Перспективы и актуальные задачи экспериментальной психологии

Основу современных экспериментально-психологических исследований составляют информационные и телекоммуникационные технологии. Показателем прогресса является использование мощных компьютеров и оригинального программного обеспечения. Развитые базы данных существенно расширяют потенциал и перспективу исследований. Благодаря Всемирной паутине открываются возможности транспортировки экспериментальных данных, их обработки и анализа в тех научных центрах, где существуют наиболее подходящие условия и технологии. Исследования выходят за рамки отдельных организаций и все чаще принимают интернациональный характер.

Постоянно совершенствуются периферийные технические устройства. Прежде всего те из них, которые формируют (с заданными параметрами) информационную среду человека или, в более специальных терминах, потоки стимуляции. Сюда относятся различного рода дисплеи, информационные панели, гибкие экраны, синтезаторы звуков, акустические системы, игольчатые матрицы, виртуальные комнаты и многое др. Благодаря развитию компьютерной графики появилась возможность конструирования практических любого визуального стимульного материала. Использование цифровых форматов записи и воспроизведение звука позволяет оперативно создавать требуемые оттенки акустических сред, так или иначе обусловливающих активность человека. На новый качественный уровень поднято оборудование, предназначенное для регистрации состояний испытуемого и систем его организма (особенно полиграфия, окулография, магнитоэнцефолография и др.). Наконец, прогресс экспериментальной психологии связан с наличием современных устройств регистрации деятельности и общения людей, начиная с кнопочных пультов и джойстиков и заканчивая камерами видеонаблюдения и средствами аудиозаписи.

Совершенствование вычислительной техники подтолкнуло развитие процедур измерения и обработки данных. Получили распространение методы многомерного шкалирования, кластерного анализа, использование «мягких вычислений», анализ латентных структур. Открылась возможность применения новой стратегии научного исследования, ориентированной на выявление многокачественности и динамизма психических явлений, а также роли «вторичных», или многократно опосредованных детерминант, выявление которых требует больших массивов данных.

Результатом технологического переоснащения стала реорганизация всей инструментальной базы психологии. Роль и значение отдельных методов изменились. Так, 30-40 лет назад видеорегистрация глаз человека (айтрекинг) считалась грубым, очень трудоемким и малоперспективным средством исследования. Сегодня, благодаря созданию высокоскоростных видеокамер, снимающих состояние поверхности глаз в инфракрасном световом диапазоне, и использованию специализированных медиаресурсов, это – один из удобных и достаточно точных инструментов, часто применяемых как в фундаментальных, так и в прикладных исследованиях. Благодаря телекоммуникационным технологиям в новом качестве открылся метод наблюдения. Установка миниатюрной видеокамеры (субкам) на голове или очковой оправе испытуемого дополнила съемку его поведения, ведущуюся с внешних пространственно-разнесенных камер. Возник новый метод исследования – полипозиционное наблюдение, позволяющий учитывать позицию и индивидуально-психологическое содержание деятельности людей в условиях повседневной жизни.

Конечно, не каждый психологический эксперимент требует современного оборудования и «высоких технологий». Более того глубинные основания методических проблем психологии лежат не столько в технической или вычислительной, сколько в предметно-содержательной плоскости исследований. Речь идет о достигнутом уровне развития экспериментального метода и профессиональной культуре его использования. Эффективный инструментарий существенно расширяет горизонт выполняемых исследований и обеспечивает готовность использования экспериментального метода в решении актуальных практических задач.

Наши рекомендации