Практические рекомендации и программа их внедрения
Для того чтобы экспериментальное, прикладное психолого-педагогическое исследование было полностью завершено, недостаточно сделать научные выводы. Необходимо также, чтобы на
Часть II. Введение в научное психологическое исследование
основе этих выводов были сформулированы и по возможности внедрены в жизнь практические психолого-педагогические рекомендации. Внедрение, в свою очередь, предполагает выработку соответствующей программы и ее последующую реализацию. Однако прежде, чем приступать к разработке программы внедрения полученных результатов в практику, желательно соотнести эти результаты с реальной педагогической ситуацией.
Такая необходимость возникает несмотря на то, что проведенный психолого-педагогический эксперимент с самого начала исходил из проблемы, связанной с жизнью, и был нацелен на ее решение. Практика проведения экспериментальных исследований показывает, что в их итоге чаще всего получаются результаты, не полностью совпадающие с запланированными, и, следовательно, по окончании эксперимента вновь возникает необходимость их соотнесения с жизнью. Кроме того, процесс выделения научной проблемы и исследования ее отличается от внедрения полученных результатов в практику. Дело в том, что, выбирая проблему для прикладного экспериментирования, исследователь обычно отвлекается от многих вопросов или не обращает на них должного внимания. Однако эти второстепенные для судьбы исследования вопросы могут быть первостепенными для внедрения выводов и рекомендаций этого исследования в жизнь.
Например, экспериментально изучая эффективность новой учебной программы, временно можно не обращать внимание на то, каким образом она согласуется с программами других учебных курсов по содержанию, можно ли будет в учебном цикле найти на ее реализацию столько времени, сколько потребуется, соответствуют ли знания, получаемые учащимися в рамках этой программы, тем, которые они приобретают по другим учебным предметам. Скажем, экспериментальная школьная программа по психологии требует от учащихся хотя бы элементарных знаний из области анатомии и физиологии центральной нервной системы человека, а также из области антропологии, и эти знания учащиеся должны получить до начала или вместе с изучением психологии.
Все эти и другие подобные вопросы неизбежно возникают тогда, когда от экспериментатора требуется переход от теории к
Глава 4. Проведение экспериментального исследования
практике, от экспериментальных выводов к практическим рекомендациям и их внедрению в реальную педагогическую действительность. Следовательно, необходим внимательный анализ жизненной психолого-педагогической ситуации в связи и под углом зрения полученных экспериментальных данных.
Этот анализ предполагает выяснение следующих вопросов:
1. С какими конкретными проблемами педагогической практики связаны полученные экспериментальные данные?
2. Что можно положительно изменить в этой практике, исходя из результатов проведенного эксперимента?
3. Как лучше это сделать с минимальными материальными и моральными затратами и с максимальной пользой для жизни?
4. В какой последовательности целесообразно внедрять полученные результаты в жизнь?
5. Как проконтролировать и оценить возможный эффект от внедрения?
6. По каким критериям можно будет определить, что процесс внедрения успешно завершился?
Рассмотрим каждый из этих вопросов более подробно.
Поиск ответа на первый вопрос предполагает анализ полученных в эксперименте результатов с точки зрения потребностей педагогической практики. Допустим, что эксперимент обнаружил следующее: вновь предлагаемая и экспериментально проверенная методика обучения математике при одной и той же учебной программе дает лучшие результаты, чем старая методика. В этом случае, сравнивая новую методику обучения со старой, мы обнаруживаем, что последнюю целесообразно изменить в соответствии с полученными экспериментальными данными.
Ответ на второй вопрос представляет собой конкретизацию первого вопроса. Однако в этом случае с педагогической практикой соотносится каждый конкретный вывод, сделанный в результате проведенного эксперимента. Воспользуемся для иллюстрации сказанного тем же примером.
Предположим, что выводы, касающиеся нового метода обучения, следующие: 1. Активизация собственной познавательной деятельности учащихся на занятиях способствует повышению качества обучения. 2. Комплексное воздействие учебной инфор-
Часть II. Введение в научное психологическое исследование
мации на зрительный и слуховой анализаторы ведет к ее лучшему усвоению учащимися. 3. Повышение мотивации учения за счет подключения новых потребностей и интересов учащихся, удовлетворяемых за счет знаний и умений, раскрывающих для учащихся дополнительную жизненную ценность учения, также повышает его качество.
Соотнося первый вывод с традиционной методикой обучения, мы можем обнаружить, что эта методика не активизирует учащихся, поэтому целесообразно рекомендовать внедрение в практику экспериментально проверенных приемов активизации познавательной деятельности. Сравнивая реальную жизнь со вторым выводом эксперимента, мы могли бы прийти к заключению о том, что в условиях применения традиционной методики обучения основная нагрузка падает главным образом на слуховой анализатор. Констатация этого факта должна была бы далее привести нас к выводу о том, что в практическую методику обучения необходимо внедрять экспериментально проверенные приемы, связанные с более активным использованием в учебных целях зрительного анализатора.
Наконец, изучая сложившуюся методику обучения с позиций третьего вывода из эксперимента, можно было бы решить, что мотивация учения действительно требует усиления, и рекомендовать для этого как можно шире и разнообразнее представлять учащимся возможныезыгоды, которые они получат в жизни, усвоив соответствующие знания и приобретя те или иные умения в процессе обучения.
Третий вопрос относится к непосредственному переходу от теории к практике. Нередко обнаруживается, что материальные и моральные затраты, понесенные в связи с внедрением экспериментальных результатов в практику, выше, чем действительная выгода от них. Поэтому, прежде чем что-то изменить в практике, необходимо тщательно проанализировать и точно посчитать, с одной стороны, те выгоды, которые можно будет получить в итоге внедрения, а с другой стороны — затраты, связанные с таким внедрением. И только в том случае, если ожидаемые выгоды окажутся больше ожидаемых потерь, можно будет принимать положительное решение о внедрении и приступать к
Глава 4. Проведение экспериментального исследования
нему. Методика подобных расчетов еще, к сожалению, не разработана в деталях, но основное, что в ней должно приниматься во внимание, известно. Это — следующее:
- дополнительные материальные затраты, необходимые для того, чтобы от старого перейти к новому;
- время, необходимое для этого;
- количество людей и конкретные исполнители;
- реальные материальные выгоды от внедрения нового;
- возможные потери;
- ориентировочные сроки получения полноценного положительного результата.
Если ответы на все эти вопросы окажутся удовлетворительными, то только тогда можно будет уверенно и безоговорочно приступать к внедрению экспериментальных результатов в практику. Такое, к сожалению, бывает далеко не всегда, и именно по этой причине многие до сих пор проведенные экспериментальные психолого-педагогические исследования остаются лежать на полках библиотек.
Немаловажен и четвертый вопрос — о целесообразной последовательности внедрения в практику полученных экспериментальных данных. Нельзя начинать внедрение нового с того, что требует предварительной подготовки. Например, неразумно начинать внедрение нового метода обучения до того момента, пока учителя и учащиеся не будут подготовлены к переходу к данному методу. Процесс внедрения должен свести к минимуму разного рода непродуктивные затраты.
То, что вводится в практику раньше, должно готовить почву для того, что должно последовать за ним, а то, что следует, должно в полной мере опираться на уже достигнутое.
Первыми должны предприниматься шаги, способные сразу же дать очевидный эффект и не требующие для своей реализации слишком больших материальных и моральных затрат. В последнюю очередь обычно делается то, что наиболее сложно и трудоемко и для чего необходима большая предварительная подготовительная работа.
После того как установлена основная последовательность шагов, вновь можно вернуться к решению вопроса о том, как свести
20 Р. С. Немов
Часть II. Введение в научное психологическое исследование
к минимуму затраты, необходимые на реализацию каждого из задуманных шагов. В этом случае под углом зрения экономичности каждый из запланированных шагов рассматривается отдельно. На данном этапе работы можно, если в этом возникает необходимость, привлечь к сотрудничеству экономиста-профессионала.
Заключительный момент — о формах и средствах контроля эффективности внедрения — последний по порядку, но далеко не последний по значимости. Без его тщательного продумывания и нахождения правильного решения вряд ли можно рассчитывать на доведение всего дела до успешного финала. Точно и определенно должно быть установлено следующее:
1. К какому времени необходимо завершить процесс внедрения экспериментальных результатов в практику?
2. Кто и как, по каким критериям и признакам будет оценивать успешность внедрения?
В группу экспертов, оценивающих результаты внедрения рекомендаций, вытекающих из проведенного психолого-педагогического эксперимента, обязательно должны включаться независимые специалисты и педагоги-практики. Экспертная комиссия задает, согласуя с автором эксперимента, сроки, критерии и признаки оценки успешности внедрения. В некоторых случаях целесообразно в письменном виде оформить протокол о внедрении результатов эксперимента в практику, так как это облегчает контроль за внедрением.
После того как продуман каждый из последовательно осуществляемых шагов, на основе намеченной последовательности можно составлять программу внедрения выводов и рекомендаций исследования. Такая программа представляет собой документ, в котором даны подробные и достаточно четкие ответы на все вопросы, связанные с внедрением результатов в практику, и, кроме того, намечен план осуществления этой работы. В плане указываются конкретные шаги по внедрению, сроки их осуществления, лица, ответственные за внедрение, или лица, осуществляющие контроль внедрения, его критерии и признаки, формы отчетности. Программа и план внедрения согласуются с автором эксперимента.
Глава 4. Проведение экспериментального исследования
Контрольные вопросы
1. С чего начинается подготовка экспериментального психолого-педагогического исследования?
2. Каковы последовательные шаги, касающиеся организации и подготовки экспериментального исследования?
3. Что такое пилотажное исследование и с какой целью оно проводится?
4. Как оформляются таблицы в тексте исследования?
5. Как строятся и представляются графики и рисунки к тексту исследования?
6. Основные шаги по внедрению результатов экспериментального психолого-педагогического исследования в практику.
7. Что такое программа и план внедрения, для чего они необходимы?
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. Л., 1989.
2. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. М., 1988.
3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982. (Основы планирования эксперимента: 49-93. Выделение независимой переменной: 190-233. Многоуровневые эксперименты: 322-377. Корреляционные исследования: 378-424).
4. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1933. — 116 с.
(Предметная специфика психологического эмпирического исследования: 12-45. Субъектный подход к психологическому эмпирическому исследованию: 46-75. Принцип дополнительности в психологическом эмпирическом исследовании: 76-113).
5. ЗаксЛ. Статистическое оценивание. М., 1976. (Принципы планирования эксперимента: 507-515.)
6. Копнин П.В., Попович М.В. (ред.) Логика научного исследования. М., 1965.
20*
Часть II. Введение в научное психологическое исследование
7. Ломов Б. Ф. Методологические проблемы психологического эксперимента // История и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. М., 1990. С. 13-14.
8. Процесс социального исследования. М., 1975. (Подготовка исследования: 23-25. Планирование исследования: 56-92).
9. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М., 1979.
10. ФрессА., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I. М., 1966.
(Формулирование гипотез: 116-120. Эксперимент: 120-148. Обработка и обобщение результатов: 148-155).
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
АГРЕССИВНОСТЬ — не вызванная объективными обстоятельствами (как необходимая ответная реакция), неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру; свойство или черта личности, проявляющаяся в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА — сильное развитие, выделение на фоне других какой-либо одной черты характера человека, отличающей его от большинства окружающих людей. А.х. определяют типичное поведение человека в различных жизненных ситуациях.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГИПОТЕЗА - гипотеза экспериментального исследования, включающая в себя такое объяснение его результатов, которое отличается от объяснения, содержащегося в другой гипотезе, конкурирующее с ней и оспаривающее её справедливость.
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ - одно из возможных решений некоторой проблемы, столь же правдоподобное, как и другие решения. А.р. проблемы оспаривает справедливость возможного другого её решения. При наличии нескольких А.р. одной и той же проблемы ни одно из них не считается полностью и окончательно правильным.
АППАРАТУРНЫЕ ТЕСТЫ — психологические тесты, предполагающие использование специальной аппаратуры, различных технических устройств для предъявления испытуемым информации или обработки результатов эксперимента.
____________ ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3, Психодиагностика___________
АСТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ - эмоциональные переживания, снижающие общий тонус организма, его активность и работоспособность, например, состояние подавленности, отчаяния, глубокого сожаления, грусти и т.п.
АФФИЛИАЦИЯ — потребность человека в установлении и сохранении на долгое время добрых, эмоционально положительных отношений с окружающими людьми; стремление к эмоциональному сближению с людьми.
БЛАНКОВЫЕ ТЕСТЫ — психологические тесты, основу которых составляют различного рода бланки с текстами, рисунками, схемами и т.п. Это, например, анкеты, опросники, таблицы и т.п.
ВАЛИДНОСТЬ ВНЕШНЯЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ — соответствие результатов психодиагностики, проводимой при помощи данной методики, независимым от самой методики внешним признакам, относящимся к поведению того человека, который подвергается психодиагностическому обследованию. Методика считается внешне валидной, если, например, с ее помощью оцениваются черты характера человека и внешне наблюдаемое его поведение согласуется с результатами проведенного тестирования.
ВАЛИДНОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ — соответствие показателей, получаемых при помощи данной методики, тому определению оцениваемого психологического свойства, которое использовано в самой методике.
ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ — соответствие результатов, получаемых при помощи данной методики, тому, для чего она была по замыслу предназначена. Слово «валидность» в переводе означает «ценность», «полезность».
ВАЛИДНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (КОНСТРУКТИВНАЯ) ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ - соответствие результатов тестирования, проведенного с помощью данной методики, показателям тех психологических качеств, которые теоретически связаны с оцениваемым свойством. Если, например, методика измеряет уровень развития мотива достижения успехов, то теоретически валидной она будет в том случае, если полученные показатели достоверно коррелируют с данными о са-
Словарь основных терминов
мооценке, тревожности и уровне притязаний, теоретически связанными с мотивацией достижения успехов.
ВАЛИДНОСТЬ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ — соответствие результатов измерения, произведенного при помощи данной методики, опыту человека, его реальному поведению.
ВЕРИФИКАЦИЯ — буквально «проверка правильности», достоверности, истинности чего-либо. В. при проверке научных понятий означает доказательство того, что явления, включаемые в объем и содержание данного понятия, действительно существуют и соответствуют определению этого понятия.
ВЫБОРКА — группа людей, на которой проводится исследование. В противоположность В. генеральной совокупностью называют множество людей, на которых распространяются результаты исследования. В. является частью генеральной совокупности.
ВЫБОРКА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ - такая выборка (см.), которая произведена по правилам, т.е. отражает специфику генеральной совокупности как по составу, так и по индивидуальным характеристикам включенных в нее людей.
ВЫБОРОЧНАЯ ДИСПЕРСИЯ - дисперсия (см.) или разброс данных, характеризующих выборку (см.).
ВЫБОРОЧНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ - корень квадратный из величины дисперсии (см.). Определяется по формуле:
ВЫБОРОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (в математической статистике) — упорядоченное расположение измеренных в эксперименте или в результате проведенной психодиагностики величин от наименьшей к наибольшей, сопровождаемое данными о каждой величине и частоте ее встречаемости в выборке (см.). В.р. нередко представляется в виде соответствующего графика.
ВЫБОРОЧНОЕ СРЕДНЕЕ — среднее значение некоторой величины, определенное по имеющейся выборке ее частных значений. Устанавливается по формуле:
____________ ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика___________
где х — выборочное среднее,
хк — частные значения данной переменной величины,
я — количество частных значений переменной величины в выборке.
ГИПОТЕЗА — научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения. Г. проверяется на истинность в экспериментальном или эмпирическом научном исследовании.
ГИСТОГРАММА— специальное графическое изображение распределения нескольких дискретных величин в выборке (см.). Представляет собой совокупность расположенных рядом друг с другом и вытянутых вверх прямоугольников или прямоугольных в сечении столбиков, высота которых пропорциональна частоте встречаемости каждого из значений переменной в выборке.
«ГОРЬКАЯ КОНФЕТА»— условно принятое название одного из психолого-педагогических экспериментов, проводимого с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В этом эксперименте дети получают задание достать конфету, расположенную на середине большого и широкого стола, причем это можно сделать только таким способом, который с моральной точки зрения не вполне оправдан. Дети разного возраста в отсутствие экспериментатора достают конфету таким способом и получают ее в награду. При этом у некоторых дошкольников не возникает угрызений совести по поводу того, что они решили задачу морально запретным способом, в то время как большая часть дошкольников переживает по данному поводу: конфета кажется им «горькой», у некоторых из них даже появляются слезы, когда экспериментатор хвалит их за успешно решенную задачу. Отсюда название эксперимента — «горькая конфета».
ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ— та группа испытуемых, с которой сравниваются результаты, полученные в ходе исследования в экспериментальной группе (см.) с целью вывода о том, подтвердилась ли проверяемая в данном исследовании гипотеза.
ГРУППА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ- та группа испытуемых, на которой проводится исследование с целью проверки некоторой гипотезы.
Словарь основных терминов
ГРУППОВЫЕ НОРМЫ — правила, образцы поведения, способы мышления и переживания, принятые в качестве норм в данной социальной группе, разделяемые и активно защищаемые большинством ее членов.
ДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ПОНЯТИЯ - логическая операция, в результате которой проводится исследование и называются классы объектов, охватываемые данным понятием. Д.о.п. — это перечисление всех классов объектов, входящих в содержание данного понятия.
ДИСПЕРСИЯ ВЫБОРОЧНАЯ - математико-статистичес-кий показатель разброса экспериментальных или психодиагностических данных, характеризующий среднюю величину отклонения индивидуальных показателей от среднего значения переменной по выборке. Д. определяется по формуле:
где 5 — дисперсия;
х — среднее значение переменной по выборке;
хк — индивидуальные значения переменной по выборке;
п — число частных значений переменной в данной выборке.
ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ - совокупность методов ма-тематико-статистического анализа, объектом рассмотрения которых являются дисперсии (см.) случайных величин. Д.а. позволяет оценивать и сравнивать между собой дисперсии различных выборок, отвечая на вопросы о том, каковы эти дисперсии, являются они одинаковыми или разными и др.
ЖИТЕЙСКИЕ ПОНЯТИЯ — те понятия, которые используются людьми в повседневном языке, в обыденном общении. От научных понятий Ж.п. отличаются меньшей определенностью и точностью, большей изменчивостью формулировок, слабой операционализацией (см.) и верификацией (см.).
ЗАВИСИМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ — те переменные величины, которые в научном эксперименте и в его гипотезах рассматриваются как возможные следствия действия факторов, называемых независимыми переменными (см.).
•_______ ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика___________
ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО (БЛИЖАЙШЕГО) РАЗВИТИЯ — скрытые возможности в психологическом саморазвитии человека, которые открываются при оказании ему минимальной подсказки или внешней помощи.
ИНТЕРВАЛ (в математической статистике) — упорядоченный набор величин, находящихся в заданных числовых границах и характеризуемых их средней величиной (см.).
ИНТЕРВЬЮ — метод психологического исследования, предполагающий личную беседу исследователя с испытуемым (см.). В ходе такой беседы исследователь задает испытуемому ряд вопросов и по ответам на них делает выводы о психологических особенностях данного человека.
ИСПЫТУЕМЫЙ — человек, который является участником психологического исследования и на котором проводятся психологические опыты.
КЛИЕНТ — человек, обратившийся за помощью к практическому психологу. В отличие от К. пациентом называют больного человека, обращающегося за помощью к врачу.
КОЖНО-ГАЛЬВАНИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (КГР) - непроизвольная электрическая реакция поверхности кожи человека, выражающаяся в снижении ее электрического сопротивления вследствие активизации деятельности потовыделительных желез. Используется при изучении эмоциональных и других состояний организма.
КОЛЛЕКТИВ — психологически зрелая, высокоразвитая социальная группа, между членами которой установились хорошие человеческие отношения и которые работают эффективно и слаженно.
КОМПЛЕКСЫ — устойчивые, эмоционально отрицательные переживания, состояния человека, связанные с недостатком у него каких-либо важных способностей, качеств личности, форм социального поведения. К., как правило, существуют и действуют на подсознательном уровне.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — метод психологического изучения различных текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в этих текстах.
Словарь основных терминов
КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ - метод математико-стати-стического анализа, связанный с вычислением и изучением коэффициентов корреляций (см.) между переменными.
КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ - математико-статисти-ческий показатель связи или зависимости, существующей между переменными величинами. Изменяется в пределах от -1 (абсолютная обратно пропорциональная зависимость) через 0 (отсутствие какой-либо зависимости) до +1 (абсолютная прямо пропорциональная зависимость).
КРИТЕРИИ ВАЛИДНОСТИ — независимые показатели и признаки, по которым можно судить о валидности (см.) данной методики. С К.в. сравниваются результаты, получаемые в процессе практического применения методики в психодиагностических целях.
КРИТЕРИЙ ФИШЕРА — математико-статистический критерий, пользуясь которым можно судить о сходстве и различиях в дисперсиях (см.) случайных величин.
ЛИДЕР (в группе) — член социальной группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами данной группы и которому они добровольно подчиняются, находясь под прямым или косвенным его психологическим влиянием.
ЛОКУС КОНТРОЛЯ — индивидуально-психологическое понятие, характеризующее то, в чем данный человек видит основные причины собственного поведения и поступков других людей. При внутреннем Л.к. эти причины помещаются в самом человеке, в его психологии, а при внешнем Л.к. они располагаются вне данного человека, например, во внешних объективных обстоятельствах его жизни.
МАЛАЯ ГРУППА — небольшая по численности социальная группа людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим для них делом и находящихся друг с другом в прямых личных взаимоотношениях.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА- область современной математики, основанная на теории вероятностей (см.) и занятая поиском законов изменения и способов измерения случайных величин, обоснованием методов расчетов, производимых с такими величинами.
____________ ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика___________
МЕДИАНА— величина, разделяющая ряд упорядоченных значений на две равные по количеству входящих в них значений половины, так что справа и слева от М. оказываются одинаковые количества значений.
МЕТОД ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ- метод научного исследования социально-психологических процессов, происходящих в малых группах. При М.в.н. сам экспериментатор является участником тех процессов, которые он наблюдает одновременно как бы со стороны и изнутри.
МЕТОД ВНЕШНЕЙ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ- метод психодиагностики, опирающийся на мнения людей — экспертов, хорошо знающих оцениваемое ими явление и способных дать ему достоверные, объективные оценки. М.в.э.о. предполагает изучение и обобщение мнений всех экспертов, высказавшихся по поводу данного явления.
МЕТОД ЭКСПЕРТОВ— см. метод внешней экспертной оценки.
МЕТОДЫ СРАВНЕНИЯ ВЫБОРОЧНЫХ ДАННЫХ- методы математической статистики (см.), предполагающие анализ, обобщение и сравнение между собой данных, полученных на некоторой выборке испытуемых или на нескольких разных выборках.
MMPI— известный личностный психологический тест, расшифровываемый как Миннесотский Многофакторный Личностный Опросник. Широко применяется в клинической психодиагностике для оценивания степени отклонения от медицинской нормы уровня развитости многих личностных свойств человека.
МОДА(в математической статистике) — числовое значение изучаемого признака, наиболее часто встречающееся в изученной выборке (см.).
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ- стремление человека добиваться успехов в разных видах деятельности, особенно тогда, когда его результаты сравниваются с достижениями других людей или оцениваются.
НАДЕЖНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ— качество психодиагностической методики, связанное с возможностью получать с ее помощью достаточно стабильные результаты, мало зависящие от случайного стечения обстоятельств.
Словарь основных терминов
НЕЗАВИСИМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ - те переменные, которые в эксперименте рассматриваются как возможные причины изменения зависимых переменных (см.).
НОРМАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ - регулирование поведения человека со стороны социальных норм, принятых в обществе или в группе или усвоенных им в процессе жизни.
НОРМАТИВНОЕ СОЗНАНИЕ — сфера сознания человека, связанная с пониманием и осознанием, в также принятием им существующих в обществе норм и правил поведения.
НОРМА ТЕСТА — усредненная оценка по данному тесту большой группы нормальных, здоровых людей определенного возраста и культуры. С Н.т. сравниваются показатели отдельных людей, полученные путем их обследования по данному тесту, и на основе такого сравнения делается вывод о том, находятся ли они выше или ниже нормы, обладая, соответственно, повышенным или пониженным уровнем психологического развития.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - тот объект, на котором проводится научное исследование. Объектом психологического исследования, например, является человек или группа людей.
ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ — класс или классы объектов, явлений и т.п., к которым относится или которые включает в себя данное понятие.
ОДНОЗНАЧНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ — способность методики отражать в своих показателях только то явление, для диагностики которого она предназначается. Если признаки, используемые в методике для выводов об уровне развития психологического свойства, отражают не только данное, но и другие свойства человека, то соответствующая методика не считается однозначной.
ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — требование, предъявляемое к научным понятиям. О. понятия предполагает указание на конкретные операции или действия, выполнив которые, человек может убедиться в том, что данное понятие не является пустым, т.е. в том, что включенные в него явления действительно существуют.
ОСНОВНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ЗАКОН - закон, в соответствии с которым сила ощущения, возникающего у человека под воздействием некоторого стимула, пропорциональна ло-
______________ ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика_________________
гарифму величины стимула, выражаемой в физических единицах. Формула О.п.з. выглядит следующим образом:
S = k-lgl+c, где S — сила измеряемого ощущения,
/ — величина воздействующего на орган чувств человека стимула,
k, с — постоянные величины, зависящие от органов чувств.
ПЕРЕМЕННАЯ ВЕЛИЧИНА—величина, значения которой не остаются постоянными и изменяются от опыта к опыту. П.в. может принимать различные значения.
ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ- предварительное исследование некоторой проблемы, направленное на проверку правильности задуманного эксперимента, его замысла, гипотез и методик, плана и программы. В П.и. уточняются детали будущего эксперимента, поэтому такое исследование иногда называют пробным.
ПОДШКАЛА ТЕСТА— относительно самостоятельная часть психологического теста, предназначенная для оценки или измерения одного из нескольких психологических свойств, изучаемых при помощи данного теста.
ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ- процесс и результат приобретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола, включая типичное ролевое поведение представителей данного пола.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ- специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и решающий задачи психодиагностики, психокоррекции (см.) и психологического консультирования (см.), связанные не с проведением научных исследований, а с оказанием прямой психологической помощи людям.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ— сторона объекта исследования (см.), которая в данном случае изучается. Например, объектом исследования может быть человек в целом, а предметом исследования — особенности его внимания.
ПРЕДМЕТНАЯ ИГРА— игра ребенка с материальными предметами или их заменителями, подчиненная культурно-историческим особенностям данного предмета, его назначению в жиз-
Словарь основных терминов
ни людей. Например, игра с книгой как с источником и хранителем информации будет предметной, а игра с той же самой книгой, где она используется в качестве подставки, не будет предметной.
ПРОБЛЕМА — сложный, требующий решения научный или практический вопрос, как правило, такой, прежние попытки решения которого нельзя признать вполне удовлетворительными. П. — это вопрос, который все еще стоит на повестке дня и требует своего решения.
ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕСТЫ - психологические тесты (см.), основанные на получении информации о человеке на базе механизма проекции — не вполне осознанного приписывания другим людям, событиям и вещам собственных мыслей и чувств человека.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА - подготовка человека к овладению той или иной профессией и выполнению на достаточно высоком уровне соответствующей профессиональной деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР - отбор людей по психологическим и другим качествам, необходимым для овладения и успешного выполнения той или иной профессиональной деятельности.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ — психологические тесты, основная задача которых состоит в изучении познавательных и других психологических процессов. В П.т. используются данные о психических процессах для выводов о состоянии и свойствах человека.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ — совокупность прикладных психологических знаний, умений и навыков, связанных с оказанием человеку практической психологической помощи в исправлении его психологии или поведения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - область деятельности практического психолога (см.), связанная с оказанием психологической помощи людям в форме консультаций и советов.
ПСИХОТЕРАПИЯ — область теоретических знаний и совокупность практических методов психологического воздействия
______________ ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3, Психодиагностика_________________
на больных людей с целью избавления их от разного рода заболеваний. П. — сфера деятельности, пограничная между медициной и психологией (см. также психокоррекцию).
РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ — метод математической статистики, позволяющий свести множество частных зависимостей между отдельными значениями переменных к их непрерывной линейной зависимости. В результате Р.а. получают прямую линию, которая наилучшим образом иллюстрирует (аппроксимирует — говоря математическим языком) общий характер зависимости между изучаемыми переменными величинами.
РЕЛЕВАНТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИТУАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ - характеристики ситуации тестирования, от которых непосредственно зависят его результаты. Р.х.с.п.т. включают в себя восприятие испытуемым ситуации тестирования, целей и задач тестирования, личности экспериментатора и его поведения и др.
РЕФЕРАТ — краткое изложение совокупности идей, содержащихся в том или ином тексте или в нескольких текстах: книгах, статьях, докладах и т.п.
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА — группа людей, на которую ориентируется человек, в которой он заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы, правила поведения. Р.г. в значительной степени определяет психологию и поведение того человека, для которого она является референтной.
РЕФЛЕКСИЯ — сосредоточение сознания человека на самом себе, на своих образах, мыслях и чувствах. Р. — это также изучение человеком своей собственной психологии или своего собственного поведения.
СИСТЕМА — сложно организованный объект, состоящий из множества более или менее устойчивых элементов, взаимосвязанных друг с другом. Создание, функционирование и развитие С. подчиняется'особым законам, не сводимым и не выводимым из законов функционирования отдельных элементов или частных связей между ними.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ — совокупность признаков, выделяемых данным понятием в тех классах объектов, к которым оно относится (см. также объем понятия).
Словарь основных терминов
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ — система норм, форм и правил поведения, ожидаемого от человека, занимающего в обществе или в социальной группе (см.) определенное положение.
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА — устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или к чему-либо. Су. включает в себя три компонента: когнитивный (знания), эмоциональный (переживания) и поведенческий (действия), которые в целом и определяют отношение к соответствующему объекту.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ТЕСТА - изменение, приспособление данного теста, созданного в одной стране, культуре или эпохе, к другим социальным условиям, где он применяется впервые. С.а.т. включает в себя как изменение самих тестовых заданий, так и уточнение норм.
СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА- название методики, предназначенной для выявления, анализа, табличного, графического и индексного представления человеческих личных взаимоотношений, сложившихся в малой группе (см.).
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ - стандартизированная социометрическая методика (см.), имеющая установленные, проверенные нормы и стандартизированную процедуру ее практического использования.
СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - проводимое в научных целях наблюдение за поведением людей, предполагающее наличие определенной схемы наблюдения, в которой отражено то, что нужно наблюдать, каким образом вести наблюдение и представлять его результаты.
СТАТИСТИКА — термин, имеющий два основных значения: а) область математических или практических знаний, в которой представлены способы статистического анализа или обобщенные количественные данные о чем-либо; б) частный показатель, с помощью которого эти данные представляются.
СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ — переживания, повышающие общий тонус организма, увеличивающие его активность и работоспособность.
СУБТЕСТ — часть психологического теста или его подшкала (см.), имеющая самостоятельное значение и оценивающая то или иное отдельное свойство.
____________ ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика___________
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ— аспект проблемы (см.), вопрос, который специально изучается в данном конкретном исследовании.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (ТАТ)-тест проективного типа, созданный американским психологом Г. Марреем. Основу ТАТ составляет серия сюжетно неопределенных картинок, на которых представлены люди в малопонятных ситуациях. Испытуемые по этим картинкам пишут связные рассказы-сочинения, анализ которых позволяет судить о психологии самих испытуемых.
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ- раздел современной математики, рассматривающий случайные величины, а также законы, характеризующие множества и отношения случайных величин.
ТЕСТ— стандартизированная методика психологического исследования, предназначенная для точных количественных оценок и строгих качественных определений психологии и поведения человека с ориентацией на установленные нормы оценок.
ТЕСТИРОВАНИЕ— процесс применения тестов и других психодиагностических методик для изучения и оценки психологии и поведения человека.
ТЕСТ КЕТТЕЛА— методика, разработанная англо-американским психологом Р. Кеттелом и предназначенная для выявления количественной оценки 16 различных черт личности человека (факторов — см.).
ТЕСТ РОРШАХА—методика психодиагностики личности, разработанная немецким ученым Роршахом для изучения неосознаваемых склонностей и побуждений человека. Т.Р. представляет собой серию симметричных цветных пятен, интерпретация которых человеком позволяет судить о его мотивации.
ТЕСТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОАТТЕСТАЦИИ ГРУППЫ КАК КОЛЛЕКТИВА (СПСК)- методика, предназначенная для оценки уровня социально-психологического развития малой группы, как коллектива, с представлением в виде индексов и диаграммы системы существующих в нем коллективистских отношений.
ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ— группа психологических тестов, в основу которых положена оценка практических достижений
Словарь основных терминов
человека в тех или иных видах деятельности, а также в решении различных задач.
ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА—группа психологических тестов, предназначенных для изучения мышления человека и количественной оценки уровня его интеллектуального развития.
ТЕСТЫ СОСТОЯНИЙ И СВОЙСТВ- психологические тесты, предназначенные для диагностики устойчивых состояний и свойств человека как личности.
ТОЧНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ-способность данной методики достаточно точно оценивать степень развития у человека тех психологических качеств, для диагностики которых она предназначена. Чем больше различных градаций уровня развития данных качеств позволяет получать методика, тем она точнее.
ТРЕВОЖНОСТЬ— психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения человека. Т. может выступать как ситуативное, т.е. временное, состояние человека и как устойчивая черта его личности. Соответственно, различают ситуативную и личностную Т.
УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ (УСК)- способность человека контролировать себя и свое поведение, управлять всем этим, брать на себя ответственность за происходящее с ним и вокруг него.
ФАКТОР— математико-статистическое понятие, означающее общую причину многих случайных изменений совокупности переменных величин, событий и т.п. Ф. выявляется при помощи специальной математической процедуры, называемой факторным анализом (см.).
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ— процедура или метод математической статистики, основанный на анализе корреляций случайных величин и направленный на то, чтобы выявлять группы случайных величин, взаимно коррелирующих друг с другом. Мате-матико-статистическая основа выявляемых таким образом корреляций называется фактором (см.).
ФРУСТРАЦИЯ— эмоционально-отрицательное переживание человеком какой-либо неудачи, утраты, крушения надежд, сопровождаемое чувством безысходности, тщетности прилагаемых усилий.
ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика
Х2-КРИТЕРИЙ — математико-статистический критерий, на основе которого судят о статистической значимости связей, существующих между двумя или несколькими переменными, часть которых рассматривается как причина, часть — как следствия наблюдаемых изменений.
ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ — устойчивые индивидуальные психологические свойства человека, характеризующие его как личность. Ч.л. могут служить определениями характера, мотивами поведения и т.п.
ЭКСПЕРИМЕНТ — метод научного исследования, предполагающий создание некоторых искусственных (экспериментальных) условий и направленный на выявление причинно-следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменными.
ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАММА — технически осуществленная запись электрической активности сердечной мышцы в течение определенного промежутка времени, сделанная с помощью специального прибора, называемого электрокардиографом.
ЭЛЕКТРОМИОГРАММА — запись электрической активности скелетных мышц, осуществленная посредством устройства, называемого миографом.
ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММА - запись электрической активности мозга человека или его отдельных участков, выполненная в течение некоторого промежутка времени при помощи прибора, именуемого электроэнцефалографом.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ- исследование, основанное на получении, анализе и обобщении опытных данных.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ............................................................................... 3
Часть I. Психологическая диагностика
Глава 1. Введение в психодиагностику............................................... 6
Общее представление о психодиагностике.................... 7
Из истории психодиагностики....................................... 14
Профессионально-этические аспекты психодиагностики 19
Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики
и предъявляемые к ним требования...................................... 26
Общая характеристика методов психодиагностики..... 26
Методы психодиагностики, их классификация............. 33
Требования, предъявляемые к психодиагностическим
методикам и ситуациям.................................................. 42
Тесты и тестирование..................................................... 47
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста.... 56
Особенности психодиагностики
детей дошкольного возраста.......................................... 57
Методы диагностики познавательных процессов
дошкольников................................................................. 62
Методы диагностики восприятия .................................. 65
Методы диагностики внимания...................................... 73
Методы диагностики воображения ............................... 83
Методы диагностики памяти.......................................... 88
Методы диагностики мышления ................................... 96
Методы диагностики речи .......................................... 116
Психодиагностика личностных качеств
и межличностных отношений у дошкольников.......... 123
Методы изучения межличностных отношений ......... 144
Подведение итогов и представление результатов психодиагностического обследования
детей-дошкольников..................................................... 148
Итоговая, интегральная характеристика уровня
психологического развития ребенка-дошкольника ... 149
ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика
Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников.................... 156
Особенности психодиагностики детей младшего школьного
возраста................................................................................................... 157
Методы определения готовности ребенка
к обучению в школе и диагностика уровня развития
его познавательных процессов......................................................... 164
Методы оценки внимания младшего школьника
и ребенка, поступающего в школу .................................................. 173
Методы диагностики памяти ........................................................... 179
Методы изучения воображения....................................................... 193
Методы психодиагностики мышления
младшего школьника........................................................................... 198
Методы оценки уровня развития речи
у младших школьников....................................................................... 216
Методы изучения личности и межличностных отношений
у младших школьников....................................................................... 223
Подготовка заключения об уровне
психологического развития ребенка
младшего школьного возраста ........................................................ 259
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей.................. 270
Особенности психодиагностики детей подросткового
и юношеского возраста....................................................................... 270
Методы психодиагностики познавательных процессов
в подростковом и юношеском возрасте.......................................... 277
Методы оценки мышления у подростков
и старших школьников ....................................................................... 281
Методы диагностики личности........................................................ 321
Методы изучения межличностных отношений .......................... 380
Глава 6. Методы психодиагностики студентов,
учителей и родителей......................................................................... 411
Психология и психодиагностика взрослых.................................. 412
Изучение познавательных процессов у студентов,
учителей и родителей.......................................................................... 417
Методы изучения личности взрослого человека......................... 452
Блок методик, связанных с решением человеком
жизненных проблем ............................................................................ 479
Методы педагогического изучения
межличностных отношений взрослых людей.............................. 502
Содержание
Часть II. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики
Глава 1. Что такое экспериментальная
педагогическая психология................................................................ 528
Понятие об экспериментальной
педагогической психологии.............................................................. 529
Проблемы экспериментальной
педагогической психологии.............................................................. 531
Способы и средства научного решения проблем
экспериментальной педагогической психологии........................ 534
Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований.......... 539
Типология научных психолого-педагогических
исследований......................................................................................... 539
Психолого-педагогический эксперимент....................................... 543
Логика доказательства в психолого-педагогическом
эксперименте.......................................................................................... 553
Глава 3. Статистический анализ экспериментальных данных
и способы наглядного представления результатов................... 558
Методы первичной статистической обработки
результатов эксперимента................................................................. 559
Методы вторичной статистической обработки
результатов эксперимента................................................................. 566
Способы табличного и графического представления
результатов эксперимента................................................................. 586
Глава 4. Подготовка и проведение экспериментального
психолого-педагогического исследования..................................... 593
Подготовка экспериментального
психолого-педагогического исследования................................... 593
Проведение эксперимента.................................................................. 600
Анализ результатов эксперимента.................................................. 601
Практические рекомендации и программа их внедрения......... 605
Словарь основных терминов............................................................................ 613