений (таких, как поднятие руки). По словам авторов, реакции на суггестии требуют использования ресурсов внимания и ослабевают, когда участники выполняют дополнительную, конкурентную задачу. В этих моделях важными переменными выступают такие социально-когнитивные феномены, как ожидание, фокус внимания, готовность участвовать в переживании и социальное определение совместно с санкционированностыо. Когнитивно-бихевиористическая гипнотерапия допускает, что большинство психологических расстройств вызывается негативной формой самогипноза, при которой негативные мысли принимаются без критики и даже без сознательного осмысления (Araoz, 1985). Индивид, например, может иметь повторяющиеся образы или мысли, связанные с невыполнением важной служебной обязанности или с забыванием о важной встрече, но едва ли осознает их неизменное присутствие. Для того чтобы избавиться от этих мыслей, необходимо, во-первых, дать клиентам ясно осознать их присутствие и устойчивость, а во-вторых, научить их путем гипнотического когнитивного переструктурирования оперировать более позитивными, адаптивными самоутверждениями (Golden et al., 1987). Практика когнитивно-бихевиористической гипнотерапии аналогична практике когнитивной бихевиористической психотерапии вообще. В соответствии с когнитивно-бихевиористической моделью, согласно Киршу (Kirsch, 1993), все, что можно сделать при помощи гипноза, можно сделать и без него, и наоборот. Гипноз может принести пользу, если клиент позитивно относится к нему, или возникли некие проблемы при использовании негипнотических процедур, или при работе с нерефлективными клиентами (Kirsch, 1993). Кроме того, клиентов можно подвергнуть тренингу гипнотических навыков так, чтобы они могли применять их в незнакомых ситуациях. Было обнаружено, что применение когнитивно-бихевиористической гипнотерапии повышало эффективность лечения до 87 % (Kirsch, 1993). Положительные сдвиги более чем в 80 % случаев говорят о высокой ее эффективности. Кирш и коллеги (Kirsch at al., 1995) на основе метанализа 18 работ, в которых сравнивались такая психотерапия с применением и без применения гипноза, установили, что улучшение самочувствия у клиентов, получавших КБП с гипнозом, было на 70% выше, чем у тех, что получали только КБП. Когнитивно-бихевиористическая психотерапия предлагает несколько основных техник, которые приложимы ко многим проблемным состояниям. Во-первых, релаксация. Она может преподаваться в качестве превозмогающего навыка, полезного для снижения стресса и тревоги, и может предваряться техникой гипнотической индукции, сопровождаемой суггестиями мира, покоя и снижения мышечного напряжения. Во-вторых, часто используется направленное воображение, когда индивида просят представить, что он столкнулся со стрессовой или проблемной ситуацией и справляется с ней, прибегая к релаксации или используя более адекватные стратегии преодоления, которые до того обсуждались в ходе психотерапии. Психотерапевту часто удается пройти с клиентом через стрессовую ситуацию, предписывая ему воображать себя действующим или думающим определенным образом. В-третьих, можно прибегнуть к когнитивному переструктурированию, когда дисфункциональные когниции или самоутверждения заменяются более функциональными, в то время как индивид пребывает в трансе. В-четвертых, можно воспользоваться последовательными приближениями (Kirsch, 1993), когда постепенно либо увеличивается время пребывания под действием стрессового образа, либо рассматриваются все более стрессовые ситуации. Этим можно ободрить клиентов и дать им надежду, связанную с их растущими способностями к борьбе, а не с ожиданием от них умения немедленно разобраться с проблемами. В-пятых, можно прибегнуть к тренингу гипнотических навыков (Golden et al., 1987), когда индивида обучают трансовому поведению и лучшему реагированию на гипнотические суггестии. При этом допускается, что гипнозу можно научиться, что, как отмечалось ранее, вызывает сомнение. Однако оказывается, что большинство людей способно, по крайней мере отчасти, улучшить свою способность к трансу или полнее использовать уже имеющуюся по мере того, как они ощущают себя более комфортно по отношению к гипнозу и гипнотерапевту. Контекст является важной детерми-нантой эксплицитного гипнотического поведения. Кроме того, большая часть гипнотической работы может осуществляться в состоянии легкого транса, так что обычно не требуется достигать “глубокого” транса. Часто бывает, что все, что нужно, — это релаксация и легкий транс.