Когда управление собственной психоэнергетикой превращается в магию*? 8 страница
С функциональной точки зрения будет справедливо сказать, что “не-безупречность” — та схема реагирования, которая естественным образом отражает комплекс сложившихся целесообразностей 59 для вполне определенного режима восприятия — того режима восприятия, что является плодом нашей бессознательной или полусознательной эволюции в мире. Каковое ощущение проходит че-рез систему фильтров, сотворенных рефлексией, и сам факт его переживания говорит о том, что данное ощущение зачем-то необходимо тоналю в мире первого внимания. Не только толтекским магам, но и академическим психологам известно, что давление необходимости осуществляется че-рез ощущения и эмоции, а эмоции образуют интегральные мотивирующие силы, которые принято называть чувствами.
Итак, мы действуем только тогда, когда испытываем некие чувства, провоцирующие нас к дейст-
вию. Интеллект, как это ни странно, никакой особой роли в этом механизме не исполняет. Как все-
гда, он занят понятиями и логическими связками, объединяющими понятия в дискурс. И в этом за-
ключается __________сложность — между тоналем думающим (внутренним) и тоналем действующим (внеш-
ним) имеется пропасть, мешающая человеку осуществить собственные идеалы и убеждения. Его умственная искренность натыкается на эмоциональную пустоту — и все заканчивается одними разговорами. Психологи в таком случае говорят об отсутствии или недостатке мотивации. Когда мы рассуждаем о реальных (энергетических) фактах, эта внутренняя пропасть оказывается сущностью нашего бессилия и нашей ограниченности. Порочный круг замыкается — мы не чувст-вуем и потому не действуем, мы не действуем и потому не чувствуем. Энергетическое тело чело-века реализует себя строго в рамках заданной целесообразности. Например, чтобы организму вы-жить в условиях давления того диапазона эманаций, который является насущным полем наших пе-реживаний, содержит основные источники энергии, требующие к себе специального внимания (т. е. возобновляемые лишь посредством специальных действий), он должен видеть, слышать, иметь осязание и обоняние. Кроме того, он обязательно должен перемещаться, а потому иметь представ-ление о положении организма в системе координат, опирающейся на поле тяготения планеты, —то есть тело должно иметь чувство равновесия. И тональ организует себя в соответствии с этими структурными потребностями.
Извне это выглядит следующим образом. Мы получаем поток сенсорного материала через поверх-ность энергетического тела, а точка сборки организует полученный материал по тем каналам, ко-торые мы называем органами чувств, — поскольку те переживания, что непрерывно достигают осознания, нуждаются в классификации. На самом деле подобная классификация может быть от-кровенно условной — тому свидетельством являются случаи синестезии, парестезии и прочих от-клонений сигналов от принятого маршрута. Для нас подобные отклонения всегда кажутся свиде-тельствами помрачения сознания и галлюцинирования. Но тональ при этом исходит совсем не из принципа реальности-нереальности впечатлений; ибо этот критерий для тоналя всегда абстрактен. Нет, тональ как продукт эволюции выживания опирается на возможность-невозможность действия, использования сенсориума в целях полезного энергообмена. Говоря проще, мы видим, слышим и осязаем только то, что может повлиять на способность нашего тела к выживанию. Ну а поскольку тело энергетическое и есть то силовое поле, которое является почвой для формирования организ-ма, то мы обретаем в нашем пузыре восприятия соответствующие этой ограниченной целесообраз-ности органы — глаза, уши, нос, нервные окончания в тканях, вестибулярный аппарат. В данном случае я вовсе не стремлюсь повторить известные всем идеи позитивистов, которые не-принужденно подводят нас к сумеркам солипсизма — мол, существует лишь нематериальное “Я”, которое, сообразуясь с самовнушенной галлюцинацией, строит кажущееся тело и кажущийся мир, в котором это тело обитает. Этот субъективный экстремизм совсем не характерен для толтекского знания. Безусловно, есть объективность со своими непререкаемыми требованиями, но эта объек-тивность построена так последовательно, что вызывает полную, безоговорочную иллюзию замкну-той на себе зависимости.
Пузырь восприятия обслуживает сам себя — полностью и последовательно. Именно по этой при-чине человеческий интеллект, его анализирующий, склонен лишь к двум вариантам интерпретации данного поля опыта — либо это и есть вся реальность (что порождает материализм, исчерпываю-60 щий собой все существующее), либо это все есть продукт психики — индивидуальной (солипсизм) или универсальной (объективный идеализм). Этим исчерпывается сегодняшняя парадигма тональ-ного мышления. Либо реальность соответствует органам восприятия и нашим возможностям, либо, наоборот, — органы и возможности сотворены психическим полем. Толтекский взгляд предполагает третий вариант. Этот вариант, как мне кажется, не ведет к бегст-ву от реальности и одновременно не ограничивает реальность полем данного ныне опыта. И имен-но безупречность открывает перед нами не умственную, а вполне чувственную реальность этого подлинно диалектического отношения.
Дон-хуановское знание демонстрирует зависимость зоны ощущения и действия от качества осоз-нания. Безупречность эмпирическим путем показывает, что ничто в нас не завершено. Мы вдруг открываем области чувствительности, которые были вытеснены или вообще никогда не являлись сферой данного нам прагматизма.
Самым ярким и доступным примером здесь оказывается сновидение. Тональ от века позициониро-вал сновидение как нечто, не имеющее для человека жизненно важного значения. Следовательно, энергетическое тело либо категорически игнорировало этот вид опыта, либо овладевало им в са-мой минимальной степени, полностью зависящей от хаотических иррациональных импульсов, вы-званных ошибками в идентификации. Иными словами, тональ реально действовал в сновидении лишь тогда, когда ошибался и на пару секунд принимал сновидческий опыт за реальность. Ошибки такого рода вызывали конвульсии энергетического тела, кратковременные эпизоды действующей осознанности — и этого хватало, чтобы поддерживать смутное недоумение по поводу реальности-нереальности некоторых сновидческих похождений. Небезупречность (которая часто кажется нам банальной системой отношений с миром, не более) оказывалась тем энергетическим и перцептив-ным заслоном, что ограждал нас от всяких иррациональных, бессмысленных допущений и выклю-чал новые типы чувствительности, а значит, безусловно ограничивал возможность действия. По-этому энергетическое тело в сновидении никогда не обретало соответствующих этому режиму перцепции органов чувств и способностей действовать.
Безупречность меняет все. Большинство начинающих сновидцев ничуть не подозревают, насколь-ко их, казалось бы, сугубо интимная система отношений с внешним миром влияет на эффектив-ность магии второго внимания, на способности энергетического тела чувствовать мир и действо-вать в нем. Бесконечное самоотражение эго, его самозабвение в системе тональных ценностей и мотивов даже теперь, после внимательного изучения толтекского подхода к трансформации, мно-гим кажется всего лишь измененной, расширенной версией “надчеловеческой морали”. А ведь си-туация куда проще и определяет все самое конкретное в работе осознания — его интенсивность и его способность к освоению биологически излишних областей. Магия и магическая трансформация — это и есть сплошное излишество с биологической и соци-альной точек зрения. Телу сновидения вовсе не нужны руки и ноги, оно не обязано уметь летать или перемещаться из одного мира в другой — все эти способности только увеличивают риски и отнюдь не способствуют выживаемости животной формы.
Итак, безупречность влияет на человека с двух сторон. Прежде всего, она ведет к усилению осоз-нания, поскольку расширяет области энергообмена. Мы как бы накапливаем личную силу и про-никаем в прежде скрытые области опыта. Во-вторых, что не менее важно, безупречность разруша-ет внушенную систему предпочтений, зафиксированную в тонале. Иерархия смыслов и ценностей становится абсолютно условной, а мотивация — произвольной, подчиняющейся только личному намерению, а не тональному инвентаризационному списку. Мы освобождаемся от мира первого внимания и строим себя по собственному усмотрению. Жесткие связи “необходимость — действие — результат” исчезают. Все становится равноценным и достойным усилий.
Можно сказать, что безупречность обнажает присущее свободному человеку намерение абст-рактного. Человеческая форма ни психологически, ни энергетически не связывает работу осозна-ния. Меняются масштабы чувств — близкое становится несущественным, далекое — чрезвычайно важным. Это — внутренняя предпосылка бессмертия, ибо энергетическое тело перестает следовать биологическим и социальным программам. Тело разворачивает “крылья восприятия”, в которых прежде не нуждалось, формирует органы чувств и способности, в которых человеческий тональ никогда не видел пользы. Излишество и “бесполезность” трансформируют и освобождают нас. Толтек пробуждается от гипнотического сна мира.
Глава 2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ БЕЗУПРЕЧНОСТИ: